Вы здесь

Новое образовательное пространство. Выигрывают учащиеся. Глава 1. Образовательное пространство. Обоснование (Дэвид Лоэртшер, 2011)

Глава 1

Образовательное пространство. Обоснование

Как помочь современным школьникам?

http://www1.teachertube.com/viewVideo.php?video_id=12272&title=A_Vision_o f_K_12 Students_Today

Некоторые школы сделали ставку на современную библиотеку, которая укомплектована профессиональным штатом и служит исследовательским центром, в которой школьники овладевают технологиями и получают навыки информационной грамотности. В других школах пытаются сохранить чахнущие библиотеки индустриальной эпохи, ориентированные на тот образовательный процесс, каким он был в XX веке, или, что еще хуже, вообще не располагают библиотеками.

Not Your Grandmother’s Library!

htlp://www/learningandleadingdigital.com/learning_leading/20110304?pg=18#pg18


Школьные библиотеки стали повсеместно появляться в 1960-е годы, когда США озаботились проблемой конкуренции Советским Союзом в космической гонке. Тогда в опубликованной в журнале «Redbook» статье были приведены данные о том, что в Америке на собачий корм тратится средств больше, чем на библиотечные книги. Компьютерные лаборатории в школах появились гораздо позже, когда стала доступнее техника Apple и персональные компьютеры.

С появлением Интернета и повсеместным распространением портативных устройств, таких как смартфоны и планшеты, пришлось в значительной степени пересмотреть само представление о том, как человек работает, учится, общается с окружающим миром. Писатели-фантасты прошлого оказались во многом правы, и сегодня мы видим, как компьютеры превращаются в продолжение нас самих. Однако до сих пор существует разрыв между использованием новых технологий в личных целях и массовым образованием, практикой. Неужели в академическом мире мы хотим обойтись без технологий, которые подарили всему человечеству столько возможностей?

Борьба между двумя конкурирующими крупнейшими корпорациями, воплощающими в себе две противоположных бизнес-модели, поможет уяснить сущность реорганизации в школьном образовании. Модель Microsoft и модель Google — это две разные философии ведения бизнеса, хорошо знакомые нам как потребителям во многих аспектах. Приведенная ниже иллюстрация позволяет сравнить эти две модели в контексте образования.




Хороший пример работы этих двух моделей можно найти в музыкальной индустрии. Больше половины века в индустрии звукозаписи правили бал крупные бренды, которые, по сути, контролировали то, какие альбомы должны выходить на рынок. На современном рынке потребитель заявляет: «Я хочу получить то, что хочу, где и когда хочу». И многие музыкальные группы покинули традиционное поле и обратились непосредственно к слушателю. Многие музыканты становятся сегодня популярными, размещая ролики на своих каналах в YouTube. Компания, чей принцип «Мы создадим для пользователя…», выпускает программное обеспечение, которое мы используем исключительно на ее условиях. Та компания, чей принцип «пользователи создают сами…», предоставляет нам набор инструментов и позволяет нам творить и создавать наши собственные ин-

формационные системы. В этом основная разница между первым и вторым подходом. В пользу первого принципа приводится обычно тот аргумент, что структура и организация должны соответствовать предоставляемой услуге. Против модели «Пользователи создают сами» выдвигают тот аргумент, что она фрагментирована, разрозненна, не единообразна и отдает контроль в руки непрофессионалов.

И школьная библиотека, и компьютерная лаборатория ориентированы на принцип «готового продукта», поэтому идея руководства и контроля заложена в их структуре. В этой модели действует стереотипное представление о библиотекарях как о «хранителях книг», а о ИТ-специалистах – как о диктаторах своей воли пользователям сетей. Но даже тогда, когда наша ориентированная на обслуживание библиотека и компьютерные специалисты заставляют системы работать эффективно и осуществляют жесткий контроль, в этой мощной дамбе все же находится течь. Преподаватели, недовольные недоступностью печатных изданий, создают книжные собрания в собственных учебных кабинетах, а некоторые учителя используют инструменты Web 2.0 в обход основных школьных сетей. Школьники игнорируют как библиотеки, так и компьютерные лаборатории, обращаясь непосредственно к Интернету, который всегда под рукой и даст быстрый ответ на любой вопрос. Ответ может оказаться неверным, но комфорт побеждает. Поскольку школьная библиотека и компьютерная лаборатория потребляют немалые ресурсы, финансовая ситуация заставила многие школы задуматься над тем, нужны ли им вообще эти службы.


