Вы здесь

Новгородский клубок. Глава 1. Государственность (Ирина Жеребина)

Глава 1. Государственность


Жил-был когда-то князь Олег,

Владетель русского народа,

Варяг, боец (тогда свобода

Не начинала свой побег).

Его рушительный набег

Почти от Пскова до Онеги

Поля и веси покорил…

Он всем соседям страшен был:

Пред ним дрожали печенеги,

С ним от Каспийских берегов

Казары дружества искали,

Его дружины побеждали

Свирепых жителей дубров;

И он искал на греков мести,

Презреньем гордых раздражен…

М. Ю. Лермонтов

Воображаемые образы прошлого и картины будущего – это иллюзии, проступающие сквозь пелену помех в настоящем.

О жизни и событиях, происходящих когда-то на Руси, мы узнаем, в основном, из летописей. Первая летопись, дошедшая до нашего времени – «Первая Синодальная Новгородская» – датируется XIV веком, но повествует она о событиях, начиная с 1035 года. Это не оригинал, это список. Не один раз она была переписана и подправлена за три столетия – сколько – одному богу известно.

Сейчас нет устоявшегося мнения об истинных причинах пришествия варягов на Новгородчину. Еще одно мнение, думаю, никому не повредит.

В 862 году новгородцы призвали братьев варягов – Рюрика, Синеуса и Трувора на княжение. Рюрик сел в Новгороде, Трувор в Изборске, Синеус в Белоозере. Об этом пишется в летописях.

О чем же говорит история? В момент призвания, IX веке, на этих землях сосуществовали, по-разному ладя между собой, ильменские славяне и финно-угорские племена.

С 864 года в Новгороде укрепился Рюрик со своей многочисленной дружиной. Он не просто пришел, а начал распоряжаться территорией, как полновластный хозяин – стал ставить своих соратников наместниками в города и поселения края. В то же время в Киеве обосновались другие варяжские князья – Аскольд и его дружина. Они блюли интересы киевского княжества и почти сразу по прибытии отправились в поход на Константинополь. Рюрик тоже не сидел на месте, а ходил со своими товарищами «в гости» к соседним племенам и немецкие земли. Племенная жизнь с приходом Рюрика оживилась, но кардинально не изменилась. Народом все также правили вожди и старейшины, жрецы корректировали течение жизни, в болотах поспевала клюква, в реках нерестилась рыба. Все так же с каждого двора собиралась дань. Теперь уже в пользу князя с дружиной, которых надлежало кормить.

Обычно новгородцы приглашали к себе в князи представителя самого сильного рода. Призвание княжеской дружины Рюрика, как и решения всех важнейших внутренних и внешних проблем, консолидация новгородских племен приняла на общеплеменном собрании. Коллективное решение – вину сваливать не на кого.

Если задастся вопросом «Зачем новгородцам понадобился князь?», то можно, пофантазировав, найти несколько вариантов ответа – и из них выбрать любой на свой вкус.

– Потому, что такая модель управления обществом была им наиболее понятна.

– Потому что их донимали «рэкетиры» в виде варяжских разбойников и им нужна была надежная «крыша».

– Потому что им нравился Рюрик как личность и они решили у него поучиться чему-нибудь новому и полезному.

– Потому что Рюрик подкупил большинство голосов на собрании.

Что-то полезное и нужное сообщество племен в результате этого решения все-таки поимело.

Как минимум после прихода Рюрика эти разноэтнические племена можно стало называть единым обществом. Они жили на общей территории, у них был общий язык общения, у них были общие проблемы и общие задачи. Наверняка, князь при подписании договора на княжение каждому обещал горы золотые. Наверняка новгородцы ему поверили и подписали соответствующую грамоту, потому что, как бы независимо они себя впоследствии внутренне не ощущали, какие бы законы самоуправления не принимали, формально главой новгородского сообщества, а позднее республики, был и оставался князь из клана Рюриков.

Рюрик, вступив в должность, продолжал делать вместе со своей дружиной свое привычное дело – собирал дань, расширял территорию, приводил соседние племена под свою руку, ввязывался в вооруженные конфликты.


