Вы здесь

Новое в трудовом законодательстве. Раздел II Социальное партнерство в сфере труда (Л. Н. Анисимов, 2007)

Раздел II Социальное партнерство в сфере труда

Данный раздел содержит следующие главы и статьи: гл. 3 «Общие положения» (ст. 23–28); гл. 4 «Представители работников и работодателей в социальном партнерстве» (ст. 29–34); гл. 5 «Органы социального партнерства» (ст. 35, 35.1); гл. 6 «Коллективные переговоры» (ст. 36–39); гл. 7 «Коллективные договоры и соглашения» (ст. 40–51); гл. 8 «Участие работников в управлении организацией» (ст. 52, 53); гл. 9 «Ответственность сторон социального партнерства» (ст. 54, 55).

Значительные изменения и дополнения внесены в рассматриваемый раздел. Уточнена редакция ряда его положений, с тем чтобы подчеркнуть, что Трудовой кодекс РФ регулирует социально-партнерские отношения только в сфере труда. Такое уточнение было необходимо сделать, потому что нередко термин «социальное партнерство» понимался и употреблялся в иных сферах, например в отношениях между некоммерческими организациями и органами власти, работодателями в отношениях друг с другом, коммерческими организациями и органами образования или здравоохранения и т. д.

Понятие «социальное партнерство» в современной России, как известно, вошло в правовое употребление в 1991 г., когда в ноябре был издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

Социальное партнерство предполагает сотрудничество между работниками и работодателями, а также государством.

В редакции Федерального закона № 90-ФЗ дано следующее понятие социального партнерства в сфере труда (ст. 23 ТК РФ):

«Социальное партнерство в сфере труда (далее социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленных на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

Более четко урегулировано участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в социально-партнерских отношениях.

Часть 2 ст. 23 ТК РФ, в которой речь шла об органах государственной власти и органах местного самоуправления как возможных сторонах социального партнерства, утратила силу. Однако ст. 25 ТК РФ дополнена на этот счет уточняющей их статус ч. 2, в которой сказано следующее: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством».

Социальное партнерство в соответствии со ст. 26 ТК РФ может осуществляться на различных уровнях, в частности на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27 ТК РФ, как известно, определяет формы социального партнерства, которыми являются:

ведение коллективных переговоров по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключение;

взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участие работников и их представителей в управлении организацией;

участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

§ 1. Представители работников и работодателей[10]

Пунктом 30 Федерального закона № 90-ФЗ внесено изменение в ч. 1 ст. 29 ТК РФ, состоящее в том, что представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами как общероссийских, так и межрегиональных профсоюзов. Эта поправка расширяет круг профсоюзных организаций.

Значительное число поправок, внесенных в ТК РФ, направлены на закрепление только за первичными профсоюзными организациями статуса представителя интересов работников организации в отношениях с работодателем. Внесены изменения в целый ряд статей: слова «выборный профсоюзный орган, представляющий интересы работников» заменены словами «выборный орган первичной профсоюзной организации», который представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

К примеру, в той же ст. 29 ТК РФ (ч. 2) сказано, что интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на управление организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями, которые имеют право представлять интересы работников в социально-трудовых отношениях с работодателями.

Изменено название и содержание ст. 30 ТК РФ, ранее именовавшейся «Представители интересов работников, не являющихся членами профсоюза» и гласившей: «Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем».

В новой редакции эта статья называется «Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями» и содержит ниже перечисленные правила:

1) первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы членов соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, предусмотренных ТК РФ, – интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем;

2) работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Таким образом, в рассматриваемой ст. 30 ТК РФ прямо устанавливается, что первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы членов соответствующих профсоюзов, а в случаях и в порядке, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, – интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзе.

В новой редакции изложена ст. 31 «Иные представители работников» ТК РФ.

В части 1 этой статьи говорится о ситуации, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, представлять интересы всех работников на локальном уровне. В таких случаях на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Различное толкование могут иметь место поправки, внесенные в ст. 31 ТК РФ, которая, как указано выше, определяет случаи избрания иных представителей работников, кроме профсоюзных. Во-первых, в новой редакции указанная статья позволяет избирать не профсоюзных представителей даже в том случае, когда в организации функционирует профсоюз, который объединяет более половины работников работодателя, но не является при этом первичной профсоюзной организацией. Во-вторых, установлено, что избрание представителя работников в этом случае осуществляется тайным голосованием.

Как установлено в ст. 33 ТК РФ, интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Согласно новой редакции ст. 34 «Иные представители работодателей» ТК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления также являются представителями следующих категорий работодателей, финансируемых из соответствующих уровней бюджета:

федеральных государственных учреждений; государственных учреждений субъектов РФ; муниципальных учреждений;

других категорий работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Новеллой в гл. 5 («Органы социального партнерства») является ст. 35.1 «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда» ТК РФ.

Прежде чем полностью изложить содержание ст. 35.1 ТК РФ, следовало бы обратить внимание на важность подлинного социального партнерства между заинтересованными сторонами на правовой основе.

