Вы здесь

Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 2. 1945–2000. Глава 3. Страны Северной Америки в 1945–2000 гг. ( Коллектив авторов, 2001)

Глава 3. Страны Северной Америки в 1945–2000 гг.

§ 1. США после Второй мировой войны

Послевоенное положение США. «Справедливый курс»

По сравнению с другими странами США во Второй мировой войне понесли незначительные людские и материальные потери: 300 тыс. человек были убиты и пропали без вести. Более того, война стала фактором, способствовавшим заметному росту американской экономики. Так, за годы войны производственные мощности США увеличились в два раза, а экспорт – в пять раз. Они вышли из войны самой могущественной экономической и военно-политической державой мира. В 1948 г. доля США в производстве капиталистического мира составляла 54,6 %, а золотой запас – 53,3 % мирового. К концу войны Америка располагала самой многочисленной и мощной армией во всем капиталистическом мире. Вплоть до 1949 г. она пользовалась монополией на атомное оружие. Поэтому неудивительно, что США объявили себя защитниками интересов «свободного мира», к которому были причислены все капиталистические страны.

В послевоенный период в экономической и социальной сферах продолжались реформы, начатые в рамках программы «нового курса» президентом Ф. Д. Рузвельтом. В 1944–1946 гг. была принята целая серия законов, призванных облегчить положение военнослужащих, подлежащих демобилизации после завершения военных действий, а также неимущих слоев населения. К этим законам, в частности, относился так называемый «солдатский билль», предусматривающий существенные льготы участникам войны; закон о занятости, имевший своей целью сокращение безработицы; акты о повышении пенсий и пособий. Не случайно Г. Трумэн, ставший президентом США после смерти Ф. Д. Рузвельта в апреле 1945 г., назвал свою политику «справедливым курсом».

Правоконсервативный поворот в общественно-политической жизни

Вместе с тем, в отличие от большинства европейских стран, где послевоенная ситуация характеризовалась поворотом в настроениях широких масс населения влево, в США имело место наступление правых и консервативных сил. Это, в частности, выразилось в попытках пересмотреть социальные законы, принятые в 30-е гг. Наиболее ярким проявлением тех изменений, которые произошли в позициях американских законодателей, явилось принятие в 1947 г. антирабочего по своей сути закона Тафта – Хартли (названного так по фамилиям его инициаторов в конгрессе США), главная цель которого состояла в том, чтобы ограничить и контролировать деятельность профсоюзов. Закон, в частности, запрещал забастовки государственных служащих и все забастовки, имеющие политическую направленность, бойкоты, пикеты. Правительство получило право приостанавливать забастовки и стачки на 80 дней.

Эта линия на ужесточение контроля над рабочим движением была продолжена принятием в 1959 г. закона Лэндрема – Гриффина, который предусматривал усиление контроля министерства труда над внутренними делами профсоюзов, в частности над их финансами и механизмами выбора высшего профсоюзного руководства. Тем самым ужесточалась система государственного регулирования трудовых отношений.

Одним из заметных проявлений поворота вправо явилось нагнетание в общественном мнении антисоветских и антикоммунистических настроений. В 1947 г. начались так называемые «проверки лояльности» государственных служащих, которые по сути дела вылились в кампанию чистки государственного аппарата от инакомыслящих и неблагонадежных, к которым относили всех, кого подозревали в симпатиях к коммунизму и СССР. В январе 1949 г. по инициативе правых кругов был затеян судебный процесс против руководства малочисленной Коммунистической партии США, обвиненного в нелояльности и чуть ли не в шпионаже в пользу Советского Союза. В результате процесса, длившегося девять месяцев, одиннадцать членов национального комитета компартии были приговорены к штрафам и различным срокам тюремного заключения.

Но в наиболее законченных и крайних формах правоконсервативный поворот проявился в 1950–1953 гг. в маккартизме. Так была названа широкомасштабная антикоммунистическая и антисоветская кампания, развязанная в стране правыми кругами во главе с сенатором Дж. Маккарти. Эта кампания, которая совершенно справедливо была названа «охотой на ведьм», строилась на нагнетании страхов перед заговором, якобы вынашиваемым против США мировым коммунизмом во главе с Советским Союзом. Утверждалось, что коммунисты и сочувствующие им проникли в высшие эшелоны власти.

Период правления президента-реформатора Ф. Д. Рузвельта был назван «двадцатью годами предательства». Шельмовались государственные чиновники высокого ранга, представители творческой интеллигенции, видные ученые и общественные деятели. Против некоторых из них были затеяны судебные процессы. Маккарти выискивал «коммунистов» в государственном департаменте, Пентагоне и даже выступил с публичным осуждением администрации Эйзенхауэра за то, что она оказывает экономическую помощь Англии, которая сохраняла торгово-экономические отношения с Китаем. Были также приняты законы против так называемых подрывных элементов и иммигрантов. В частности, в 1954 г. конгресс США принял закон о контроле над коммунистами, который предписывал ежегодную регистрацию в министерстве юстиции членов коммунистической партии как «иностранных агентов».

Однако правящие круги во все более растущей степени убеждались в ущербности для престижа страны деятельности зарвавшегося сенатора и его сторонников, которые в своих обвинениях в заговоре против США стали переходить все мыслимые пределы. В 1954 г. сенат США вынужден был привлечь Маккарти к ответственности за оскорбление высшего законодательного органа страны и за незаконное расходование государственных средств, отпущенных «на борьбу с коммунизмом». 2 декабря того же года сенат подавляющим большинством голосов осудил сенатора, после чего тот довольно быстро сошел с политической арены.

Послевоенные изменения во внешнеполитическом курсе

Поворот в позициях правящих кругов вправо особенно отчетливо проявился в сфере внешней политики. Уже к концу войны во все возрастающей степени обнаруживались противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. С окончанием войны эти противоречия стали очевидны всем. Их дальнейшее обострение привело сначала к фактическому развалу коалиции, а затем к началу «холодной войны». Инициатива в этом вопросе принадлежала Соединенным Штатам.

«Холодная война» и порожденные ею внешнеполитические доктрины, такие, как политика «с позиции силы», «балансирование на грани войны», «тотальное противоборство» и др., привели к возрастанию международной напряженности и усилению угрозы новой мировой войны. В рамках политики «холодной войны» администрация Трумэна предприняла целую серию внешнеполитических шагов и инициатив. В их числе – доктрина Трумэна и план Маршалла. Имея своей главной целью «сдерживание коммунизма», или, проще говоря, противодействие СССР, доктрина Трумэна предусматривала оказание помощи Греции и Турции для недопущения победы там левых сил и усиления влияния Советского Союза.

План Дж. Маршалла (названный так по имени его автора – тогдашнего государственного секретаря) представлял собой широкомасштабную программу оказания странам-союзницам США финансовой и экономической помощи для восстановления их экономики, разрушенной во время войны. За четыре года действия этой программы (1948–1952) США израсходовали 12,5 млрд долл., что составляло астрономическую сумму. Американцы кровно были заинтересованы в стабилизации обстановки в Европе, совершенно правильно полагая, что в случае непринятия срочных мер по восстановлению разрушенной экономики европейские страны не застрахованы от социальных и иных катаклизмов.

В 1949 г. по инициативе США был создан военно-политический союз индустриально развитых стран Запада – Организация Североатлантического договора (НАТО). Первоначально блок включал 12 государств, затем его членами стали еще три государства, с вступлением в 1982 г. Испании число его членов возросло до 16. В 1950 г. американцы вмешались в гражданскую войну в Корее на стороне южнокорейского марионеточного режима Ли Сын Мана. В 1951 г., навязав Японии договор о «взаимной безопасности», руководство США добилось сохранения на японской земле значительных контингентов американских войск.

Победа республиканцев. Политика Д. Эйзенхауэра

В 1952 г. на президентских выборах победу одержала пребывавшая с 1932 г. в оппозиции республиканская партия в главе с популярным генералом Д. Эйзенхауэром, который во время Второй мировой войны командовал американскими войсками в Европе и возглавлял операцию по высадке союзнических войск на северное побережье Франции. После окончания войны Эйзенхауэр занял пост председателя комитета начальников штабов вооруженных сил США, а в июне 1947 г. стал президентом Колумбийского университета. В 1951 г. генерал возглавил наземные, морские и военно-воздушные силы западных держав-членов НАТО в Европе. К 1952 г. он был известным и уважаемым в стране человеком.

