Вы здесь

Новая технология управления своей жизнью. Часть 1. Теория ролей (Е. В. Самсонова, 2014)

Часть 1. Теория ролей

Глава 1. Кто вы?

Итак, уважаемый читатель, начнем. И начнем мы с вопроса: «Кто вы?»

Только что, в первой строке, я назвала вас Читателем. Для меня вы находитесь сейчас именно в этой роли. Вы можете:

• принять эту роль на время чтения книги;

• не принять и закрыть книгу, пробежав глазами до конца этой строчки;

• назвать себя по-другому (например, Специалистом или Коллегой) и продолжить чтение.

Что необходимо, чтобы вы остались в роли Читателя со мной и дальше? Предположу, что для этого надо, чтобы:

• тема книги оказалась для вас актуальной;

• материал был изложен на понятном вам языке и интересен;

• у вас появились время и возможность для продолжения чтения.

А если какое-либо из этих условий не выполнено? Тогда вы, скорее всего, выйдите из роли Читателя и перейдете в какую-то другую роль. Начнете заниматься другим делом, которое по каким-то причинам станет актуальным в данный момент времени и для выполнения которого появятся условия или желание. Возможно, вы станете:

• Покупателем, взявшим книгу и подошедшим к кассе, если сейчас вы находитесь в магазине;

• Пассажиром или Водителем, если выходите из книжного магазина и садитесь в транспорт;

• Родителем, если в этот момент вас дернул за рукав ваш ребенок и потянул в отдел детских игрушек;

• Другом/Подругой, если зазвонил мобильный телефон и вы услышали голос вашего хорошего знакомого т. д. и т. п.

При этом переход в другую роль будет, скорее всего, мгновенным и неосознанным. Ведь вы же не думаете: «Вот звонит Миша. Я сейчас перестаю быть Читателем и становлюсь Другом». Переход из одной роли в другую в большинстве случаев происходит автоматически согласно ситуации. Чем более знакома ситуация, тем быстрее происходит переключение (выход из одной роли и вхождение в другую).

Да, конечно, переход может быть и сознательным. Если вы актер, переговорщик высокого уровня или хороший коммуникатор, то сознательно или интуитивно просчитываете все сценарии и осознанно выбираете роли, в которых будете находиться в каждый момент времени. Но о том, как управлять своими ролями, я расскажу позже.

А сейчас хочу привести более живой пример того, как люди переходят из роли в роль.

Сцена первая

Пятница. Час дня. Вы сидите в небольшом ресторанчике в центре города с деловым партнером. Вы договорились пообедать вместе и в неформальной обстановке обсудить все текущие и спорные вопросы.

Кто вы сейчас?

Вы сейчас или Бизнесмен (Бизнесвумен), или Предприниматель, или Представитель департамента своей компании. Вы сейчас Официальное лицо.

Что вы делаете?

Вы сидите ровно. Приятно улыбаетесь и говорите спокойным деловым тоном что-то типа: «Виктор Николаевич, в прошлый раз ваша фирма перечислила нам деньги с опозданием на 20 дней. Вы же понимаете, что в сегодняшних условиях такая роскошь, как кредитование вашей фирмы почти на месяц, для нас недопустима. Как нам сделать так, чтобы платежи происходили день в день по договоренности?»

Сцена вторая

Вы еще не закончили фразу, как зазвонил телефон. Нет, он не зазвонил, а голосом вашего ребенка начал просить: «Папочка (мамочка)! Возьми трубку!». Ситуация изменилась.

Кем вы становитесь и что делаете?

У вас есть два выхода.

Первый вариант. Остаться Официальным лицом и, отключив телефон, продолжить: «Я хотел(а) бы услышать ваше мнение!»

Второй вариант. Резко перейти в роль Родителя (или Любящего родителя, или Сумасшедшего родителя и т. д.) и сладким голосом, развернувшись в пол оборота к собеседнику (возможно, вежливо кивнув в его сторону, мол «Что делать?! Ребенок!»), начинаете ворковать: «Да, солнышко! Ты пришел(а) из школы? Как у тебя дела?… Ты покушал(а)?»

Сцена третья

Разговор с ребенком завершился. Что происходит дальше?

Кем вы становитесь и что делаете?

Вы смотрите на собеседника и вновь официальным голосом говорите: «Извините, Виктор Николаевич. На чем мы остановились?.. Ах, да! Вспомнил(а)!.. Итак, о своевременной оплате…» И в этот момент вы опять Официальное лицо.

Сцена четвертая

Вам подали десерт и… О ужас! В десерте вы заметили длинный волос.

Кем вы становитесь и что делаете?

– Официант, – кричите вы. – Официант! Позовите управляющего! Дальше вы возмущаетесь, на повышенных тонах (или со льдом в голосе) отчитываете всех и требуете замены еды и компенсации морального ущерба. Вы ведете себя так, потому что почувствовали себя Обманутым клиентом, которого плохо обслужили.

Сцена пятая

И тут вновь все меняется. Потом что к вам идет широко и весело улыбаясь ваш школьный приятель, которого вы давно-давно не видели.

– Олежик (или «Натаха»), – кричит он. – А я-то думаю, кто это тут так кричит. Оборачиваюсь, а это ты! Вот здорово встретиться!

– Игорек! Боже мой! Какими судьбами! Ты же уехал! Даже не думал(а) тебя увидеть вновь!

Кем вы становитесь и что делаете?

Вы уже не помните ни об официанте, ни о злополучном десерте. Вы обнимаетесь со старым знакомым. Ваши глаза сияют радостью. Голос звучит звонко. Вы даже забываете извиниться перед деловым партнером. Этикет стал неважным. И все, что было еще минуту назад значимым, отошло на второй план и стало неинтересным.

Вы перешли в роль Друга (Приятеля, Одноклассника). Вы и ваш мир изменились. Как менялись за последние полчаса уже четыре раза (не считая случайных проходных ролей Наблюдателя, Посетителя ресторана и т. д.). Вы перешли в следующую роль.

И вновь вернусь к самому важному вопросу этой книги.

Кто ВЫ?

Тот, кто переходит из одной роли в другую?

или

Тот, кем вы себя считаете в данный конкретный момент времени и в данной ситуации?

Вы существуете вне ролей или вы – это ваши роли?

Я надеюсь, что мы вместе найдем ответы на эти вопросы. А сейчас рискну ввести первый тезис.

Тезис 1. В каждый момент времени человек находится в какой-либо роли.

Находясь в любом социальном окружении, мы всегда входим в какую-то роль, соответствующую ситуации. В этом легко убедиться, просто немного понаблюдав за тем, что с вами происходит на протяжении какого-то периода времени.

В окружении родных и близких мы входим в семейные роли (отец, матьё сын, дочь, кум, сват, брат, племянник и т. д.). В рабочих ситуаций становимся начальниками, сотрудниками, менеджерами, плотниками, бухгалтерами, продавцами, соучредителями, партнерами по бизнесу и т. д.

