Вы здесь

Новое законодательство об охране труда. Глава 2 ПРАВА РАБОТНИКОВ НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТАКИХ УСЛОВИЙ РАБОТОДАТЕЛЯМИ (Н. Н. Шептулина, 2007)

Глава 2 ПРАВА РАБОТНИКОВ НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТАКИХ УСЛОВИЙ РАБОТОДАТЕЛЯМИ

Государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями, реализуются в элементарных правоотношениях, возникающих между работниками и работодателями как сторонами единого трудового отношения. Для установления и развития таких правоотношений в сфере охраны труда работники и работодатели наделены государством конкретными правами в этой сфере и на них возложены определенные обязанности, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Закрепляя в законодательстве права и обязанности работников и работодателей в области охраны труда, государство определяет направления и способы сохранения главной производительной силы – работающего населения и тем самым обеспечивает оптимальное согласование интересов сторон социально-трудовых отношений и общества в целом.

§ 1. Право работника на охрану труда


Осуществляя нормотворческую функцию в сфере социально-трудовых отношений, государство большое внимание уделяет конкретизации трудовых прав граждан, закрепленных в Конституции РФ. В частности, право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, конкретизировано в ст. 219 ТК РФ. При этом конкретные права работника подкрепляются соответствующими гарантиями (ст. 220 – ТК РФ) либо им корреспондируют обязанности работодателя обеспечить создание условий, позволяющих работнику реализовать свои права на сохранение жизни и здоровья.

Например, ст. 219 ГК РФ предусматривает, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда[46]. Работодатель со своей стороны обязан обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Работник имеет право на получение информации от работодателя, соответствующих органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах, которые применяются (полагается применять) для защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ).

В случаях, когда работодатель не предоставляет работнику такой информации и у него имеются основания считать, что его рабочее место не соответствует требованиям охраны труда, он вправе сделать запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральной инспекцией труда, другими органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (Роспотребнадзором, Ростехнадзором и др.), органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Кроме того, работник вправе обращаться с заявлением, жалобой, предложениями по улучшению условий и охраны труда в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы.

Праву работника на запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля корреспондируют соответствующие полномочия этих органов (см., например, ст. 356 и 370 ТК РФ).

Работник вправе лично или через своих представителей участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания.

В Российской Федерации действует специальный Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[47]. В соответствии со ст. 4 этого Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам. Обращение может быть выражено в форме предложения – рекомендации по совершенствованию законодательства или улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; в форме заявления – просьбы гражданина о содействии с реализации его конституционных прав и свобод либо конституционных прав и свобод других лиц; в форме жалобы-просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов других лиц. Обращение может быть также устным.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в течение 30 дней с момента поступления обращения обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение, и принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.

Принятое государственным органом, органом местного самоуправления либо должностным лицом решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения может быть обжаловано работником в административном и (или) судебном порядке.

Решение, принятое по обращению работника работодателем, объединением работодателей согласно Закону РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[48] может быть обжаловано в судебном порядке в 3-месячный срок со дня, когда работнику стало известно о нарушении его прав. Жалоба подается по усмотрению работника либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения работодателя, объединения работодателей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Если работник не согласен с решениями, принятыми по его жалобе указанными выше органами и должностными лицами, он может обратиться в жалобой к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, компетенция которого закреплена в Федеральном конституционном законе от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[49].

При возникновении в процессе работы непосредственной опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами)[50] он вправе отказаться от выполнения работы до устранения такой опасности (например, от работы на высоте без ограждающих устройств и при отсутствии предохранительного пояса).

При таком отказе работодатель обязан предоставить ему другую работу на время устранения опасности. Если по объективным причинам это невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством (ст. 157 ТК РФ).

Как следует из содержания ч. 7 ст. 220 ТК РФ, работник вправе также отказаться от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. При этом случаи, когда работник не может воспользоваться таким правом, в Трудовом кодексе не указываются. Поэтому работник вправе отказаться от выполнения названных работ и тогда, когда выполнение таких работ вызвано переводом вследствие чрезвычайных обстоятельств (ст. 72.2 ТК РФ) – п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. с посл. изм.[51]

Если в указанных случаях предоставление работнику другой работы невозможно, то время простоя работника, по нашему мнению, должно оплачиваться как простой не по его вине (ст. 157 ТК РФ).