Победе Эйзенхауэра, помимо всего прочего, способствовало и то, что он обещал покончить со ставшей весьма непопулярной среди широких слоев населения корейской войной. Эта война стоила американскому народу многих жертв. Как подчеркивал сам Эйзенхауэр в своих мемуарах, это была самая кровопролитная война в истории США, за исключением гражданской войны и двух мировых войн. Америка потеряла в Корее убитыми, ранеными и пленными около 398 тыс. человек и еще 29 тыс. человек – ее союзники (за исключением Южной Кореи). Поэтому Эйзенхауэр направил свои усилия на прекращение корейской войны.

В целом внешнеполитический курс республиканской администрации характеризовался дальнейшим наращиванием политики «с позиции силы» в отношении Советского Союза. Однако Эйзенхауэр был среди тех деятелей Соединенных Штатов, которые понимали, что Америка не всемогуща и ей не все дозволено. Это стало особенно очевидно после запуска в Советском Союзе в октябре 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли. Это означало, что СССР получил средства доставки ядерного оружия до жизненных центров самой Америки. Стало очевидно, что отныне она окончательно перестала быть неуязвимой для прямых ударов противника. Поэтому Эйзенхауэр понимал необходимость сотрудничества с Советским Союзом, считал важным развитие советско-американских контактов в области науки, искусства и культуры. Заслугой Эйзенхауэра следует считать и то, что он нередко сдерживал особенно ретивых представителей военно-промышленного комплекса, которые выступали за дальнейшее наращивание вооружений. Он был убежден в том, что если им дать бесконтрольную власть, то США превратятся в «гарнизонное государство».

После прихода в Белый дом Эйзенхауэр не торопился с выполнением других предвыборных обещаний, особенно по внутриполитическим вопросам. При этом следует учесть, что в предвыборной программе республиканцев немаловажное место занимали пункты о ревизии нового курса, сокращении регулирующей роли государства, восстановлении принципов свободной конкуренции и свободного рынка и др. Однако, будучи реалистом в политике, Эйзенхауэр быстро понял, что американский капитализм давно превратился в корпоративный и что роль государства в экономике и социальной сфере можно только увеличивать, но никак нельзя сокращать. Поэтому во внутренней политике, особенно в социальной сфере, его администрация продолжала политику своих предшественников-демократов с некоторыми поправками.

Дж. Кеннеди. Возвращение демократов

Важным этапом в послевоенной истории США стала победа на президентских выборах 1960 г. кандидата от демократической партии 43-летнего сенатора от штата Массачусетс Дж. Кеннеди. Продолжая традицию В. Вильсона и Ф. Рузвельта, Кеннеди выдвинул реформистскую программу, получившую название «новых рубежей». По своим ориентациям и политическому мировоззрению он был весьма близок Ф. Рузвельту и отличался реалистическим взглядом на положение вещей как внутри страны, так и на международной арене. Будучи выходцем из весьма состоятельной семьи, а также высокообразованным представителем интеллектуальной и политической элиты, Кеннеди хорошо осознавал необходимость постоянного совершенствования политики государства для улучшения положения широких слоев населения и тем самым обеспечения их приверженности идеалам рыночной экономики и политической демократии.

Правительство Кеннеди приняло и реализовало целую серию мер по стабилизации экономики и расширению программ по социальной помощи. В частности, оно запретило повышение цен в отдельных отраслях, например электротехнической и сталелитейной. Были разработаны программы помощи бедствующим регионам (прежде всего угледобывающим), переквалификации и переобучения рабочих новым профессиям, ликвидации неграмотности среди взрослых. Важнейшим достижением администрации Кеннеди являлось то, что в развитие принятых еще при республиканцах (1957 и 1960 гг.) решениях и законах, запрещавших расовую дискриминацию в школах и на выборах должностных лиц, она внесла в конгресс законопроект, направленный против дискриминации представителей цветного населения в общественных местах и при найме на работу.

Для Кеннеди был характерен также неординарный подход к решению проблем внешней политики. При нем был создан так называемый «Корпус мира» – организация добровольцев, изъявивших желание работать в отсталых странах в области экономики, образования, здравоохранения и т. д. Немаловажное значение придавалось широко разрекламированной программе, рассчитанной на десять лет, под названием «Союз ради прогресса», в задачу которой входило оказание помощи странам Латинской Америки в деле экономического и социального развития. Обе эти программы имели своей главной целью дальнейшее усиление влияния США на международной арене.

В то же время именно в период правления Кеннеди разразился кубинский ракетный кризис 1962 г., вызванный размещением советских ракет на территории Кубы, которая после происшедшей там в 1959 г. революции, вышла из сферы влияния Соединенных Штатов. Кризис приобрел настолько большую остроту, что впервые в послевоенный период поставил мир на грань термоядерной войны. Однако Дж. Кеннеди и тогдашний советский руководитель Н. С. Хрущев сумели найти приемлемый для обеих сторон выход из весьма трудного и опасного для судеб мира положения.

В 1963 г. администрация Кеннеди подписала Московский договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, под водой и в космосе. Показательно, что в том же году Кеннеди признал, что в ядерный век война между двумя сверхдержавами бессмысленна, поскольку в ней не может быть победителей.

22 ноября 1963 г. во время предвыборной поездки по стране в городе Даллас (штат Техас) Дж. Кеннеди был убит рукой наемного убийцы (или наемных убийц). Трагическое событие буквально потрясло современников как в самой Америке, так и во всем мире. Но это убийство, названное преступлением века, до сих пор остается нераскрытым и возможно навсегда останется одной из тайн американской истории. Президентом США стал вице-президент Л. Джонсон, который и одержал убедительную победу на очередных президентских выборах 1964 г.

Продолжая курс Кеннеди, Джонсон провозгласил программу «Великого общества», в рамках которой был разработан и осуществлен целый комплекс реформ. Так, в 1963, 1965 и 1968 гг. были приняты новые законы о гражданских правах, призванные положить конец наиболее очевидным формам дискриминации негров в области образования и найма на работу. В рамках «Великого общества» осуществлялась также программа борьбы с бедностью. Была существенно расширена социальная помощь неимущим слоям населения. Однако в условиях все более расширяющейся войны во Вьетнаме администрация Джонсона вынуждена была сократить или свернуть некоторые наиболее дорогостоящие социальные программы.

Эта война, начавшаяся в 1964 г., с 1965 г. приобретала все больший размах. Несмотря на беспрецедентную мощь и участие более чем полумиллионной армии, американцам не удалось одержать победу над вьетнамским народом. Более того, они вынуждены были признать свое унизительное поражение.

60-е гг. Рост движения за гражданские права

60-е гг. XX в. ознаменовались в США массовыми движениями протеста. С этой точки зрения немаловажное значение имело объединение еще в 1955 г. двух крупнейших профсоюзов страны – Американской федерации труда (АФТ) и Конгресса производственных профсоюзов (КПП) – в единую общенациональную организацию, насчитывающую в своих рядах 15–16 млн членов. Заметным явлением стала волна негритянского движения, вызванная сохранением дискриминации цветного населения в различных сферах общественной и политической жизни (жилищной, образования, найма на работу и т. д.). Большую популярность в ходе этих выступлений получил молодой негритянский священник Мартин Лютер Кинг.

В 1960 г. с началом кампании «ненасильственных действий» негритянское движение вступило в новую фазу. Одной из важных мишеней этого движения стала расовая сегрегация, т. е. практика раздельного обучения негров и белых в школах, недопущения негров в публичные места, предназначенные только для белых, и т. д. В качестве инструментов борьбы за свои права негры развернули массовые марши и походы, сидячие демонстрации, посещали кафе, рестораны и другие публичные места для белых. Именно эти выступления заставили руководителей страны принять ряд законов о гражданских правах негров.

В середине 60-х гг. в негритянском движении выделились группировки, которые выступили с лозунгами насильственной борьбы за свои права. Это, в частности, проявилось в уличных массовых столкновениях, вспыхнувших в 1965 г. в Лос-Анджелесе. О размахе этих столкновений свидетельствует тот факт, что на усмирение их участников было послано 10 тыс. национальных гвардейцев и полицейских. Возникла организация «Черные пантеры», провозгласившая своей целью «вооруженную расовую войну для свержения капиталистической системы». Однако расистские круги Америки тоже не сидели сложа руки. 4 апреля 1968 г. от пули подосланного ими убийцы погиб Мартин Лютер Кинг. Его похороны, в которых участвовали 150 тыс. человек, превратились в политическую демонстрацию протеста против произвола в отношении чернокожего населения.

