Вы здесь

Новейшие сочинения. Все темы 2014. 5-9 классы. 5 класс (Л. Ф. Бойко, 2014)

5 класс

Друг познается в беде (повествование с элементами рассуждения)

План

1. Трое друзей.

2. Пешком к своему селу.

3. Беда.

4. Неожиданная трусость лидера.

5. Смелый поступок Вани.

6. Спасательный «канат».

7. Избавление.

8. Друг познается в беде.


Ванюшка, Петр и Сережка дружили втроем. Лидером в этой тройке был Петя. Он учился уже в седьмом классе, а Ванюшка с Сережкой – в пятом. «Малявкам», как иногда называл друзей Петр, старший друг казался самым умным и сильным. Между Ваней и Сережей постоянно происходило негласное соревнование, кто ближе и дороже для Пети.

Однажды школьный автобус, который развозил ребят по окрестным селам, не пришел вовремя. Мальчишки решили не ждать, а идти пешком три километра до своего села. Они «срезали» дорогу и пошли через старые, заросшие камышом, заболоченные поля и перелески. Все шли уверенно, однако с осторожностью: с краю дорога плавно переходила в болото.

Ванюшка внимательно слушал рассказ друга о рекорде. Петя на уроке физкультуры двенадцать раз подтянулся на перекладине! Ваня со смущением поглядывал на свои худенькие руки. А Петя с гордостью показывал бицепсы товарищам. В это время Сережка нечаянно сошел с тропинки и быстро стал погружаться в топкое болото.

Петр с Ванюшкой ужаснулись. Они начали метаться около друга, тянули к нему руки, но не могли достать до Сережки. Было страшно, потому что болото, как живое чудище, засасывало Серегу. Мальчик уже не кричал, а только с мольбой смотрел в глаза товарищам…

«Пойдем, мы ничем ему не поможем», – тихо сказал Ванюшке Петя. Ваня впервые отказал своему кумиру. «Нет!» – ответил он и остался рядом с Серегой. Что же делать? Ванюшка рывком сбросил с ног сапоги, снял джинсы, накрутил одну штанину на кисть руки, вторую бросил обессилевшему Сережке. Тот благодарно кивнул другу, уцепился за спасательный «канат», но сил не хватало. Ванюшке пришлось улечься в холодную жижу, чтобы удобнее тянуть Сережу из болота.

Они не помнили, как пришло избавление. Потом Ванюшка и Сережка, грязные и продрогшие, сидели на тропе и то плакали, то смеялись.

А что же Петр? Он как-то поник, перестал хвастать, распускать «павлиньи перья». Теперь Петя старается обходить стороной Ванюшку и Сережку, в школьном автобусе садится подальше от двух «друзей – не разлей… болото» – так после этого случая стали звать мальчишек. Наверное, иногда экстремальные ситуации нужны. Они помогают распознать настоящего друга.

Как я научился ездить на велосипеде

План

1. Детский велосипед «Зайка».

2. Долгожданный подарок.

3. Не верный «конь», а норовистая лошадь.

4. Помощь друга.

5. Секрет успеха.

6. Огромное удовольствие ездить на велосипеде!


В далеком детстве у меня был велосипед «Зайка». На нем я ездил по даче, но так и не перешел на двухколесный режим. Два дополнительных колесика папа так и не снял. А потом я просто вырос, и велосипед «Зайка» стал мне мал. В 9 лет я осмелился попросить у родителей в подарок «двухколесное чудо».

Наступил долгожданный день рождения! Просыпаюсь – и глазам своим не верю: передо мною велосипед марки «ВМХ»! На таком не только хорошую скорость можно развить, но и делать разные трюки.

