Вы здесь

Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 2. Глава 12. О том, что имеет Колобок, чтоб спасти румяный бок (М. Н. Шустерман, 2015)

Глава 12

О том, что имеет Колобок, чтоб спасти румяный бок

За окнами все еще не прекращался дождь. Его мелкая, почти незаметная сетка затянула на дворе все сверху донизу. Дети играли дома. Колобок играл вместе с ними. С одной стороны, он радовался дождю – нельзя выходить из дома, значит, и в дорогу нельзя отправляться. Но можно еще побыть с ребятами, и это хорошо!

С другой стороны, пора идти дальше, а дождь его задерживает. Это плохо! Но появилось время еще поразмыслить, как ему в дороге уберечься от неприятностей, – это хорошо!

Утро следующего дня не раздвинуло занавеску из туч. Это уже был не дождь, а какая-то мокрая пелена, которая всех: и людей, и животных – загоняла под крышу. Ребята с утра бродили грустные. Колобок, расплющив нос на оконном стекле, внимательно изучал двор. Там красовались огромные лужи. Было хорошо видно, как в них сыпался дождь. Казалось, будто лужи кто-то часто-часто пощипывает или они озябли и покрылись «гусиной» кожей. Колобок посмотрел на стекло. По нему ползли капли. Сверху, извиваясь, как гусеницы, они передвигались медленно. Встречая на пути таких же маленьких ползущих подружек, они сливались в большие капли и быстро скатывались вниз. Колобок надеялся хоть как-то развлечь малышей и рассказал ребятам о своем наблюдении.

– А знаете, как Сергей Михалков рассказал о таком дожде в стихотворении «Если»? – оживилась Ирочка.

Девочка начала:

– Мы сидим и смотрим в окна,

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

Где же солнце?

Что случилось?

Целый день течет вода.

На дворе такая сырость,

Что не выйдешь никуда.

Если взять все эти лужи

И соединить в одну,

А потом у этой лужи

Сесть,

Измерить глубину,

То окажется, что лужа

Моря Черного не хуже,

Только море чуть поглубже,

Только лужа чуть поуже.

Если взять все эти тучи

И соединить в одну,

А потом на эту тучу

Влезть,

Измерить ширину,

То получится ответ,

Что краев у тучи нет,

Что в Москве из тучи – дождик,

А в Чите из тучи – снег.

Если взять все эти капли

И соединить в одну,

А потом у этой капли

Ниткой смерить толщину —

Будет каплища такая,

Что не снилась никому.

И не приснится никогда

В таком количестве вода.

– Сколько же воды упало на нашу дачу и двор?! – спросил Дима.

– Много, – вздохнул Вова. – Скорее бы вылилось все, что запасли тучи. Гулять хочется. Да и грибов в лесу после такого дождя видимо-невидимо.

Ребята начали вспоминать походы в лес за грибами, кто сколько и каких грибов нашел, посмеялись над Колобком и его мухомором. Ну а Колобок тем временем, пошушукавшись с Машей в уголочке, исчез. Пробравшись в спальню, он взял из Машиной тумбочки катушку с нитками и вышел на улицу.

Дождь продолжал моросить.

Колобок почувствовал его мокрое прикосновение. Это его не остановило. У него было серьезное дело. И вот какое.

У самого входа в дом красовалась большая лужа. «Видимо, все лужи во дворе слились в одну большую, – подумал Колобок. – Нужно ее измерить!» Он стал окунать нитку в лужу. Нитка намокла, испачкалась, но тонуть не хотела. «Она легкая, поэтому плавает на поверхности, нужно, чтобы она стала тяжелой, – пояснил сам себе Колобок. – Привяжу к ней камешек – так нитка потяжелеет и упадет на дно». Сказано – сделано. И вот нитка исчезла в дождевых пучинах. От радости наш исследователь даже подпрыгнул и… упал в лужу. Вот тут-то он сразу понял: «Она глубокая». Едва не захлебнувшись, Колобок начал выбираться оттуда. Ноги скользили по дну и вязли в нем. Волны так и норовили свалить его. Колобок от страха не мог даже позвать на помощь. Силы покидали его. В этот момент дверь дома отворилась, и малыши с криком и перепуганными лицами бросились к луже. Чьи-то руки вырвали его из водяных лап и понесли. Уже в коридоре Колобок разглядел своего спасителя. Это была Маша. Заметив, что Колобок долго не возвращается, она почувствовала что-то неладное. Поглядела в окно и с криком бросилась на улицу. Ребята кинулись за ней.

В доме Маша попыталась поставить Колобка на пол, но это ей удалось с трудом. Намокнув, он стал вязким и липким, ведь испекли его из теста, потому-то руки девочки прилипли к Колобку.

– Ты стал совсем как тесто – мягким, – сказала Маша.

– А давайте мы его снова испечем, – предложил Вова.

– Его нужно просто подсушить, – сказала Ирочка. – Сегодня дядя Миша растопил печку.




Мягкий, размокший Колобок не мог даже держаться на ногах. Его усадили на печку. Ребята сели рядом и стали смотреть на огонь.

Огонь совершенно удивительная штука – он притягивает, завораживает, согревает. Неповторимую его пляску можно смотреть часами. Ребята не отрывали глаз от этого зрелища.