Для отдыха, спорта, общения с друзьями или похода по магазинам у нас есть еще ряд ролей, даже если мы их не осознаем и не даем им четкого названия. Например, в бутике очень дорогих часов или ювелирных украшений вы, скорее всего, будете чувствовать и вести себя не так, как в обычном продуктовом супермаркете. Или на огромном спортивном стадионе, болея за свою любимую команду, будете ощущать себя и действовать совершенно иначе, чем во время романтического свидания с нравящемся вам человеком где-то в милом уютном ресторанчике.

Вы будете в разных ролях в каждой из этих ситуаций.

Даже, когда вы один (одна) и о чем-то думаете, то все равно находитесь в роли. Если думаете о необходимости написания квартального отчета, то находитесь в роли Сотрудника, чем бы вы сейчас ни занимались в реальности. Думаете, что приготовить на ужин? Даже если сидите за рабочим столом, вы уже перешли в роль или Домохозяйки, или Холостяка, или в какую-то другую роль, в функциональные обязанности которой входит приготовление этого самого ужина.

Даже если человек оказался совершенно один на необитаемом острове и все привычные роли потеряли смысл, он все равно придумывает себе роль, в которую погружается. Например, роль Робинзона. Или Счастливо выжившего в катастрофе. Или Беспомощной жертвы обстоятельств. И то, какую роль он выберет, существенно повлияет на шансы его выживания и спасения. Потому что в каждой из этих ролей он будет чувствовать себя по-разному, воспринимать ситуацию по-разному, вести себя и делать различные действия.

Как люди переходят из одной роли в другую?

Тезис 2. Для перехода из роли в роль требуется появление ситуации, которая актуализирует следующую роль. Такие ситуации мы назовем запускающими ситуациями.

В приведенном примере запускающими ситуациями были встреча с партнером, телефонный звонок, неприятность с волосом в десерте и неожиданная встреча со старым другом. Каждая из них вызвала к жизни определенную роль.

Про запускающие ситуации я расскажу более подробно в следующей главе. А здесь хочется еще раз обратить ваше внимание на то, что:

Тезис 3. В роль человек может перейти:

• автоматически, бессознательно, по привычке, даже не задумываясь о процессе и выборе (для знакомых и часто используемых ролей);

• осознанно, по своему желанию, если имеет подготовку в ролевом менеджменте;

• в результате ролевой манипуляции, то есть действий других людей, которые неосознанно или вполне сознательно создают запускающую ситуацию для включения у человека нужной им роли.

А еще, если вы внимательно перечитаете приведенную историю, то обратите внимание:

Тезис 4. Переход в другую роль сопровождается сменой (изменением):

• психологического и физического состояния;

• восприятия реальности и себя;

• поведенческих шаблонов и действий.

Это особенность жизни в ролях. Смена роли всегда приводит к изменению данных параметров. И чем больше роли отличаются друг от друга, тем более резкий контраст между двумя состояниями человека можно наблюдать.

Именно эта особенность вызывает к жизни такие фразы: «Его как будто подменили», «Она вчера и она сегодня – это два разных человека», «Как ты мог(ла) так поступить? Я от тебя такого не ожидал (а)», «Это на тебя не похоже» и так далее.

Мы вытянули из приведенного примера все, что было можно. Все тезисы и идеи. Можно идти дальше.

Глава 2. Что такое роль

Использование понятия «роль» для нас настолько естественно, привычно, что мы даже не задумываемся о его значении, о том, как происходит процесс перехода из одной роли в другую, и о том, как мы живем и действуем, когда погружаемся в эти самые роли.

Например, замечали ли вы, что произнесение названия (имени) роли способствует переходу/переводу человека из одной роли в другую?

– Я твоя мама. Ты мой сын. Поэтому ты должен меня слушаться!

– Дмитрий, вы же опытный менеджер. Как вы могли такое допустить?

– Больной, подождите. Доктор вас сейчас примет.

– Граждане, не толпитесь. Все успеете сдать документы.

– Я уже взрослый человек и имею право сам принимать решения!

В каждой из этих фраз звучит название какой-либо роли (Опытный менеджер, Гражданин, Взрослый человек) или пары взаимодействующих друг с другом ролей (Мама/Сын, Доктор/Больной). И в каждой фразе есть ожидания по поводу поведения, прав и обязанностей человека в роли, в которой он воспринимает себя сам или его видят другие.

Вот мы уже и получили первые параметры, которые определяют роль:

1. Название (Имя, маркер) роли.

2. Права и обязанности человека в роли (Правила роли).

3. Поведение в роли и набор действий, осуществляемых человеком в этой роли (Сценарий роли).

Существует целый ряд научных определений понятия «роль». Чаще всего используется следующее.

РОЛЬ – это стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется: 1) названием; 2) социальным статусом индивида;3) выполняемой функцией в системе социальных отношений; 4) ожиданиями окружающих.

Красиво, научно и… сложно. Сложно для понимания и практического применения в реальных жизненных ситуациях реальными людьми.

А давайте-ка создадим собственное определение понятия «роль» или несколько определений, основываясь на здравом смысле и личном опыте (вашем и моем)! Возможно, тогда многие сложные вещи станут простыми и многие проблемы найдут свое решение.

Начнем с вопроса: что с нами происходит, когда мы переходим из одной роли в другую?

Мы меняемся внешне? Нет, конечно.

Мы меняетесь внутренне? Скорее да, чем нет. Мы можем испытывать другие чувства, иметь другое эмоциональное состояние. Мы начинаем думать и действовать по-другому (см. тезис 4).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1.

РОЛЬ – это что-то, что изменяет наше мышление, поведение и эмоциональное состояние при качественном изменении ситуации.

Кстати, в предыдущей главе я обещала вам рассказать о запускающих ситуациях. Самое время.

Далее под качественным изменением ситуации, или запускающей ситуацией, будем понимать одно из следующих событий:

1. Изменение имени роли (по вашей воле или по воле другого человека).

• Ты же мужчина. Мужчины не плачут.

• В конце концов, я твоя жена! И ты просто обязан обо мне заботиться.

• Если вы порядочный человек, то просто обязаны отдать свой голос за это!

2. Изменение окружающей обстановки и/или окружения.

1) Вернувшись домой, мы перестаем быть сотрудником фирмы и становимся Домочадцем (Любящим родителем, Ребенком, Родственником, Супругоми т. д.).

2) В ситуации некоего пространства, где полагается вести себя согласно определенным правилам, мы изменяем свое поведение (при прохождении таможенного контроля, в следственном изоляторе, в больнице, в церкви и т. д.)

3. Изменение физического или психологического состояния.

1) Болезнь, не позволяющая вести обычный способ жизни.

2) Депрессия, состояние острого горя, страх и т. д.

Все эти события могут способствовать добровольному или насильственному переходу/переводу человека из одной роли в другую. Наличие запускающей ситуации является важным условием ролевой трансформации.

Что еще меняется при переходе из одной роли в другую?

Тезис 5. При переходе из одной роли в другую изменяется представление человека о самом себе и, возможно, самооценка.