Я даже не позавтракал, так мне хотелось поскорее прокатиться на велосипеде! И я поскакал во двор вместе с двухколесным «конем». Но оказалось, что «конь» – скорее, норовистая лошадь. Он «выписывал восьмерки» и выбрасывал меня из седла. Я одновременно пытался удерживать равновесие, крутить педали и смотреть на дорогу, но ничего не выходило. Так продолжалось почти неделю. Я ободрал локти и колени, порвал брюки и рубашку, но сдаваться не собирался. К вечеру каждого дня я валился с ног от усталости, у меня болели все мышцы, побитые колени и локти. Хорошо, что это было летом и не нужно было делать уроки. Я с неохотой ел, еле удерживая ложку в руке. Мама жалела меня, уговаривала, чтобы я чуть-чуть передохнул. Говорила, что мне еще рано учиться ездить на таком велосипеде. Папа успокаивал маму, говорил, что мужчина должен уметь преодолевать препятствия.

Сашка, мой друг, старался помочь мне! Он придерживал сзади за седло, помогая мне держать равновесие. Некоторое время это у моего друга получалось: когда я чувствовал поддержку Саши, я мог спокойно ехать: руль не вилял в моих руках, а колеса не выделывали петли. Но как только я не чувствовал поддержки, сразу падал. Оказывается, я стал бояться велосипеда! Тренировки продолжались. И вот я стал увереннее держаться в седле, перестали болеть мышцы, и теперь не нужно было так внимательно смотреть на дорогу. Я стал болтать с Сашей во время езды, а он все время бежал сзади и, как мне казалось, придерживал велосипед для поддержания равновесия.

Однажды мы присели с Сашей отдохнуть в парке после езды и беготни. Сашок умостился рядом на скамейке и сказал: «Так, ты уже уверенно самостоятельно ездишь на велосипеде, и мы теперь можем вдвоем “летать” наперегонки!» Оказывается, мой друг уже целый день притворялся, что помогает мне держать равновесие!

На следующий день мы выехали вдвоем на своих велосипедах – сначала медленно, а потом – набирая скорость, да так, что ветер свистел в ушах! Теперь мне не составляет никакого труда следить за дорогой и объезжать прохожих, ехать и болтать с приятелем, не держась за руль велосипеда. Езда на велосипеде доставляет мне огромное удовольствие и кажется до смешного простой. Я благодарен Саше за помощь в обучении.

Письмо другу (первый вариант)

Привет, Володя!


Получил от тебя письмо, спасибо.

Володя, ты пишешь, что тебя выбрали старостой класса. Я тебя от всего сердца поздравляю!

У меня тоже приятная новость: наш класс стал победителем школы по успеваемости. Немного расскажу тебе о школьной жизни.

Класс наш очень дружный, и мы всегда придумываем новые, интересные дела. Сейчас организовываем кукольный театр. Мальчики мастерят кукол, девочки шьют им костюмы. На новогодние праздники мы планируем показать первый спектакль. Нам во всем помогает классный руководитель Светлана Александровна.

Мы стараемся своими делами и поступками оправдать звание победителя.

Володя! Поздравляю тебя и твоих близких с наступающим Новым годом! Напиши, как ты планируешь провести зимние каникулы? Какими конкретными делами может гордиться твой класс?


До свидания.

Твой друг Сережа.


18 декабря 2010 года.

Письмо другу (второй вариант)

Привет, Илья!


Вот заканчивается лето, и мне хотелось рассказать тебе, как я провел месяц август.

Мы с мамой поехали в деревню к бабушке. Вначале я думал, что мне там будет очень скучно. Никаких развлечений, нет компьютера, ну что там делать? Как же я ошибался!

В первый же день своего приезда я познакомился с местными ребятами, и они повели меня к реке. Проходя через небольшой лесок, я увидел зайчика, который пугливо перебегал тропинку. Впервые мне довелось видеть этого зверька в живой природе, а не в зоопарке. У берега реки была привязана лодка, и ребята научили меня ею управлять. Затем мы удили рыбу, варили уху.

В деревне оказалось много интересных дел. Каждый день я учился чему-то новому. Но кроме этого я еще помогал и бабушке: переворачивал и носил скошенное сено для теленка Митьки, собирал выкопанный картофель. Я даже не ожидал, что так интересно можно провести месяц.