Работник вправе отказаться от выполнения работы также при необеспечении его в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты, а работодатель обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии со ст. 157 ТК РФ.

Отказ работника от выполнения работ в перечисленных выше случаях не влечет для него каких-либо неблагоприятных последствий, например работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

В случаях, когда в ходе аттестации рабочих мест установлено, что фактическое значение опасных и вредных производственных факторов превышает существующие нормы или требования по травмо-безопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При этом рабочее место признается неаттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации (п. 1.6 и 3.4.6 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12)[52].

При ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда работодатель по общему правилу, обязан перевести работника с его согласия на другую работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Если такая возможность в организации отсутствует, работодатель должен осуществить профессиональную переподготовку работника за свой счет и принять меры к его трудоустройству.

В целях создания условий для сохранения работниками своего здоровья в процессе трудовой деятельности Федеральный закон от 30 июня 2006 г. дополнительно включил в Трудовой кодекс ст. 73 о переводе работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением. Данная статья предусматривает, что работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, соблюдая при этом определенные условия. Так, в случаях, когда работник, нуждающийся во временном переводе на срок до 4 месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более 4 месяцев или постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Трудовой договор с руководителями организаций (филиалов или иных обособленных структурных подразделений), их заместителями и главными бухгалтерами, нуждающимися в соответствии с медицинским заключением во временном или постоянном переводе на другую работу, при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы также прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Однако работодатель имеет право с письменного согласия указанных работников не прекращать с ними трудовой договор, а отстранить их от работы на срок, определяемый соглашением сторон. В период отстранения от работы заработная плата указанным работникам не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Помимо рассмотренных законодательных норм, гарантирующих обеспечение работникам благоприятных условий и охраны труда, Трудовой кодекс, другие нормативные правовые акты содержат и многие другие нормативные положения, способствующие достижению указанной цели. О них речь пойдет в разделах работы, посвященных конкретным обязанностям работодателя по созданию безопасных условий работы (вопросам обучения работников безопасным приемам работы; установления в организациях рациональных режимов труда и отдыха и предоставления дополнительных гарантий работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и др.).

§ 2. Организация работодателем работы по обеспечению безопасных условий труда


Признавая и гарантируя свободу предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от выполнения работ и оказания услуг, государство при этом ставит перед работодателем задачу отдавать приоритет в своей деятельности сохранению жизни и здоровья работников – основной производительной силы общества, от состояния которой зависят перспективы его развития. Поэтому именно на работодателей возлагается обеспечение безопасных условий и охраны труда работников (ст. 212 ТК РФ).

Согласно законодательству о труде первейшей обязанностью работодателя является обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов (ч. 2 ст. 212 ТК РФ), т. е. создание таких условий труда, при которых отсутствует риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью работников. Выполнение этой обязанности работодателем должно начинаться уже на стадии проектирования производственных объектов и оборудования.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения государственной экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации или подведомственными указанным органам государственными учреждениями. Компетенция названных органов разграничивается в зависимости от характера проектируемых объектов (их назначения, уникальности, опасности, технической сложности и других факторов). Условия проведения указанных экспертиз иными органами предусмотрены ч. 4.1 и 4.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.

Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

С 1 января 2007 г. проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением указанной государственной экспертизы проектной документации, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, не допускается.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и порядок ее взимания устанавливаются Правительством РФ (ч. 11 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ[53]).

В соответствии с ч. 2 ст. 215 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ[54]) запрещаются техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов требованиям охраны труда.

Проведение государственной экспертизы условий труда в указанных случаях осуществляется в порядке, установленном Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244[55] с посл. изм. (за исключением экспертизы условий труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов).