Уверенный в себе Спортсмен, Крутой парень может запросто потеряться при взгляде строгих глаз нравящейся ему девушки. Уверенная в себе Хозяйка дома и Молодая мама может чувствовать неуверенность и низко себя оценивать в качестве Молодого сотрудника на испытательном сроке. Высокая самооценка в роли Ученого и Светила отечественной науки может сильно отличаться от восприятия себя как Человека в возрасте с проблемами со здоровьем.

Тезис 6. При переходе из одной роли в другую могут меняться представление о мире (личная модель реальности).

Например, в роли Преуспевающего бизнесмена мир может казаться человеку дружественным и идущим навстречу. Он может чувствовать себя Баловнем судьбы и Везунчиком. Но как только этот же человек вдруг почувствует сбой сердечного ритма после каких-то сложных переговоров или вчерашнего вечернего застолья, то его представление о мире может поменяться. Он может ощутить себя Беспомощным больным и почувствовать страх за свою жизнь. Ни о каком доверии к миру и Баловне судьбы в такие моменты, как правило, не вспоминают.

Теперь можно дать еще одно, более широкое определение понятия «роль».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2.

РОЛЬ – система представлений человека о самом себе (ролевая Я-концепция[1]) и о мире вокруг (концепция мира) в данный момент времени(промежуток времени) и в данных обстоятельствах.

Хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что один и тот же человек в разное время и при разных обстоятельствах (входя в разные роли) имеет разное представление о мире и себе. Это очень важно понимать!

Другими словами,

Тезис 7. Человек в одной роли отличается от того же самого человека в другой роли.

Как мы уже отмечали в главе 1, фраза «Его (ее) как будто подменили!» – абсолютно нормальная с точки зрения теории ролевой структуры личности. И если вчера вы от души веселились на вечеринке, а сегодня ругаете себя за это и не можете понять, как такое могли себе позволить, то для начала поймите, что имеете право в один момент времени быть одним, а в другой – другим. Да, вчера вы были Молодым и бесшабашным участником праздника, а сегодня Взрослым серьезным человеком. И Взрослый серьезный человек совершенно иначе оценивает подвиги Пьяного удальца. Хотите – вносите коррективы в роли. Нет – примите то, что вы можете быть и бесшабашным и взрослым. Только в разное время. И все это вы. И это нормально.

Глава 3. Компьютерная метафора роли

РОЛЬ – это аналог компьютерной программы, которая хранится в памяти человека и активируется на его биокомпьютере при наступлении определенных условий.

Ролевая программа руководит мышлением и поведением человека все то время, пока он находится под ее властью.

При наступлении других условий активируется другая соответствующая этим условиям ролевая программа и человек начинает подчиняться ей. Предыдущая программа в идеале деактивируется.

Все ролевые программы саморазвиваются и трансформируются при появлении новой информации и с учетом предыдущего опыта функционирования. Это обеспечивает эволюцию ролей с течением времени.

Тезис 8. Роли изменяются и вынуждают человека изменять свое поведение в данной отдельно взятой роли с течением времени и при появлении новых обстоятельств. Это можно назвать процессом развития роли.

Все ролевые программы имеют единую информационную базу, которая постоянно изменяется, пополняется новыми элементами в процессе жизни и деятельности человека-носителя. То есть любая информация – вербальная и невербальная, получаемая человеком, – становится доступной всем ролевым программам.

Именно это позволяет человеку в разное время и под действием разных программ оставаться в едином информационном потоке и быть адекватным по отношению к себе и другим людям. Это часть системы обеспечения целостности человека.

При наступлении запускающей ситуации для роли Х начинается следующий процесс:

• проверка условий перехода (анализ наступившей ситуации на соответствие существующим в базе данных условиям перехода в роль Х);

• выбор между двумя действиями: «переходить» или «не переходить» в новую роль (выбор может осуществляться автоматически или под сознательным контролем человека);

• при выборе действия «переходить» происходит деактивация (закрытие) предыдущей роли (ролевой программы) и активация выбранной ролевой программы Х;

• в результате мышление, поведение и состояние биокомпьютера человека изменяются, и он начинает действовать согласно программе Х.

Тезис 9. Роль является своеобразным фильтром, определяющим, какая внешняя и внутренняя информация будет доступна человеку во время нахождения в роли.

Тезис 10. На основе текущей роли (концепции) человек строит взаимодействие с другими людьми, с самим собой и выбирает формы поведения, способы деятельности в текущей ситуации.

Рис. 1.©

Если роль подобрана адекватно ситуации, то действия приводят к успешному достижению поставленной цели (рис. 1).

Если роль выбрана неадекватно или в ролевой системе человека нет роли, которая была бы адекватна текущей ситуации, достижение цели становится проблематичным.

Глава 4. Центральное определение понятия «роль»

Следующее определение является авторским и родилось в результате моей работы над данной книгой. Оно очень важно для дальнейшего разбора темы, именно поэтому ему посвящена целая глава, самая маленькая в этой книге.

АВТОРСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ©

РОЛЬ – динамическая информационная система, предназначенная для обеспечения деятельности человека в определенных жизненных условиях и контекстах.

Здесь:

• Система (от др. – греч. σύστημα– целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

• Информационная система (information system) – это система, элементами которой являются не материальные объекты, а те или иные виды данных (информации), которые взаимодействуют и преобразуются в процессе ее функционирования в интересах достижения поставленной цели.

• Динамичность означает свойство системы изменяться с течением времени, с накоплением знаний и жизненного опыта и т. д. Все ее элементы взаимодействуют и влияют друг на друга. Создаются новые связи информационных блоков. И если изменяется одна часть системы, то изменяются и все другие ее части.

Как вы увидите далее, определение понятия «роль» через понятие «система» поможет нам объяснить очень многие проблемные ситуации и найти решения множества запутанных, на первый взгляд, жизненных проблем.

Глава 5. Элементы теории систем для «чайников»

Я определила понятие «роль», а в дальнейшем определю и понятие «личность» через термин «система». Роль – информационная система, Личность – ролевая система. Как я уже писала, это один из ключевых моментов всей книги!

Что же такое «система»?

У вас есть мобильный телефон? Что я спрашиваю… Наверняка есть. Возможно, и не один. И, скорее всего, не просто телефон, а и смартфон, и планшет или другие мобильные устройства связи.

Что будет, если из телефона вытащить батарею и положить рядом? Что будет, если эту батарею вставить в телефон задом наперед? «Телефон перестанет работать», – скажете вы. И будете правы. Детали те же, но связи между ними нарушены и телефон больше не может обеспечивать нас связью.

Из приведенного простого примера можно сделать вывод, что телефон можно назвать «телефоном» только в собранном виде.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СИСТЕМА – это нечто целое, которое поддерживает свое существование и выполняет определенные функции благодаря взаимодействию между ее частями.

То есть составляющие системы связаны между собой и действуют как единое целое.