Регулируя общественные отношения, упорядочивая их, стабилизируя, развивая, изменяя, право придает им новое свойство – превращает их в правовые отношения, в том числе в нашем контексте в трудовые правоотношения, которые в современных условиях целесообразно строить на принципах и нормах социального партнерства.

Таким образом, социальное партнерство представляет широкий спектр сотрудничества, если оно будет реально осуществляться. Надо полагать, что с введением ст. 35.1 ТК РФ возможности такого сотрудничества могут значительно расшириться. Ниже приводится содержание этой статьи.

«В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, – соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов государственного и муниципального управления в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам, объединениям профсоюзов и объединением работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающие указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов, объединений профсоюзов и работодателей) по направленным им проектам подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты».

§ 2. Коллективные переговоры

Напомним, что в Трудовом кодексе РФ порядок ведения коллективных переговоров определен в гл. 6, содержащей четыре статьи: ст. 36 «Ведение коллективных переговоров»; ст. 37 «Порядок ведения коллективных переговоров»; ст. 38 «Урегулирование разногласий»; ст. 39 «Гарантии и компенсации лицам, участвующих в коллективных переговорах».

Как уже упоминалось, положение Конституции РФ предусматривает нормы международно-правовых договоров, участниками которых является Россия, по отношению к внутригосударственным правовым нормам. В связи с этим заметим, что в соответствии с положениями Конвенции Международной организации труда (МОТ) 1981 г. № 154 о коллективных переговорах под таковыми понимаются все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной (несколькими) организацией предпринимателей либо одной (несколькими) организацией трудящихся в целях определения условий труда и занятости и (или) регулирования отношений между предпринимателями и организацией (организациями) трудящихся (ст. 2).

Для содействия коллективным переговорам предусматриваются меры, соответствующие национальным условиям каждой страны. Они должны быть направлены на то, чтобы:

коллективные переговоры были возможны для всех предпринимателей и всех трудящихся;

коллективные переговоры постепенно распространялись на все вопросы отношений в коллективе;

поощрялась разработка правил процедуры согласования между организациями предпринимателей и трудящихся;

проведению коллективных переговоров не препятствовали отсутствие регулирующих их правил или неполный их свод;

органы и процедуры разрешения трудовых конфликтов содействовали коллективным переговорам.

Остается надеяться, что внесение изменений и дополнений в статьи о коллективных переговорах исходят из указанных выше международных стандартов.

Так, внесены изменения в ст. 36 ТК РФ, состоящую теперь из трех частей, следующего характера.

В часть 1 внесена технико-юридическая правка, и она гласит, что представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению (ранее было «и». – Прим. авт.) коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Часть 2 дана в иной редакции. В частности, «представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения переговоров указанного ответа».

В ранее действовавшей редакции в этой части констатировалось, что представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления. Из содержания новой редакции ч. 2 следует, что инициируемой коллективные переговоры стороне требуется письменно сообщить о представителях со своей стороны для участия в работе комиссии для ведения коллективных переговоров и их полномочий.

Нововведение ч. 3 ст. 36 ТК РФ заключается в том, что законодателем установлен запрет на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Это отвечает принципу равенства и независимости сторон социального партнерства.

На практике, конечно, встречаются случаи, когда в качестве представителей работников выступают кадровые или юридические службы, а также так называемые благотворительные фонды, финансируемые работодателем, надуманные попечительские советы, различные общества и т. д.

Из девяти частей ст. 37 ТК полностью изменены четыре (2–5), которые нет смысла комментировать, так как, по нашему мнению, это нововведение не упростило, а усложнило процедуры ведения коллективных переговоров.

Часть 1 гласит: «Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений», а далее мы предлагаем читателям самим попытаться сделать сравнение.

В части 2 говорится, что две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из указанных первичных профсоюзных организаций. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Часть 3 гласит, что первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций работодателя или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, как установлено в ч. 4 ст. 37 ТК РФ, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или когда работники данного работодателя не объединены какими-либо первичными профсоюзными организациями, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Как сказано в ч. 5 ст. 37 ТК РФ, первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с ч. 2–4 настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) письменного предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя (при наличии таких профсоюзных организаций), и в течение 5 рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение 1 месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены единого представительного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

§ 3. Коллективные договоры и соглашения

Как известно, в российском трудовом законодательстве, которое регулирует соответствующие общественные отношения, существуют понятия «трудовой договор» и «коллективный договор» работников с работодателями.

Согласно ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключенный работниками и работодателем в лице их представителей.

Это понятие коллективного договора соответствует Рекомендации Международной организации труда от 6 июня 1991 г. № 91 «О коллективных договорах». Согласно данному в ней определению коллективный договор – это письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключенное между предпринимателем (группой предпринимателей или одной (несколькими) организацией предпринимателей) и одной или несколькими представительными организациями трудящихся (или при отсутствии таких организаций представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны).

Экономико-политической основой трудовых коллективных отношений является социальное партнерство, поэтому, несмотря на определенные различия интересов, стороны коллективного договора должны стремиться к социальному равновесию. Такое партнерство основано прежде всего на двух исходных позициях: самостоятельность (управленческая автономия) в сфере труда, свойственная работодателю, и участие представителей трудовых коллективов в защите их интересов в социально-трудовых отношениях между работодателями и работниками.

