Вы здесь

Новейшие сочинения. Все темы 2012: 5-9 классы. 6 класс (Л. Ф. Бойко, 2011)

6 класс

Дыхание осени

План

1. Незаметно подкралась осень.

2. Осень-художник.

3. Поля и сады.

4. Дыхание осени.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

А. С. Пушкин

После жарких летних дней незаметно подкралась осень. Это чувствуется не только в уменьшении светового дня, но и во все чаще покрывающих небо свинцовых тучах, в ощутимо похолодавшем ночном воздухе.

Замедляя свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

(Е. Баратынский)

Ранняя осень прекрасна. Радуют, изумляют краски, подаренные осенью-художником. Желтые клены, освежающие своими падающими листьями черноту мокрого асфальта, красные бусы рябин, виднеющиеся сквозь багряные листья, долго зеленеющие дубы, радующие детвору светло-коричневыми желудями, россыпи темных каштанов на дорожках и белоствольные березы, украшенные освещенной солнцем парчой.

Входим в рощу —

Слышен звон золотой метели

И на нас со всех сторон

Листья полетели.

И прозрачны, и легки

В воздухе роятся,

К нам они на рюкзаки

Медленно садятся.

(А. Балонский)

Необозримые поля покрыты золотом пшеницы, желто-черными подсолнухами, кудрявой кукурузой. Сады еще украшены красно-зелеными яблоками, наливными желтыми грушами. Но скоро они опустеют, затихнут в ожидании зимнего отдыха.

Дыхание осени уже чувствуется в прозрачном воздухе, слегка наполненном запахами костра и преющих листьев, в спокойном течении реки, в первых заморозках, в затихающих без птичьего пения лесах, в спокойно плывущих низких облаках, в первых порывах холодного ветра, в моросящем полдня мелком дождике.

И. И. Левитан «Золотая осень»

План

1. Сила картин И. И. Левитана.

2. Картина «Золотая осень» – поэзия русской осени.

3. Удачное сочетание красок и оттенков.

Кружит, кружит листопад.

До свиданья, лето!

Смешан вялый аромат

С свежестью рассвета.

Пожелтели дубняки,

Воздух стал стеклянным,

Бродит берегом реки

Осень Левитана.

Александр Балонский

Самые трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

Исаак Левитан, так же, как Пушкин и Тютчев, ждал осени как самого любимого и мимолетного времени года.

Редко у кого из художников природа средней России была выражена с такой полнотой. Сила картин Левитана заключается в том, что природа, изображенная на них, пробуждает в человеке желание любоваться ею, всматриваться в детали и запоминать. И тогда мы открываем в окружающей природе такое разнообразие форм и красок, о каком раньше не подозревали.

Перед нами картина «Золотая осень» с ее глубочайшей синевой небесного свода и золотом опадающей листвы. На картине художник изобразил ясный солнечный день. Солнце освещает часть реки, луг на берегу, березы. В реке отражаются легкие пушистые облака. Издали часть реки кажется серебристой, другая же, не освещенная солнцем, – темно-синяя. На солнце блестят стволы берез. Одни деревья пожелтели, другие еще зеленые. Красивым багрянцем опавших листьев покрыты пригорки. Берег реки украшают кусты вишневого цвета.

На правом берегу реки одиноко красуется золотистая березка. Она отчетливо выделяется на фоне еще зеленеющих деревьев. Вдали виднеются зеленые привольные поля, широкие долины.

Все в картине говорит о красоте природы осенью. По своей живописности она похожа на пушкинские описания осени:

Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Вся поэзия русской осени, с ее чистейшим прохладным воздухом, с ее затихшими водами и светлыми далями, с шорохом просвеченного насквозь сентябрьским солнцем золотого листа, воплощена в картине Левитана с удивительной силой.

На виду все тропки полевые,

Лес морозцем первым опален,

Осень и поэзия в России

Неразлучны с пушкинских времен.

(Н. И. Рыленков)

Необычно удачное сочетание красок, тонов, оттенков. Желтые листья на фоне голубого неба или зеленого луга. Вглядываясь в привольную эту красоту, чувствуешь бодрость духа и радость.

Пришла осень

План

1. Кружит разноцветный листопад.

2. Изменения в природе.

3. Осенний дождь и туман.

4. «Безмолвен лес, беззвучны небеса».

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу.

Ф. И. Тютчев

Кружит разноцветный листопад. Устилает осень дорожки в саду, лужи на асфальте, поляны в лесу. Листья падают в медленном танце, повисают на паутинах, золотым шитьем ложатся на елки, на зеленые подушки кукушкина льна, на темные шары можжевельника и тихие участки лесной воды.

Словно по волшебству чудесной палочки преобразилось все вокруг. Еще два-три дня, и трепетная осина покроется яркими листьями, будет вся красная, багровая, золотистая. Зеленеют островерхие сосенки. Желтым нарядом укрылись белоствольные раскидистые березки. Паутины на березовых ветках. У горящего клена греют лапы вечно зеленеющие елочки. В глуши нетронутого леса еще зеленеют папоротники.

Под ногами – шорох листьев, вдали – крики птиц.

Целые сутки идет мелкий осенний дождь. Он льет тонкими струйками. Туман ложится на поля, листья кружатся в просеках, с опушки уносятся в поле, сугробами собираются по канавам. Ветер дует без устали, разнося созревшие семена деревьев и трав.

Поля мало-помалу пустеют. Цветы исчезли, и пожелтевшая, перезревшая трава клонится к земле. Как писал в своем стихотворении «Осень» Е. А. Баратынский:

Умолкли птиц живые голоса,

Безмолвен лес, беззвучны небеса!

А. И. Куинджи «Березовая роща»

План

1. А. И. Куинджи – художник-экспериментатор.

2. Картина «Березовая роща» – одно из замечательных полотен художника:

а) белоствольные березы на поляне;

б) голубое небо;

в) простор;

г) густой лес;

д) яркие детали.

3. Безграничная любовь художника к русской природе.


Архипа Ивановича Куинджи можно назвать романтиком среди реалистов. Он любил изображать необычные моменты в жизни природы, редкие эффекты освещения. Будучи превосходным колористом, он добивался в своих картинах удивительного сияния красок, как бы свечения их изнутри. Куинджи любил экспериментировать, с помощью света создавать впечатление романтической преображенности мира. Одно из самых замечательных полотен художника – «Березовая роща», написанная в 1879 году. В нем художник необычайно поэтично передает красоту родной природы, ее светлое и радостное состояние.

Композиция картины проста. На переднем плане изображена группа белоствольных берез на залитой солнцем поляне. Куинджи расширяет плоскость неба и разрежает планы. Жаркое лето. Солнечная поляна передает нам прелесть летнего дня. Небо безоблачно. Не шелохнется ни один лист. Стволы берез частично освещены, другие находятся в тени. Кроны деревьев соприкасаются, создавая долгожданную прохладу. Прозрачный воздух словно застыл в дремоте жаркого дня.

На заднем плане густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких лишних деталей, но все необычно ярко, как бывает на лесной полянке. Художник поражает нас своим видением красоты природы и в нескольких больших цветовых мазках передает это каждому, кто смотрит на картину.

Светлые стволы берез, темный силуэт зелени вдали, голубое небо, открывающийся простор, широкие плоскости света и тени на траве чудесно соединены.

Картина передает безграничную любовь художника к русской природе, символизирующей силу и мощь русской земли, просторной, простой и красивой.

Могучий, самобытный талант гениального художника

А. И. Куинджи оставляет неизгладимые следы в памяти всех, кто знакомится с его творчеством.

Мое любимое животное

План

1. Кошка – мое любимое животное.