Телефон – это система. Только при правильной сборке телефон дает владельцу возможность коммуникации и обмена информации с другими людьми. Если удалить или заменить на несоответствующую стандарту какую-либо значимую деталь или изменить последовательность связи значимых элементов, то телефон превращается в кучку железок и пластиковых деталей. Свою функцию обеспечение связью выполнять он больше не может.

Тезисы

• Система обладает системными свойствами, которые невозможно обнаружить в ее элементах.

• Нельзя объяснить и предсказать свойства целой системы, анализирую и разбирая ее на части. Единственный способ обнаружить и развить эти свойства заключается в том, чтобы заставить работать всю систему.

Способность обеспечить своего владельца связью – это системное свойство телефона, его целевая функция. Каждая его деталь вносит вклад в то, чтобы эта связь была возможна и телефон работал. Но в отдельности никакая деталь не может обеспечить эту самую связь. И понять, как работает телефон, невозможно, если изучать каждую деталь в отдельности.

Тезисы

• Каждый элемент системы значим и вносит вклад в реализацию ее целевой функции.

• Система изменяется, как только удаляются имеющиеся или добавляются новые составляющие.

• Связи между элементами системы называются системными связями. Поведение системы определяется структурой ее системных связей. Измените структуру, измените связи – и поведение системы тоже изменится.

Для примера я взяла неживую искусственную систему – телефон. Но если мы возьмем любую живую естественную систему, то найдем в ней те же свойства и характеристики.

Например, любое живое существо на планете, в том числе и человека, можно определить как живую систему, состоящую как минимум из различных органов. Если удалить хоть один из жизненно важных (значимых) органов, то система перестанет существовать. Живое существо умрет. Жизнь как системное свойство живой системы исчезнет.

Или возьмем систему большего порядка. Экосистему страны или планеты. Систему, которая связывает все живые существа и условия их обитания. Увидеть в ней системные свойства не так легко, как в предыдущих случаях. Но возможно. Для этого нужно поставить над такой системой эксперимент.

Например, китайцы в прошлом веке поставили, не желая этого, масштабный эксперимент, который продемонстрировал, что экосистеме страны присущи все свойства систем. Следующее описание этого события я нашла в Интернете.

В 1958–59 годах в коммунистическом Китае была проведена масштабная кампания по борьбе с сельскохозяйственными вредителями (в том числе и воробьями), организованная по инициативе Мао Цзэдуна в рамках политики Большого скачка.

В ходе развернутой в марте – апреле 1958 года кампании только за три дня в Пекине и Шанхае было уничтожено 900 тыс. птиц, а к первой декаде ноября того же года в Китае, по неполной статистике, было истреблено 1,96 млрд воробьев. В Пекине и приморских провинциях, где воробьев уничтожали особенно усердно, попутно истребляли вообще всех мелких птиц.

Через год после кампании урожай действительно стал лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. В дальнейшем урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, в результате которого погибло по разным источникам от 10 до 30 миллионов человек. В дальнейшем компания была признана ошибочной и для восстановления популяции воробьев в страну пришлось закупать и завозить этих птиц из Канады и СССР. В начале XXI века в Китае началась массовая кампания по защите воробьев.

Это один из самых масштабных и ярких примеров изменения экосистемы. Удаления из нее одного элемента без изучения его связей с другими привело к катастрофе и изменению всей системы целиком.

Тезис. Все системы:

• имеют системные свойства;

• подвержены одним и тем же законам;

• их можно изучать, объяснять и предсказывать их поведение на основе теории систем и с помощью инструментов системного анализа.

Хочу отметить, что эта книга не является научной работой в прямом смысле этого слова. Ее можно определить как научно-популярную. Поэтому, да простят меня коллеги, в дальнейшем я позволю себе использовать важные идеи системного анализа в самом простом варианте, не искажая сути.

Глава 6. Структура роли и варианты ее информационного наполнения

Если собрать в единое целое все, что мы узнали о ролях в предыдущих главах, то структуру роли можно описать с помощью следующего тезиса.

Тезис 11. © Элементами информационной системы «роль» являются:

1. Название роли (маркер, имя).

2. Предназначение роли (цель, миссия).

3. Правила роли (убеждения, верования и ценности, которые определяют, что можно и что нельзя, что правильно и что неправильно делать в данной роли).

4. Сценарии роли: поведение в ней, набор действий, модели реакций и т. д.

5. Качественные параметры (характеристики) исполнения роли (количество и интенсивность действий в роли, время нахождения в роли и т. д.)

6. Сведения о запускных механизмах роли (условия и ситуации, в которых человек может или должен переходить в данную роль).

Это сугубо теоретическая конструкция. Но такое описание дает нам инструмент для практического анализа различных ситуаций и позволяет изучать роли, использовать, трансформировать их по своему желанию или создавать новые, которые требуются для достижения новых целей. К этому мы вернемся в части 4.

А в этой главе я хочу показать, как поведение человека зависит от информационного наполнения роли.

Для примера возьмем роль Отец и посмотрим, что получается при ее разном информационном наполнении.






Одна и та же роль. Одно и то же название. Но различное информационное наполнение приведет к тому, что два человека в одной и той же роли будут вести себя по-разному.

Тезис 12. Внутреннее информационное наполнение ролей определяет поведение человека в реальности.

Пойдем дальше. Представьте картину: мужчина в роли заботливого Отца (из второго варианта описания роли) вечером дома самозабвенно играет со своими детьми. И тут звонит телефон. Это с работы – Врачу-хирургу больницы сообщают, что срочно нужна его квалифицированная помощь человеку, которого только что «Скорая помощь» доставила в приемное отделение. Что происходит дальше? Мужчина изменяет свое поведение и уже через считанные минуты выходит из дома и направляется туда, где в нем нуждаются как в профессионале. Одна роль сменилась другой.






Теперь новая информационная система управляет мышлением и действиями человека.

Вопрос: «Почему человек перешел в роль Врача-хирурга, а не остался в роли Любящего отца? Не торопитесь с ответом. Все не так просто.

Кто-то скажет: «Но ведь спасти жизнь – важнее, чем играть с детьми». Кто-то подумает: «Это же его работа и с ее помощью он получает средства для существования всей семьи. Если он не пойдет, то его уволят». Третьи скажут: «Он не должен был этого делать. Операцию мог бы провести другой хирург. Разве может быть что-то более важное, чем семья и родные люди?»

Тезис 13. Любой выбор человек делает на основе своей иерархии ценностей.

Ценность– это то, что важно. Ценности записаны в информационной структуре роли на уровне «Правила»

Если говорить простыми словами, то

Тезис 14. Каждый раз в ситуации выбора происходит сравнение информации, записанной в структуре ролей на уровне «Правила», по критерию «Что сейчас важнее?» и принимается решение в пользу перехода в роль, ценности которой оказались более значимыми.

Если бы детям в приведенном пример угрожала какая-то опасность или они были малы и их не с кем было оставить, то, скорее всего, перехода в роль Врача-хирурга не произошло. Сравнение ценностей «жизнь и безопасность моих детей» и «жизнь незнакомого мне человека» привело бы к отказу от профессиональной роли в пользу роли Родителя. Так как в описанном примере детям ничего не угрожало и в отсутствие отца они оставались бы в безопасности под присмотром матери и других взрослых, то ценность «жизнь человека» оказалась более значимой, чем «удовольствие от игры с детьми».

