Владимир. Крещение огнём
В Новгороде появляется молодой князь Владимир, сын великого Святослава. Владимир князь немного неполноценный, родившийся не от знатной женщины в отличие от других сыновей Святослава. Почитаем источник: «В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: „Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя“. И сказал им Святослав: „А кто бы пошел к вам?“. И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: „Просите Владимира“. Владимир же был от Малуши – ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: „Дай нам Владимира“, Он же ответил им: „Вот он вам“. И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец»10.
Сыновья Святослава Олег и Ярополк отказались ехать править в Новгород. Почему? Из-за бедности Новгорода? Но Новгород зарабатывает успешно себе на жизнь и ещё остаётся на выплату ежегодной дани Киеву. Может быть, они осознают, что в Новгороде, они будут неполноценными князьями с ограниченной властью, так как в городе сложилось успешное и эффективное самоуправление, с которым придётся считаться? Что, если это самое самоуправление имеет глубокие корни и существовало во времена Рюрика и Олега? И до них. Не это ли обстоятельство было одной из причин того, что первые русские князья долго не продержались в Новгороде? Античные авторы упоминали о том, что у славян была развита демократия.
Владимир прибыл в Новгород совсем ребёнком. Ему предположительно десять лет. В Новгороде Владимир находится до 977 года. За этот период он знакомиться с будущим королём Норвегии Олавом Первом Трюггвасоном. Олав находится в изгнании. Он был в плену у эстов (чуди), откуда вытащил его дядя Сигурд, служивший в дружине Владимира. Олав также служит в дружине Владимира. Есть сообщения о его дружбе с одной из жён Владимира. Это был близкий друг русского князя. Олав много скитался по странам и стал правителем Норвегии в 995 году.
Олег также был норвежцем, как и жена Рюрика Ефанда. У Руси были очень тесные связи с Норвегией. Можно предположить, что и сама русь была близка именно к норвежцам.
Святослава убили в 972 году. В Киеве правил Ярополк, Олег в Древлянской земле.
В 977 году вспыхнула междоусобная война между Ярополком и Олегом. Олег убит. Владимир бежит из Новгорода к ярлу Норвегии Хакону Могучему. Была ли явная угроза ему от Ярополка? Разве его не могли защитить его дружина и новгородцы? Вероятно, Владимир подсчитал, что расклад сил был не в его пользу.
В 980 году Владимир вернулся в Новгород из Скандинавии со своим дядей Добрыней и большим войском. Из Новгорода изгнан посадник Ярополка. Владимир захватывает Полоцк и потом идёт на Киев. Ярополка удаётся победить только обманом. Он убит, а Владимир начинает править в Киеве, как единственный оставшийся в живых потомок Рюрика.
В 988 году Владимир начинает крестить Русь в Киеве. Крестить Новгород поручено дяде Владимира Добрыне и тысяцкому Путяте. О крещении Новгорода нам известного из таинственной летописи Иоакима переписанной В. Н. Татищевым. Новгородцы узнают о том, что их собираются крестить и собирают вече: «В Новгороде люди, проведав, что Добрыня идет крестить их, собрали вече и поклялись все не пустить в город и не дать идолов опровергнуть»11. Для защиты старой веры новгородцы готовы применить камнеметательные машины: «И когда он (Добрыня) пришел, они, разметав мост великий, вышли на него с оружием, и хотя Добрыня прельщением и ласковыми словами увещевал их, однако они и слышать не хотели и выставили 2 камнеметательных орудия великих со множеством камений, поставили на мосту, как на самых настоящих врагов своих»12. Одним из лидеров восставших был глава местных жрецов Богомил: «Высший же над жрецами славян Богомил, из-за сладкоречивости нареченный Соловей, строго запретил люду покоряться»13. Другой вождь восставших – новгородский тысяцкий Угоняй: «Тогда тысяцкий новгородский Угоняй, ездя всюду, вопил: „Лучше нам помереть, нежели богов наших отдать на поругание“»14. Два дня длится противостояние без применения насилия. Враждующие стороны разделены рекой. Наконец не выдержали сторонники язычества и начали насилие против имущества Добрыни и его родни: «Народ же оной стороны, рассвирепев, дом Добрынин разорил, имение разграбил, жену и некоторых родственников его избил»15. Ответные меры тысяцкого князя Владимира Путяты закончились кровопролитием: «Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовил ладьи, избрав от ростовцев 500 мужей, ночью переправился выше града на другую сторону и вошел во град, и никто ему не препятствовал, ибо все видевшие приняли их за своих воинов. Он же дошел до двора Угоняева, оного и других старших мужей взял и тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же стороны оной, услышав сие, собрались до 5000, напали на Путяту, и была между ними сеча злая»16. Началась маленькая религиозная война. До этих событий в Новгороде проживали христиане, были построены христианские церкви. «Некие пришли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан грабили»17. Добрыня, чтобы прекратить насилие и беспорядки, поджигает несколько домов: «Наконец на рассвете Добрыня со всеми, кто был при нем, приспел и повелел у берега некие дома зажечь, чем люди более всего устрашены были, побежали огонь тушить; и тотчас прекратилась сеча, и тогда старшие мужи, придя к Добрыне, просили мира»18. Добрыня исполняет волю князя. Язычество запрещено, предметы культа должны быть уничтожены. «Добрыня же, собрав войско, запретил грабежи и немедленно идолы сокрушил, деревянные сжег, а каменные, изломав, в реку бросил; и была нечестивым печаль велика. Мужи и жены, видевшие то, с воплем великим и слезами просили за них, как за настоящих их богов»19. Посадник Воробей выступает на стороне христиан. «Воробей же посадник, сын Стоянов, который при Владимире воспитан и был весьма сладкоречив, сей пошел на торжище и более всех увещал»20. Непонятно, что это был за посадник, посаженный самими новгородцами или князем Владимиром. Креститься должны были все. «Пришли многие, а не хотящих креститься воины насильно приводили и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста»21. Самые упорные язычники пытались обмануть крестителей, притворяясь уже крещёнными: «Тогда многие некрещеные заявили о себе, что крещеными были; из-за того повелел всем крещеным кресты деревянные, либо медные и каперовые (сие видится греческое оловянные испорченное) на шею возлагать, а если того не имеют, не верить и крестить; и тотчас разметанную церковь снова соорудили»22. После этих событий: «поносили новгородские (люди): „Путята крестит мечем, а Добрыня огнем“»23.