Новые образовательные модели

Школы должны выработать новые релевантные образовательные модели, отвечающие потребностям школьников в новых методах обучения с привлечением технологий, которые дети используют повсеместно за пределами школы. Образовательные сообщества – это реальный шаг школы к созданию новой коллективной образовательной модели, охватывающей учащихся и преподавателей. (Koechlin, Rosenfeld, and Loertscher, 2010, 2).


Педагогический фьюжн

На педагогику опираются решения, касающиеся информационной архитектуры школы – там, где технологическая инфраструктура и службы поддержки, сетевые информационные ресурсы и доступ к ним не ограничивают инновационное и гибкое использование пространства, ресурсов и профессиональных знаний.

Ross Todd (2010)

К модели образовательного сообщества, ориентированной на пользователей


Мы считаем, что информация, ресурсы, доступ к компьютерам и обучение в информационном мире и мире технологий остаются необходимыми элементами качественного образования. Мы считаем, что переориентация библиотек и компьютерных лабораторий на пользователя – или принятие модели «Пользователи создают сами» – неизбежность. Наши пользователи, как учителя, так и школьники, чувствуют себя все комфортнее в той модели информационного мира, где они не только «создают сами», но и перестают пользоваться предлагаемыми им услугами, если альтернатива более дружественна по отношению к ним. Конечно, можно потребовать от них, чтобы они пользовались нашими системами, но ведь школьные библиотеки и компьютерные классы открыты лишь тогда, когда открыта сама школа, а в некоторых случаях – лишь по особому расписанию в отведенные часы. Если магазин закрыт, когда у покупателя нашлось время, чтобы заглянуть в него, или если там не найдется того, что ему нужно, покупатель найдет другой магазин, где получит нужный товар в удобное для себя время.


Тема для дискуссии: Прислушиваются ли библиотекари к потребностям своих пользователей? http://www.youtube.com/watch?v=W3ZHPJT2Kp4


Принятие модели информационных систем, ориентированных на клиента, часто вызывает опасения и подозрения: «Если пустить детей в Интернет, они будут постоянно отвлекаться от учебных целей, а может быть, даже подвергнутся атаке преступников». В ответ на эти страхи и в соответствии с федеральными законами во избежание противозаконных действий в школьных системах предусмотрены мощные фильтры.

Мы считаем, однако, что следует провести границу между школьной административной и школьной образовательной информационной системой. Административная сеть должна быть надежно закрыта от хакеров, чтобы избежать всякого рода нарушений и вмешательств в информацию о расписании, оценках, бюджете. Образовательная система – это совершенно иное дело, поскольку ее функция – способствовать обучению. Популярность приложений Web 2.0 в образовании связана с тенденцией к устроению очень безопасного коллективного цифрового пространства, объединяющего тех, кто учится. Однако это пространство не всегда открывается через компьютерные сети данного школьного округа. Организация таких пространств вызывает временную панику у тех, кто непременно хочет «все контролировать», однако постепенно и у них происходит переоценка ценностей.

Мы утверждаем, что и взрослые, и дети должны научиться выстраивать свое собственное информационное пространство и нести ответственность за свои действия в нем. Поскольку наши клиенты находятся под нашей опекой не круглые сутки, мы должны помочь им учиться и сформировать правила поведения как в реальном, так и в цифровом мире. Нам кажется, что будет правильным научить их «правилам безопасного движения» по цифровому хайвэю, поскольку мы не можем всегда быть рядом, помогать и направлять их. Пользователи, до определенной степени овладевшие компьютерными навыками, часто уже знают, как обойти самые суровые из правил. Также отметим, что до сих пор распространен миф о том, что инструменты и пространства Web 2.0 являются по умолчанию опасными.

В традиционной практике образования принято учитывать характеристики пользователей и на этой основе решать, каким образом удовлетворять их потребности и желания. Если приложить данную концепцию к традиционным школьным библиотекам и компьютерным лабораториям, то тогда и возникает то самое «образовательное пространство». В приведенной ниже таблице (см. с. 24) приведены примеры трансформации традиционной практики.


«Клиентская версия» образования против традиционной модели


Переход к новой модели – это приобретение нового навыка мышления. Это осознанная попытка учитывать в первую очередь потребности пользователя, а не потребности организации. Сделать этот шаг не так сложно, как может показаться. Вряд ли во всех случаях понадобятся годы планирования и астрономический бюджет. Если тем, кто занимается планированием, удастся отойти от модели, в которой главное – командование и контроль, то они увидят огромный потенциал для творчества и решения многих проблем. С первыми успехами на этом пути быстро исчезают страхи и воображаемые препятствия.