Тезис 15. Если правила одной роли противоречат правилам другой, то человек оказывается в состоянии внутриличностного конфликта. Не срабатывает механизм выбора решения. Человек не знает, как ему поступить.

Например, в правилах роли Врач записаны клятва Гиппократа и призыв прийти на помощь человеку в любых обстоятельствах. В правилах роли Врач скорой помощи частной клиники записано условие о недопустимости помощи человеку без страхового полиса данной клиники. Видели бы вы выражение лиц тех, кому по призванию положено и хочется спасать людей, но они просто обязаны по должности объявить человеку и его семье, что могут это сделать только в случае, если те прямо сейчас оформят страховой полис на кругленькую сумму.

И еще одна идея, которую хочется озвучить.

Тезис 16. Если человек попадает в ситуацию, для которой у него нет роли или она есть, но информационно не наполнена, то он впадает в состояние ступора, «зависает». Ведь программа действий и реакций прописана только в ролях. А роли нет.

Именно поэтому, когда люди попадают в совершенно незнакомую ситуацию, часто они оказываются в состояние растерянности и не знают, что делать. У них нет программ деятельности, так как нет роли, соответствующей данной ситуации.

Обыденная история. Семейный кризис. Кто-то из пары завел роман на стороне. Второй человек никогда не бывал до этого момента в роли Брошенной или Преданного. Что они делают? Да что попало. Устраивают скандалы, слежки, бои без правил. Обижаются. Ведут себя агрессивно и обвиняют. Делают попытки суицида. Уходят из дома. Стараются адекватно «отомстить». Или делают вид, что ничего не случилось, переживая все внутри и семимильными шагами продвигаясь к психосоматическим болезням. Впадают в истерическое состояние. Никто из них не готовился к данной роли. Каждый считал, что вступает в брак навсегда. Он никогда не примерял роль Предателя или Рогоносца. Именно поэтому у них нет стройной структуры этих ролей и не сформированы реакции и последовательность шагов, которые необходимо делать в подобных случаях.

Замечание. Вопрос «Что делать?» был и остается главным вопросом для человека.

Еще парочка историй из жизни.

История 1. Ноябрь. Египет. Пятизвездочный отель на берегу Красного моря. Жара 30 градусов. Синее море. Голубое небо. Желтый песок и острова вдали. Зелень пальм и яркие цветы. Шезлонги. Разноцветные зонты. Многоязычье отдыхающих. Смех и музыка. И среди всего этого сидит мужик лет пятидесяти с телефоном в руке и тоскливо смотрит вдаль. Через каждые 10–15 минут он набирает номер и кричи что-то типа: «Иваныч! Цистерны загрузили? Ага! Ну-ну. Ладно. Отдыхаю!». Потом он пытается лечь позагорать. Но вновь подскакивает, хватает телефон и на весь пляж орет: «Петр Тимофеевич! Ну как там совещание?.. Провели?.. Молодцы! Что решили?..» И так все те три часа, в течение которых я за ним наблюдала, пока нежилась на солнышке и плавала в маске среди стай разноцветных рыб на коралловом рифе. И зачем ему нужно было ехать в тот Египет, если роли Отдыхающего у него не было отродясь?

История 2. На тренинг пришла молодая девушка. Короткая юбочка в складочку. Туфельки без каблука с перепонкой. Отсутствие макияжа делало ее лицо очень юным. Я подумала, что ей лет 18 и она из категории Хороших домашних девочек. Второе предположение оказалось правдой. А вот с возрастом я ошиблась. Ей оказалось 28. Она выросла в семье профессиональных переводчиков и к моменту нашего знакомства знала в совершенстве пять языков и учила шестой. Работала переводчиком в престижном международном фонде и получала второе, уже экономическое, образование. Но… с молодыми людьми не встречалась. Как позже выяснилось, она не знала, что вообще делать и как общаться с этими существами, которые называются мужчинами. Поняв, что роли Женщина у нее нет, она сделала очень интересную вещь. Как хорошая ученица, начала сознательно исследовать «этих представителей человеческого рода» и выстраивать роль Женщина. Это был, наверное, единственный пока случай в моей практике, когда человек, не зная правил создания ролей, интуитивно пришел к успеху. Когда она появилась в нашем коллективе через некоторое время, у наших «мальчиков» челюсти отвисли и слюнки потекли. Стройная, стильно одетая, с макияжем и стрижкой под Клеопатру, цокающая каблучками красавица вплыла в зал и томно обвела взглядом всех присутствующих. Эффект был потрясающим.

Глава 7. Кто создает ролевые программы

Итак, мы выяснили, что

РОЛЬ – динамическая информационная система, предназначенная для обеспечения деятельности человека в определенных жизненных условиях.

РОЛЬ – аналог компьютерной программы, которая хранится в памяти человека и активируется на его биокомпьютере при наступлении определенных условий.

У каждого из нас множество ролей, множество программ. И находясь в каждой из них, мы знаем, как себя вести. Знаем правила поведения в этой роли, сценарии, качество исполнения и запускающий механизм. Но

Кто и когда написал эти ролевые программы и наполнил их для нас информацией? Откуда мы знаем, как играть каждую роль?

Сотворение мира и базовая ролевая комплектация

Начнем разбираться с самого начала. Например, с Адама и Евы. Начало начал все-таки. История сотворение Мира! И неважно, что это только одна из существующих версий сотворения всего сущего. Для наших целей она подходит. Итак…

Бог трудился пять дней и сотворил небо и землю, отделил свет от тьмы, создал сушу и моря, Солнце и Луну, растения и животных. И пришел день шестой.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему(…)

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Именно в этот момент начинается наша с вами история о ролях. Потому что во время акта творения появляются существа, которые нарекаются «человеком» («людьми»). И это первые роли Адама и Евы.

Интересно, ведь каждое из созданных существ могло быть названо как угодно. Почему именно человеком?

Потому что в этой версии сотворения Мира людей так назвал Бог, Создатель всего сущего. Бог создал. Бог назвал. Бог дал среду обитания и общения.

В этих строчках из Библии рассказывается о сотворении не просто человека. Бог сотворил мужчину и женщину. Создание людей с разным строением тела дает им вторые роли. Адам уже не просто Человек, он теперь и Мужчина. Как, впрочем, и Ева теперь уже тоже не просто Человек, а Женщина. И это разделение сразу же делает двух первых людей, созданных по образу и подобию Бога, разными. Не только по внешнему виду, но и по функциям и предназначению.

Как быстро развиваются события. Не успев появиться, человек уже получает две первичные роли.

Роли Человек аи Мужчины/Женщины – базовые (базовая ролевая комплектация).