В соответствии с названным Положением перечень документации и материалов, предоставляемых на государственную экспертизу условий труда, определяются Минздравсоцразвития России в зависимости от объекта экспертизы.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях срок проведения экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц. По результатам экспертизы составляется экспертное заключение.

При несогласии с экспертным заключением заказчик может обжаловать его в судебном порядке.

В силу ст. 215 ТК РФ запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая и медико-биологическая) оценка которых не производилась.

Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок утвержден приказом Роспотребнадзора от 21 ноября 2005 г. № 776[56]. Указанные экспертизы проводятся соответствующими организациями по заявлению, поданному индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

К видам продукции относятся, например, химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии; полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода; продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения и др. (приложение 5 к названному приказу Роспотребнадзора).

Работа по гигиенической оценке продукции и товаров производится органами и учреждениями Роспотребнадзора по договору с организацией, ставящей на производство данный вид продукции.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Повышение уровня безопасности жизни или здоровья работников осуществляется также путем добровольного соблюдения работодателем правил безопасной организации процессов производства, содержащихся в национальных стандартах, утв. национальным органом Российской Федерации по стандартизации (Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии)[57].

Наряду с обеспечением безопасности работников при строительстве и эксплуатации зданий, сооружений, технологического оборудования, машин и материалов, применяемых в производстве, работодатель обязан создавать соответствующие требованиям охраны труда условия работы на каждом рабочем месте.

Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Рабочее место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50 % или более 2 ч. непрерывно), считается постоянным рабочим местом. Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона (ГОСТ 12.1.005-88).

Рабочей зоной признается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного или временного (непостоянного) пребывания работников. Если при этом работа осуществляется в разных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом является вся рабочая зона[58].

Безопасные условия труда и надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест обеспечиваются путем рационального использования производственных помещений; совершенствования технологических процессов и модернизации технологического оборудования; механизации и автоматизации технологических операций, связанных с транспортированием и использованием ядовитых, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; внедрения систем автоматического или дистанционного управления оборудованием вредных и опасных производств и другими способами, отвечающими требованиям единых межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, санитарным правилам и нормам, утверждаемым в установленном порядке.

При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых необходимо при производстве работ, работодатель может руководствоваться рекомендательными нормами, принимаемыми компетентными органами. Например, организациям г. Москвы при оборудовании рабочих мест и поддержании их в безопасном состоянии рекомендуется соблюдать следующие требования охраны труда:

рабочие места должны быть обеспечены необходимой технологической оснасткой, предохранительными устройствами, приспособлениями и другими средствами, обеспечивающими здоровые и безопасные условия труда;

у рабочих мест должны быть предусмотрены площадки для размещения материалов и деталей на период их обработки. Заготовки и обработанные детали должны размещаться только на отведенной для этой цели площадке в специальной таре или в устойчивых стопах (штабелях, пакетах) высотой не более 1 м для металлических деталей и 1,7 м – для деревянных;

на оборудовании, столах, механизмах и т. п. не должны находиться предметы, не требующиеся по условиям производства;

рабочие места электросварки, находящиеся в производственном помещении, должны быть ограждены постоянными или переносными щитами высотой не менее 1,8 м, а многопостовые трансформаторы и генераторы должны быть ограждены переборками высотой 2,5 м, исключающими доступ посторонних лиц, и т. д.[59]

Соответствие рабочих мест государственным нормативным требованиям охраны труда определяется в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления наличия вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В настоящее время проведение аттестации регулируется Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12[60], в соответствии с которым сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации; при их отсутствии для этого привлекаются организации, оказывающие услуги в области охраны труда и аккредитованные на право проведения указанных измерений и оценку травмобезопасности рабочих мест.

Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда создаются аттестационные комиссии организации и при необходимости комиссии в структурных подразделениях, определяются сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест.

Для проведения в ходе аттестации рабочих мест более точной гигиенической оценки условий и характера труда в зависимости от вредных факторов на рабочих местах должно использоваться Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда, утв. Роспотребнадзором 29 июля 2005 г. и введенное в действие с 1 ноября 2005 г. (Р.2.2.2006-05).

