Вы здесь

Новая эпоха. Часть 1. Государства, функционирующие в режиме НТР (Алексан Аракелян)

Часть 1

Государства, функционирующие в режиме НТР

Общее

Бурное развитие южно-азиатских стран и Китая, которые за короткое время смогли создать конкурирующую экономику на уровне ведущих технологически развитых держав, доказало, что любая страна может и в состоянии вступить в эпоху или в режим функционирования НТР, но пути вступления в режим могут быть разными при равности функционирования, которая определяется показателями социально-экономического обеспечения населения данных территориальных образований. Равность оценивается уровнем социального обеспечения. Так, в странах Европы и США уровень социального обеспечения равен 20 тыс. долларов на человека в год.

В скандинавских странах данная сумма – 25 тыс. долларов в год.

В Японии, Малайзии – 25 тыс. долларов в год.

Затраты – это перераспределение доходов государства, полученных от работы сообщества для создания условий получения качества, а также передачи полученного качества следующим поколениям. Это постоянно возобновляемый механизм развития, где роль государственного управления состоит именно в эффективном перераспределении средств для получения качества.

Экономическое опережение в развитии ведущих держав во главе с США определялось, прежде всего, их отношением к собственности. Государственное управление в этих странах как теоретически, так и практически было отражателем воли собственников.

Глобальные военные конфликты были показателем развития производительных сил и управления, которое являлось прямым представителем собственников. Быстрое восстановление экономики этих стран с обновленными формами управления диктовалось уже условиями новых собственников, где роль качества кадров становилась определяющей.

Качество ИТР требовало новых условий для своего развития, где оно, в отличие от других эпох, было определяющей ценностью. ИТР требовал особой стимуляции, но самое главное – ИТР по своей сути не мог терпеть давления. Чтобы получить качество, он должен был быть свободным.

Быстрое послевоенное восстановление европейских стран, особенно побежденных, таких как Германия или Япония, показали параметры функционирования новой эпохи, но если Германия, по сути, вернулась на традиционную систему управления и функционирования, особенно экономического, то Япония, не имеющая таких традиций социально-экономического развития, должна была применить у себя те нормы, которые существовали в других технологически развитых странах, для скорейшего создания собственной экономики.

Новое управление в Германии, создавая систему социального обеспечения, двигалось от запросов экономики, то есть концентрация усилий на получение качества шла от назревших запросов, выполнялась им в связи с предъявлением ИТР, тогда как в Скандинавских странах, где уровень жизни самый высокий в мире, управление настроено именно на максимально эффективное получение первичного качества каждым индивидом.

Первичное качество выражается в тех способностях и наклонностях, которые есть у индивида, в раскрытии этих наклонностей и придании им качества, которое далее принесет пользу всему сообществу, нации. Таким образом, его качество есть результат и плод усилий всего сообщества и государства. И изначальный настрой управления дает лучший и более качественный результат. Во всех без исключения случаях основополагающим фактором для развития становится собственность или отношение к собственности.

Новая собственность в виде качества ИТР является продуктом, полученным в процессе работы всего сообщества, то есть результат его качества есть работа всего сообщества и управления – как государственного, так и корпоративного. Передача части средств от реализации своего качества обществу в виде налогов есть результат общей работы всего государства над полученным им качеством.

Поэтому вся система государственного управления стран, функционирующих в режиме НТР, работает над получением качества каждого индивида и предоставляет всю мощь управления для его защиты и развития.

Технологически развитые страны во главе с США имели традиционное отношение к собственности. Задача управления менялась по мере потребностей нового ИТР и предоставления им своих знаний и навыков как нового вида собственности в новой эпохе. Другие страны, чтобы вступить в режим НТР, должны были аналитически применить у себя все формы государственного и корпоративного управления для получения качества или новой собственности в виде качества ИТР, поэтому развитие или функционирование развитых стран в режиме НТР отличается традиционным отношением к собственности. Примером могут служить европейские страны, США и страны аналитического развития – это, в основном, страны Южной Азии во главе с Японией. Развитие Китая имеет иную специфику, которую мы также рассмотрим, но прежде всего – это Япония. Япония первой оформила параметры развития эпохи и реализовала их.