Базовые роли определены характеристиками тела, с которым родился человек.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Этот стих из Библии говорит о задании, которое было дано Богом первым людям. Можно сказать, что в тот момент были сформированы и сформулированы Миссия и Предназначение первичных, базовых ролей. Таким образом, в библейском формате:

• миссия роли Человека(людей) – «обладание землей» и «владычество» над всем сущим;

• миссия ролей Мужчины и Женщины– «плодиться и размножаться» и «наполнять землю».

Напомню, что это библейская версия появления двух первых людей и вместе с ними двух первичных, базовых ролей и их информационного наполнения.

Но в этой версии есть одна любопытная особенность – Адам и Ева были созданы сразу взрослыми и разумными, способными воспринять словесное послание-благословение (ролевые инструкции) от Бога в первые же минуты после появления на свет.

В нашем мире люди не создаются. Они рождаются. Рождаются беспомощными младенцами. И с рождением к ним сразу не приходит понимание того, что они – люди. И еще не факт, что родившись в человеческом теле, они этими самыми людьми станут. Доказательством могут быть, например, редкие случаи нахождения людей-маугли, которых воспитали дикие животные. Они не ассоциируют себя с людьми, а только с теми животными, которые их воспитывали. Эти люди либо вообще не адаптируются к человеческому образу жизни после того, как их нашли, либо адаптируются частично и с большим трудом.

Тогда кто же делает из нас людей? Кто объясняет нам, кто мы?

Социальное окружение. Другие люди.

Роли – порождение социума

Итак, человек родился. И с первых минут жизни социум наделяет его рядом ролей:

• базовая роль Человека сразу же окружающими преобразуется в возрастную роль Младенца или Ребенка;

• базовая половая ролью трансформируется в свою возрастную вариацию – Мальчика или Девочки;

• первые социальные роли Сына/Дочери, Племянника/Племянницы, Внука/Внучки, Наследника/Наследницы и т. д. навешиваются как ярлыки.

Родившийся малыш по роли должен хорошо есть, регулярно пачкать памперс, спать и улыбаться. Ну, иногда плакать. Это радует и умиляет окружающих его родных и близких.

Со временем начинается процесс обучения тому, как быть Хорошим мальчиком и Хорошей девочкой. Он длится долгие годы. У кого-то до подросткового периода, у кого-то всю жизнь. И к этому процессу обучения (наполнения информацией ролевой программы) прикладывают руку:

• родители, близкие и дальние родственники, воспитатели в детском саду, учителя и т. д., которые пресекают наивные исследовательские попытки проявить в каких-то вопросах самостоятельность и поступить так, как хочется, наказывают ребенка, ставят в угол или хвалят и награждают «конфеткой»;

• различные дяди и тети, создающие мультфильмы и фильмы для детей, пишущие детские книжки, записывающие диски со сказками или ведущие детские передачи по телевизору, в которых ясно дают понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

А затем… Затем Дети вырастают, становятся Взрослыми. У них появляются свои дети. И все повторяется. Они учат своих детей тому, что выучили сами. Возможно, с некоторыми вариациями на основе собственного жизненного опыта и опорой на модные теории развития и воспитания детей. Они передают свои «информационные блоки». Вот так мы приходим к преемственности поколений и тому, что «яблоко от яблони далеко не падает».

Приблизительно такой же процесс происходит при наполнении информацией других ролей человека. Только кроме родителей и людей из социума к этому процессу на разных стадиях подключаются:

• наставники по профессии, обучающие искусству профессионального мастерства (парикмахеры обучают парикмахеров, а математики новых математиков и т. д.);

• представители различных обслуживающих профессий (продавцы обучают покупателей и наоборот, врачи обучают пациентов и т. д.);

• представители власти обучают налогоплатильщиков, предпринимателей и граждан страны тому, как быть правильными и законопослушными.

Все прикладывают руку к созданию ролевых правил и внедрению их в головы новых членов сообщества. Обученные правилам члены сообщества предсказуемы и легко управляемы. Ссылка на правила – один из способов удержания сообщества в принятых или выгодных рамках.

Если процесс формирования ролевой структуры и информационного заполнения понятен, линеен и предсказуем, то почему у нас столько совершенно разных Хороших мальчиков и Хороших девочек? Почему они все не одинаковы? Ведь роли носят одно и то же название.

В мире существуют приборы или предметы, которые находятся в специальных хранилищах и позволяют сохранять для всего человечества эталоны единиц измерения (метр, килограмм и т. д.).

А слышали ли вы когда-нибудь о библиотеке ролевых программ? Нет? И я не слышала.

Тезис 17. Эталонного наполнения ролей не существует. Роли с одним и тем же названием могут иметь различный информационный набор и проживаться по-разному разными людьми.

Почему? Потому что роли наполняются субъективной информацией. Кроме того, это динамические, то есть постоянно изменяющиеся и трансформирующиеся информационные системы.

С какого-то момента (чаще всего с момента полового созревания и осознания себя отдельной личностью) люди начинают сомневаться в правилах, которым их научили значимые взрослые, и запускается процесс самоопределения и самообучения. Информационное наполнение ролей пересматривается, переструктурируется под себя. И в дальнейшем человек начинает сам влиять на процесс заполнения информацией своих ролей. То есть появляется еще один источник формирования информационной ролевой структуры – сам человек.

Сформировав новую информационную структуру, человек передает свои знания дальше, следующему поколению, уже «искаженными». Так и появляются люди, играющие роли с одним и тем же названием по-разному. При этом каждый из них уверен, что именно он(а) играет эту роль единственно правильным образом. Именно он(а) самый лучший и правильный Родитель, самый лучший Друг, идеальный Мужчина, идеальная Жена и т. д. Ведь так научили родители и их собственный личный жизненный опыт. При этом они сильно удивляются и порой раздражаются, что кто-то другой считает их вариант описания роли и жизни в ней «неправильным», «старомодным», «не выдерживающим никакой критики» и т. д. Появляется почва для конфликтов, о которых мы поговорим более подробно в следующем разделе этой книги.

Как появляются роли

Базовые роли и их возрастные вариации (Ребенок, Подросток, Молодой человек, Взрослый, Человек средних лет и т. д.) существуют испокон веков. Это данность. Люди рождаются, развиваются, стареют и умирают. Все без исключения проходят все стадии, если не уходят из жизни раньше времени. Все без исключения, хотят они этого или нет, переходят из одной возрастной роли в другую. Так было в доисторическое время. Так есть и так будет. Вне зависимости, живет человек абсолютно один или окружен людьми в многомиллионном мегаполисе.

А откуда же берутся другие роли? Откуда и как появились роли Мужа и Жены, Пекаря, Плотника, Системного администратора, Маркетолога, Космонавта и т. д.?

Тезис 18. Роли – порождение социума. Их появление обусловлено процессом разделения труда и налаживанием процесса взаимообмена результатами труда между людьми.

Итак, человек – существо социальное. Мы живем в окружении других людей и вступаем с ними во взаимодействие. В наших сообществах давно уже существует разделение труда и правило взаимообмена. Для того чтобы было понятно, кому и что делать и как себя вести по отношению друг к другу, и были созданы роли.