После аттестации рабочих мест руководитель организации издает приказ, в котором дается оценка проведенной работы и утверждаются ее результаты. С учетом этих результатов аттестационная комиссия разрабатывает предложения о порядке подготовки подразделений к их сертификации на соответствие требованиям по охране труда и намечает мероприятия, конкретизирующие содержание такой подготовки.

С учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда решается вопрос о предоставлении компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Причем согласно новой редакции ст. 210 ТК РФ, признавшей аттестацию рабочих мест по условиям труда одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда, указанные компенсации теперь не ставятся в зависимость от неустранимости при современном техническом уровне тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

На основании материалов об аттестации рабочих мест, анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях принимаются неотложные меры по улучшению условий труда, а также осуществляется планирование мероприятий по охране труда. Для оказания помощи работодателям Минтруд России 27 февраля 1995 г. утвердил Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда[61]. Кроме того, о результатах аттестации рабочих мест работодатель должен проинформировать работников.

Особые требования к работодателю предъявляются в связи с необходимостью обеспечить радиационную безопасность при обращении работников с источниками ионизирующего излучения. В частности, работодатель обязан регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ (ст. 14 Федерального закона «О радиационной безопасности населения»).

С 1998 г. введена ежегодная радиационно-гигиеническая паспортизация организаций – системная оценка влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности.

Радиационно-гигиенические паспорта организаций представляются на заключение в органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор. На основе заключения должны быть разработаны меры по нормализации радиационной обстановки[62].

Работодатель обязан также осуществлять специальные мероприятия по профилактике канцерогенной опасности, а именно: принимать меры, исключающие возможность контакта работников с канцерогенными веществами; заменять канцерогенные вещества и факторы неканцерогенными или менее канцерогенными веществами и факторами; максимально ограничивать число лиц, подвергающихся воздействию канцерогенных факторов; при проектировании или реконструкции производств отдавать предпочтение непрерывным (безотходным) технологическим процессам с максимальной степенью автоматизации и механизации (герметизации) оборудования; предусматривать эффективные способы очистки выбросов и др. (разд. 4 Перечня веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека (ГН 1.1.725-98), утв. Главным санитарным врачом РФ 23 декабря 1998 г.)[63].

Для выявления и учета предприятий, технологических процессов, отдельных цехов и производственных участков, на которых работники подвергаются или могут подвергаться воздействию канцерогенных факторов, разработки мероприятий по профилактике злокачественных новообразований, своевременного проведения мероприятий по охране здоровья работников проводится санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных производств в соответствии с методическими указаниями, утв. в установленном порядке (МУ 1.1.688-98) и в сроки, согласованные с территориальными центрами гигиены и эпидемиологии (МУ 1.1.688-98)[64].

Работодатель обязан предотвращать аварийные ситуации. Данная обязанность реализуется им путем закрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указывают перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании и др. (разд. IV и V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80[65]), а также путем разработки комплекса мер по предупреждению и ликвидации последствий аварий.

Особенно это касается организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Такие организации обязаны планировать и осуществлять мероприятия по предотвращению локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и содержать указанные системы в пригодном к использованию состоянии и др. (ст. 9, 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Организации, эксплуатирующие ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных материалов, обязаны обеспечивать разработку и реализацию мер по предотвращению аварий (на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения) и снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды; разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии; подбор, подготовку и поддержание квалификации работников эксплуатирующих организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и другие меры (ст. 35 Федерального закона «Об использовании атомной энергии»).

Необходимость разработки плана действий, предупреждающих возникновение чрезвычайных ситуаций и ликвидирующих их последствия, предусмотрена также для объектов по хранению и уничтожению химического оружия и при его перевозке (ст. 14, 15 Федерального закона от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»)[66].

Наряду с разработкой и реализацией мероприятий по обеспечению безопасных и благоприятных условий труда для работников и мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций работодатель обязан осуществлять постоянный производственный контроль за состоянием производственной среды и трудовых процессов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.