В тот период массовый характер приняло студенческое движение, начало которому было положено выступлениями молодежи и студентов в г. Беркли в 1964 г. Главное место в программах этого движения занимали лозунги борьбы против социальной несправедливости, бедности, расовой дискриминации, идеалов чистогана и наживы, войны во Вьетнаме и др. Возникли различные студенческие организации, которые ставили своей задачей координацию деятельности и выступлений студентов различных регионов и университетских центров страны.

Среди них наиболее заметную роль сыграло объединение «Студенты за демократическое общество». Составной частью этого движения стали так называемые новые левые. Они получили это название по причине того, что выступали с левыми лозунгами изменения существующей в США общественно-политической системы на началах социальной справедливости и равенства, ликвидации расовой дискриминации, уважения прав национальных, конфессиональных и иных меньшинств, усовершенствования системы образования и др. Но в отличие от традиционных левых, которые, руководствуясь идеями марксизма, в качестве главной движущей силы преобразований рассматривали рабочий класс, они видели такую силу в интеллигенции и студенчестве.

Широкие масштабы приняло движение против войны во Вьетнаме. По всей стране развернулись марши и демонстрации, кампании уклонения от призыва в армию и сожжения призывных карточек. Наиболее ярким проявлением этого движения стала продолжавшаяся в течение нескольких суток осада военного ведомства США Пентагона в 1967 г., в которой участвовало до 300 тыс. человек. Об успехе этого движения свидетельствует тот факт, что в 1968 г. Джонсон вынужден был объявить о согласии США вести мирные переговоры с руководством Демократической Республики Вьетнам. К тому же Джонсон заявил, что не будет выставлять свою кандидатуру на пост президента на президентских выборах 1968 г. О накале страстей в стране говорит и такой факт: в августе 1968 г. во время предвыборного выступления вслед за Кингом был убит младший брат Дж. Кеннеди – известный в стране политический деятель, претендовавший на пост президента, Р. Кеннеди.

В результате на президентских выборах кандидатом на пост президента от демократической партии был выдвинут Г. Хэмфри. Груз вьетнамской войны и накопившихся социальных проблем для демократов оказался слишком тяжел, и с минимальным перевесом на выборах победу одержал кандидат от республиканской партии Р. Никсон.

§ 2. США в 70–90-х гг.

Реванш республиканцев

Приход к власти Никсона можно назвать началом республиканского цикла в политической истории Америки. Обоснованность этого тезиса подтверждается тем, что за исключением четырехлетнего пребывания у власти Дж. Картера (1976–1980), представлявшего демократическую партию, в течение пяти сроков из шести, приходящихся на 1968–1992 гг., высокий пост в Белом доме занимали президенты-республиканцы.

Никсон получил довольно трудное наследие. С конца 60-х – начала 70-х гг. наметились все более усугубляющиеся неурядицы в социально-экономической жизни США. Возрастающую остроту приобретала инфляция, которая за два года (1972–1974) возросла на 24 %. С конца 1973 г. весь индустриально развитый мир, в том числе и США, охватил энергетический кризис, разразившийся в результате нефтяного эмбарго нефтедобывающих стран, протестовавших против поддержки Западом Израиля в арабо-израильской войне в октябре 1979 г. Нехватка нефти привела к резкому ее подорожанию, что стало одной из важнейших причин начала самого острого после 30-х гг. экономического кризиса. Наибольшей остроты и глубины этот кризис в США достиг к середине 1975 г., когда объем промышленной продукции сократился на 12,7 %по сравнению с предкризисным уровнем. Упало производство автомобилей, стали, электроэнергии, резко возросло число безработных, достигнув 8,5 млн человек.

Внутренняя политика республиканской администрации была направлена главным образом на преодоление экономического кризиса. В условиях постоянно ухудшавшихся показателей уже в августе 1971 г. Никсон провозгласил «новую экономическую политику», предусматривающую прежде всего замораживание цен и заработной платы, сокращение ряда социальных программ, например по борьбе с бедностью, поддержке системы образования и др. Под лозунгом «Закон и порядок» были также ужесточены меры против участников антивоенного и студенческого движений. Своего пика эти меры достигли 4 мая 1970 г., когда против студентов Кентского университета было применено оружие, в результате чего от полицейских пуль погибли четверо студентов.

Заслугой администрации Никсона можно считать то, что в 1973 г. она прекратила войну во Вьетнаме. С уходом американских войск из Южного Вьетнама, несмотря на продолжающуюся американскую поддержку деньгами и оружием, сайгонский режим вскоре рухнул. В 1975–1976 гг. произошло окончательное объединение Вьетнама в единое государство. Это означало окончательное поражение американской агрессии в Юго-Восточной Азии.

При президенте Никсоне произошли немаловажные позитивные изменения в советско-американских отношениях, внесшие важный вклад в разрядку международной напряженности. Так, в 1970 г. вступил в силу подписанный еще в 1968 г. Договор о нераспространении ядерного оружия. Особо важное значение имел визит Никсона в 1972 г. в Москву и подписание между СССР и США десяти соглашений. Центральное место среди них занимали «Основы взаимоотношений» между двумя странами, Договор о противоракетной обороне (ПРО) и Временное соглашение о замораживании наступательного стратегического оружия. В дополнение к ним в 1973 г. были подписаны соглашения о предотвращении ядерной войны и о дальнейшем сокращении противоракетной обороны.

Все эти и последующие договоренности способствовали значительному ослаблению напряженности как в советско-американских отношениях, так и в мире в целом. Показателем этих позитивных изменений явился, в частности, советско-американский космический эксперимент 15–25 июля 1975 г., в ходе которого была осуществлена стыковка в космосе кораблей двух стран – «Союза» и «Аполлона».

Президентство Никсона было омрачено скандалом, разразившимся сразу после президентских выборов 1972 г., на которых выдвинутый на второй срок кандидат республиканской партии снова одержал – на этот раз уже убедительную – победу. В ходе расследования нарушений законности, обнаружившихся во время предвыборной кампании, выявились факты проникновения коррупции в высшие эшелоны власти и злоупотребления властью высокими должностными лицами. В частности, было установлено, что во время избирательной кампании представители республиканцев предприняли попытку взлома и похищения документов в штаб-квартире демократической партии, располагавшейся в отеле «Уотергейт».

Разразилось так называемое «Уотергейтское дело», получившее широкую огласку. В результате скандальных разоблачений Никсон под угрозой предъявления импичмента, т. е. судебного разбирательства и принудительного отстранения от президентского поста, вынужден был добровольно подать в отставку. Это стало первым в американской истории случаем досрочного отстранения президента страны от должности. Новым президентом, согласно конституции США, стал вице-президент Дж. Форд.

США во второй половине 70-х гг. Смена настроений

В 1976 г. Соединенные Штаты широко отмечали 200-летие со дня провозглашения независимости. В том же году состоялись очередные президентские выборы, на которых победу одержал кандидат от демократической партии Дж. Картер. Его предвыборная программа, в которой центральное место занимали обещания покончить с коррупцией, сократить военные расходы, улучшить системы здравоохранения и образования, сократить безработицу, предпринять меры для морального очищения американского избирателя, возымели свое действие на избирателей.

В глазах большинства избирателей республиканская партия и ее кандидат Дж. Форд ассоциировались с недавними разоблачениями коррупции в высших эшелонах власти и особенно уотергейтским скандалом. Команда же Картера сумела подать его в средствах массовой информации как морально незапятнанного деятеля, не причастного к скандалам и коррупции в вашингтонских коридорах власти, способного лучше реализовать интересы и чаяния простых американцев. Картеру удалось выдвинуть также привлекательные для избирателей лозунги продолжения и расширения разрядки международной напряженности, борьбы в защиту прав и свобод человека во всех странах независимо от господствующих там социальных и политических порядков и т. п.