2. Радость общения с животными.

3. Кошки – удивительные и загадочные существа:

а) виды пород кошек;

б) строение тела;

в) повадки животного.

4. Наши кумиры.


Я очень люблю животных. Общение с ними дает человеку не только огромную радость, но и возможность лучше понять природу.

Мое любимое животное – это кошка. Кошка – очень умное и грациозное создание. Существует множество пород этих животных: длинношерстных, короткошерстных, «каракулевых» рексов и даже практически бесшерстных «сфинксов». Но каким бы ни был наш любимец, наблюдение за ним, за его повадками приносит нам огромную радость. Человеку всегда хочется погладить кошек, услышать их удивительное мурчание. Кошки – удивительные животные.

Походка кошки бесшумна, потому что ступает она мягкими подушечками. Кошки могут хорошо лазать по деревьям благодаря цепким когтям, и высоко прыгать, имея хорошо развитые крепкие лапы и гибкий позвоночник.

Кошки не терпят принуждения, что мне в них очень нравится, поэтому приходят и уходят, когда им заблагорассудится. Но при этом они очень любят своих хозяев, с удовольствием играют с мячиком, фантиком, клубочком. Кошки имеют длинный хвост, который выполняет важную роль баланса при прыжках или падении, а еще может иногда служить игрушкой для котенка.

У кошек очень хорошее зрение и слух, что помогает этим мелким хищникам охотиться, а также первыми встречать хозяина у входных дверей.

Кошки давно уже стали кумирами. Невзрачные и царственные, обожаемые или презираемые, охотники за мышами в амбарах или ленивые домашние бездельники, они пленили нас, людей, и стали нашей страстью.

Дима – мой лучший друг

(описание внешности человека)

План

1. Мой друг похож на солнышко.

2. Глаза – зеркало души.

3. Быстрота и ловкость Димы.

4. Заразительный смех и обворожительная улыбка друга.

5. Постоянный участник школьных концертов.

6. Стремительность в движениях, решительность в действиях.

7. Веселый и оптимистичный человек.

Красота человека – в его сердце.

Не тот хорош, кто лицом пригож,

а тот хорош, кто для дела гож.

Пословицы

Дима – мой лучший друг. Он похож на солнышко, так как его всегда улыбчивое лицо обрамляют ярко-рыжие вьющиеся волосы. «Улыбка на лице, что солнце в окне» – это о нем. Курносый нос весь в веснушках, на щеках всегда легкий румянец. У Димы слегка торчащие уши, которые придают еще большей шкодливости его внешнему виду.

Говорят, что глаза – зеркало души.

Я с этим полностью согласен. Искрометные, лукавые глаза Димы выдают в нем веселого неунывающего человека, который любит приключения. Он заводила во всех наших играх. При разговоре он всегда смотрит в глаза собеседнику, что говорит о его честности, искренности и открытости.

Дима небольшого роста, что иногда его очень расстраивает, но при этом он очень подвижный, бегает быстрее всех в классе и хорошо играет в баскетбол, несмотря на то, что эта игра – для высоких.

У моего друга очень заразительный смех, который заставляет хохотать весь класс, и обворожительная улыбка, при которой на щеках у Димы появляются прелестные ямочки.

Голос у него звонкий, и он очень любит петь, поэтому участвует во всех школьных концертах.

Походка у Димы стремительная, что выдает в нем решительного человека. Несмотря на любовь к приключениям, внешний вид у моего друга опрятный. В повседневной жизни любит носить джинсы, рубашку и свитер – одежду, удобную для игр и развлечений.

Мне нравится дружить с Димой, потому что он настоящий друг, веселый и оптимистичный человек. Его обаяние притягивает к нему людей, и я очень рад, что он дружит со мной.

Старинная фотография

(памяти героев Великой Отечественной войны)

План

1. Взвод гвардии-лейтенанта П. Н. Широнина.

2. П. Н. Широнин – герой Великой Отечественной войны.

3. Старые фотографии.

4. Судьба человека.

Нет героев от рожденья —

Они рождаются в боях.

А. Твардовский

Недавно мне стало известно о взводе гвардии-лейтенанта П. Н. Широнина. Большая часть этого взвода погибла в бою у села Тарановка под Харьковом. Я решила побольше узнать о Петре Николаевиче Широнине. В школьной библиотеке я разыскала книгу об этом герое.

Листаю страницы. На одной из фотографий запечатлен П. Н. Широнин в начале июня 1941 года. Скуластое мужественное лицо, открытый взгляд из-под темно-русых бровей. Подбородок с еле видной ямочкой по-молодецки вздернут. Надежды, желания. – вся жизнь впереди.

А вот другой снимок, датированный ноябрем 1943 года. На нем Петр Николаевич после тяжелого ранения и лечения в госпитале. Осунувшееся, уставшее, суровое лицо воина. В глазах нет прежней радости, блеска. Кажется, что на этих двух фотографиях совершенно разные люди, что разница в возрасте между ними огромная. Война исказила человеческие черты, преждевременно состарила, забрала радость жизни и молодость.

Взгляд выражает беспокойство за судьбу своих родных, тревогу за свою страну. Складка у рта и слегка сжатые губы говорят о решительности, проявленной при выполнении боевых задач, о способности принимать на себя ответственность за все происходящее. Гимнастерка украшена боевыми наградами: орденом и Золотой Звездой.

С войны вернулся командир,

К крыльцу ведет тропинка торная.

Снял шапку —

Как война и мир,

Две пряди —

Белая и черная!..

(Игорь Грудев)

В декабре 1943 года П. Н. Широнин был демобилизован и признан инвалидом. Но до последних дней он старался быть полезным своей стране: преподавал в школе, активно участвовал в военно-патриотической работе. Обучая детей, прививал им любовь к своей родине, труду.

Вспоминаются строки Михаила Львова:

Через потери и трагизм,

Вернемся в нынешнее чудо,

В сверх меры выданную жизнь,

И все, что дорого, что близко —

Оценим заново, вдвойне,

И у подножий обелисков

Седины склоним в тишине.

Отличник – это хорошо?

План

1. Кто такой отличник?

2. Легко ли быть отличником?

3. Жизнь великих людей.

4. Работа над собой.

5. Страна отличников – идеальная страна.

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Демокрит

Кто такой отличник? Отличником называют того, кто привык все делать на «отлично». Этому человеку можно поручить любое дело: участие в конкурсе или олимпиаде, выпуск газеты, подготовку соревнований, концертов или турниров, и многое другое. И можно быть уверенным, что он все сделает так, как нужно. Легко ли быть отличником? Некоторым кажется, что легко. Ведь им все удается, как нам кажется, с легкостью. Но так ли это на самом деле? Хочу отметить, что отличником быть очень тяжело. Чтобы хорошо учиться, необходимо много заниматься.

Если мы познакомимся с описаниями жизни великих людей: музыканта Бетховена, писателя Л. Толстого, ученых Эдисона и Пастера, то увидим, какую массу времени затрачивали они на работу и как строго распределяли время. Ведь тот, кто хочет достичь хороших результатов, хочет все успеть, должен самым тщательным образом беречь свое время, планировать свой день. А работа над собой – самая трудная.

Планируя день, надо учесть часы для школьных занятий, отдыха, спортивных тренировок, подготовки рефератов, чтения книг, работы по дому, занятий музыкой, танцами, вокалом, часы для сна, наконец, а еще хотелось бы погонять мяч с друзьями во дворе. Поэтому отличник – очень волевой человек.