В начальной фазе развития, или закладки основ, как Германия, так и Япония имели равные условия. Нахождение оккупационных войск, которые с противопоставлением двух политических систем автоматически становились войсками защиты, особенно в Германии, не вызывало необходимости затрачивать ресурсы на содержание армии. Несмотря на всю тяжесть потерь, у Германии была грамотная и квалифицированная кадровая база, которой надо было заняться своим делом. Для скорейшего восстановления экономики необходима была среда, или экономическое пространство, где ресурсы использования качества кадров и средств от реализации вкладывались бы в собственное развитие, что было возможно с ограничением использования средств вне пределов своего экономического пространства, то есть вывоз капитала в любой его форме, включая туристические поездки или лечение, был невозможен.

Параллельно с восстановлением разрушенной экономики, учитывая традиционное качество продуктов и вывоз различных товарных групп, немецкая экономика начинает бурное возрождение. Германия, как и Япония, не имела сырьевых или энергетических ресурсов. После репараций она имела только квалификацию своего населения, которое как качество ничего не потеряло, и, следовательно, восстановительный период для нее мог быть равен созданию станочной базы или строительства помещений для размещения производств, где первый этап мог ограничиться двумя-тремя годами. Приобретя возможность реализации продуктов технологий, особенно в традиционных областях доминирования – это тяжелое машиностроение и автомобилестроение, – закачивать в себя финансовый ресурс других стран для ускоренного подъема всех направлений своей промышленности. В каждом продукте, произведенном в развитых странах, доля качества занимает от 60 до 70 %.

Для сравнения возьмем примеры автомобилей, приблизительно одного веса и изготовленных с применением практически одинаковых сырьевых групп: металл, пластмасса, резина.

Автомобиль «Мерседес» (среднего класса). Вес – 1,5 тонны. Стоимость – 60 тыс. долларов США. И автомобиль «Волга». Вес – 2 тонны. Стоимость – 8 тыс. долларов США.

Стоимость качества (или полученный доход от реализации качества) у немцев равен 70 % стоимости машины, или 60х70 % = 42 тыс. долларов. Стоимость оплаты качества в России – не более 3 тыс. долларов.

Под качеством понимается доход, получаемый непосредственно ИТР, и налоги, уплачиваемые государству как аппарату перераспределения.

Можно привести такой пример: немецкая пломба весом 0,5 г (смесь глины и эмали) стоит 10 долларов США, следовательно, 1 кг этой смеси стоит 20 тыс. долларов США (или – 1,5 кг золота; 50 тонн нефти; 20 тонн металла; 100 тыс. куб. м газа).

Ни одна война или колониальный захват не может принести такой прибыли, поэтому глобальные войны в эпоху НТР становятся бессмысленными. Постоянное совершенствование технологий с материализацией качества обеспечивает равномерное развитие и увеличение общего благосостояния граждан данного государства. Установившиеся рынки сбыта у технологически развитых государств или государств, функционирующих в режиме НТР, достигли равновесия в получении качества и дальнейшего его развития и воспроизводства. То есть внутреннее социальное управление получает достаточно средств для получения необходимого качества кадров.

Задача перераспределения в государственном управлении заключается в создании условий для своих граждан в получении необходимого качества, где основой качества являются наклонности и стремления индивида и его право выбора не зависит от материального положения. Материального и социального обеспечения достаточно, чтобы оно не мешало свободе выбора или получению им качества. Регулирование получения качества рыночным путем создает не только возможность постоянного воспроизводства и совершенствования качества, но и приводит к кристаллизации получения доходов и, как следствие, его планированию, которого вполне достаточно для постоянного развития.