В актив администрации Картера следует отнести подписание в ходе встречи руководителей СССР и США нового советско-американского договора об ограничении стратегических вооружений. Хотя сенат США и не ратифицировал этот договор, обе стороны по взаимному согласию соблюдали его основные положения. Неоднозначно было воспринято в мире так называемое Кэмп-Дэвидское (по названию загородной резиденции американских президентов) сепаратное соглашение, заключенное при посредничестве США между Израилем и Египтом (сентябрь 1978 г.), которое, по сути дела, вывело Египет из единого блока арабских стран, боровшихся против Израиля. Картер вынужден был также идти на подписание с Панамой соглашения о возврате этой стране в 2000 г. Панамского канала, правда обставив его целым рядом выгодных для Вашингтона условий.

Но в целом Картеру не удалось выполнить многого из своих предвыборных обещаний. Особенно неутешительными итоги его правления оказались во внешнеполитической сфере. Один из самых сильных ударов по политике и престижу Соединенных Штатов нанесла Иранская революция в 1979 г. Захват иранскими студентами американских дипломатов в Тегеране в качестве заложников, бесславный провал попыток их силового освобождения продемонстрировали всему миру бессилие американской администрации разрешать внешнеполитические узлы, завязывающиеся в нестандартных случаях.

В условиях наметившегося к тому времени консервативного поворота в общественном мнении страны администрация Картера предприняла ряд мер, которые положили конец разрядке международной напряженности. К их числу относится решение о размещении в Западной Европе, начиная с 1983 г., ракет среднего радиуса действия, принятое руководством НАТО на Брюссельской встрече в декабре 1979 г. по настоянию Вашингтона. Началось резкое ухудшение советско-американских отношений и произошел фактический откат к «холодной войне».

Со всех сторон на Картера обрушились во многом справедливые обвинения в слабости, некомпетентности, неспособности справиться со сколько-нибудь сложными внутренними и внешнеполитическими проблемами. На очередных президентских выборах в 1980 г. Картер потерпел сокрушительное поражение от кандидата республиканской партии, бывшего популярного киноактера и бывшего губернатора штата Калифорния Р. Рейгана.

Деятельность администрации Р. Рейгана

Победа Рейгана, выступавшего под лозунгами свертывания роли государства в экономической и социальной сферах, стимулирования частной инициативы, резкого сокращения государственных ассигнований на программы социальной помощи нуждающимся слоям населения, ограничения деятельности профсоюзов, а также ужесточения политики в отношении Советского Союза, свидетельствовала об окончательном повороте вправо как в умонастроениях большинства населения, так и политической стратегии правящих кругов страны. Во внутриполитической сфере правый, или консервативный, поворот показал разочарование американцев в некоторых устаревших механизмах и приемах системы государственного регулирования, которая неуклонно расширялась в течение более чем пяти десятилетий и требовала чрезмерных и не всегда оправданных расходов. В их глазах особую актуальность приобрело обещание Рейгана решать все более усугубляющиеся проблемы инфляции и безработицы путем «снятия государства с шеи народа» и укрощения государственной бюрократии.

Социально-экономическая программа Рейгана стала известна под названием «рейганомики». Администрация Рейгана провозгласила в качестве своих основных целей обуздание инфляции, которая к началу 80-х гг. стала настоящим бичом американской экономики, повышение научно-технического потенциала США, структурную перестройку экономики, усиление конкурентных позиций США на мировых рынках. Для реализации этих целей были предложены: ограничение вмешательства государства в экономику и всемерное стимулирование рыночных начал; сокращение темпов инфляции; стимулирование инвестиций; увеличение сбережений населения для последующего их инвестирования в экономику; ограничение расходов федерального правительства, прежде всего за счет уменьшения социальных расходов, т. е. на пособия по безработице и инвалидам, на медицинскую помощь и др.; уменьшение дефицита федерального бюджета.

Рейгану удалось преодолеть экономический спад, начавшийся еще при Картере, сократить инфляцию и безработицу, снизить подоходный налог, ускорить темпы подъема экономики, обуздать забастовочное движение. Эти и некоторые другие факторы обеспечили ему победу вторично на президентских выборах 1984 г.

Во внешнеполитической сфере для большинства американских избирателей, напуганных пропагандой о надвигающейся советской угрозе, особую привлекательность приобрел лозунг Рейгана о необходимости закрыть так называемое «окно уязвимости» Америки, которое якобы образовалось в результате ракетно-ядерного отставания США от СССР. Объявив Советский Союз «империей зла», Рейган провозгласил своей целью измотать его и ослабить экономически, навязав ему безудержную гонку вооружений.

С приходом к власти Рейгана произошло дальнейшее обострение советско-американских отношений, гонка вооружений поднялась на новый, более высокий уровень. Военные расходы возросли со 134 млрд долл. в 1979/80 финансовом году до 291 млрд долл. к концу президентства Рейгана. При нем была развернута дорогостоящая исследовательская программа «Стратегическая оборонная инициатива», получившая название «звездные войны». Она предусматривала создание широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования. На ее реализацию были выделены миллиарды долларов. Однако, как выяснилось позже, многие компоненты этой программы не были рассчитаны и разработаны в должной мере и, по сути дела, оказались невыполнимыми.

Второй срок пребывания Рейгана ознаменовался очередным поворотом внешнеполитической стратегии правящих кругов США в сторону реализма и улучшения отношений с Советским Союзом. Этому в значительной степени способствовал целый комплекс факторов, среди которых важнейшим стал приход к власти в СССР в 1985 г. нового руководства во главе с М. С. Горбачевым, провозгласившим курс на улучшение отношений с США, основанный на «новом мышлении». Немаловажное значение имело также осознание самими правящими кругами США бесперспективности стратегии наращивания гонки вооружений и гибельности установок на одержание победы в ядерной войне.

Этапным событием на пути ослабления напряженности в советско-американских отношениях стала встреча в верхах руководителей СССР и США в Рейкьявике в октябре 1986 г. Несмотря на существенные противоречия между двумя сторонами почти по всем жизненно важным вопросам, было достигнуто согласие по вопросам как стратегических вооружений, так и ракет средней дальности. Хотя это согласие и не удалось воплотить в обязывающие договоренности, встреча в Рейкьявике создала качественно новую ситуацию, подняв борьбу за сокращение вооружений на новую высоту.

Заметной вехой на пути улучшения советско-американских отношений стал визит Горбачева в декабре 1987 г. в США. В ходе визита руководители двух стран подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), предусматривающий демонтаж всех ракет данных классов, размещенных в странах Западной Европы и в западных районах СССР.

США в 90-х гг.

Позитивные сдвиги в политике администрации Р. Рейгана послужили для республиканской партии тем багажом, который позволил без труда одержать очередную победу на президентских выборах 1988 г. Популярность действующего президента была высока, и лишь конституционные нормы не позволяли ему баллотироваться в третий раз. 41-м президентом страны стал впервые в послевоенной Америке избранный прямо с вице-президентской должности Дж. Буш-старший. Он был последним президентом США – участником Второй мировой войны. За свою долгую политическую карьеру Дж. Буш приобрел немалый опыт. Он был американским представителем в ООН, послом в Китае и директором ЦРУ.

Пребывание Буша в Белом доме в качестве вице-президента, а затем и главы государства, совпало с грандиозными событиями на мировой арене, оказавшими огромное влияние на политический курс правящих кругов Соединенных Штатов. Речь идет об окончании «холодной войны», снижении угрозы ядерного конфликта, распаде Советского Союза и социалистического содружества, воссоединении Германии, начале прямых переговоров Израиля с арабскими странами, изменениях на геополитической карте современного мира. Уход с политической арены самого могущественного военно-политического соперника в лице Советского Союза посеял в умах американских лидеров иллюзии относительно возможности превращения США в единственного и общепризнанного мирового лидера и построения однополярного мирового порядка во главе с США.

На фоне постепенного нарастания экономических трудностей внутри страны, а также усиления бюджетного дефицита внешнеполитические перспективы, открывшиеся перед новой республиканской администрацией, были многообещающи. Дж. Буш в качестве президента страны сделал ставку на свой обширный политический опыт и заявил о намерении всемерно укреплять оборону США и реализовывать возможности, неожиданно открывшиеся для его страны на мировой арене.