Многие скажут: «Если так тяжело, зачем все это нужно, зачем быть отличником?» Я думаю, что все мы должны стремиться к идеалу. Если все люди будут выполнять свою работу на «отлично», будут верны своему слову, то в «стране отличников» жизнь будет замечательная: отличные дома, дороги, товары, стихи и песни.

Зачем нужно учиться?

План

1. Необходимость учиться.

2. Зачем это нужно?

3. Овладение необходимыми знаниями.

4. Знания расширяют кругозор.

5. Перспективы работы.

6. Учиться – всегда пригодится.

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.

Леонардо да Винчи

«Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя», – писал В. А. Сухомлинский. И это справедливо. Часто родители своему ребенку говорят, что учиться надо, что в жизни знания пригодятся, но не все дети прислушиваются к мнению родителей. Хотя доказывать человеку необходимость знания – это, по словам М. Горького, все равно, что убеждать его в полезности зрения.

Так зачем же человеку учиться? Природой каждый человек наделяется своими неповторимыми способностями, талантом. И сможет он их реализовать только тогда, когда овладеет необходимыми знаниями, умениями. «Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта», – говорил Д. И. Писарев. Иначе невозможно осмысление человеком мира сложных явлений – освоение родного языка, узнавание и завязывание тысяч и тысяч узелков связи с внешним миром, обеспечивающих наше существование. И дело даже не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.

Знания расширяют кругозор человека. Реалии сегодняшнего дня, изменений в мире, обстановки в стране требуют от человека гибкости и мобильности. Он должен постоянно совершенствоваться, уметь, если потребуется, начать все с чистого листа. Например, люди, внезапно потерявшие работу по специальности, только тогда смогут найти новую работу, если способны, несмотря на обстоятельства, возраст, разные трудности снова пойти учиться, расширяя свои возможности. Образование, по словам Д. Писарева, учит человека жить и распоряжаться своими силами. А так как науки не просто граничат одна с другой, а внедряются и проникают друг в друга, то человек становится в несколько раз сильней, начинает лучше понимать какие-то явления, процессы через разнообразие знаний. Учиться – всегда пригодится.

Эллады в поэме Гомера «Илиада»

План

1. «Илиада» – одна из поэм Троянского мифологического цикла, созданная Гомером.

2. Герои поэмы – мужественные, бесстрашные воины:

а) ожесточенные бои;

б) гибель Патрокла;

в) Гектор – троянский вождь;

г) Ахилл – гроза для троянцев;

д) суровая героика войны.

3. Гуманизм древнегреческого эпоса.


Поэма «Илиада» была создана на основе героических песен-преданий, исполнявшихся аэдами, бродившими по земле древней Эллады и пользовавшимися большим почетом. Создание этих поэм сами древние греки приписывали слепому аэду Гомеру, который, по преданию, был уроженцем острова Хиоса, что тем не менее долгое время оставалось спорным.

Семь городов спорили о рождении мудрого Гомера: Смирна, Хиос, Колофен, Пилос, Аргос, Итака, Афины.

Для всех древних греков «Илиада» являлась не только излюбленным чтением, но и средоточием мудрости и общегреческой культуры. По ней велось обучение в школе. Подросткам и юношам внушалось представление о доблести на примерах героев древних сказаний.

«Илиада», наряду с «Одиссеей», входит в Троянский мифологический цикл, отражающий борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом, или Троей. «Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои.

Герои поэмы мужественны и величавы. Они не знают страха перед врагом. И греки, и троянцы изображены с уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и троянец Гектор. Гомер уделяет большое внимание описанию своих героев, их доспехов: щитов и сияющих шлемов, украшенных гривами, развевающимися на ветру.

Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи. В бою он погибает от рук Гектора.

Гектор – троянский вождь, главный защитник города. Он оставляет родителей, свою семью: молодую жену и маленького сына, уходя в последний бой. И хотя многое предвещает герою гибель (знак свыше в виде раненой змеи, укусившей орла; предчувствие жены), ничто не останавливает его. Гектор, не щадя себя, показывает в бою бесстрашие и самоотверженность, накидываясь на врага и круша все на своем пути, словно страшный ураган. Не удивительно, что именно Гектор первым прорывается сквозь ахейский вал, заслужив славу.

Ахилл – гроза для троянцев, суровый, непоколебимый воин. Он любит родину. Мстя за убитого друга Патрокла, вступает в бой, убивает Гектора. Гомер описывает бой, уделяя внимание всем деталям. Оба участника боя испытывають яростное желание победить и прославиться, они оба – доблестные воины. Основная черта характеров этих героев – не знающий предела героизм и преданность общему делу.

Но героям поэмы присущи и другие человеческие качества, такие как сострадание и великодушие. Например, Гектор, чувствуя приближение смерти, тревожится об отце, матери, жене, понимая тяжелую судьбу своего маленького сироты-сына. Ахилл, ощущая горечь своей собственной судьбы, мстит за обиду, помнит зло, иногда плачет, как ребенок. Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена, когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора, даже устанавливает перемирие, чтобы дать троянцам время оплакать погибших. И заканчивается «Илиада» погребением героев двух враждующих лагерей – Патрокла и Гектора.

Таким образом, в гомеровской «Илиаде» описана не только суровая героика войны, но и жизнь, основанная на уважении к человеку, на пробуждении в нем лучших гуманных чувств.

Великий древнегреческий философ Платон, подчеркивая значение Гомера, утверждал, что «Гомер воспитал всю Грецию».

Мой друг Алеша

(сочинение-заметка в газету)

План

1. Мой друг Алеша.

2. Что меня привлекает в друге:

а) мужественность;

б) самостоятельность;

в) умение держать слово;

г) выносливость.

3. Быть настоящим мужчиной нелегко.


Хочу рассказать о своем друге Алеше. Для меня он во многом пример. Алеша растет в семье без отца. Поэтому, наверное, он так рано почувствовал, что должен быть по-мужски сильным. И хотя он занимается спортом (ходит в секцию по дзюдо) и имеет уже свои первые награды, не это придает ему мужественности. По-моему, мужественность проявляется в умении держать свое слово, в том, что он не боится ответственности, в бережном, уважительном отношении к женщинам.

Я восхищаюсь его самостоятельностью. Он всегда собран. Умеет всегда так распределить свое время, что успевает сделать уроки, сходить на тренировку, выполнить мамины поручения, сходить за покупками и забрать из садика свою младшую сестренку. И я никогда не слышал от Алеши, чтобы он жаловался. Он всегда говорит, что мужчина должен меньше говорить, а больше делать, и держать свое слово.

Я тоже пытаюсь воспитывать в себе такие качества и скажу вам, что это нелегко. Но мы – мужчины – сможем справиться с любыми трудностями!

Подвиг ради жизни детей

План

1. Януш Корчак – польский писатель, педагог.

2. Подвиг ради детей:

а) педагогические наблюдения за детьми;

б) работа врачом в Доме сирот во время войны;

в) газета «Малый Пшегленд»;

г) обреченные на смерть.

3. «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Готовность к смерти – тоже ведь оружие,

И ты его однажды примени.

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

Михаил Львов

Януш Корчак – польский писатель, педагог, продолжатель лучших традиций культуры своей страны. Что мы знаем об этом человеке? Он писал сказки, книги о воспитании, которые заставляют – и еще многие поколения во многих странах будут заставлять – по-иному, тревожнее, серьезнее задуматься о судьбе детей. Януш Корчак (Генрих Гольдшмит) – человек в наивысшем понимании этого слова, своей смертью совершивший подвиг. Он был настоящим человеком, считал, что именно он до последней секунды должен делать горе мира менее безысходным, что без этого в жизни человека нет смысла. Он очень любил детей, большую часть жизни записывал свои наблюдения за ними, им он был предан до последней минуты. «Ребенок превосходит нас силой чувств, – писал Я. Корчак. – Ежеминутно соприкасаясь с ними, ведь мы в ответе за них. Два таких несходных мира живут рядом, зависят друг от друга – взрослость и детство, без взаимного понимания нельзя сделать человечество счастливым».