Илья, а как ты провел лето? Напиши, мне очень интересно узнать.


До свидания.

Твой друг Саша.


25 августа 2010 года.

Кувшинка (деловое описание)

План

1. Кувшинка – из рода водных трав.

2. Цветок – предсказатель погоды.

3. Необходимо сохранить это растение.


Кувшинка – цветок из рода многолетних водных трав с крупными глянцевидными листьями, плавающими на воде. Корневище толстое, лежащее на дне. Цветки имеют тонкий аромат, многочисленные лепестки направлены в разные стороны и частично закрывают друг друга.

Цветы кувшинки всплывают на поверхность воды и раскрываются рано утром. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. Но так бывает только при устойчивой хорошей погоде, когда солнечно и сухо. Если приближается ненастье, кувшинка ведет себя совершенно иначе – цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. Следовательно, по поведению цветков можно предсказывать погоду.

По всему земному шару насчитывается 50 видов этого растения. Молодые корневища (у некоторых семена и почки) съедобны. В нашей стране только один вид кувшинки – белая кувшинка. Красивые белые цветки многие стремятся сорвать. Но делать этого не следует, растение может погибнуть, так как оно очень чувствительно к ранениям. Тот, кто по-настоящему любит природу, не причинит ей вреда.

Кот Цезарь (художественное описание)

План

1. «Чудеса» Бали.

2. Кот балинезийской породы:

а) найденыш;

б) пушистый комочек;

в) грациозность Цезаря;

г) таинственный цвет кошачьих глаз.

3. Благородный облик балинеза.


В США вывели новую разновидность сиамских кошек и назвали эту породу за грациозность движений балинезийской – в честь танцовщиц с островов Индонезии Бали. Какое чудо – коты балинезийской породы!

Однажды в подъезде мы нашли как раз такого чудесного котенка этой породы. Мы расклеили объявления о найденыше-котенке, но никто не откликнулся. Мы со спокойной душой взяли подкидыша в свою семью.

Котенок был беленьким, только мордочка и ушки – коричневые, будто он выпачкал их в шоколад вместе с лапками. Слипшаяся шерсть котенка стала пушистой и блестящей после купания. Через день наше «чудо» немного отъелось, перестало с жадностью набрасываться на еду.

Какая грациозность движений в походке нашего Цезаря! Он как будто торжественно демонстрирует свою красоту и породистость.

В яркой глубокой синеве глаз нашего кота чудятся небеса далеких островов. Особенно таинственным кажется Цезарь, когда только просыпается ото сна, потягивается, прогибает спину и вытягивает язычок-лепесток из открытой пасти.

И сама порода, и имя Цезарь отражают благородный облик нашего питомца. Мы любим его даже не за изящество и красоту, а за собачью преданность и ласку.

Кот Цезарь (деловое описание)

План

1. Кот Цезарь.

2. Телосложение кота.

3. Хорошо развитая мускулатура и конечности.

4. Утонченные линии головы.

5. Окрас и пушистость шерсти.

6. Признание породы разными ассоциациями кошек.

7. Кот балинезийской породы цвета шоколада.


Кот Цезарь – балинезийской породы.

Он среднего размера. Телосложением напоминает котов сиамской породы. Его тело удлиненное, лапы длинные и тонкие. Задние конечности чуть длиннее передних, хвост длинный.

Мускулатура хорошо развита – мышцы длинные и сильные. Голова средней величины, удлиненный прямой профиль с утонченными линиями.

Шерсть средней длины, нежная, тонкая, шелковистая, без подшерстка. У кота шерсть немного длиннее в области «воротника». Окрас – такой же, как у сиамца, особенно «маска», уши, лапы и хвост. Они контрастируют с остальными кремовыми участками тела, немного затемненными на спине, и боках.

Кот родился белым, но приобрел со временем все признаки взрослой особи. Американская ассоциация кошек CFA признает за балинезийской породой только четыре цвета.