Во внутренней политике начало президентства Дж. Буша совпало с кризисом в сфере государственного кредитования. Попытки администрации опереться при ликвидации ряда сберегательных учреждений на принятый в 1989 г. закон о реформе финансовых институтов оказались безуспешными и привели к резкому росту бюджетных расходов в связи с необходимостью страхования федеральных депозитов. Начавшийся в 1991 г. экономический спад в дальнейшем сказался на росте бюджетного дефицита и вынудил президента отказаться от предвыборных обещаний следовать консервативной финансовой программе Рейгана. Администрация Дж. Буша-старшего вскоре перешла к повышению налогов, а также сокращению ассигнований на социальные нужды и частичному снижению военных расходов. Была кардинально пересмотрена налоговая политика, снят ряд ограничений налогов с лиц, имеющих высокие доходы. Одновременно разрабатывалась программа поддержки малых предприятий и обеспечения свободы торговли с использованием имевшихся в распоряжении администрации налоговых инструментов, прежде всего такой формы государственного регулирования, как гибкая система налоговых льгот. Реализовать эту программу президенту не удалось. Поставленный в трудное положение невозможностью введения новых статей государственных расходов, он начал масштабную кампанию по стимулированию и расширению благотворительности. По этой же причине издержки финансирования ряда насущных природоохранительных мероприятий его администрация вынуждена была отнести на счет частных промышленных фирм и корпораций, загрязнявших окружающую среду.

Гораздо более успешной была внешняя политика республиканцев. Поддержку и одобрение в США получила деятельность администрации Буша на Американском континенте. В декабре 1989 г. войска Соединенных Штатов были введены в Панаму с целью свержения режима генерала М. А. Норьеги и восстановления власти избранного правительства. Развивалось экономическое сотрудничество стран Западного полушария. С 1990 г. вступила в практическую фазу «общеамериканская инициатива» – система мер, благоприятствовавших расширению торговли и инвестирования в экономику американских государств путем взаимозачета долгов и отмены таможенных сборов странами-участницами соглашений. Успешно прошли переговоры между США, Канадой, Мексикой о заключении Североатлантического соглашения о свободной торговле (НАФТА).

Дж. Буш проводил политику дальнейшего ослабления международной напряженности и консолидации последствий «холодной войны». Его первая встреча с лидером СССР М. Горбачевым прошла в декабре 1989 г. Почти полностью была принята предложенная американской стороной программа развития советско-американских отношений из 21-го пункта. В ходе целой серии последующих встреч с руководителями СССР, а после его распада – с руководителями России, было урегулировано в пользу США большинство спорных вопросов, омрачавших отношения между странами. Американская сторона предложила помощь для полного вхождения СССР в мировую экономику. Одновременно проводились переговоры о выводе части американских и советских войск из Западной Европы, контроле над вооружениями и роли СБСЕ (1975 г.) в создании новой системы европейской безопасности.

При активном участии американской администрации решался вопрос об объединении Восточной и Западной Германии. Многосторонние переговоры привели в подписанию в Москве 12 сентября 1990 г. договора, по которому СССР согласился на создание единой Германии как полноправного члена НАТО. Были заключены также договоры 1990–1991 гг. о вооруженных силах в Европе, а также о крупномасштабном сокращении обычных и стратегических наступательных вооружений.

В начале 90-х гг. администрация Дж. Буша провозгласила задачу установления «нового мирового порядка». Правительство США организовало в 1990 г. коалицию западных стран против Ирака, напавшего на Кувейт, и сумело одержать над ним сравнительно легкую победу. Вместе с тем после «холодной войны» распался внутриполитический консенсус по внешнеполитическим вопросам, на котором базировалась международно-политическая стратегия США в период противостояния двух мировых систем. Американская общественность критически отнеслась к отказу администрации Дж. Буша применить торговые санкции к Китаю в связи с нарушением в этой стране прав человека при разгоне мирных шествий летом 1989 г. После окончания войны в Персидском заливе в Соединенных Штатах начался глубокий экономический спад, остановить который удалось лишь отчасти к началу 1992 г.

На президентских выборах, состоявшихся в 1992 г., хозяином Белого дома стал умело использовавший трудности республиканской администрации представитель демократической партии Уильям Джефферсон Клинтон. Одним из важных факторов его победы являлось то, что ему удалось осуществить довольно серьезные реформы в демократической партии, существенно изменившие ее облик в глазах избирателей. Отказавшись от идеологизированных принципов «рейганомики», Клинтон предпочел отойти и от традиционных лозунгов своей партии. Б. Клинтон перехватил у республиканцев ряд популярных лозунгов, включая обязательство сбалансировать федеральный бюджет. Сделав крен в сторону центристского курса, демократы в целом остались верны традициям Рузвельта – Кеннеди, заложивших основы системы государственного вмешательства в социальную и экономическую жизнь страны. Клинтон провозгласил новую «экономическую философию» на основе неокейнсианского подхода. Социальная функция государства при этом полностью сохранялась, однако она должна была быть реализована путем бездефицитного финансирования. В то же время Клинтон и его сторонники выступили с обещаниями стимулировать личную инициативу граждан, создать благоприятные условия для реализации рыночных принципов, осуществить реформу систем здравоохранения, социальной помощи и т. д.

Одним из важных лозунгов Клинтона стали призывы обеспечить процветание американской экономики и достижение внутренней стабильности для обеспечения лидирующих позиций США на мировой арене. Ключевая роль в выполнении этой задачи отводилась государству, которое дополняло рынок, определяло правила свободной конкуренции. Экономическая стратегия администрации Клинтона была нацелена на сокращение дефицита бюджета, инвестирование в людей, расширение доступа к зарубежным рынкам. Администрации Клинтона удалось сначала стабилизировать экономику, а затем обеспечить ее устойчивый рост, что привело к значительному увеличению рабочих мест, беспрецедентному сокращению инфляции, росту покупательной способности населения и т. д.

Эти и ряд других факторов обеспечили президенту победу и на выборах 1996 г. Второй срок пребывания у власти Клинтона ознаменовался серией скандалов, которые чуть не привели его к импичменту, или отстранению от власти в порядке судебного преследования.

На протяжении двух президентских сроков Б. Клинтон существенно ограничил военные расходы, а также взял курс на проведение реформы затрат на социальное обеспечение, повысив эффективность ряда социальных программ и положив предел их росту. За время пребывания у власти демократов в США было создано 20 млн новых рабочих мест. С 1998 г. Соединенные Штаты достигли положительного бюджетного сальдо – профицита. Впервые за несколько десятилетий доходы федерального правительства начали превышать расходы. В послании о положении страны 27 января 2000 г. Б. Клинтон предложил использовать профицит для погашения в ближайшие полтора десятилетия национального долга.

Важным экономическим достижением администрации стало почти двукратное снижение темпов инфляции, позволившее сохранить высокий жизненный уровень американцев. Ликвидация дефицита бюджета стала возможна в результате сокращения военных расходов. Ассигнования на военные цели в 1998 г. составили 16 % федерального бюджета. В результате социальные расходы правительства превысили военные в три раза. Важное место в правительственных программах уделено поддержке образования как важной функции, обеспечивающей высокий квалификационный уровень рабочей силы в условиях экономики, переживающей непрерывную технологическую революцию. Федеральный бюджет взял на себя при Клинтоне более трети всех расходов на науку, в том числе свыше половины – на фундаментальные исследования.

Внешнеполитическая стратегия администрации Клинтона базировалась на необходимости для США сохранить роль «мирового лидера», опираясь на экономический потенциал, модернизацию эффективной военной машины, прочные позиции в культурно-информационной сфере через телевидение, кино, Интернет. С 1993 г. вступило в силу соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). В 1994 г. по инициативе американского президента было принято решение о создании «Зоны свободной торговли Америк» (ТАФТА). США активно участвуют в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сообществе. Разрабатываются планы создания нового «Евроатлантического рынка».

Вместе с тем военная сила остается одним из главных инструментов американской внешней политики. В начале 90-х гг. президент отказался от стратегической оборонной инициативы (СОИ), сделав упор на программу развития противоракетной обороны (ПРО). Испытания в 1998 г. ядерного оружия Индией и Пакистаном, ракет средней дальности Ираном и Северной Кореей заставили президента пересмотреть отношение к ПРО. В 1999 г. Клинтон объявил об увеличении военных расходов и начале нового этапа военного строительства, в ходе которого предполагается провести закупку нового поколения вооружений.

Вместе с тем внешнеполитическая деятельность Клинтона вызывала нарекания. Критике подвергались его подходы к отношениям с Россией, ООН, ближневосточными государствами, а также то, что вооруженные силы США принимали участие в вооруженных конфликтах за рубежом, прежде всего в Югославии. По оценке экспертов МВФ, к концу столетия появились признаки «перегрева» американской экономики и угрозы экономического кризиса.