Во время Великой Отечественной войны Я. Корчак работает врачом в Доме сирот в оккупированной Варшаве.

Днем он ходил по гетто, правдами и неправдами добывая пищу для детей. Он возвращался поздно вечером; иногда с мешком гнилой картошки за спиной, а иногда с пустыми руками пробирался по улицам между мертвыми и умирающими. По ночам приводил в порядок бумаги, свои бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми.

Он создает «Малый Пшегленд» – первую в мире печатную газету, делающуюся не для детей, а самими детьми. В гетто во время вспыхнувшего там героического восстания безоружные корреспонденты газеты истребляли фашистов.

Пятого августа тысяча девятьсот сорок второго года, по приказу гитлеровцев, Дом сирот – взрослые и дети – выстроился на улице. Они были обречены. Корчак и его дети начинали свой последний путь. Корчак шел впереди, держа за руку двух детей – мальчика и девочку. Фашисты невольно сторонились. Казалось, идут победители.

Корчака пытались спасти, и он мог сделать свой выбор. Но смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как их оставить одних в запломбированном вагоне и в газовой камере? И можно ли это пережить? Корчак знал, что до самого конца он должен всем добром, которое есть на свете, всеми сказками, всей кровью сердца отбивать, отталкивать надвигающиеся неотвратимо гибель и страдания. Сберегать детей, пока они живы, а потом вместе с ними умереть. И пока это было возможно, до последней секунды Корчак пытался взвалить на свои плечи страдания сотни доверившихся ему детей. Януш Корчак погиб вместе со своими детьми в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке.

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,

Чтоб стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться

И, как руда, пожертвовать собой.

(Михаил Львов)

Горе-рыбак и рыбачка (сочинение-рассказ)

План

1. Каникулы у бабушки в деревне.

2. Рыбалка – мое любимое занятие.

3. Рыбалка на заре.

4. Работа профессионала.

5. Первый окунек.

6. Удачный дебют.

Живет вокруг равнина водяная,

Стрекозы синие колеблют поплавки,

И тощие кругом шныряют пауки,

И кружится, сребрясь, снетков веселых стая.

А. Майков

Уже неделю мы с моей младшей сестрой отдыхаем в деревне у бабушки. Каждое лето мы обязательно навещаем ее и, как говорит мама, оздоравливаемся на свежем воздухе и на парном коровьем молоке.

Мое любимое занятие в это время – рыбалка. Я никогда не думал, что во мне живет такой азартный рыбак. А все началось с того, что папа мне на день рождения подарил шикарную удочку. Теперь я с удовольствием каждый день, захватив удочку, бегу на пруд. Деревенский пруд небольшой, поросший камышом и затянутый тиной, но вокруг него такая красота! А главное, что в нем водятся окуни и лещи.

На рыбалку надо вставать на заре. И вот однажды привязалась ко мне сестра: возьми да возьми с собой. Долго я отнекивался, что не женское это дело, что так рано она не поднимется, что мне помешает, но вскоре, поддавшись уговорам, согласился.

Когда чуть забрезжил рассвет, мы вышли. Пришли на место, разложили снасти. Я, достав приманку, говорю: «Смотри на работу профессионала». А сестра говорит: «Это еще доказать надо». Сидим минут десять. Я с удочкой, а сестра с так называемой «дергалкой» – вырезанной из орешника палкой с прикрепленной к ней блесной. Тихо, только надоедливые комары пищат, норовя пристроиться то на щеку, то на руку.

А тут мой поплавок мгновенно исчезает.

Тащу. Леска в воде описывает круг,

Уже зияет пасть зубастая, и вдруг

Взвилась моя леска, свистя над головою.

(А. Майков)

Сестра, видя, как сорвался ерш, смеется: «Тоже мне, профессионал». И вдруг она, не сдерживая радости, говорит: «Ой, клюет!» И каково же было мое удивление, когда из воды показался окунек. Мне пришлось помогать сестре снимала окунька с крючка. Ликованию не было предела! Договорившись не шуметь, продолжили рыбалку.

Тихонько завожу и жду, едва дыша.

Клюет. Напрягся я и со всего размаха,

Исполненный надежд, волнуяся от страха,

Выкидываю вверх чуть видного ерша.

(А. Майков)

В тот день я то и дело вытягивал тину, вырывая водоросли с корнем в расчете на крупную рыбу. Самое удивительное было то, что сестра поймала на три рыбки больше, чем я.

Поход в дельфинарий

План

1. Дельфинарии.

2. Дельфинарий в моем городе.

3. Дельфины – умные млекопитающие.

4. Завораживающее представление.

5. Дети и взрослые в восторге.


Бывая в Крыму, в курортных городах, мы с родителями всегда посещаем местные дельфинарии. Очень красивые дельфинарии в Севастополе и Партените.

И вот наконец в нашем городе открыли дельфинарий. Каждый день он принимает большое количество посетителей. Сегодня в дельфинарий идет мой класс, и мы ожидаем чего-то необычного, увлекательного.

Приходим, располагаемся у огромного бассейна, где живут и выступают дельфины и морские котики.

Дельфины – очень умные млекопитающие. В дельфинарии этих морских гигантов дрессировщики научили выполнять различные трюки.

И вот начинается завораживающее представление, в котором с эффектными номерами выступают перед нами сотрудники-дрессировщики со своими питомцами.

Трибуны дельфинария заполнены зрителями. Гремит музыка. Дрессировщик демонстрирует, на что способны его ученики. Морские котики крутят мячи на носу, дельфины играют в волейбол, возят своего учителя верхом на себе; высоко выпрыгивая из воды, прыгают в кольцо. В дельфинарии не умолкают аплодисменты. И, как бы понимая благодарность зрителей, животные с азартом, старанием и ловкостью демонстрируют все, чему их научили. Брошенные в бассейн дрессировщиком предметы дельфины достают из глубины и возвращают хозяину.

Дети и взрослые в восторге. Нам очень понравилось представление, и мы решили, что когда-нибудь снова придем в дельфинарий.

Мой дедушка – защитник Отечества

План

1. Память о войне – дань уважения героям.

2. Мой дедушка – участник боевых действий.

3. Пехота – царица полей.

4. Ранения и боевые награды.

5. Цветущие тюльпаны на могиле.


Наше время полно ярких, больших дел. Но и сегодня, когда выросли и стали зрелыми поколения, не знавшие ни воя сирен, ни визга осколков, ни горя «похоронок», священна наша память о войне.

Память эта – не просто дань уважения, безграничная благодарность героям, преклонение перед подвигом миллионов.

Твой дальний внук с благоговеньем

Медаль геройскую возьмет.

Из поколенья в поколенье

Она к потомкам перейдет.

(В. Брабич)

Мой дедушка ушел на войну совсем молодым – двадцатипятилетним юношей. Прабабушка, отправляя двух сыновей на войну, поцеловала и перекрестила их освященной вербовой веточкой дерева, посаженного и выращенного моим прадедушкой. Приходили домой письма. С надеждой и вместе с тем с тревогой брала бабушка каждое послание, боясь, что в нем может оказаться тяжелая весть. Но потери обходили стороной семью. Бабушка, получая письма, радовалась и говорила своим дочерям, что родная земля, верба бережет их от смерти.