Кот Цезарь обладает стандартными признаками балинезийской породы цвета шоколада.

Карандаш (художественное описание)

План

1. Карандаш – солнечный лучик.

2. Великий труженик «Конструктор».

3. Грифель – основная пишущая часть карандаша.

4. Тиснение «М» или «Т».

5. Мой дружок карандаш из семейства «Конструкторов».


Я держу в руках новенький простой карандаш. Он поблескивает на солнце своими шестью гранями. Карандаш окрашен в желтый цвет и похож на солнечный лучик.

Карандаш – великий труженик. Об этом говорит и его название – «Конструктор». Золотистые буквы украшают желтую «рубашку» карандаша.

Я затачиваю стружилкой карандаш, снимаю лезвием деревянную кудряшку. Из-под нее проглядывает острый носик черного цвета со стальным отливом. Это – грифель, основная пишущая часть карандаша.

Много карандашей в семействе простых. На «рубашке» рядом с названием есть тиснение – буква «М» или буква «Т». У моего карандаша – буква «М», что обозначает «мягкий». У него цвет грифеля более темный, чем у его собрата с тиснением «Т».

За долгую историю жизни карандаш совершенствуется, становится более современным. Но нет ничего лучше, чем мой дружок – карандаш из семейства «Конструкторов».

Карандаш (деловое описание)

План

1. Деревянная оправа карандаша.

2. Заточенная часть карандаша.

3. Маркировка изделия.

4. Привычное использование деревянного карандаша.


Карандаши бывают простые и цветные.

Новый простой карандаш с деревянной оправой грифеля имеет шестигранную форму корпуса. Карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей, поэтому удобнее использовать данный карандаш с шестигранным корпусом. На его деревянную поверхность нанесена масляная желтая краска и тиснение золотистыми буквами – название: «Конструктор».

Кроме того, заточенная часть карандаша показывает естественный цвет оправы грифеля – ее деревянной части: оттенки от светло-желтого до молочно-белого. Отточенный кончик карандаша имеет грифель серого стального цвета, почти черного оттенка.

Карандаши различаются по твердости грифеля. Она указана на оправе карандаша и обозначается буквами. На данном карандаше с противоположной от заточенной части есть тиснение «М», что означает «мягкий».

Кроме одноразовых деревянных карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями в постоянной оправе. Но более привычны для нас карандаши в деревянной оправе.

Данный карандаш удобно держать в руке, пользоваться им при выполнении эскизов, чертежей и рисунков.

Люби книгу!

План

1. Семейные реликвии – книги.

2. Прапрадед-книгочей.

3. Традиция семейного чтения.

4. Любимый томик Джека Лондона.

5. Отражение увлечений в книгах хозяина библиотеки.

6. Книга учит чувствовать, творить и созидать.

7. Не сравнимое ни с чем удовольствие.


В нашей домашней библиотеке есть книги, изданные в XIX веке. Это сочинения Гоголя, Козьмы Пруткова (братьев Жемчужниковых), «История государства Российского» Н. М. Карамзина… Может, вы думаете, что я происхожу из старинного дворянского рода? Вовсе нет.

Я горжусь прапрадедом – крестьянином из Курской губернии. Он по крупицам начинал собирать библиотеку, прививать интерес к книге своим детям. Это он, Григорий Иванович, вечером при лучине читал семье «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, и мой прадед с замиранием и страхом слушал истории Рудого Панька.

Не исчезла традиция семейного чтения в нашей семье и по сей день. Правда, эти минуты бывают так редко… Но при всей занятости мой отец находит время прочитывать несколько интересных абзацев из новой для меня книги. Это зачаровывает, захватывает! Я сразу хочу начать читать книгу.