Выборы 2000 г. в США приобрели драматический характер. Очевидные экономические успехи, достигнутые страной в годы правления демократов, давали им основания рассчитывать на успех своего кандидата, вице-президента Альберта Гора. Республиканцы также были исполнены решимости взять реванш. Они использовали все возможности для привлечения на свою сторону избирателей под лозунгами защиты традиционных ценностей общества. В своей предвыборной кампании республиканцы учли опыт Б. Клинтона, выступив с позиций, вполне близких позициям демократов, перехватив отдельные их лозунги и сделав ставку на центристский подход. Экономическое процветание, беспрецедентное по длительности, отразилось на настроениях избирателей. В результате традиционные для предвыборных дебатов экономические проблемы в 2000 г. отошли на задний план, а вперед выдвинулись вопросы образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также обсуждение тем, связанных с религией, семейными и нравственными ценностями общества, где позиции республиканцев нашли поддержку значительной части населения.

Результаты выборов носили беспрецедентный характер. Несмотря на то что за А. Гора проголосовало на 542 тыс. больше избирателей, в коллегии выборщиков с незначительным перевесом оказались представлены сторонники республиканцев. Подобная ситуация стала возможна в связи с особенностями избирательной системы США. Гора поддержали только 20 штатов, федеральный округ Колумбия. Буш же победил в 30 штатах. В то же время города с населением более полумиллиона человек проголосовали за Гора в соотношении 1:3, тогда как в малых городах 60 % получил Буш. Демократов поддержали небольшие по площади густонаселенные мегаполисы побережий, а республиканцы нашли поддержку в обширной внутренней провинции страны. Решающее значение для исхода выборов имело то, что республиканцы не позволили проводить пересчет бюллетеней в штате Флорида, исход выборов в котором вызвал наибольшее количество претензий со стороны демократов. В итоге решением Верховного суда США, 43-м президентом США был объявлен Дж. Буш-младший.

§ 3. Канада в 1945–2000 гг.

Канада в послевоенное десятилетие (1945–1956 гг.)

11 июня 1945 г. в Канаде прошли всеобщие выборы, победу на которых вновь одержала Либеральная партия, выдвинувшая обновленную программу действий. Макензи Кинг остался премьер-министром (1935–1948 гг.). Будучи опытным политиком, он уже на заключительном этапе войны увидел изменения в настроениях широких слоев населения. Лозунгом либералов стала идея строительства в Канаде нового социального порядка. В идеологическом арсенале либералов Макензи Кинг считал особенно плодотворной теорию «государства всеобщего благоденствия». На пропаганду этой теории, ее популяризацию были направлены усилия лидеров партии.

Сравнительно небольшие людские потери Канады, ее впечатляющие экономические успехи и устойчивая тенденция к росту темпов хозяйственного развития были отнесены либералами на свой счет. В связи с явным ослаблением ведущих европейских стран, экономика которых понесла существенный урон, Канада на время оказалась на третьем-четвертом местах в мире по валовому продукту и доходам на душу населения.

Сложившийся в годы войны опыт широкого государственного регулирования и организации аппарата его осуществления был дополнительно обогащен идеями кейнсианства, воспринятого в послевоенные годы также руководством США, Великобритании и многих других стран. На этой основе предполагалось решить проблемы реконверсии, удержать высокие темпы экономического развития и не допустить кризисных явлений, а также обеспечить политическую стабильность и гарантировать устойчивость позиций Либеральной партии.

Макензи Кинг высоко оценил степень роста в годы войны национального самосознания канадцев, когда они в значительной мере ощутили себя единым народом, борющимся за достижение одной высокой цели. Ветераны, возвращавшиеся после боев, не считали себя «солдатами Британии», они героически воевали под командованием канадских военачальников, действуя в рамках единой союзнической стратегии.

В предвыборных речах либералы нередко использовали лозунг о введении канадского флага. Премьер-министр, подписавший в годы войны документы по созданию антигитлеровской коалиции, обеспечивший Канаде постоянное, пусть и не очень значительное место в «атлантическом треугольнике», а также принявший участие в Конференции Объединенных Наций (25 апреля – 26 июня 1945 г.), где обсуждались вопросы послевоенного устройства мира, встречал неизменную патриотическую поддержку у своего народа и обеспечивал своей партии политический капитал, необходимый на выборах.

Лозунги либералов нашли отклик в рядах третьей массовой партии Канады – Федерации кооперативного содружества, за которую на выборах проголосовало почти 16 % избирателей. Социальная программа Либеральной партии не противоречила лозунгам и ряда других политических партий и общественных организаций. Это открывало перспективы широкого политического сотрудничества.

6 августа 1945 г. начала работу Федерально-провинциальная конференция по проблемам реконструкции. Масштабы государственного регулирования, возросшие в годы войны, не могли быть снижены в короткое время. Выполнение либералами предвыборных обещаний зависело от централизации ресурсов и передачи провинциями части своих конституционных прав федеральному правительству. Вопрос о возможности ревизии Канадой конституции 1867 г. без согласия Великобритании приобретал в этой связи особую актуальность. Федерально-провинциальные отношения в стране вновь обострились. Как в Английской, так и во Французской Канаде имелись влиятельные противники усиления центральной власти. Франко-канадские националисты опасались за незыблемость Квебекских привилегий и гарантий провинциальных прав. Консервативные англо-канадские силы не были заинтересованы в расширении социальных и регулирующих функций государства. Решением Федерально-провинциальной конференции полномочия государства в сфере регулирования, контроля и централизации налоговых поступлений в обмен на государственные субсидии провинциям продлевались на три послевоенных года под наблюдением специального координационного комитета.

Одновременно проводились переговоры провинций и федерального правительства Макензи Кинга о патриации конституции (превращении ее в закон канадского парламента). В качестве символа нового положения Канады в Содружестве после войны обсуждался проект учреждения нового канадского флага. Эти проблемы остались предметом дискуссий. Решения не были приняты. В качестве своеобразной компенсации в 1947 г. вступил в силу закон о канадском гражданстве. Кроме того, Верховный суд Канады приобрел функции высшей апелляционной инстанции, которые прежде исполнял Юридический комитет Тайного совета в Лондоне.

Макензи Кинг остался верен традиционным предпочтениям, которые либералы оказывали во внешней политике континентальным связям по сравнению с «имперскими» в рамках Британского Содружества Наций. В условиях начавшейся «холодной войны» канадское руководство сделало ставку не столько на экономические, сколько на военно-политические связи с могущественным южным соседом. Огденсбергское соглашение с США 1940 г. получило после войны своего рода продолжение. Канада поддержала англо-американские планы по созданию антисоветского блока держав. 15 февраля 1946 г. в Оттаве разразился «шпионский скандал». Из страны был выслан советский дипломат.

В рамках все той же концепции «атлантизма» Макензи Кинг содействовал отправке 15 февраля 1946 г. военной экспедиции в арктические районы Канады. Там впоследствии были размещены базы американской авиации и радарные установки. США включили Канаду в свою систему континентальной обороны. В феврале 1947 г. была возобновлена деятельность Постоянного объединенного комитета обороны. Количество американских войск в Канаде возросло. Были согласованы основные принципы взаимоотношений США и Канады в военной сфере, военные планы и военно-технические стандарты вооружений.

Военное сотрудничество и торговля с Великобританией некоторое время также оставались существенным элементом канадской внешней политики. Англичане получили кредит в 1 млрд 250 млн долл. Продолжались поставки сырья и продовольствия странам Содружества. В период войны зависимость канадской экономики от связей с Великобританией значительно ослабла. Промышленные товары и технологии, в которых нуждалась страна, могли быть представлены Соединенными Штатами Америки. Торговля с Великобританией постепенно превращалась во второстепенный фактор. Экономические позиции лидера Содружества заметно пошатнулись. Англия превращалась в младшего партнера США. Англо-канадские отношения стали во многом строиться на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Вместе с тем явная проамериканская направленность политики Макензи Кинга в условиях роста после войны национализма и накопления внутри страны социального недовольства, связанного с расширением тотального государственного идеологического контроля, введением дополнительной цензуры и политических репрессий, осуществлением антирабочих мероприятий и повышением налогов для погашения военного государственного долга, вызывала критические оценки в широких слоях населения.