Автомобиль теряет ежегодно от своей цены 20 %, то есть через 5 лет стоимость автомобиля равна цене затраченного на него сырья. Страна, импортирующая автомобиль, оплачивает стране-производителю качество его производительных сил, или, в худшем случае, эти средства остаются в собственной стране.

Германия, продав, к примеру, 5 млн. автомобилей различного класса по цене 100 тыс. долларов за 1 штуку, имеет доход 500 млрд. долларов. 70 %, или 350 млрд. долларов, – сумма, равная объединенному бюджету стран бывшего СССР, которая получена только от реализации качества кадров, – и есть оплата этого качества, то есть социальных пособий, здравоохранения и т.д. В то же время бюджет России составлен от продаж его энергетических и сырьевых ресурсов, равен 250 млрд. долларов и распределяется среди 145 млн. человек. Для производства 5 млн. автомобилей необходимо качество 200 тыс. человек. Поэтому средняя пенсия для одного немца равна 1 тыс. евро и со льготами составляет около 20 тыс. долларов США в год. Для сравнения: в России – 1 тыс. долларов в год; на Украине – 600 долларов; в Грузии, Армении, Азербайджане, Молдове – 200 долларов в Средней Азии – не более 100 долларов в год.

Развитие экономики европейских стран, США, Канады идет по традиционному пути, что означает кристаллизацию, или распределение, рынков реализации, а также работу управления, как государственного, так и корпоративного, по получению и распределению кадров, что достигается постоянным обновлением среды в виде стимулов развития в каждом образовании, и это объясняет слабый, или практически его отсутствие, интерес в инвестировании новых территорий в виде бывшего СССР и стран их сферы влияния.

Япония

В отличие от Германии, которая имела грамотную качественную кадровую базу, традиции внутрикорпоративного управления, Япония не имела ничего. Оккупационная армия США, в отличие от Германии, должна была заняться разрушением возможности милитаризации или уничтожением целых направлений в промышленности и подавить и уничтожить возможность и даже надежду на реванш.

Японская промышленность представляла собой устаревший станочный парк, системы управления практически не существовало. Управление сводилось к безусловному повиновению или исполнению. Все, что производилось в Японии, от утюгов до холодильников, после войны не выдерживало конкуренции.

Япония в начале 60-х годов XVIII века была глубоко феодальным государством. Все попытки проникнуть на его территорию заканчивались неудачей. До появления пороховых ружей и паровых котлов страна удачно защищалась. Американцы своими пушками показали, что они могут открыть эти ворота. Японцы, готовые умереть за свою страну, поняли при виде пушек, что сила заключается не в мечах, а в огнестрельном оружии. За десять – пятнадцать лет они настраивают систему государственного и корпоративного управления. Создают всю структуру финансового и государственного контроля по лучшим европейским образцам, что позволяет им в течение двадцати лет провести преобразования, к которым другие страны шли столетиями. Через тридцать лет Япония начинает захват и колонизацию территорий Южно-Азиатского бассейна, разбивает русскую армию и русский флот и практически оккупирует Китай.

Поражение во Второй мировой войне для 120 млн. японцев означало потерю колоний, что, в свою очередь, приводило к утере источников получения сырья и энергоресурсов.

Японцы имели отсталую промышленность, разрушенную структуру государственного управления, не было ни одного сырьевого ресурса плюс оккупационные войска, которые не допустили бы и мысли о силовом противодействии, но у японцев был опыт перехода от феодализма к капитализму, который они совершили за десять лет. Несмотря на поражение в войне, они поняли главное – решение любого вопроса есть решение задачи управления.

Нация стояла на пороге уничтожения. Правительство Японии, анализируя ситуацию и тенденции мирового развития, приходит к выводу: экономическое отставание Японии от развитых стран означает уничтожение и растворение японцев как нации. Следовательно, задача народа – уничтожить экономический разрыв в развитии.

Перед Японией стояла задача не только уничтожить разрыв, что не гарантировало их социальную и экономическую безопасность, но и на каждом из направлений экономического действия быть быстрее и лучше, что обеспечивало бы развитие нации.