Я много читаю художественной литературы. Особенно люблю Джека Лондона. Папа часто повторяет, что настоящий мужчина обязательно должен прочитать произведения «Жажда жизни», «Белый клык», «Морской волк», «Человек со шрамом», «Мартин Иден». Хочется порекомендовать и другим книголюбам обязательно прочитать эти книги о волевых и мужественных людях. Томик рассказов Джека Лондона стал для меня настольной книгой. Все чаще я обращаюсь и к другим книгам: словарям, энциклопедиям, атласам. По моим книжным полкам можно проследить, как я рос и как менялись мои увлечения. Вот детские книги, среди них я выделяю «Сказки Пушкина» и «Гадкого утенка» Андерсена. Среди других – памятная мне книга А. Беляева «Голова профессора Доуэля». Наверное, она определила мое увлечение. Я хочу стать врачом-исследователем. Сейчас у меня на полках «Малый анатомический атлас», известнейшее трехтомное издание «Биология» Грина, Стаута и Тейлора.

Книга учит думать, чувствовать, сопереживать, творить. Вы скажете, что книга устарела и ее постепенно вытеснит кино, Интернет? Ничего подобного! Читая книгу, ты сам представляешь, как выглядит герой, место действия… В просмотре фильма твоим «поводырем» становится режиссер, он творец и созидатель, а не твоя фантазия и разум. Нельзя отвергать книгу, иначе ты разучишься быть самостоятельным в суждениях и чувствах.

Книгу можно перелистать, вернуться к любимым страницам, перечитать понравившиеся строчки, еще раз прочувствовать необыкновенную нежность или гнев, стыд за героя или гордость… Книга помогает духовно расти, становиться умнее.

Не скрою, я тоже пользуюсь Интернетом, даже иногда с его помощью читаю художественную литературу, когда не нахожу под рукой соответствующую книгу. У меня есть и электронные книги – в основном, это энциклопедические словари. Но все равно я предпочитаю листать традиционную, «бумажную» книгу, которая имеет свою особенную прелесть и даже необыкновенный книжный запах. Чтение книг – не сравнимое ни с чем удовольствие!

Осенний лес

План

1. Прогулка в лес.

2. Лес наполнен чарующими звуками.

3. Лесной ручеек.


В одно из воскресений осени мы всем классом попели на прогулку в лес. Был теплый солнечный день. Осенняя листва кружилась и сплошным ковром ложилась на землю. Воздух был наполнен свежестью и прохладой. Впереди показалась полянка, укрытая желтыми листьями. Но это только издали ковер казался желтым. Когда мы пришли на поляну, то увидели, что он разноцветный: там были и красные, и светло-желтые, и коричневые листья.

В лесу не было тихо, он был наполнен своими чарующими звуками. Где-то далеко-далеко стучал дятел. Над деревьями кружились и щебетали птички, – наверное, они заканчивали последние приготовления к перелету в теплые края. Вот белка прыгает с ветки на ветку, делает запасы на зиму. А в кустах слышен шорох: это ежик несет грибочки или лесные яблочки к себе домой.

«Ребята, вы слышите этот дивный звук? – спросила нас Марья Васильевна, наш классный руководитель. – Не правда ли, он похож на игру сказочной скрипки?» Нам стало очень интересно, что это. И мы попели на этот необычный звук. Мы прошли в глубь леса и увидели журчащий лесной ручеек. Вода в нем была прозрачная, и опавшие листья, словно разноцветные кораблики, плыли по течению ручья.

Как хорошо в осеннем лесу!

Моя бабушка – опора в жизни

План

1. Открываю фотоальбом…

2. Такую невозможно сломать!

3. Последние фото любимой бабушки.

4. Приглушить боль утраты!

5. Ей так хотелось красоты…

6. Пример для подражания в желании жить и побеждать.


Открываю фотоальбом и вижу улыбчивое, нежное лицо: проницательный взгляд, голубые глаза, будто открытые окна души. Это моя бабушка, великая мечтательница и труженица, человек большой силы духа.

Элегантная стройная фигура, волнистые темно-русые волосы льются по плечам, модное на то время платье, туфли на высоких каблуках… Такая умеет идти против течения жизни, преодолевать беды и несчастья, такую невозможно сломать.