В августе 1948 г. на съезде либеральной партии произошла смена лидеров. Престарелый Кинг ушел в отставку. Новым главой партии и кабинета стал бывший министр иностранных дел адвокат из Квебека Луи Сен-Лоран (1948–1957 гг.). При нем основные положения программы либералов стали осуществляться не столь открыто. Были предприняты шаги по корректировке курса и ослаблению общественного недовольства.

Расширение масштабов американского импорта принимало катастрофический для внешнеторгового баланса Канады характер. В 1947 г. Канада имела в торговле с Соединенными Штатами Америки дефицит в 1 млрд долл., приведший к утечке американских долларов и золота. Новый премьер-министр санкционировал проведение мероприятий, получивших название «плана Эббота».

Министр финансов Канады Дуглас Эббот объявил целью плана выравнивание торгового баланса с США, уменьшение зависимости Канады от поставок американских товаров. Был ограничен американский импорт и введены меры поощрения вывоза сырьевых продуктов через южную границу. Тесные связи с США являлись, с точки зрения нового кабинета либералов, залогом устойчивых темпов экономического роста, снижения безработицы и осуществления широких социальных программ. Канада была вовлечена в некоторые внешнеэкономические программы США, в том числе – в осуществление плана Маршалла. С юга в Канаду поступало 70 % импорта. Американский рынок в 1957 г. поглощал 59,3 % всего канадского экспорта. При этом сырьевая специализация Канады становилась практически необратимой. Стране все сложнее становилось вывозить на мировой рынок готовую продукцию. Конкуренция американских товаров объективно подрывала национальную промышленность.

Спады производства в 1948–1949 и 1953–1954 гг. тем не менее были преодолены в короткое время. Этому способствовало открытие нефтяных месторождений в Альберте и Саскачеване, куда сразу устремился американский капитал. В 1957 г. американские нефтяные монополии контролировали 70 % мощностей нефтегазовой отрасли Канады.

Традиционные узы Канады и Великобритании продолжали ослабевать. На долю США в 1957 г. приходилось 76 %, Великобритании – только 16,7 % от 17,5 млрд долл. всех иностранных инвестиций в Канаде. В 1949 г. после референдума к Канаде был присоединен Ньюфаундленд, ставший десятой провинцией страны. Великобритания теряла последние владения в Северной Америке. В 1952 г. впервые уроженец Канады В. Мэсси стал генерал-губернатором.

Усиление зависимости канадской экономики от США широко не обсуждалось. В апреле 1949 г. Канада вступила в блок НАТО. Она превратилась в поставщика урана для атомной промышленности США. После открытия залежей железной руды на полуострове Лабрадор Канада увеличила ее поставки в США. Привлечение Канады к участию в американской интервенции на Корейском полуострове увеличило расходы на оборону. В 1952 г. было создано министерство оборонной продукции, взявшее под контроль развитие судостроения, электронной и авиационной промышленности.

В 1948 г. был принят Закон о трудовых отношениях, который утвердил меры государственного регулирования, сложившиеся в годы войны. Это способствовало временному снижению забастовочного движения. Начавшаяся «холодная война», маккартизм и гонения на левые силы в США, антикоммунизм и ксенофобия, связанные с массовым притоком в Канаду иммигрантов в 1945–1950 гг., способствовали внесению в парламент Билля Н-8. Он предусматривал ужесточение наказания за критику правительства. Билль был снят с рассмотрения в 1957 г. благодаря общественному движению и действиям Лиги за демократические права. В 1956 г. ведущие профсоюзные центры Канады в ответ на реакционную политику правительства объединились в Канадский рабочий конгресс.

В 1951 г. после назначения генерал-губернатором канадца В. Мэсси был опубликован доклад Королевской комиссии по вопросам развития литературы, искусства и науки. В нем были поставлены проблемы сохранения и развития национальной культуры в условиях внедрения в Канаде массовой культуры США. Но рекомендованные в докладе меры не были проведены в жизнь, поскольку внимание правительства и канадской общественности было отвлечено на корейскую войну.

Канада накануне столетия образования федерации в 1957–1967 гг.

Ко всеобщим выборам 1957 г. консерваторы готовились особенно тщательно. С 1948 г. лидером Прогрессивно-консервативной партии Канады (избравшей это название в 1942 г.) был Джордж Дрю, представлявший крайне реакционные круги англоязычной провинции Онтарио. В конце 1956 г. вместо заболевшего лидера консерваторы избрали энергичного адвоката из степных провинций Джона Дифенбейкера. «Старая гвардия» Прогрессивно-консервативной партии придерживалась традиционных правоконсервативных ценностей «частного предпринимательства» и индивидуальной свободы. Однако Дж. Дифенбейкер прибег к популистским лозунгам. Его пыл и ораторское искусство привлекли избирателей. Дж. Дифенбейкер победил и возглавил правительство (1957–1963 гг.). Премьер-министр провел ряд популярных решений. Было поднято жалованье государственным служащим, проведено жилищное кредитование, субсидированы закупочные цены в животноводстве, учреждена Королевская комиссия по энергетике, повышены пенсии ветеранам, начато субсидирование фермеров, снижение налогов с малоимущих и организованы зимние общественные работы для снижения сезонной безработицы.

Дж. Дифенбейкер предложил на новых выборах 1958 г. концепцию «Одна Канада» и идею «Канада Севера». В условиях экономического кризиса его предвыборные обещания представлялись динамичными и многообещающими. Дж. Дифенбейкер сделал ставку на освоение северных территорий Канады, находящихся в ведении федеральных властей. Разведка и разработка богатых минеральных ресурсов в слабоосвоенных районах, как предполагалось, могла стать стимулом общего подъема экономики. Начато было строительство «дорог к ресурсам», для чего были ассигнованы крупные суммы и привлечены участники «зимних общественных работ». Единым наскоком сложную проблему освоения Севера разрешить не удалось. Для превращения этого региона в заметный фактор экономической жизни требовалось время и огромные материальные ресурсы. В начале 60-х гг. Дж. Дифенбейкер постепенно отказался от «северных планов».

Важным лозунгом, отражавшим антиамериканские чувства в канадском обществе, стало характерное для консервативной партии со дня ее основания требование восстановления связей с Великобританией и Содружеством на основе расширения демократии. На заседание парламента в 1957 г. впервые в истории была приглашена английская королева Елизавета П. Лидер консерваторов призывал восстановить традиционный внешнеторговый баланс и увеличить британский импорт в Канаду. Однако ввиду сложившегося подчинения канадской экономики потребностям американского рынка запоздалая попытка консерваторов не могла изменить сложившегося положения. Англо-канадские противоречия по поводу вступления в Общий рынок и расширения экономических связей Великобритании в Европе, а также поддержка Дж. Дифенбейкером антирасистских выступлений в ЮАР и выхода этой страны из Содружества не способствовали популярности идеи о восстановлении старых связей с бывшей метрополией.

Еще одна задача правительства консерваторов, связанная с идеей «канализации» экономики и ограничения зависимости от иностранного капитала осуществлялась с переменным успехом. Были приняты меры по расширению канадского представительства в деятельности иностранных компаний, повышен до 15 % налог на их прибыль, востребованы ежегодные отчеты о деятельности иностранцев в Канаде. Канадские предприятия получали субсидии и экспортные льготы. Специальные меры были предприняты для сохранения независимости национальной финансовой системы. Пропагандистские акции противодействия «культурному континентализму» США правительство консерваторов провело в области развития канадской культуры, средств массовой информации, спорта.

10 августа 1960 г. канадским парламентом был принят Билль о правах. Этот акт также носил более демонстративный, чем реально конституционный характер. Билль о правах остался законом канадского парламента. Он распространялся лишь на сферу компетенции федеральной законодательной власти.

Противоречивый характер носила внешняя политика консерваторов. На словах заявляя о готовности снизить зависимость Канады от США, Дж. Дифенбейкер в 1958 г. фактически одобрил соглашения о создании Командования ПВО Северной Америки (НОРАД) и американских баз в Канаде, поддержал курс на продолжение «холодной войны». Вместе с тем Канада при консерваторах отказалась разместить на своей территории ракеты с ядерными боеголовками, сохранила торговые отношения с режимами Ф. Кастро на Кубе, выступила за признание КНР.