Конечно, в доисторические времена никто не вводил специально понятие «роль»». Скорее всего, первые роли сложились случайно и закрепились, потому что это было эффективно для сохранения рода. В первобытных племенах появились, например, Охотники, Хранители очага, Шаманы, Вожди и т. д. Каждый отвечал за свой участок работы. Это было оправдано и приносило пользу всем членам племени.

И тут самое время вспомнить еще об одной важной характеристике роли, без которой она не может существовать, – Предназначении.

Тезис 19. Каждая роль имеет Цель своего существования, Предназначение, Миссию.

Мышление и действия человека, находящегося в какой-либо роли, определяются ее Предназначением.

Тезис 20. Чтобы достичь каких-либо поставленных целей, человек входит в роль, набор действий которой обеспечивает ему достижение данной цели.

Например,

• Охотник должен принести еду членам племени. Для этого ему нужно сделать оружие, пойти в лес, найти добычу, убить ее, принести в пещеру.

• Хранители очага как минимум должны поддерживать огонь в пещере. Максимум – готовить пищу и защищать жилище от непрошенных гостей и разрушений. Они должны находить топливо для костра, вовремя подбрасывать его в огонь, уметь освежевать тушу, готовить пищу на огне, закрывать вход в жилище циновками или шкурами и т. д.

• Шаман должен обезопасить членов племени от воздействия злых сил, помогать охотникам возвращаться с добычей и лечить членов племени. Для этого ему надо совершать различные ритуалы, знать травы и готовить снадобья и т. д.

За «правильное» исполнение своей роли каждый из членов племени получал от других часть их труда. Хранители очага, например, получали пищу, обеспечивая взамен Охотникам тепло, уход и возможность комфортного отдыха.

Современное общество ничем особо не отличается от первобытного. Просто сейчас все стало на порядок сложнее и ролей появилось несоизмеримо больше. Теперь люди не просто Отцы и Матери, Члены семьи, Охотники и Воины. Теперь мы Граждане государства, Жители городов, Члены партий, Менеджеры и Бухгалтеры, Программисты и Фермеры, Собакозаводчики и Врачи, Ведущие телевизионных программ, Няни, Учителя и т. д. и т. п.

Откуда и как появилось столько ролей? Все просто. Как только появляется необходимость в выделении какой-либо деятельности по обеспечению нужд социума в определенной области, направлении, – искусственно создается роль, предназначение и деятельность которой совпадают с тем, что требуется сообществу.

Например, мы перестали сами строить себе дома и начали делегировать эту функцию специальным людям – Строителям. Захотелось нам иметь дома более сложной конструкции – появились Инженеры-проектировщики. Люди перестали сами печь хлеб и появились Пекари. Были созданы компьютеры, которые необходимо оснащать программным обеспечением, и появились Программисты. Стало интересно, что там за облаками, что там дальше, в космосе, и появились Космонавты и Астронавты. Возникла необходимость провести сбор информации о том, что хотят потребители, и продвижение того или иной товар или услуги на рынок в отдельную сферу деятельности, – появились Маркетологи. И так далее.

Тезис 21. Люди сами по мере необходимости создают роли и наполняют их содержанием.

Ролевое окружение

Если роли – порождение социума и их появление обусловлено процессами разделения труда, то для поддержания некой роли в рабочем состоянии необходимо специфическое социальное окружение, которое нуждается в результатах деятельности человека в данной роли. Назовем его социальным ролевым окружением.

Тезис 22. Без ролевого окружения роль теряет смысл.

• Без Подданных нет Правителя (Короля делает свита).

• В отсутствии семьи невозможно быть Мужем или Женой.

• Считать себя Кумиром при отсутствии Поклонников или Последователей по меньшей мере странно.

• Быть Начальником без Подчиненных невозможно.

Тезис 23. Роли человека определяются, актуализируются социальным окружением. Роль исполняется по отношению к кому-то (или чему-то), имеющему собственные роли.

• Роль Человека включается по отношению к Богу и другим живым существам.

• Роль Мужчины появляется по отношению к Женщине (и наоборот).

• Роли Отца и Матери появляются, как только мужчина и женщина узнают, что у них будет ребенок. (Ребенок, как мы уже знаем, – это первая роль, которой наделяют родители плод своих отношений, нового Человека).

• Роли Менеджера, Бухгалтера, Директора и т. д. появляются у человека, как только он поступает на работу в какую-либо фирму, имеющую штатное расписание и функциональные обязанности сотрудников.

Тезис 24. Ролевое окружение может реально существовать в данный момент времени или представляться в воображении. Для перехода в роль это равнозначно.

Будучи в магазине, мы одновременно играем две роли – Покупателя здесь и сейчас и Заботливого члена семьи, который думает о домочадцах, покупая те или иные продукты, хотя домочадцев в данный конкретный момент времени рядом может и не быть.

Глава 8. Какие бывают роли

Категории ролей

Для дальнейшего анализа важно понять, какие существуют типы ролей.

Возьмем роли Друг, Доктор наук и Мой Котенок (зайка, сладкий и т. д.). Чем они отличаются?

Они приняты и применимы в сообществах, различных по количеству участников:

1. Друг (Отец, Дочь и т. д.). – роли, «понятные» для большинства жителей планеты. Их играет каждый живущий человек. И все считают, что знают, как нужно себя вести в данных ролях, – как самим, так и другим.

2. Доктор наук– это роль, известная в научном сообществе. Присвоению звания доктора наук предшествует процесс написания научной работы и целый ритуал защиты звания. В научной среде эта роль имеет более или менее стандартную трактовку и наполнение.

3. Сладкое сердечко и Мой Котенок, например, – это роли для любовных или семейных отношений. И только несколько человек знают, как играть такие роли по отношению друг к другу.

Тезис 25. Роли могут быть распределены по трем категориям:

1. Общепринятые, общеизвестные.

2. Специфические.

3. Индивидуальные.

Категория 1. Общепринятые, общеизвестные роли

Это роли, которые широко известны, их играет большинство населения планеты.

Они наполняются информацией, дополняются и изменяются сообществом, социумом и самим актером:

• или на основе культурных традиций народа;

• или на основе глобальных представлений людей о мире и месте человека в нем;

• или на основе своего личного, субъективного опыта.

К общепринятым, общеизвестным ролям можно отнести:

• базовую роль Человека;

• базовые роли Мужчины и Женщины и все их возрастные вариации (Мальчик/Девочка, Юноша/Девушка, Мужчина/Женщина, Старик/Старуха);

• роли, основанные на родственных или дружеских связях (Отец/Мать, Сын/Дочь, Брат/Сестра, Друг/Подруга, Родственник, Муж/Жена и т. д.);

• роли общеизвестных профессий (Плотник, Пекарь, Врач, Учитель, Пожарник и т. д.);

• роли, связанные с политическим, государственным и социальным устройством сообществ (Гражданин страны, Житель города, Пассажир общественного транспорта, Покупатель, Пациент и т. д.).

Все эти роли имеют более или менее стандартизированное информационное наполнение и регламентируются правилами.