Конкретные обязанности по обеспечению охраны труда работодатель возлагает на руководителей структурных подразделений и закрепляет в должностных инструкциях или утверждает приказом по организации, доводит до соответствующего должностного лица под роспись при приеме на работу (назначении на новую должность).

Порядок проведения отдельных видов производственного контроля закреплен нормативными правовыми актами. Например, организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий регулируются Санитарными правилами СП 1.1.1058-01, введенными в действие с 1 января 2002 г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. № 18[67].

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий включает:

осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, подтверждающих безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки и др.

Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются работодателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте[68].

На основании указанных Правил каждая организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта, которое утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальным органом, осуществляющим государственный надзор в области промышленной безопасности.

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При выявлении нарушений требований безопасности и санитарных правил на объекте производственного контроля работодатель должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе: приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг; прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной для человека, и др. Однако на практике работодатели не всегда организуют должный производственный контроль за соблюдением на предприятиях требований охраны труда. Например, результаты проверок качества производственного контроля, проводимых инспекторами труда, свидетельствуют о том, что во многих подразделениях организаций отсутствуют инструкции по охране труда на некоторые профессии и виды работ, не всегда проводится и регистрируется в соответствующем журнале инструктаж по охране труда работников. Значительное число станочного и иного оборудования эксплуатируется с нарушением правил и норм. Не разработаны функциональные обязанности по охране труда должностных лиц, приказами не назначены лица, ответственные за объекты повышенной опасности. Выявляются факты допуска к работе на оборудовании лиц, не прошедших проверку знаний по охране труда[69]. Особенно много подобных нарушений на малых предприятиях.

Так, согласно данным организационного отдела аппарата ФНПР на малых предприятиях и в индивидуальном предпринимательстве имеют место массовые грубые нарушения норм и правил по охране труда. Многие малые предприятия функционируют в неприспособленных помещениях с серьезными нарушениями норм охраны труда и правил техники безопасности, санитарно-гигиенических нормативов. Работники допускаются к работе без обучения и инструктажа по эксплуатации электроустановок и другого оборудования; не обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, что приводит к высокому уровню производственного травматизма (уровень производственного травматизма со смертельным исходом на малых предприятиях в 2,3–2,5 раза выше общероссийских показателей в промышленности, строительстве, на транспорте и связи)[70].

Для предупреждения возникновения в организациях подобной ситуации работодатели обязаны осуществлять и другие помимо рассмотренных меры по обеспечению безопасных условий труда, в частности ими должны проводиться обучение и проверка знаний работниками требований охраны труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Обучение по охране труда и инструктаж работников на предприятиях проводятся в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России от 13 января 2003 г. № 1/29. Названный нормативный акт обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями – физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателями.

На его основе федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям Порядка.

Все принимаемые на работу лица и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, а также работники, переводимые на другую работу, проходят вводный инструктаж по программе, разработанной в соответствии с законодательством с учетом специфики деятельности организации и утвержденной работодателем. Проводит вводный инструктаж специалист по охране труда или работник, на которого возложены эти обязанности.

Помимо вводного инструктажа по охране труда проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктаж.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми в организацию, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися и студентами, проходящими производственную практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также со строителями при выполнении строительно-монтажных работ на территории предприятия. Инструктаж проводится с каждым работником индивидуально и должен включать демонстрацию безопасных приемов труда. Проводит инструктаж руководитель структурного подразделения.

Работники, не связанные с эксплуатацией, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей, освобождаемых от прохождения такого инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.

Повторный инструктаж имеет целью повышение уровня знаний правил и инструкций по охране труда и проводится с названными выше лицами индивидуально или с группой работников одной профессии (бригадой) по программе инструктажа на рабочем месте. Такой инструктаж проводится по программе первичного инструктажа, и его проходят все работающие не реже чем через 6 месяцев, за исключением тех, кто не связан с использованием инструментов и оборудования и может освобождаться от прохождения инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводится при изменении требований об охране труда, технологического процесса, при нарушении работником правил по охране труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий, замене оборудования и при других обстоятельствах, влияющих на безопасность труда.