За годы правления консерваторов уровень жизни населения стал снижаться. Растущая безработица превратилась в постоянный компонент экономической жизни. Начался глубокий структурный кризис хозяйственного комплекса страны в условиях научно-технической революции. Популярность консервативного кабинета резко снизилась.

Либеральная партия также не смогла выработать эффективной программы в новых условиях. С 1962 по 1968 г. Канада переживала кризис парламентаризма. Ни одна из традиционных партий двухпартийной системы не могла сформировать правительство без опоры на «третьи» партии, прочная коалиция с которыми в канадских условиях была невозможна. Требовалось постоянное согласование интересов. Партийно-политическая система становилась неустойчивой и уязвимой, подверженной давлению со стороны провинциальных властей. Важным элементом партийной системы в Канаде была образованная летом 1961 г. Новая демократическая партия (НДП). Организационно она была сходна с лейбористской партией Великобритании. НДП выдвинула социал-демократическую программу и вошла в Социалистический интернационал.

«Двухсполовинная партийная система» в Канаде 60-х гг. создавала особое положение «третьих» партий, которые, не являясь массовыми организациями, тем не менее могли манипулировать судьбой правительств, выступая в качестве баланса сил. Малые партии опирались на массовые общественные движения – женское, студенческое, пацифистское, «новое левое», движение против войны во Вьетнаме, а также этнические движения аборигенов.

Новое правительство Дж. Дифенбейкера, созданное по итогам выборов 1962 г., уже весной 1963 г. пережило кризис связи с вопросом о размещении в Канаде американского ядерного оружия. Спасая партию от раскола, Дж. Дифенбейкер отступил и проиграл выборы 8 апреля 1963 г.

Власть перешла к лидеру либералов Лестеру Пирсону (1963–1968 гг.). Часто этот период характеризуют как время паралича власти, поскольку, располагая меньшинством в палате общин, либералы избегали каких-либо политических инициатив, «спуская на тормозах» возникавшие проблемы и оттягивая принятие решений созданием огромного количества комиссий по самым незначительным поводам, ссылаясь затем на ожидание их рекомендаций. Среди немногих мероприятий кабинета Л. Пирсона выделяют создание Королевской комиссии по двуязычию и двум культурам, а также принятие в 1966 г. закона о медицинском обслуживании. 15 февраля 1965 г. в преддверии столетнего юбилея федерации был также утвержден новый канадский флаг.

Бездеятельность правительства привела к активизации рабочих выступлений за сохранение уровня оплаты и улучшение условий труда. Летом 1965 г. состоялась всеобщая стачка железнодорожников. Правительство, верное своей тактике, создало комиссию для обсуждения реформы трудового законодательства.

Либеральный кабинет Л. Пирсона уделил некоторое внимание прогнозированию экономического развития, определению его перспективных направлений и освоению природных ресурсов. Продолжалось формирование агропромышленных комплексов, сопровождавшееся механизацией и электрификацией сельского хозяйства. Это привело к сокращению занятости и пополнению рынка труда, спросом на котором стали пользоваться новые профессии инженерно-технических работников, управленцев и специалистов сферы обслуживания.

Правительство либералов избрало континентализм главным направлением внешней политики. В 1963–1968 гг. американский импорт в Канаду возрос с 67,8 % до 73,2 %, а канадский экспорт в США составил 67,3 %. Доля США в иностранных инвестициях Канады приблизилась к 80 %. В 1965 г. был заключен Автопакт с США по созданию единой системы производства машин и запасных частей к ним. В знак укрепления двусторонних связей Л. Пирсон согласился на размещение в 1964 г. американского ядерного оружия в Канаде.

Отказ либералов от идеи «канализации» экономики вызывал недовольство части представителей канадских деловых кругов. Выразителем их интересов стал Уолтер Гордон. С его участием канадская банковская система была защищена от попыток внедрения в нее американских финансистов.

Подъем патриотических чувств вызвало празднование в 1967 г. 100-летия образования канадской федерации и проведение Всемирной выставки «ЭКСПО-67». По окончании торжеств 70-летний Л. Пирсон ушел в отставку. Его преемником стал Пьер Эллиот Трюдо.

«Эра Трюдо». Канада в 1968–1984 гг.

П. Трюдо пошел на досрочные выборы в июне 1968 г. и выиграл их. Он был поставлен перед сложной задачей вывода страны из экономической депрессии и восстановления социально-политической стабильности. Новый премьер-министр – профессор из Монреаля – был франко-канадцем, что само по себе могло благоприятствовать успеху его усилий по снижению накала национально-демократического движения в Квебеке и других провинциях. Свою политическую деятельность новый лидер начал с постановки очень сложной проблемы национального единства, тревожившей канадское общество на протяжении всей его истории.

В 1969 г., с подачи П. Трюдо, был принят закон о двух официальных языках в Канаде. Следствием такого решения было расширение представительства франкоканадцев в федеральных службах, ведение документации на двух языках и предписание чиновникам изучать французский язык. В 1969 г. было создано министерство регионального экономического развития. Основная доля средств, переданных министерству, была направлена в Квебек.

Мероприятия правительства исходили из принципа «одна страна – одна нация». Решение национальной проблемы в соответствии с таким подходом предполагало региональное развитие, улучшение социальной инфраструктуры, признание культурного и языкового своеобразия Французской Канады. При этом право на самоопределение франко-канадской нации категорически отрицалось.

Правительству не удалось справиться с сепаратистскими настроениями в Квебеке. В октябре 1970 г. там разразился скандал, связанный с введением федеральных войск и режима мер военного времени 1914 г., продлившегося полгода. Столь решительные действия правительство П. Трюдо предприняло в целях устрашения после того, как экстремисты Фронта освобождения Квебека провели ряд террористических актов, направленных против видных провинциальных чиновников и английского дипломата. После октябрьского кризиса 1970 г. национальные противоречия обострились по всей стране, а в Квебеке набрало силу сепаратистское движение, создавшее поддержку националистической Квебекской партии. Интерес П. Трюдо к проблеме национального единства после столь очевидного провала его национальной политики быстро угас.

Решительных действий, способных обеспечить социальную поддержку либералам, требовали экономические проблемы. Рост инфляции и безработицы, бюджетный дефицит и падение темпов хозяйственного развития стали центром внимания правительства П. Трюдо. Будучи выходцем из академических кругов, премьер-министр образовал при кабинете ряд научно-исследовательских групп, привлек на государственную службу молодые кадры, произведя ротации университетских кадров и госаппарата. Кабинет министров был разделен на внутренний и внешний. Для эффективного управления страной министерства были по британскому образцу разделены на старшие (министерства короны) и младшие (государственные). Последние выполняли экспертно-аналитические функции.

П. Трюдо провел ряд популярных мер в социальной политике: ввел страхование по безработице, самоуправление в программах общественных работ. Были снижены налоги на малообеспеченных граждан, повышены размеры пенсий и пособий. Вместе с тем кризисные явления в экономике преодолеть не удалось. Правительство не провело мероприятия, способные напрямую стимулировать экономику, переживавшую период депрессии. В довершение неприятностей, доставленных либералам экономическим спадом, администрация Р. Никсона в 1971 г. ввела протекционистские меры против канадского импорта. Эта односторонняя акция обострила канадско-американские отношения, резко усилив внешнеторговый дисбаланс и ударив по состоянию отраслей национальной промышленности, ориентированных на вывоз готовой продукции.

Второе правительство П. Трюдо (1972–1974 гг.) смог создать после неудачи либералов на выборах 1972 г. только в союзе с Новой демократической партией. Либералы вынуждены были провести ряд реформистских мероприятий. Основной тактикой коалиционного кабинета стало оперативное реагирование в экономической и социальной сферах. Увеличение занятости, поддержка покупательной способности населения и поощрение национального бизнеса были заявлены в числе приоритетных задач.

Оборотной стороной проведения государством широких социальных программ стал быстрый рост федеральных расходов и эмиссии, уменьшение золотовалютных резервов страны. В поисках дополнительных финансовых средств в ноябре 1973 г. кабинет П. Трюдо провел закон о контроле над иностранным капиталом в Канаде. Было создано федеральное агентство (ФИРА) с широкими прерогативами. Закон создал предпосылки канализации отраслей хозяйства с низкой долей участия национального капитала. Целям пополнения бюджета была подчинена реформа распределения доходов от экспорта нефти и газа между провинциями и центром. Федеральные власти повысили свою долю в 4 раза.

Конец ознакомительного фрагмента.