Таким образом, Япония впервые определила параметры эпохи, которые определялись не военной мощью или наличием оружия, а основой качества кадров и системой его воспроизводства.

Глубина и правильность постановки задачи определяли практические действия, которые были необходимы для ее осуществления. Стратегическая цель определяла тактику ее достижения. Тактика заключалась в определении уровня развития всех типов производств и направлений экономического функционирования в профильных направлениях промышленноразвитых стран. Определение шкалы развития, имея в целевом сравнительном обозначении лучшие образцы ведущих стран, показывало пути возможного уничтожения разрыва, которое могло быть достигнуто только аналитическим усвоением данного вида, а затем с помощью собственных НИОКР (научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок) достижения опережения в профильных направлениях развития. Необходимость решения стратегической задачи и возможность аналитического сравнения позволяли определить общую стратегию и тактику решения во временном действии. Первичной задачей было создание системы управления, как государственного, так и корпоративного, которая могла быть наиболее успешной. Создание системы министерств, корректировки движения и контроля.

Исполнителем и составителем планов развития, то есть генеральным штабом, становится Министерство торговли и промышленности, которое должно обеспечивать выполнение намеченных программ. Имея стратегическую цель, оно разбивает ее на этапы достижения, то есть среднесрочные и краткосрочные планы развития в общем решении стратегической задачи.

Планы развития доводились до промышленных предприятий или групп предприятий в профильных направлениях промышленности. Развитие корпораций в профильных направлениях могло осуществляться созданием идентичных продуктов технологий и технологиями развитых стран, особенно США. Каждая промышленная группа создает у себя штаб развития, который ставит перед аналитическим центром решение конкретной задачи. Сроки решения или возможности достижения доводятся до генерального штаба в лице Министерства торговли и промышленности. Из совокупных планов промышленных групп создаются пятилетние планы, что, по сути, является необходимой оценкой каждого этапа достижений в силу решения общей стратегической задачи.

Задачу определяла цель – сохранение нации. Достижение каждого японца в получении нового качества воспринималось как победа всей нации.

Нормы эффективного государственного управления были ясны. Положительный опыт применения норм государственного управления развитых стран позволил сделать скачок от феодализма к капитализму, но нормы корпоративного управления были не изучены. В функционировании предприятий в развитых странах эти нормы соглашений между работодателями и работниками были безусловны, и из этого следовало, что эти нормы в виде профсоюзов однозначно должны были применяться в японских корпорациях.

В странах с традиционным развитием профсоюзы несли в себе защитную функцию от возможного произвола работодателей. В случае с Японией, с ее корпоративным управлением, профсоюз в сфере новых задач, стоящих перед нацией, кроме традиционной защитной формы рассматривался управлением как часть общепроизводственного или корпоративного управления, в протесте и защите которого было определение тех стимулов, которые необходимо было удовлетворять корпоративному управлению для максимальной концентрации каждого индивида в выполнении производственной задачи на собственном участке производства или в реализации качества, которое было у него, и стремлении к совершенствованию этого качества.

Таким образом, Япония впервые определила роль профсоюзов в новой эпохе, которая становилась частью процесса управления по защите и определению стоимости нового качества.

Корпоративное управление, чтобы получить качество, должно было сконцентрировать все получаемое качество на выполнении сверхзадачи – на каждом участке быть лучше и производить больше, чем в профильных направлениях промышленного функционирования развитых стран.

Корпоративное управление создает механизм максимального решения всех проблем, которые могут возникнуть у индивида и помешать получению и реализации полученного им качества. Таким образом, определив себе целью уничтожение экономического разрыва от ведущих стран и рассматривание отставания как угрозы существования нации, Японское правительство представляло не группу или интересы, а всю нацию, где реализация качества каждого японца становилась достоянием и служила укреплению нации. Качество в эпоху НТР, как показал опыт Японии, может быть достигнуто только усилием и волей всей нации. Для получения качества необходима концентрация на данном участке процесса, поэтому сам процесс управления заключался в удовлетворении всех потребностей индивида на любом участке производственного процесса. Запросы качества индивида могли быть удовлетворены только путем совершенствования или получения им нового качества, и цель корпоративного управления заключалась в создании пространства для его действия.