А вот и последние фотографии: худое, изможденное тело, но одновременно гордая осанка, поворот головы, длинные седые волосы и сияние нежных глаз. Ни одного слова жалобы на болезнь, тяготы судьбы никто не слышал от нее никогда.

Бабушка ребенком перенесла войну, утрату маленького сына – моего дяди Юры. Две полоски печали – морщины – пролегли от крыльев носа к краешкам побледневших губ. Как рассказывала моя мама, бабушка душевную боль утраты приглушала трудом. После фельдшерского дежурства, работы по дому ночью принималась за шитье. Сколько тогда наволочек, пододеяльников сшила, оторочив вышивкой, моя бабушка, сколько невыплаканных слез легло стежками на ткань…

Вспоминаю мою любимую бабулю во время шитья. Седые волосы прикрывают сосредоточенный на работе взгляд. Печальные глаза следят за каждым движением пальцев грациозных натруженных рук.

Окончив работу, бабушка смотрит на меня лукавыми глазами, а на ее губах появляется детская улыбка: «Посмотри на мою новую вышивку! Нравится?» Ей так хотелось, чтоб нас окружала красота…

Моя бабушка была добрым, жизнерадостным человеком. Она больше всех на свете любила меня и готова была отдать свою жизнь, чтобы я был здоров и счастлив. Я вспоминаю свою бабушку как опору и пример для подражания в желании жить и побеждать.

Спешите делать добро!

План

1. Уничтожение в угоду комфорта.

2. Смысл жизни – творить добро.

3. Нужно ли «пилить ветку», на которой сидишь?

4. Равнодушные, не ищите оправдания!

5. Торопитесь делать добро!


Мир совершенствуется, становится красивым, разукрашенным, как глянцевая обложка модного журнала. Исследователи, изобретатели, дизайнеры работают, не покладая рук. Они хотят сделать завтрашний день проще, удобнее, комфортнее, но не всегда эти действия бывают благоприятными для общества. Часто уничтожается природа, старинные предметы, дома.

Я считаю, что смысл жизни – творить добро. Это выгодно человечеству… Иначе ему не выжить в этом сложном мире.

Можно получить максимальную прибыль, вырубив леса, пустив их на изготовление красивой, удобной, модной мебели… Можно разъезжать на шикарных мощных автомобилях… А потом задохнуться от нехватки кислорода! И тогда будет всем все равно – богатый ты или бедный, профессор или рабочий. Я видел карикатуру: человек сидит на ветке и пилит ее… Ведь и человечество «пилит ветку», на которой сидит! Может, пора задуматься? Существуют фантастические проекты о переселении землян на другую, чистую, изобильную планету, пригодную для жизни людей. А не лучше ли сохранить свою планету? Пусть каждый позаботится о своем городе, поселке, районе, улице, доме, каждом росточке, посадит хоть одно дерево! Нельзя быть равнодушным! Жизнь каждого имеет значение! Она может быть радостной и полезной не только для себя, но и для окружающих, для всего человечества.

Торопитесь делать добро!

Кем я хочу стать

План

1. Многообразие профессий.

2. Кем же стать?

3. Учеба – главная работа для школьника.


Я еще не знаю, кем буду, когда выросту. В мире очень много разных профессий, и каждая интересна по-своему.

Может, я буду бороздить кораблем океаны или полечу на другие планеты. Или на родной земле буду выращивать небывалые урожаи пшеницы, буду сажать цветущие сады. А может, найду способ укротить молнию, заставлю ее служить людям. Или изобрету лекарство от самых страшных болезней. Или стану инженером и сделаю машину, которая заменит мам на кухнях.

Кем я хочу стать, еще не знаю, так как учусь только в пятом классе. Но я точно знаю, что, когда вырасту, буду работать, чтобы приносить пользу людям. А для этого обязательно надо хорошо учиться в школе, получить знания по разным предметам, которые непременно пригодятся мне во взрослой жизни.