Комментируемая ст. 40 ТК РФ состоит из пяти частей. Последняя из них изложена в новой редакции, которая гласит: «для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с ч. 1 ст. 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом».

Ранее в этой части ст. 40 говорилось, что при заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя являлся руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

В итоге рассмотрения этой статьи отметим, что изменения внесены существенные, в том числе в определение коллективного договора. Добавлено положение о том, что коллективный договор регулирует специально трудовые отношения не только в организации-работодателе, но и у индивидуального предпринимателя.

Поправки к ст. 40 ТК РФ по-новому устанавливают представительство сторон при проведении коллективных переговоров в филиале, представительстве, ином структурном подразделении работодателя. Представитель работодателя – это руководитель филиала, представительства или другого обособленного структурного подразделения либо иное лицо, наделенное необходимыми полномочиями работодателем. Представитель работников определяется в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров у работодателя-организации в целом (ст. 37 ТК РФ).

Изменился перечень вопросов, которые могут включаться в коллективный договор, установленный ст. 41 ТК РФ. Предусмотрены новые вопросы, которые могут включаться в содержание коллективного договора:

частичная или полная оплата питания работников; соблюдение интересов работников при приватизации государственного и общественного имущества.

Утратила силу ч. 4 ст. 41 ТК РФ об обязательном включении в коллективный договор нормативных положений, если в законах и иных нормативных правовых актах содержалось прямое предписание о таком включении. При этом следует подчеркнуть, что коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, они не могут применяться (ст. 9 ТК РФ).

Уточнены положения ст. 43 ТК РФ в части определения действия коллективного договора по кругу лиц. В организациях коллективный договор распространяет свое действие на всех работников организации, а в обособленных структурных подразделениях – на работников этих подразделений. Кроме того, теперь действие коллективного договора распространяется на индивидуального предпринимателя.

Внесены изменения в эту статью также относительно права о продлении сторонами действий коллективного договора. В новой редакции ч. 2 ст. 43 ТК РФ установлено, что сторонам предоставлено право продлевать действие коллективного договора неограниченное число раз в отличие от ранее действовавшего регулирования, которое допускало однократное продление[11].

Федеральным законом № 90-ФЗ изменено правовое регулирование действия коллективного договора в случае реорганизации работодателя в форме преобразования. В этом случае согласно ст. 43 ТК РФ коллективный договор сохраняет свое действие (также он сохраняет свое действие в течение срока реорганизации).

Поправки к ст. 45–48 ТК РФ направлены на расширение возможностей сторон социального партнерства по заключению соглашений, чтобы они были более технологичными и адекватными потребностям практики.

В частности, поправка к ст. 48 «Действие соглашения» ТК РФ конкретизирует порядок действия соглашения по кругу лиц.

Что касается соглашений в отношении работников, они действуют «в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями». А в тех случаях, когда в отношении работников действуют несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Круг работодателей в ст. 48 ТК РФ, в отношении которых действуют соглашения, законодатель определил прежде всего через указание на тех работодателей, в отношении которых соглашения носят обязательный характер. Так, соглашение действует в отношении:

1) работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего данное соглашение. Прекращение членства в объединении не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Равно вступление в объединение нового работодателя предопределяет распространение на него заключенных этим объединением соглашений (это правило действовало и ранее);

2) работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего данное соглашение, которые уполномочили это объединение участвовать от их имени в коллективных переговорах с представителями работников и заключить соглашение;

3) работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, которые присоединились к соглашению после его заключения;

4) органов государственной власти и органов местного самоуправления, но в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, наделенный полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвующим в заключении соглашения, присоединиться к этому соглашению. При этом такое предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

В случае, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в указанный федеральный орган исполнительной власти мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Некоторые авторы работ в сфере трудового права считают такой порядок присоединения к соглашению принудительным[12].

Полагаем, что это не совсем так. С одной стороны, речь идет только об одном виде соглашений – отраслевом, заключенном на федеральном уровне. С другой – законодатель (государство) занимает правильную позицию: законность должна в известном смысле быть единой. Не должно быть «разночтений» по основным параметрам социального партнерства у работодателей одной отрасли.

Кроме того, как отмечалось выше, должен быть соблюден установленный комментируемой статьей порядок (направлено предложение работодателям, получен их ответ и дана оценка его обоснованности/необоснованности) и учтены позиции сторон соглашения.

В статье 49 ТК РФ закреплено право сторон самим определять порядок изменения или дополнения как коллективного договора, так и соглашения. Ранее стороны должны были использовать полностью процедуру, установленную соответственно в ст. 44 и 49 ТК РФ.

Рассматривая дополнения к ст. 51 ТК РФ, следует отметить, что расширился объем обязанностей сторон коллективного договора, соглашения, касающихся представления необходимой информации для осуществления контроля за указанными социально-партнерскими документами: они теперь обязаны представлять ее не только друг другу, но и соответствующему органу по труду. При этом для взаимного получения такой информации установлен месячный срок (ранее срок вообще не был указан).