Целевой инструктаж производится в случаях: выполнения разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и т. п.); ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и катастроф; производства работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие документы.

Повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственно руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).

В течение месяца после приема на работу помимо инструктажей работодатель обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям. Помимо этого работодатель организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем, но не позднее одного месяца после приема на работу.

Обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ проводится со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. Причем работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ), должны проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы. В период трудовой деятельности указанные лица должны проходить периодическое обучение и проверку знаний требований охраны труда.

На предприятиях, где имеются службы по охране труда, организация обучения работников проводится службами охраны труда, на которые возлагаются разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу, участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда и др.

Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочий профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости – в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Содействие работодателю в организации на предприятии обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении своевременного и качественного инструктажа работников по безопасности труда оказывают также комитеты (комиссии) по охране труда.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем с должностными обязанностями, в том числе по охране труда.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией, если она имеет комиссию по проверке знаний требований охраны труда, или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них соответствующей лицензии, преподавателей и необходимой материально-технической базы.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется при повышении их квалификации по специальности.

Примерные учебные планы и программы обучения по охране труда разрабатывает и утверждает Минздравсоцразвития России.

Очередную проверку знаний требований охраны труда руководители и специалисты организаций проходят не реже одного раза в три года. В установленных Порядком случаях для них организуется внеочередная проверка знаний требований охраны труда (при принятии новых актов по охране труда, вводе в эксплуатацию нового оборудования, по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда и др.).

Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом работодателя создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

Работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.

Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организаций оформляются протоколом по форме, указанной в приложении 1 к Порядку.

Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению 2 к Порядку.

Выдача удостоверений о проверке знаний требований охраны труда учитывается в журнале.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается. Указанные лица не допускаются к работе на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для недопущения к работе (ст. 76 ТК РФ).

Порядок подготовки, аттестации и переподготовки руководителей и специалистов организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Ростехнадзору, регулируется Положением, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 30 апреля 2002 г. № 21[71]. Порядок профессиональной подготовки и проверки знаний иных работников основных профессий в поднадзорных Ростехнадзору организациях устанавливается нормативными актами, утв. Ростехнадзором в пределах его полномочий.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций, осуществляется органами федеральной инспекции труда.

Государственные инспекторы труда вправе выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку требований охраны труда (ч. 1 ст. 357 ТК РФ).

Обучение работников безопасным методам и приемам работы осуществляется работодателем за счет собственных средств. Отдельные категории работников, застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направляются на обучение по охране труда за счет средств Фонда социального страхования РФ в пределах ассигнований, предусматриваемых в структуре расходов Фонда на соответствующий календарный год по виду расходов «Осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных». Порядок направления средств для осуществления обучения по охране труда определяется ФСС РФ.

К работникам, подлежащим обучению за счет Фонда, относятся специалисты и руководители служб охраны труда организаций; члены комитетов (комиссий) по охране труда; уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, в соответствии с новой редакцией ст. 217 ТК РФ создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организациях, где численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалисты, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду.

Служба охраны труда организации создается ее руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей[72].

Рекомендациями Минтруда России, утв. 8 февраля 2000 г. № 14[73], предлагается возложить на службу охраны труда следующие функции: учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;

организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;

проведение обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

участие в разработке разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

организация расследования несчастных случаев на производстве, а также участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и др.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица с квалификацией инженера по охране труда либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование независимо от стажа работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы 3–5 лет.

Организационно-методическое руководство названными службами охраны труда осуществляется подразделениями по охране труда (управлениями, отделами) органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации.

В организациях, деятельность которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создавать кабинеты охраны труда и уголки охраны труда[74].

Помимо служб охраны труда в соответствии со ст. 218 ТК РФ в организациях (независимо от числа работающих) по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда и др.

Основные задачи, функции и права Комитета определены Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 мая 2006 г. № 413[75].

Положение о Комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации органа.