– Чем так вкусно пахнет? – спросил вдруг Дима. – Наверное, тетя Клава печет пироги.

Ребята оглянулись. Из дверей кухни никто не появлялся с душистыми пирожками.

– Это Колобок, Колобок! – Саша показывал на печку. – Он стал греться и выпускать пар. Сейчас он станет снова свежим, ароматным и вкусным.

Все сразу стали вспоминать, какие вкусные пирожки, торты, пряники пекут их мамы, бабушки, соседки. Девочки часто помогали мамам в этом деле. Они, как заправские хозяйки, делились кулинарными тонкостями и рецептами. От таких аппетитных разговоров Колобок даже слюнку сглотнул. «Вот бы попробовать», – подумал он. И тут же к нему пришла другая мысль: «Вот так и меня каждый зверь в лесу захочет попробовать, а то и совсем съесть, ведь я опять стал свежим и ароматным». Он громко вздохнул.

– Что с тобой? – спросил Саша. – Может, ты уже высох? – Он потрогал Колобка. – Нет, еще липнешь. Посиди еще немного.

– Меня съедят в лесу! – расстроенно сказал Колобок. – Сами говорите: вкусно от меня пахнет. Как бы сделать так, чтобы я, съедобный, мог стать в любой момент несъедобным?


Малыш, помоги Колобку.


– Если бы тебя испечь заново. В тесто насыпать побольше соли. Лизнет Лиса. Тьфу! Соленый какой. И есть не станет. Можно и перца также подсыпать. Горько будет, невкусно, – предложила Ирочка.

– Хорошо бы в тесто положить немного снотворного порошка, – продолжил Вова. – Укусит Лиса кусочек и сразу же уснет.

– То, что вы говорите, – хорошо, но меня уже испекли и я уже съедобный! Как же мне быть? – печалился Колобок.

– Да такого, – Маша оглядела своего друга, – тебя никто есть и не станет. Ты ведь весь в грязи. А ну-ка, повернись, я посмотрю, как ты вымазался.

Колобок повернулся к ней спиной.

– Ой! – вскрикнула девочка. – Ты и в саже испачкался, и пригореть успел.

Она принялась чистить Колобка.

– Перед дорогой пусть он поваляется в саже. Тогда каждый зверь в пути примет его за уголек и есть не станет.

– Можно покататься по грязи или песку. Колобок станет похожим на круглый песчаный комок. Кому охота есть песок? А когда он придет к Ване, пусть как следует почистится и снова будет румяным и красивым.

– А если не пачкаться вовсе! Посидеть немного на солнышке и зачерстветь! Твердую корку укусить трудно. Зубы можно поломать и язык поцарапать, – сказал Дима.

– Пусть будет румяным! Мы на нем, как на мухоморе, нарисуем белые пятнышки-крапушки, вот он и уцелеет, – Лена вспомнила прогулку в лес за грибами.

– Помните, каким липким был Колобок, когда Маша его вытащила из лужи? – сказала Анечка. – Даже руки трудно было отклеить. Встретится ему в лесу лужа или канава с водой, он туда прыг! – и станет липким. Лиса его хвать зубами и завязнет. Вот и выйдет, что не Лиса поймает Колобка, а Колобок – Лису. Так и придет вместе с нею к Ване.




Такого поворота событий никто не ожидал. Ребята повеселели, теперь они были спокойны за Колобка. Он может без страха идти к Ване. Колобок выглядел именинником. Он знал, как ему нужно будет поступить, чтобы в лесу его никто не съел. Колобок, забыв про дождь, готов был отправиться в дорогу, но тут дверь дачи отворилась и…

А теперь для родителей

Знакомство с вещественно-полевыми ресурсами – ВПР Колобка

Итак, наиболее идеальное решение найдено тогда, когда максимально использованы ресурсы того, что у нас есть.

Ресурсы бывают вещественные, полевые, пространственные, временные, информационные (масса информации, которой вы владеете и которая заложена в рассматриваемых проблемах или в предметах).

Целесообразно использовать в первую очередь внутрисистемные ВПР, затем внешнесистемные (из того, что не входит в систему) и в последнюю очередь надсистемные.

Рассмотрим нашего героя как систему. Надсистемой могут быть хлебобулочные изделия, частью которых он является, или все сказочные персонажи. При выборе надсистемы все зависит от того, какое предназначение Колобка вас интересует. Подсистема в нашем случае – это все то, из чего он состоит.

В конце главы наш малыш перечислил все, что использовали дети для спасения героя сказки, т. е. те самые ресурсы.

Итак, дети предложили: насыпать побольше соли в тесто; перца добавить; положить немного снотворного порошка; в саже испачкать; пережарить; покатать по грязи и по песку; посушить на солнышке, чтобы Колобок зачерствел; на румяном Колобке, как на мухоморе, нарисовать белые крапины; намочить (мокрый, липкий Колобок сам поймает Лису или в зубах у нее завязнет).

Попробуйте определить вместе с ребенком, какие из перечисленных ресурсов внутрисистемные, внесистемные и надсистемные.

А теперь вместе подумайте: где и какие еще есть ресурсы, чтобы помочь Колобку?

Попутно в начале главы еще одна иллюстрация уже знакомого нам оператора РВС в стихотворении Сергея Михалкова «Если».

Здесь применяется один из его компонентов – размер.