То есть пришедшие на своих дракарах в Новгородские земли викинги фактически создавали свои форпосты, поселившись в детинцах (внутренняя крепость посреди поселения) на чужой освоенной территории, чтобы быть ближе к местам своих походов. Эта политика закрепления новых земель путем постройки крепостей с военными гарнизонами использовалась в дальнейшем русскими в течение многих веков. Так осваивалась Сибирь и дальний Восток вплоть до Американских берегов.


Между тем у варяжских дружин была и другая часть работы – нужно было скопившуюся дань переправлять на базары в Итиль к хазарам или Византию. Товар в Византию шел по водному пути, который назвали «Из варяг в греки». По одной очень правдоподобной версии слово «русь» близко слову «routsi», что означает «гребцы» или «плаванье на гребных судах».

При Рюрике уже началось объединение земель вокруг новгородского центра и началось строительство пограничных крепостей для охраны подвластных территорий. Как всегда власть занята одним, а смерды – своим делом.

Делом князей было: устройство выгодных (князьям) отношений с соседями, обеспечение безопасности движения (княжеского) товара к иноземным рынкам, охрана (своей) вотчины от набегов, плюс расширение (подвластной князю) территории.

Делом населения было пахать и сеять.

Нашлись, конечно, недовольные. Очень быстро новгородцы подняли восстание против варягов, но Рюрик хорошо умел воевать и безжалостно карать. Народ смирился.

Рюрик контролировал территории Новгорода, Полоцка, Ростова, Мурома.

После смерти Рюрика (879 год) дружиной и новгородскими территориями стал править Олег, прозванный Вещим. В основном, при помощи посадников, потому что сам он находился в бесконечных походах. Правил он 30 лет. Пару лет Олег разбирался с делами в Новгороде, а потом пошел и захватил Киев, а по дороге Смоленск и Любеч. В результате присоединения множества земель к уже существующим, образовалась довольно обширная земельное пространство с двумя развитыми экономическими центрами – Киевом и Новгородом.

Общественная наука говорит о трех путях развития государственности:

1 – разрастание племенного сообщества с выделением из него лиц, обладающих наибольшим имущественным правом, в качестве правителей;

2 – внедрение более развитой общественной системы в сложившиеся племенные отношения, захват существующей власти и перестройка прежних общественных отношений; объединение на почве национального самосознания,

3 – чувства единства и общего исторического прошлого с подчинением лидеру.

Описанное установление контроля варяжских князей над чужими территориями не относится ни к одному из типов возникновения государственности.

Все же государственность появилась. Как всегда иным путем. Она – дитя соития двух противоположностей, двух энергий – кинетической и потенциальной, неистовой силы и рассудительности, духа авантюры и миропонимания. Это соитие не могло быть осенено взаимной любовью, скорее, борьбой и смирением.

Также как римляне когда-то ворвались разрушительным потоком в мирную жизнь западных племен пастухов и землепашцев, так и викинги явились со своих островов и побережий в долины рек и озер – места обитания охотников и рыболовов, бортников, хлебопашцев и ремесленников.

Варяжское семя оплодотворило трудолюбиво вспаханную ниву, и родилась Русь. О земле Русской, как единой и целой, сказал князь Святослав, сын Ольги и Игоря, в обращении к своим воинам. Потомки Рюрика, князья и цари, правили Русью вплоть до 16 века. Они были великими князьями новгородскими, киевскими, владимирскими, московскими.

Варяжское же семя понесло поток завоеваний по обжитым и необжитым землям. Поток затопил огромную территорию и образовал море, ставшее империей. Империя – высшая степень развития государства. Империя, как пирамида из детских кубиков, разваливается, как только достигает своего предела прочности. Последний увесистый кубик положили большевики в 1917 году, но мы будем говорить о Новгороде, который назывался Великим. В то время как в Киеве царил дух борьбы за престол, складывались новые отношения, готовились походы на Византию, в Новгороде развивались торговые отношения.