Одно из главных изменений – эти привлечение пользователей к планированию, реализации и оценке происходящих процессов. Пользователи должны помочь нам создавать новое пространство, потому что они будут использовать его. Будучи заинтересованными в нем, они будут о нем заботиться и проявлять большую ответственность.

Какова при этом роль родителей? Новая модель требует с их стороны четкого понимания происходящего, в частности того, что и они – участники новой системы. Такое соглашение подразумевает, что ответственность – это привилегия, и что каждый из них участвует, поддерживает, содействует и способствует развитию этих образовательных возможностей. «Каждый» – это и руководство школы, и учитель информатики, и педагог-библиотекарь, и классные руководители, родители, а самое главное – сами учащиеся.


Выигрывают учащиеся!

Рост количества учащихся, бросающих школу, скучающие школьники, ученики, не пользующиеся услугами компьютерных лабораторий и школьных библиотек, – все это свидетельствует об углублении противоречий между цифровыми пристрастиями школьников и традиционной природой школьного образования. Но школа должна отвечать потребностям тех, кого она обслуживает. Проблема состоит не только в том, что учителя представляются школьникам безнадежно отставшими от жизни. Это поколение взрослых должно открыть перед юным поколением перспективы, предоставив возможность учиться, расти, совершенствоваться, становиться конкурентоспособными в глобальном масштабе. Наступило время, когда выигрывает тот, кто учится, и время, когда мы, специалисты образования, должны выйти из тени и пойти в ногу со временем.


Выигрывает каждый!

Пришло время, когда поколение Google сможет взглянуть на педагога-библиотекаря и учителя ИТ как на преподавателя и наставника в области информации и технологий. Пришло время, когда учащиеся смогут воспринимать информационных специалистов школы как помощников, а не как стену, которую нужно обойти. Мы, взрослые, также будем пересматривать и перестраивать свою работу, надеясь, что наши библиотеки и компьютерные лаборатории найдут свое место в новой среде обитания, стимулируя развитие новой образовательной атмосферы школы.

Преимущества образовательного пространства для школы, для общешкольного образовательного процесса, процесса преподавания будут рассмотрены в последующих главах. Перед началом нашего путешествия следует отметить, что тяжелый труд по совершенствованию школы можно облегчить, начав с создания пространства и культуры образовательного сообщества. Финансирование, поиск ресурсов, внедрение и отслеживание программ – все это может исходить из единого центра. Здесь в любое время руководство школы сможет ощутить пульс перемен без необходимости отслеживать все инициативы, возникающие в тех или иных подразделениях.

Время перестраиваться, чтобы выиграл каждый

Чтобы не становиться жертвами наших программных структур, мы должны создавать новые типы образовательной среды для нового времени и различных видов обучения и образования. Не делать этого – значит объявить о своем нежелании учиться.

Heidi Hayes Jacobs (2010, 79)


Невозможно представить школу информационной эпохи без полностью функционирующей библиотеки, служащей информационным центром. Исследовательский подход к образованию заставляет пересмотреть функцию школьной библиотеки и роль библиотекаря в трансформации школьного образования в системе К-12 в соответствии с требованиями, выдвигаемыми в XXXI веке.

Kuhlhau, Maniotes, and Caspari (2007, 50)


ИДЕИ, которые вам помогут

Почему следует менять деятельность школьных библиотек и компьютерных лабораторий

● У студентов колледжа есть идеи, какими должны быть перемены:

http://www1.teachertube.com/viewVideo.php?video_id=

1184&title=Digital_Students___Analog_Schools

● Прислушаемся к мнению детей:

http://youtube.com/watch?v=blRG0UJ0jWE

● Подростки поют о своем Сообществе:

http://youtube.com/watch?v==4я4Я717нВ08

● Мнение Ким Кофино о современных школьниках

http://slideshare.net/mscofino/the;21st;century;learner

● Технология как инструмент:

http://youtube.com/watch?v=_МтРвйзУ4КЬ

● Новые головокружительные технологии

http://www.fluency21.com/blogpost.cfm?blogID=2107&utm_

source=Committed+Sardine+Blog+Update&utm_cam;

paign=2129ef4829;RSS_EMAIL_CAMPAIGN&utm_medi;

um=emai

● Интервью Алана Новембера с директором Академии

Кушинга

http://novemberlearning.com/category/podcasts/

● Пять мифов об информационной эпохе:

http://chronicle.com/article/5;Myths;About;the;

Information/127105

● В заключение, старая добрая реклама Old Spice:

http://www.youtube.com/watch?v=2Arlj236UHs&feature=related


Еще одна идея

Школа мечты

«Я мечтаю о новой школе, месте, где дети могут задавать вопросы и следовать своим увлечениям. Месте, где заботливые взрослые создадут условия для получения глубоких знаний, где они не будут стоять на пути и где это станет возможным. Месте, где мы убедимся в ценности того, что могут предложить учителям и школьникам те, кто не устает учиться.