Дедушка был пехотинцем. Пехота, говорили, – царица полей. Сколько пришлось пройти дорог по лесам, полям, болотам, бездорожью, переплавляться через реки. Спали по три-четыре часа, участвовали в сражениях, и все шли дальше и дальше, освобождая свою страну от немецко-фашистских захватчиков.

Пехотинцы, как мне кажется, выносили основные тяготы сражения. Ведь это они под команду «вперед, в атаку» неслись на врага, бросались с гранатой под танки, закрывали собой амбразуру дзотов. И хоть их поддерживала и им помогала артиллерия, но исход боя зависел от бесстрашия и упорства наших бойцов-пехотинцев. Мой дедушка тоже был героем, был дважды ранен, имеет боевые награды, которыми гордится вся семья. К большому счастью, он вернулся живым с войны. Но боевые ранения сказались на его здоровье: он часто болел, старые раны напоминали о войне. Он умер через десять лет, успев построить дом для своей семьи. Похоронен в родном селе. На его могиле весной цветут тюльпаны, а над могилой опускает ветки верба.

Я и мама делаем торт

План

1. Кухня – мамино царство.

2. Процесс приготовления торта:

а) замешивание теста;

б) ароматный запах из духовки;

в) приготовление начинки;

г) оформление торта.

4. Похвала семьи – лучшая награда.


С раннего детства мне нравилась кухня – мамино царство, в котором каждый день происходят волшебные превращения. Где что-то, булькая в кастрюле, превращается в аппетитный суп, где манящие запахи приглашают к семейному ужину, где всякие ложечки, вилочки, лопаточки, венчики, миксеры, формочки помогают маме колдовать над очередным блюдом.

Ура! Сегодня я помогаю маме. Мы с мамой делаем торт.

Мне поручено просеять муку, что я с удовольствием делаю, наблюдая за появлением пушистой белоснежной горки. И хотя я покрываюсь легким мучным снежком, мама меня не ругает.

Я с интересом наблюдаю, как она ловко отделяет белки от желтков, которые похожи на большие желтые пуговки. Ставит белки в холодильник. А я добавляю к желткам-пуговкам сахар и тщательно взбиваю венчиком. Это, оказывается, не так-то просто. Но мама говорит, что над тестом надо потрудиться, тогда оно получится на славу. Прибавляем к взбитой массе муку, ванилин и немного крахмала. Хорошо перемешиваем, выкладываем в форму, смазанную маслом, ставим тесто в духовку.

Теперь у каждой хозяйки возникают мысли о том, хорошо ли тесто поднимется, будет ли пушистым, ничего ли не забыли положить. Мне особенно нравится, когда из духовки начинает распространяться ароматный запах готового теста и ванили. И вот корж готов.

Охлаждаем его, выложив на пергаментную бумагу. Все опасения были напрасными – корж вышел румяным и душистым.

Теперь мне поручено протереть клубнику через сито. Руки мои покрываются красным ароматным соком. В это душистое месиво мама добавляет творог, сметану и разведенный желатин. На моих глазах это все превращается в однородную кашу-начинку и выкладывается на первый слой коржа. Сверху кладется второй корж.

А теперь – самое интересное: оформление торта. Сейчас я чувствую себя художником-оформителем. Ягодами клубники я украшаю наш с мамой шедевр. Скажу честно, процесс приготовления приятный и в то же время утомительный, но как хорошо угощать приготовленным своими руками тортом бабушку, папу и брата. Нас с мамой хвалили, и она сказала, что я – настоящий кулинар-кондитер.

Летний день

План

1. Долгожданное лето.

2. Летнее утро:

а) утренняя прохлада;

б) синее бездонное небо;

в) запах трав и цветов;

г) песни птиц.

3. Летний зной.

Пою привет хвалебный лету

И солнца знойному лучу…

А. Жемчужников

Вот оно, лето! Такое долгожданное, такое радостное и удивительное!

Начинается день. Солнце – неутомимый работник – уже встало, и лучи ласкают лицо, руки. После ночи слегка прохладно. На траве сверкает серебристая роса. Скоро она просохнет и исчезнет под лучами набирающего силу солнца. Оно быстро поднимается по чистому небу, проникая все дальше и дальше в прохладные уголки.

На небе – ни облачка. Вспоминаются строчки из стихотворения А. Фета:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод.

Небо, и правда, удивительно синее, бездонное. Кажется, оно бесконечное. Немного позже появляются перистые облачка, потом – белоснежные и пушистые, похожие на разные сказочные фигуры. Вот проплыл огромный крокодил, за ним – кувшин, а это облако напоминает очертания большой собаки.

Веет душистой свежестью. Легкий ветерок разносит запах травы и душистых цветов.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

(Ф. Тютчев)

Птицы весело распевают свои необыкновенные, не похожие друг на друга песни, на стволе старого тополя стучит дятел, на ветках рябины суетятся беспокойные воробьи. На березе стрекочет сорока, рассказывая свои новости. А на солнечных полянах белеют пушистые шарики одуванчиков, готовых по велению ветра полететь в разные стороны.

Июньский зной струится над полями,

И, словно путь указывая нам,

Бежит, бежит тропинка меж цветами.

Все дальше, дальше к солнечным лучам.

(Вс. Рождественский)

Зной летнего дня утомит и людей, и природу, но тем милее будет летний вечер, дающий долгожданную прохладу и наслаждение соловьиными трелями.

Комната моей подруги

План

1. Уютная комната Татьяны.

2. Описание интерьера жилища:

а) шкаф с бальными платьями;

б) письменный стол;

в) книжная полка.

3. Отношение к обстановке в комнате.


Наверное, все люди любят ходить в гости к своим друзьям. Я например, люблю бывать в гостях у своей лучшей подруги Татьяны.

Интересно то, что любой дом всегда хранит отпечаток характера своего хозяина. Таня – очень хороший, светлый человек, и поэтому в ее уютной комнате чувствуешь себя очень свободно. Моя подруга занимается бальными танцами, поэтому одна из стен комнаты украшена дипломами и медалями, завоеванными Таней на различных соревнованиях и конкурсах.

Справа от двери расположен шкаф, в котором хранятся красивые бальные платья, украшенные перьями, блестящими камешками. Возле шкафа вдоль стены стоит кровать с красивым покрывалом, на котором гордо восседает любимый Танин медведь Потап. По ее словам, мишку подарили ей на день рождения в три года, и с этого времени он охраняет ее ночной сон.

Слева у окна стоит письменный стол, на котором лежат школьные принадлежности. Видно, что Таня – прилежная ученица, потому что, когда бы я ни пришла к ней в гости, у нее всегда на столе порядок. В подставке в виде тигренка стоят карандаши, ручки и фломастеры, в углу ровненькая стопка школьных учебников и тетрадей. Над столом висит полка, на которой стоят любимые Танины книги. Это сказки, фантастические и приключенческие детские романы и повести, книги о животных. Здесь же на полке школьные фотографии. Вот смешная первоклассница с огромными бантами и букетом гладиолусов, а рядом – фотография всего 5-А класса, в котором Таня учится, возле нее – Танин портрет. Все та же улыбка, искорки в глазах. Огромные банты сменил красивый обруч.

На полу в комнате лежит красивый пушистый ковер овальной формы. На нем любит отдыхать Танин кот Архип.

На окнах красивый тюль и портьеры в тон ковра. Подоконник украшен красивыми цветами, которые любит Танина мама.

Комната моей подруги мне очень нравится.

Мы едем в горы!

План

1. Лето – время увлекательных путешествий.

2. Горный Крым.

