Глава 3. Из варяг в греки
Для нас священная навеки
Страна, ты помнишь ли, скажи,
Тот день, как из Варягов в Греки
Пошли суровые мужи?
Ответь, ужели так и надо,
Чтоб был, свидетель злых обид,
У золотых ворот Царьграда
Забыт Олегов медный щит?
Существовавший в древние века путь от берегов Балтийского моря по озерам и рекам в Юго-Восточную Европу и Малую Азию, называется путем «из варяг в греки». Этот путь проложили викинги, по нему шли караваны кораблей купцов, и этим путем ходили походами на Царьград древнерусские князья.
В целом это была устоявшаяся торговая магистраль из варварской Европы в страны развитого Востока. Эта магистраль и породила в неразвитой Восточной Европе симбиоз беспокойных норманнов и местного, обитающих рядом с судоходными реками, населения. Путь «из варяг в греки» стал тем стержнем, вокруг которого начало образовываться то самое единое целое, которое привело к возникновению государственности.
Весь процесс перемещения товаров «из варяг в греки» распадался на несколько областей занятости. Вокруг него естественным образом сложились различные по своей функциональной деятельности группы людей – не во все ж времена князья, как убиенный киевский князь Игорь, сами собирали дань и ходили сбывать ее в Царьград! Существовали доверенные лица – сборщики дани и перекупщики – те, которые собирали партии невольников, отбирали, меняли или покупали меха и воск у местного населения. Существовали корабельщики – те, которые строили и оснащали корабли для дальних походов. Существовали перевозчики – сильные умелые ребята, владеющие оружием и боевыми искусствами, которые могли в дальней дороге сохранить свое личное и доверенное им добро. Существовали пограничники и таможенники. Были люди, умеющие выгодно продать товар на рынках, которые стали называться купцами. Это был перспективный класс, определивший на многие годы облик Руси. Купеческая Русь – было ей имя.
Из этих групп сложились классы и сословия. Из доверенных князю лиц появились бояре – зажиточный класс влиятельных людей. В Новгороде, правда, было все наоборот, бояре были первичны, а князь стоял рядом.
Выгодное положение Новгорода и Киева на водных магистралях состояло в том, что через них шел транзит на юг, в Византию и на восток, на Волгу и Каму. Выгода была помимо прочего еще в сборе пошлины. То есть была дополнительная статья дохода от торгового пути. Тоже, как оказалось, очень перспективная статья. Долгое время, пока процветала Византия, основным пунктом сбора и отправки товара на иностранные рынки был Киев. Кто владел Киевом – тот владел связью с миром. Именно по причине близости к Днепру, возможности выхода в южные моря, князь Олег уехал из Новгорода и сделал центром своих владений Киев, убив при этом сидевших там Аскольда и Дира. В результате он получил полный контроль над торговым потоком в Византию. Сбор дани в подвластной князьям территории назывался полюдьем и производился по причине плохих дорог в зимнее время. К весне дань свозилась к речным пристаням, грузилась на ладьи и отправлялась в Киев, а оттуда на рынки.
Техника доставки товара на рынки была, как все гениальное, проста.
Строились легкие вместительные парусно-весельные суда – выдолбленные из одного ствола с нашитыми бортами из досок – ладьи. Части ладьи соединялись между собой деревянными клиньями и сшивались гибкой лозой или мочальным жгутом. Ладья вмещала 30—40 человек.
Собирался караван из нескольких судов и на них грузился товар. Гребцами были отправляемые на рынок рабы – крепкие молодые мужчины. Хорошую цену на невольничьих базарах давали еще за молодых девушек и подростков. Девушек продавали в гаремы, а мальчиков кастрировали и тоже отправляли в гаремы или обучали воинскому искусству – они становились солдатами наемниками. По прибытии на место, ладьи расшивались на доски, и доски продавали как древесину. Караванщики на вырученные деньги покупали нужный товар и коней и возвращались посуху по своим местам. В следующий сезон строились новые корабли, и собиралась новая партия рабов.
Историк П. Н. Третьяков так написал по поводу рабства у славян:
«Рабов продавали и покупали. Рабом мог стать член соседнего племени. Во время войн рабы, особенно женщины и дети, являлись непременной и очень важной частью военной добычи».
На пути «из варяг в греки» было одно страшно неприятное место – Днепровские пороги.
Караван лодок обычно собирался ниже Киева под Витичевым в июне месяце. Там, где Днепр делает большой изгиб к востоку, он на 90 километров пересекается отрогами Авратынских возвышенностей и течет среди отвесных утесов высотой до 100 метров; по его руслу рассеяны широкие гряды камней, с выступающими из воды заостренными верхушками. Ширина порогов составляла до 300 метров. Скорость течения в них была весьма высока.
Всего на Днепре было 7 порогов и 30 каменных гряд. Одни пороги суда проходили, высаживая людей на берег. С берега они толкали шестами лодки. Другие пороги так пройти было невозможно. Пленные рабы вытаскивали лодки с товаром на берег и тащили их волоком или на плечах до открытой воды. В таких местах обычно устраивали свои засады печенеги. В результате стычек товар с ладьями и пленными доставались сильнейшему. Печенеги кружились вокруг каравана как стаи волков вплоть до устья Дуная.
Сумевшие отбиться от печенегов купцы приносили благодарность своим богам и направляли караван в днепровский лиман. Там они отдыхали на острове (современное название Березань); команда заделывала прорехи в судах и готовила их к морскому плаванию.
Торговый путь с караваном был труднее военного похода, потому что отряд его охраны был малочисленным, потому что они были скованы по рукам и ногам товаром. Поэтому купцами становились самые отважные и умелые воины, имеющие навыки пешего и конного боя. Обратный путь с импортным товаром проходил по землям хазаров и тоже был нелегок.
В особых случаях по пути «из варяг в греки» шли походом сами князья со своими дружинами. Наиболее удачным можно назвать поход князя Олега, когда он «прибил щит на вратах Цареграда».
Походы князей, по сути, были посольскими миссиями с демонстрацией собственной мощи и военной силы. Целью такого похода было подписание мирного договора и торгового соглашения, определяющего условия сделок, величины пошлин, цены выкупа за пленных, торговых привилегий. Походы были демонстративно-многолюдными – хорошо вооруженные воины плыли в лодках и шли посуху, ко всему прочему по пути показывая хазарам и печенегам свою силу.
Эти походы немного напоминают действие мужика из сказки «Шемякин суд», когда тот показывал судье большой камень, завернутый в тряпицу. Судья на всякий случай принял его сторону.
Не всегда в походах князей все складывалось удачно, и подписанные двусторонние договоры оказывались не слишком выгодными для купцов, а, значит, и для князей тоже. А еще бывало, что князья теряли дружину и погибали сами от руки хазаров.
Из Византии на Русь в обратный путь везли вина, фрукты, шелка, предметы искусства, такие как иконы и ювелирные украшения, изделия из стекла а также лошадей.
После крещения Руси, поток славянских невольников на рынки стал иссякать из-за запрета продавать в рабство христиан. Возить самим товары по долгой и опасной дороге вне замечательно работающей схемы стало крайне невыгодным.
В XII веке, когда крестоносцы разгромили Константинополь, путь «из варяг в греки» окончательно потерял свою актуальность. В это время Русь распалась на удельные княжества, а ее столица была перенесена во Владимир.
Этот водный путь на несколько веков позже использовался запорожскими казаками в их походах на столицу Османской империи Царьград (Стамбул).
Новгород остался на своем месте: здесь продолжала развиваться торговля. Появились новые торговые пути.