Определяющими в производстве товаров и товарных групп были аналитические центры корпораций – оперативные штабы в виде НИОКР, которые максимально быстро осваивали продукты профильных направлений в развитых странах и готовили предложения по выпуску такого же или лучшего качества по цене, которая была гораздо ниже, чем в развитых странах.

Создав за короткое время колоссальную качественную кадровую базу, Япония благодаря системе корпоративного управления могла направить ее на решение любых задач: полное единение государственного и корпоративного управления; система внутрикорпоративного управления, налаженная на решение любых задач; НИОКР, нацеленные на постоянное совершенствование в получении новых товарных групп или технологий. Каждый участник процесса на своем участке имеет качество, которое превосходит качество в профильных направлениях производства ведущих стран. Весь этап создания фундамента развития, то есть промышленной базы (тяжелое машиностроение, станкостроение), и выход к созданию новых технологий занял всего 15 лет.

К середине 60-х годов внутреннее экономическое пространство было полностью освоено товарами и продуктами технологий собственно японского производства, которые не только не уступали идентичным группам товаров ведущих стран, но и превосходили их по качеству. Японские корпорации, имея за собой колоссальную по своему качеству кадровую базу, стали готовить наступление продуктов технологий на ведущие рынки мира.

Необходимо отметить, что совокупное потребление технологий и продуктов технологий стран, не функционирующих в режиме НТР, не могло сравниться с потреблением продукции в развитых странах, и поэтому атаке могли подвергнуться только страны, имеющие профильные предприятия и товарные группы. Но японцы превосходили их, пускай и ненамного, в качестве и, самое главное, цене. Массированная атака товарами по всем направлениям промышленного производства создала возможность получения гигантского финансового ресурса, часть которого была направлена на оплату качества, которое было получено японцами. Пока страны традиционного развития, несколько растерянные такой атакой, готовили меры противодействия, японцы кинули полученный ресурс на создание оккупированных зон или производств на территориях стран, функционирующих в режиме НТР. Это позволяло запускать новые технологические линии и через продукты технологий получать собственную систему реализации. Занимая часть рынков реализации ведущих стран, собственно японская промышленность переходила на новое качество – от производства товаров к производству технологий, так как в стоимости товара все больше места занимало качество его НИОКР. Налаженная система производства технологических линий давала возможность постоянной замены, и доля неквалифицированного труда все более сокращалась. В то же время японская промышленность могла планировать заказ, замену производств, то есть гарантированную плановую прибыль, и работу своей промышленности.

В 60-х годах полная замена станочного парка происходила также в странах, функционирующих или вступивших в режим функционирования НТР. В США на протяжении 5 – 7 лет, в странах Европы – около 5 лет, в то время как Япония делала это в течение трех лет. Тем самым товарные позиции японского производства при равном качестве несли в себе большую рентабельность, чем в собственно странах экономического воздействия, и Япония в стране – производителе профильной продукции занимала определенный участок рынка и не стремилась завоевывать больше, так как профильная продукция этих стран была высокой, следовательно, поставка аналогичной продукции, но с меньшими затратами в рыночной цене приносила прибыль японским корпорациям.

Только одна корпорация «Тойота» по всему миру в год производит около 9 млн. автомобилей. Вся Россия производит не более 700 тыс. штук. Совокупная прибыль от реализации или затраты на качество в корпорации «Тойота» равна 200 млрд. долларов, или годовому бюджету России (9 млн. штук х 30 тыс. долларов (цена одного автомобиля) = 270 млрд. долларов х 70 % (качество кадров).

Конец ознакомительного фрагмента.