3. Природа Крыма богата и разнообразна:

а) горы, поросшие лесами;

б) ущелья и скалы;

в) водопады и луга;

г) Мраморный карьер;

д) вершина Чатыр-Даг;

е) Тисовое ущелье.

4. «Лучше гор могут быть только горы…»

Счастье —

с друзьями рядом брести

Тропами гордых гор.

Счастье – воду пить из горсти

У неоткрытых озер.

Е. Евтушенко

Пройдут последние школьные дни, прозвенит последний звонок – и наступят долгожданные каникулы, любимое лето. Солнечное, просторное, веселое, полное радостного птичьего пересвиста в утренней роще, серебристых «слепых» дождиков, увлекательных путешествий.

Эту поездку мы ждали всю долгую зиму и слякотную весну, готовились к ней, изучая будущий маршрут. И вот, наконец свершилось! Мы едем в горный Крым. Природа Крыма очень богата и разнообразна. Все есть на полуострове: горы, поросшие густыми лесами, и поражающие неприступностью отвесные скалы, глубокие ущелья, живописные водопады, степные просторы, горные луга.

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Взяв все необходимое снаряжение, отправляемся в поход. Нам предстоит пройти много километров, увидеть как можно больше, сфотографировать как можно лучше, отдохнуть как можно интереснее. Идем друг за другом, неся рюкзаки.

Стоит засушливая погода, поэтому привалы делаем часто. Один из них сделали возле отвесных скал. Очень впечатляет одинокое дерево, неизвестно как выросшее на одной из песчано-каменистых вершин. Немного отдохнув, продвигаемся дальше. Проходим Мраморный карьер. Кое-где виднеются кипарисы, небольшие островки зелени, далеко за горизонт уходит дорога. Справа вдалеке поражают красотой горы, мы направляемся на вершину Чатыр-Даг.

В Крыму большое количество живописных мест. Поражают красивые декоративные растения, цветущие почти круглый год, широколиственные леса, тенистые парки и фруктовые сады, обширные виноградники, не говоря уже о золотых пляжах моря.

В один из дней переходов нас порадовал кратковременный дождик, омывший изумрудную зелень, но оставивший сухой тропинку, по которой мы шли. А вот и Тисовое ущелье. Корни деревьев, торчащие из-под земли, усыпанная камнями непроходимая дорога, полумрак.

Далее перед нами открывается великолепная картина: легкой пеленой, как шлейфом из гипюрной ткани, окутаны вершины невысоких песчаных гор. А вдалеке виднеются каменистые отвесные скалы, укрытые зелеными островками густых лесов. Эту красоту невозможно описать словами! Это надо видеть. Поездка оставила в моей памяти неизгладимое впечатление. Она не сравнима с пассивным лежанием под палящим солнцем на пляже, и я обязательно еще раз отправлюсь в горы. Ведь, как пел Владимир Высоцкий,

Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал.

Наша традиция

План

1. Традиция встречи лета.

2. Пикник – возможность общения и отдыха.

3. Номера художественной самодеятельности и конкурсы.

4. Заряд хорошего настроения на все лето.


Уже несколько лет у ребят нашего двора поддерживается традиция – встреча лета, летних каникул. Это мероприятие мы проводим 1 июня, в день защиты детей, когда получены табеля с оценками, когда школьные портфели оставлены до сентября, и впереди лето – время зелени, отдыха, солнечного света. В этот день мы всегда проводим пикник. И это не просто поглощение бутербродов и разных вкусностей на свежем воздухе. К этому дню мы готовимся заранее. Каждый из нас готовит номер для выступления. Это может быть песня, танец, показывание фокусов, рассказ анекдотов, разыгрывание сценок.

Все ребята выходят во двор. Возле детской площадки, на солнечном участке в эту пору растет густая, изумрудного цвета молодая трава. На ней мы располагаемся, рассевшись на расстеленных покрывалах, принесенных из дома. Рядом находятся пеньки, которые у нас вместо стола. На них мы выкладываем нашу незатейливую провизию: бутерброды, печенье, соки, напитки.

А теперь начинается все самое интересное. Мы играем, смотрим и слушаем номера друг друга, поем песни, загадываем загадки, рассказываем всякие небылицы и потешные истории из школьной жизни, много смеемся.

Наши номера художественной самодеятельности часто смотрят бабушки, сидящие на лавочках во дворе. Они всегда нас хвалят и нам аплодируют.

Слегка подкрепившись, мы продолжаем мероприятия дальше. День проходит очень быстро, весело и интересно. Мы получаем заряд хорошего настроения на все лето.

Удивительное – рядом

План

1. Отдых в Ялте.

2. Кактусовая оранжерея – удивительное зрелище:

а) разнообразие видов;

б) секрет обаяния кактусов;

в) цветущие кактусы.

3. Новый обитатель квартиры.


Отдыхая на Крымском полуострове, в Ялте, я с родителями посетила много красивых мест. Для этого надо лишь проехать на катере вдоль побережья.

В один из прекрасных погожих дней мы посетили кактусовую оранжерею. До этого дня я даже не представляла, что такое кактус и в чем секрет обаяния этих загадочных растений без листьев, без явных веток и стволов, зато с колючками и шипами.

Ничто не может сравниться с красотой цветущих кактусов. Удивительно и просто непонятно, как из такого колючего, устрашающего на вид стебля появляется сначала метелка-кисточка, я потом такой нежный, с легким ароматом цветок. Я зачарованно смотрела на цветущие кактусы и думала о том, что, наверное, их можно в чем-то сравнить с людьми. Бывает так, что человек с непривлекательной внешностью оказывается интересным собеседником или очень добрым, отзывчивым, веселым человеком. То есть душа у кактусов ранимая и нежная. Невозможно передать словами все увиденное разнообразие видов кактусов, всевозможные оттенки их цветов, виды колючек и их размеры. Но то, что это удивительные цветы, я убедилась.

Когда мы приехали домой, в нашей квартире поселился новый обитатель – кактус. Позднее из книг я узнала, что кактусы используют не только для озеленения квартир, но и как строительный материал, как пищу для людей и корм для животных, для изготовления лекарств.

Шиншилла (описание животного)

План

1. Популярный домашний любимец.

2. Строение животного (перечисление внешних признаков).

3. Удивительный грызун.


Хочу рассказать о зверьке, который становится все более популярным домашним любимцем. Это шиншилла. Шиншилла – это грызун с хорошим, добрым характером. Тело его покрыто мягкой густой шерстью серого, лилового или белого окраса. Особенностью шерсти шиншиллы является то, что она растет не отдельными волосками, а пучками. Это придает ей бархатистости, хочется ее гладить бесконечно.

У шиншиллы короткие, но довольно сильные лапки с небольшими цепкими коготками. Коготки помогают шиншиллам, живущим на воле, пробираться по скалам, в расщелинах которых они обитают.

Мордочка шиншиллы похожа на кроличью. Глаза-пуговки, маленький носик. Возле носика – усы, похожие на антенны. Усики помогают определять расстояние, ориентироваться в темных местах.

У шиншиллы довольно большие уши, что еще больше делает ее похожей на кролика, да и повадки у них очень схожие. А вот хвост этих зверьков больше похож на беличий: такой же пушистый, слегка затемненный на конце.

Самое интересное, что эти зверьки рождаются с открытыми глазами, со всеми зубами и практически сразу могут быстро бегать.

Зимний день

План

1. Долгожданная зима.

2. Белый снег.

3. Зимний день – ожившая сказка.

4. Мороз и солнце.

5. Катание на санках.

6. Деревья в снегу.

7. Красавица зима.

В снегу застыли рослые леса,

Щемящей тишины полна природа.

На соснах золотые пояса,

Что сотканы из самого восхода.