Такая школа объединит в себя онлайновые исследования и уроки лицом к лицу. Школа, как лаборатория, на примере которой все смогут увидеть автодидактику в действии».

Sheryl Nussbaum-Beach (2011)


Почитайте блог Шерил Нуссбаум-Бич, посмотрите ее видеосюжет о школе, принявшей новую модель. Вы увидите, насколько школьники вдохновлены новыми возможностями.


Темы для обсуждения с коллегами и авторами

• В книге «В голове у Стива» («Inside Steve’s Brain») рассказывается, в частности, о том, как Стив Джобс спас Apple. Какая бизнес-модель была им создана, и можем ли мы воспользоваться некоторыми из его идей?

• Что в современных учащихся заставляет нас перестраивать нашу практическую деятельность?

• Что учащиеся вашей школы говорят о необходимости изменить подход к образованию?

• Как использование приложений с открытым исходным кодом способствует этим изменениям?

• Что такое краудсорсинг? Может ли он помочь нам измениться? Ключ к ответу в книге «Мы умнее, чем я: как привлечь силу соучастия в свой бизнес» («You are Smarter Than Me: How to Unleash the Power of Crowds in your Business»)

• Также рекомендуем: The World is Flat? Wikinomics, Whole New Mind (Daniel Pink)


Библиография

• Hayes Jacobs, Heidi. 2010. Curriculum 21: Essential Education for a Changing World. Alexandria, YA: Association for Supervision & Curriculum Development.

• Koechlin, Carol, Esther Rosenfeld, and David V. Loertscher. 2010. Building a Learning Commons: A Guide for School Administrators and Learning Leadership Teams. Salt Lake City, UT: Hi Willow Research and Publishing.

• Kuhlthau, Carol, Leslie K. Maniotes, and Ann K. Caspari. 2007. Guided Inquiry: Learning in the 21st Century. Westport, CT: Libraries Unlimited.

• Nussbaum-Beach, Sheryl. 2011. Dream School.

http: //www.2 IstcenturvcOllabOrative. c0m/2011 /04/dream-sch001/

• Todd, Ross J. 2010. Keynote Presentation at New England School Library Association Leadership Conference. http://neschoolibraries.org/leadership-conference/ http://nesch001ibraries.flles.w0rdpress.c0m/2010/01/2010-01-

15-r0sst0dd.pdf


Ресурсы

Основные идеи

• Foley, Mary Jo. 2008. Microsoft 2.0: How Microsoft Plans to Stay Relevant in the Post-Gates Era, Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.

• Vise, David and Mark Malseed. 2006. The Google Story: Inside the Hottest Business, Media, and Technology Success of Our Time. Brooklyn, NY: Delta Publishing Group.

Другие ресурсы

• Bellanca, James and Ron Brandt, eds. 2010. 21st Century Skills: Rethinking How Students Learn. Bloomington, IN: Solution Tree.

• Chorost, Michael. 2010. World Wide Mind: The Coming Integration of Humanity, Machines, and the Internet. New York: Free Press.

• Darling-Hammond, Linda. 2010. The Flat World and Education: How America's Commitment to Equity Will Determine Our Future. New York: Teachers College Press.

• Friedman, Thomas. 2007. The World Is Flat. 3.0: A Brief History of the Twenty-First Century. New York: Picador.

• Fullan, Michael. 2010. All Systems Go: The Change Imperative for Whole System Reform. Thousand Oaks, CA: Corwin Press.

• Hayes Jacobs, Heidi. 2010. Education for a Changing World. Alexandria, YA: Association for Supervision & Curriculum Development.

• Interview with Heidi Hayes Jacobs http:/Addeo.ascd.org/services/plaver/bcpid552755950ol?bctid=61455698ool

• Kahney, Leander. 2008. Inside Steve’s Brain. New York: Penguin Group.

• Libert, Barry and Jon Spector. 2007. We Are Smarter Than Me: How to Unleash the Power of Crowds in Your Business. Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice Hall.

• Pink, Daniel. 2006. A Whole New Mind: Why Right-Brainers Will Rule the Future. New York: Riverhead Books (Penguin Group).

• Tapscott, Don and Anthony D. Williams. 2010. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything. New York: Portfolio Books (Penguin Group).