Для оценки качества деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организациях, работы по проведению аттестации рабочих мест, деятельности службы охраны труда, обучению и профессиональной подготовке работников в области охраны труда ст. 212 ТК РФ предусматривает необходимость проведения сертификации работ по охране труда. В этих целях в соответствии с постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 создана Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ), а также утверждены Положение об этой Системе и Правила сертификации работ по охране труда[76].

Сертификация работ по охране труда в организациях осуществляется в соответствии с заявками организаций по мере их готовности к проверке и оценке указанных работ органами по сертификации на соответствие нормам и требованиям охраны труда и получению сертификата безопасности.

Наличие у организации сертификата безопасности свидетельствует о том, что состояние работы по охране труда в данной организации соответствует установленным государственным нормативным требованиям охраны труда и ей могут быть сделаны скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливаемых Фондом социального страхования РФ на текущий год в соответствии с Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. № 652[77].

Помимо содержания в безопасном для работников состоянии производственных помещений, машин, оборудования и рабочих мест на работодателя возложена обязанность по обеспечению санитарно-бытового и лечебного профилактического обслуживания работников (ст. 223 ТК РФ).

Организация санитарно-бытового обслуживания работников включает строительство, расширение, реконструкцию и оснащение санитарно-бытовых помещений, гардеробных, душевых, умывальных, туалетов, курительных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и др. (п. 2.17—2.20 Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда, утв. постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11[78]).

Организация лечебно-профилактического обслуживания работников охватывает строительство и оборудование помещений здравоохранения для оказания медицинской помощи работникам и проведения оздоровительных процедур: здравпунктов, медпунктов, парильных, саун, ингаляториев, фотариев, а также помещений для ручных и ножных ванн, для отдыха в рабочее время. В крупных организациях может предусматриваться строительство поликлиник (амбулаторий, больниц, санаториев-профилакториев, станций скорой и неотложной помощи и других служб по оказанию медицинской помощи, а также строительство спортивно-оздоровительных зданий и сооружений и их оснащение новейшим оборудованием[79].

При наличии у работодателя автомобильного транспорта он обязан организовать проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей по договору с организацией здравоохранения в помещении этой организации или на базе своего предприятия. В этом случае работодателю полагается выделить специальное помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, оборудованное необходимыми приборами и сумками с набором медикаментов для оказания неотложной помощи[80].

Работников горячих цехов работодатель обязан бесплатно снабжать газированной соленой водой. Цеха и производственные участки, в которых организуется снабжение газированной соленой водой, устанавливаются по согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль.

Перевозка работников, заболевших на работе или пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в лечебные учреждения или к месту жительства производится транспортными средствами работодателя либо за счет организации, где работает заболевший или пострадавший.

Коллективными договорами и соглашениями по охране труда может предусматриваться организация и других форм санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, не противоречащих требованиям охраны труда, включая оборудование помещений для приема пищи, в том числе лечебно-профилактического питания и молока, создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.

Аптечки первой медицинской помощи рекомендуется комплектовать в зависимости от местных условий по согласованию с органами здравоохранения, приняв за основу состав аптечки первой помощи (автомобильной) и Правила оказания доврачебной помощи, утв. приказом Минздравмедпрома России от 20 августа 1996 г. № 325 (приложения 1 и 2)[81].

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии с новой редакцией ст. 226 ТК РФ осуществляется работодателями в отличие от прежнего размера (0,1 % суммы затрат на производство продукции, работ, услуг) в размере не менее 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Помимо этого в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год»[82] Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено в 2007 г. направлять до 20 % сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за 2006 г., за вычетом расходов на выплату обеспечения по данному виду страхования, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Фонду разрешено также направить определенные средства на финансирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ[83].

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях может осуществляться также за счет взносов других организаций и физических лиц и средств фондов охраны труда, которые создаются в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях и у работодателей. Такие фонды создаются и функционируют в соответствии со ст. 118 ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[84] с посл. изм. и доп.

Работодателям, улучшающим условия труда работников предоставляются налоговые льготы. Так, согласно п. 1 ст. 252 и подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, непосредственно находящихся на территории организации. Это делает расходы на улучшение условий труда социально эффективными.

Конец ознакомительного фрагмента.