Владимир Костко

Пришла долгожданная зима. Одела все в снег и лед. Все застыло. Тихо. Больше всего в зиме меня удивляет и радует белый снег. Снег! Белый-белый или с чуть приметной синью. Все дети радуются, когда его много, такого пышного, скрипучего, мягкого и колючего!

Серебро, огни и блестки —

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-белые вчера.

Зимний погожий день – ожившая сказка, такая радость для детворы! Вокруг – зачарованные деревья, еще вчера занесенные снегопадом. Дороги заметены. Снег на крышах, лавочках, автомобилях. Он переливается, сверкает под лучами холодного зимнего солнца. Вспоминаются строки из стихотворения Пушкина:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный…

Небо синее. Дует легкий ветерок. В такой день невозможно усидеть дома. Хочется взять санки, выбежать на улицу и скатиться с горки. Полозья рассекают снег, на щеки, обжигая, летит снежная пыль, от скорости захватывает дух. Здорово! И вот снова взбираешься на горку, чтобы повторить это ощущение мгновенной радости от катания. Солнце слепит глаза, заставляет искриться все вокруг, что еще больше поднимает настроение. Рядом проносятся чьи-то санки. Переворот, смех…

Грачи, рассевшись на ветках, с удивлением наблюдают за нами. Взлетая с деревьев, они осыпают с веток снежный дождь.

Неподалеку от горки липы, кусты шиповника, укрытые меховыми шапками, затихли до весны.

С неба изредка летят мелкие снежинки. В такой снежный день кажется, что нет ничего лучше красавицы зимы!

Чувство собственного достоинства

План

1. Достоинство – совокупность моральных качеств.

2. Уважение к человеческой личности.

3. Помощь слабым и нуждающимся.

4. Стремление к идеалу.

5. Сущность человека – творчество.

6. Умение находить достойный выход.

Береги платье снову,

А честь смолоду.

Пословица

Достоинство – совокупность высоких моральных качеств и уважение этих качеств в самом себе. «Человек – это звучит гордо», – сказал кто-то из великих. Но что нужно сделать, чтобы стать человеком, достойным уважения?

Человек должен развивать в себе положительные качества: трудолюбие, доброту, милосердие и сострадание, уважение к другим, умение сдерживать свое слово.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а поэтому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.

Уважая себя, человек никогда не сделает больно окружающим его людям, поможет слабым, нуждающимся, обязательно проявит себя с хорошей стороны. Ведь каждому человеку хочется быть самым сильным, красивым, ловким, смышленым, остроумным и изобретательным. Все мы стремимся к идеалу и так радуемся, если что-то у нас получается.

Достоинство человека не измеряется его достижениями и победами. Скорее, оно зависит от человечности. Р. Гамзатов писал об этом так:

Он мудрецом не слыл,

И храбрецом не слыл,

Но поклонись ему:

Он человеком был.

(Р. Гамзатов)

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям благородство:

Пускай во всем, что совершаешь ты,

Проступит след душевной красоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

(Муса Джалиль)

В любом обществе человек должен оставаться собой: не опускаться до низкого уровня интеллекта только для того, чтобы общаться в определенном кругу на равных. Сильный человек не уничижает себя, чтобы вызвать в другом сочувствие.

Беречь собственное достоинство – это не значит защищать себя, унижая других, а это – умение находить выход из любой ситуации, не опускаясь до подлости, жестокости, лицемерия, предательства.

Мой любимый предмет – математика

План

1. Математика – нелегкая наука.

2. «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед».

3. С. В. Ковалевская – первая женщина-профессор.

4. Математика – очень нужная наука.

5. Через школьные знания к великим открытиям.

Посредством уравнений, теорем

Он уйму всяких разрешил проблем:

И засуху предсказывал, и ливни.

Поистине его деянья дивны.

Д. Чосер

Из всех предметов, изучаемых мною в школе, больше всего мне нравится математика. У многих эта школьная дисциплина вызывает трудности, так как она требует упорства в достижении цели. Математика учит точности мысли, логике, умению делать обобщения.

Когда я решаю задачу, я никогда не подсматриваю ответы в учебнике. Мне нравится самостоятельно прийти к правильному решению, это приносит какую-то радость и гордость за себя. Т. Эдисон говорил, что «гений состоит из одного процента вдохновения и девяноста девяти процентов потения». Поэтому, чтобы хорошо разбираться в математике, ею нужно заниматься. Смышленость растет во время математических занятий так же, как мускулы человека крепнут и ловкость его увеличивается, когда он занимается гимнастическими упражнениями. А. Нивен говорил: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»

Хотя многие считают, что математикой лучше овладевают мужчины, я думаю, что женщин просто недооценивают. Ведь великим математиком, профессором была Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина, проложившая собственную тропинку в науку, куда раньше ступала лишь нога мужчины. Перо, которое в ее руке запечатлело на бумаге сложные математические идеи, так же хорошо писало стихи и повести, романы и драмы, рецензии и очерки. Творчество любого математика в такой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта.

Математика – очень нужная наука. Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные явления. Даже в быту математика нам необходима. Ни один кулинарный рецепт, например, не обходится без пропорции, которую нужно соблюдать, чтобы блюдо получилось вкусным. Математика поможет рассчитать, сколько рулонов обоев нужно для ремонта комнаты, сколько мороженого и конфет можно купить за карманные деньги, насколько ты вырос за год и многое другое.

Математика представляет искуснейшие изобретения, способные облегчить жизнь людей. Через математические знания, полученные в школе, лежит дорога к новым величайшим открытиям.

В. Васнецов «Богатыри»

(сочинение по картине)

План

1. В. М. Васнецов – знаменитый русский художник.

2. Картина «Богатыри» – воспевание легендарных защитников родной земли:

а) бесстрашный Илья Муромец;

б) мудрый, благородный Добрыня Никитич;

в) удалой Алеша Попович;

г) широкий, раздольный пейзаж – олицетворение будущих битв.

3. Богатырская сила и величие.


В. М. Васнецов – знаменитый русский художник, среди творчества которого значительное место занимают картины, посвященные русской истории, народным былинам и сказкам. Наверное, нет человека, окончившего школу, который бы не знал картины «Богатыри».

Легендарные герои народного эпоса, богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович для Васнецова не только самоотверженные защитники родной земли, но и защитники слабых, обижаемых. Каждый богатырь наделен художником своим особым характером в соответствии с тем, как представлены они в народных былинах. Они являются олицетворением воинской доблести, силы и славы русского народа.

В центре картины – Илья Муромец. Могучей силой, бесстрашием, отвагой наделен этот крестьянский сын в былинах. На картине мы видим Илью Муромца в доспехах: кольчуге и шлеме. Он вооружен железной палицей, копьем и щитом. Он простой, но в то же время мужественный. Он сосредоточенно всматривается в даль. Вороной конь послушен своему хозяину: склонив голову, он ожидает команды богатыря.

Справа от Ильи Муромца – мудрый, благородный и предусмотрительный Добрыня Никитич. Он смелый и грозный воин. Он изображен художником в светлых тонах, что придает его виду какую-то торжественность. В правой руке он держит меч, который в любую минуту готов рубить вражьи головы, в левой – червленый щит. Одет Добрыня в доспехи, шитые сапоги. Светлой масти конь его смотрит вдаль, как будто чувствуя предстоящие военные баталии. Хвост и грива коня развеваются на ветру.

Справа от Ильи Муромца – Алеша Попович. Он смел, удал, хитер, немного хвастлив, но в бою не уступает старшим своим собратьям. Лицо его выражает лукавство и смекалку. В руках Алеша Попович держит лук, заряженный стрелой, что говорит о его боеготовности. К седлу коня прикреплены гусли. В минуты отдыха он радует друзей игрой и песнями.

