Вы здесь

Новгородское государство. Загадка Иоакима (Виталий Новиков)

Загадка Иоакима

Первый российский историк Василий Никитич Татищев в своей «Истории Российской» вносит некоторые дополнительные детали в историю войны славян с варягами, опираясь на тексты некоего новгородского епископа Иоакима, умершего в 1030 году. Оригиналы данного текста не сохранились, если они вообще существовали в действительности. Некоторые историки считают тексты Иоакима фальшивкой. Татищев излагает труд епископа своими словами. У словен была своя династия. Словене воюют с варягами. Перечисляются славянские и германские имена. Последний представитель словенской династии видит сон, в котором у его дочери рождается плодовитое дерево: «Гостомысл имел четыре сына и три дочери. Сыновья его или на войнах убиты, или в дому умерли, и не осталось ни единого его сына, а дочери выданы были соседним князьям в жены. И была Гостомыслу и людям о сем печаль тяжкая, пошел Гостомысл в Колмогард вопросить богов о наследии и, восшедши на высокое место, принес жертвы многие и вещунов одарил. Вещуны же отвечали ему, что боги обещают дать ему наследие от утробы женщины его. Но Гостомысл не поверил сему, ибо стар был и жены его не рождали, и потому послал в Зимеголы за вещунами вопросить, чтобы те решили, как следует наследовать от ему от его потомков. Он же, веры во все это не имея, пребывал в печали. Однако спящему ему пополудни привиделся сон, как из чрева средней дочери его Умилы произрастает дерево великое плодовитое и покрывает весь град Великий, от плодов же его насыщаются люди всей земли. Восстав же от сна, призвал вещунов, да изложил им сон сей. Они же решили: „От сынов ее следует наследовать ему, и земля обогатиться с княжением его“. И все радовались тому, что не будет наследовать сын старшей дочери, ибо негож был. Гостомысл же, предчувствуя конец жизни своей, созвал всех старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей, поведал им сновидение и послал избранных в варяги просить князя. И пришел после смерти Гостомысла Рюрик с двумя братья и их сородичами. (Здесь об их разделении, кончине и пр. согласно с Нестором, только все без лет)»5. В отличие от Нестора, у которого всё более-менее стройно и понятно, у Иоакима получается некоторая путаница. У Нестора русь пришла к славянам с Рюриком. У Иоакима русь уже живёт и сосуществует со словенами, кривичами, чудью и мерями в их землях. В его трактовке русь уже проникла в земли восточных славян, устроив тут свои колонии и поселения. При этом войны с варягами не закончились. Упоминается и какой-то град Великий, видимо предшествовавший Новгороду.

Иоаким сообщает интересные детали правления Рюрика: «Рюрик по смерти братьев обладал всею землею, не имея ни с кем войны. В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю, прилежа о разбирательстве о земле и управлении, как то делал и дед его. И чтобы всюду разбирательство справедливое и суд не оскудел, посадив по всем градам князей от варяг и славян, сам же проименовался князь великий, что по-гречески архикратор или василевс, а оные князи подручными. По смерти же отца своего правил и варягами, имея дань от них»6. Рюрик был заботливым и справедливым управителем и получил титул великий князь, став кем-то вроде императора. Он правил какое-то время даже кем-то в Скандинавии. Некоторые историки предполагают датское происхождение Рюрика. Будто это был Рюрик Ютландский вассал Карла Великого.

Иоаким даёт сведения о жене Рюрика и его сыне: «Имел Рюрик несколько жен, но более всех любил Ефанду, дочерь князя урманского, и когда та родила сына Ингоря, ей обещанный при море град с Ижорою в вено дал [как дар жениха за невесту]»7. Его любимая жена Ефанда была дочерью норвежского правителя. Ей он подарил город на море и всю землю племени ижоры. В этом действии мы видим черты варварства и безграничности власти варяжского князя. Подарить город и целую область одной из своих жён – это чрезвычайно щедрый подарок. Если Иоаким писал правду, во времена правления Рюрика демократией в Новгороде и не пахло.

Иоаким уточняет родство Олега к Рюрику. Он ему приходится шурином, то есть он норвежец, как и его сестра Ефанда: «Рюрик, отпустив Оскольда, был очень болен и начал изнемогать; видя же сына Ингоря весьма юным, доверил княжение и сына своего шурину своему Олегу, чистому варягу, князю урманскому»8. Олег был чистый германец в отличие от Рюрика, у которого мать была славянка Умила.

Возможно, это всё сказки Иоакима или чья-то подделка; и всё же этот материал имеет смысл проанализировать и принять к сведению.

Сопоставив тексты Нестора и Иоакима, мы имеем две версии скандинавского вторжения в земли восточных славян; в первую очередь, в интересующую нас Славию. По первой версии, германский народ русы начал захват земель восточных славян. Экспансии подверглись главным образом самые культурно и экономически развитые образования: Славия, Киев, Ростов (Арс?). Вторая версия. После первой волны, когда племя русов проникло в земли восточных славян, устроило в них свои поселения и колонии, была вторая волна экспансии. Это уже были другие варяги: норвежцы, датчане, может быть шведы.

Русы так обильно рассыпались по захваченным землям, что от названия их племени, начала называться большая территория, объединяющая множество разных племён.