Их могучая, сплоченная группа отчетливо выделяется на фоне широкого, раздольного пейзажа. На переднем плане – желтый ковыль с редкими невысокими елочками, за спиной у богатырей дремучий густой лес. Клубящиеся тучи на горизонте и крупными мазками изображенный ковыль, пригнувшийся к земле, передает нам надвигающееся ненастье, символизирующее предстоящие бои героев с врагом и созвучное настроению богатырей.

Васнецов создает убедительное впечатление богатырской силы и величия этих, казалось бы, вполне реальных людей, весь облик которых говорит о надежности и бесстрашии.

Кое-что о дятлах

(юмористический рассказ)

План

1. Урок русского языка.

2. Описание дятла.

3. Работы учеников.

4. Страшнее дятла зверя нет!

Добрый дятел занят делом:

Ремонтирует дупло.

Все починит он умело,

Будет в домике тепло.

(Из «Веселой азбуки»)

Однажды на уроке русского языка мы писали изложение. Это было описание дятла – птицы очень полезной, «санитара леса». Учительница показала нам картинку с изображенным на ней дятлом, который, сидя на стволе дерева, усердно стучал своим костяным «молоточком» по древесине, добывая личинок и куколок.

В тексте рассказывалось, как выглядит дятел, что тело его покрыто черно-белым опереньем, что у самцов обычно красный затылок, на лапках дятла по четыре пальца, расположенные попарно, чтобы птице лучше держаться на ветвях, и т. д. В общем, чего-то очень непонятного в тексте не было.

Мы взялись за работу. И то ли ребята были не очень внимательными на уроке, то ли фантазия у моих одноклассников разыгралась, но когда на следующем уроке мы стали анализировать свои ошибки в проверенных учителем работах, то еле сдерживали смех. «Лучшие перлы» учительница нам зачитала, представив это как связный рассказ. Она предложила нам нарисовать того, о ком сейчас мы услышим. В прочитанном ею тексте, составленном по нашим ошибкам, мы услышали, что дятел покрыт черной шерстью, что когти крепко держат его за ветви, что у него четыре руки, две из которых направлены вперед, а две – назад, и что у него красный живот и еще очень много того, что пока неизвестно науке о дятлах. Когда рисунки были готовы, и мы рассмотрели их, вывод был однозначен: страшнее дятла зверя нет!

Трудно или легко делать добро?

(притча о милосердном самарянине)

План

I. Тема добра и зла.

II. Притча о добром самарянине:

1. Случай с иудеем.

2. Моральный выбор прохожих:

а) убеждения священника;

б) равнодушие левита;

в) помощь самарянина.

3. Равнодушие современного общества.

III. Необходимость возвращения к библейским заповедям.


Тема добра и зла рассматривается во многих произведениях литературы. Понятия «добро» и «зло» взаимосвязаны, и отношения между ними не просты. Говорят, что без зла нет добра, без разрушения нет созидания и т. д.

В школьном курсе литературы мы знакомимся с притчей о милосердном самарянине – одной из притч Иисуса Христа. Эта притча повествует о помощи, оказанной бескорыстно прохожим самарянином попавшему в беду иудею, путешествующему из Иерусалима в Иерихон. По дороге иудей был ограблен и избит до полусмерти разбойниками, которые оставили его израненного умирать.

Дальше притча ставит вопрос морального выбора человека, который сталкивается с бедой другого. Дело в том, что по дороге, на которой лежал умирающий иудей, прошли трое: священник, левит и самарянин. Каждый из них мог, при желании, помочь бедолаге. Но, видно, проще пройти мимо, оправдав свой поступок разными доводами и обстоятельствами.

Так, священник, имея свои убеждения и запреты, взглянул на умирающего и прошел мимо. Левит, подумав о том, что он не знает этого человека и не состоит с ним в родстве, тоже прошел мимо человека, которому так нужна была его помощь. Другое решение принимает самарянин, представитель народа, презираемого иудеями и враждующего с ними. Он оказывает помощь раненому, перевязывая его раны и устраивая потерпевшего в гостиницу. При этом он платит за его лечение и уход хозяину гостиницы.

Эта притча учит многому: милосердию, состраданию, любви к людям. А этого так не хватает во всем мире. Современное общество часто становится равнодушным к окружающим, человеческая жизнь теряет свою неповторимую ценность. Люди становятся черствыми, и часто можно встретить полную безучастность в отношении не только к чужим, незнакомым людям, но и к родным, не говоря уже о попавших в беду.

Все меньше встречается людей, бескорыстно желающих помогать другим. И хоть их считают чудаками, они все-таки есть. И это обнадеживает.

Люди должны вернуться к библейским заповедям, которые учили моральным ценностям. Ведь легче ничего не делать, а добро – это труд души. И от этого труда душа становится только сильнее.

В каком доме я хочу жить?

План

1. Мечта о красивом доме.

2. Дом моей мечты:

а) стеклянная крыша;

б) зимний сад;

в) спортивный уголок и бассейн;

г) свой «Игроленд»;

д) кабинет и гостиная;

е) мастерская.

3. Дом, где тебя любят.

Каждый

Должен

Иметь свой дом —

Свой собственный,

тайный, маленький дом.

Татьяна Макарова

Все мечтают жить в красивом уютном доме. Часто, сидя за своим письменным столом, я в мечтах рисовал дом.

Каким же я видел свой дом? Наверное, мои мечты совпадают с мечтами моих друзей и одноклассников.

Я очень люблю лето, солнечный свет, поэтому хотел бы, чтобы крыша у этого дома была бы прозрачная, из какого-нибудь прочного стекла. Это дало бы мне возможность, лежа на диване, наблюдать за пролетающими над крышей облаками и самолетами, а ночью любоваться звездным небом получше, чем в планетарии, находя на небе Большую Медведицу или Полярную звезду. А маминым любимым цветам прозрачная крыша давала бы еще больше света, поэтому одна из комнат дома точно бы превратилась в сад с великолепным множеством цветущих декоративных цветов.

Я люблю физкультуру, поэтому у меня обязательно в комнате был бы оборудован спортивный уголок, где я бы с удовольствием качал мышцы и делал растяжку. А так как моя семья любит купаться и совершать водные процедуры, то хотелось бы иметь бассейн, где можно было бы поплавать на скорость с друзьями или расслабиться после школьных занятий, а родителям – после тягот работы.

Все дети любят играть, поэтому в моем виртуальном доме есть комната с детскими аттракционами и сюрпризами, как в «Игроленде». В этой комнате мне бы нравилось играть с товарищами, я даже представляю, как бы нам было весело.

Для мамы важна комната со шкафами, наполненными ее любимыми книгами, а камин с потрескивающими дровами добавил бы уюта и чувства защищенности и покоя.

Для папы хотелось бы предусмотреть комнату с бильярдным столом. В эту игру он любит играть с друзьями. Здесь для развлечения гостей были бы еще припасены шахматы, шашки, лото, нарды, так как мои родители – очень гостеприимные люди.

В моем придуманном доме есть мастерская, где можно почувствовать себя художником, написав натюрморт; скульптором, делающим статуэтку; мастером, на гончарном круге которого из глины появляется новая ваза или кувшин.

Многое еще можно было бы нафантазировать. Но скажу по правде, что я очень люблю свою реальную детскую комнату, в которой все оборудовано родителями с любовью ко мне. Ведь важны не размеры и наполняемость дома. Он радует только тогда, когда в семье царят взаимопонимание, любовь, уважение друг к другу.