Например, роли, основанные на дружеских и родственных связях, регламентируются традициями национальной культуры или религиозными трактатами, где описано, что должен или не должен делать человек. Например, «Почитай отца и матерь своих» (правило для детей), «Не прелюбодействуй» (правило, зафиксированное в Библии для супругов).

Мы знаем, что имеет и не имеет права делать Пассажир в общественном транспорте. Это регламентируется правилами пользования этим самым общественным транспортом, которые висят в салоне. Права и обязанности Гражданина государства описаны в Конституции. Права и обязанности Человека описаны в принятых ООН правах человека и т. д.

Тезис 26. Так как многие общепринятые роли нас учат играть с самого детства, то процесс воспитания можно считать процессом обучения ролям.

Таким образом, люди подготавливают новое поколение людей к жизни в сообществе.

Категория 2. Специфические роли

Это роли, имеющие смысл в различных узких социальных группах и о существовании и информационном наполнении которых большая часть мирового сообщества осведомлена слабо.

Примерами специфических ролей могут быть роли, принятые в:

• ученых кругах – Доктор наук, Профессор, Ассистент и т. д.;

• религиозных общинах – Послушник, Мулла, Рэбе, Прихожанин и т. д.;

• государственных структурах – Парламентарий, Канцлер, Министр и т. д.;

• партийных структурах – Лидер партии, Руководитель партийной ячейки и т. д.;

• других узких сообществах.

Правила и сценарии этих ролей прописываются в социальных группах и сообществах. Обучают им в специальных заведения, созданных этими сообществами (семинария или медресе, партийная школа, институт государственного управления и т. д.).

Категория 3. Индивидуальные роли

Это роли, которые создает и самостоятельно наполняет информационным содержанием один человек или небольшая группа людей вне зависимости от остального социума.

Это могут быть:

• роли, поддерживаемые небольшой группой людей;

• роли, имеющие общеизвестное название, но индивидуальное наполнение;

• «новые» роли, о которых пока не известно широкому кругу людей.

К ролям, разделяемым небольшой группой людей, можно отнести:

• роли, созданные в узких дружеских компаниях и соответствующие прозвищами типа Бульдог, Красотка, Шеф и т. д.;

• роли, которые создают и поддерживают люди в семьях (Мой Малыш, Мышонок, Лапуля, Мой сладкий, Котенок, Моя радость, Мамина гордость и т. д.);

• роли, которые люди придумывают для себя сами и которых нет в социуме (Обиженный на судьбу, Везунчик, Жертва тирана, Больной и т. д. Эти роли часто используются для манипулирования другими или оправдания своих поступков).

К ролям с индивидуальным наполнением относятся те, которые имеют известное название, но данный конкретный человек играет в них индивидуально, без оглядки на то, как принято жить в данных ролях в окружающем сообществе. То есть он не знает или не признает общепринятую в данном сообществе трактовку и, как в театре, создает собственную концепцию роли или берет за основу концепцию, принятую в другой культуре, чуждой культуре данного региона и сообщества людей.[2]

Например, в нашей культуре считается, что:

• в роли Молодой мамы женщина должна сидеть дома с ребенком до трех лет (чем больше, тем лучше). И многие не понимают и осуждают женщин, которые «бросают» малыша на няню или бабушек и через 2–3 месяца после родов возвращаются в свой бизнес или на работу, так как в их версии роли Молодой мамы это нормально.

• Мужчина, живущий за счет женщины и занимающийся домашним хозяйством и детьми по обоюдному согласию супругов, Неправильный Муж. Хотя для этих двоих такое распределение функциональных обязанностей вполне приемлемо и удобно, сообществом это осуждается.

К индивидуальным ролям также можно отнести роли, которые играют дети в своих детских играх. Некоторые из них социальные (во время игры в больницу, семью или железную дорогу).

К новым ролям можно отнести те, которые создаются различными специалистами в развивающемся сообществе. Например, еще 15–20 лет назад никто не знал, что такое HR-менеджер, Маркетолог, Пиарщик, Байер, Сисадмин, Коуч и т. д. Никто не знал ни названий, ни того, что нужно делать в таких ролях. И тогда, 20 лет назад, вначале появились слова-названия, потом – первые курсы, тренинги и книги, обучающие тому, что нужно знать, что и как делать в этих ролях. Сейчас эти роли стали либо общеизвестными, либо специфическими (по нашей классификации). А сколько таких ролей скоро еще появится на свет!

Тезис 27. Индивидуальные роли могут:

оставаться индивидуальными;

эволюционировать в специфические, а затем, возможно, и в общеизвестные.

Ролевой набор и его структура

Сколько у нас ролей? Сколько у нас этих самых ролевых программ?

Множество. И чем в более сложном мире живет человек, тем больше ролей есть в его арсенале. Например, количество ролей бабушки, доживающей свой век с несколькими стариками в заброшенной деревне, нельзя сравнить с количеством ролей, в которых может находиться молодой преуспевающий топ-менеджер компании с иностранными инвестициями, живущий в мегаполисе. У него ролевых программ в десятки, сотни раз больше. По наполнению информацией и правилам функционирования они намного сложнее.

Бабушка может быть чьей-то Мамой, Бабушкой, Соседкой, Хозяйкой в своем хозяйстве (куры, гуси, корова, огород) и Пенсионеркой. А упомянутый топ-менеджер может за день побывать Отцом, Сыном, Мужем, Водителем, Пешеходом, Покупателем, Подчиненным, Начальником, Руководителем проекта, Другом, Заказчиком, Клиентом банка, ресторана, Переговорщиком, Переводчиком, Блоггером, Посетителем фитнес-клуба и т. д. А под конец дня – Загнанной лошадью или Выжатым лимоном и, если есть в его жизни кто-то любящий, то Любимым котиком и Самым, самым, самым. И у каждой из этих ролей есть имя, предназначение и цель, правила игры, набор действий и запускной механизм. Не человек, а просто супер-био-комп N-го поколения с многоядерным нейронным процессором.

Тезис 27. Все роли, которые освоил человек за время своей жизни, будем называть ролевым набором.

Но все ли роли одинаково важны для человека, имеющего их в своем ролевом наборе? Все ли одинаково значимы? Или можно создать некую иерархию ролей по степени их важности для индивидуума? Давайте попробуем.

Роли в ролевом наборе личности могут быть актуальными, активными (то есть играемыми в данный период жизни) и пассивными (находящимися в «запасниках» подсознания).

При этом одни активные роли нам более привычны, близки и более для нас значимы. Другие – эпизодичны, случайны и менее значимы.

Более значимые роли мы играем порой всю жизнь и находимся в них чаще, чем во всех остальных. Часто через них мы определяем себя. Они создают основу нашей идентичности.

Если вы сверитесь сейчас с собственным опытом, то, думаю, согласитесь с логикой распределения наших ролей на три группы ©.

Группа 1. Стержневые (структуро-образующие) роли. Это значимые для нас роли, которые мы играем долгие годы, связанные с важными для нас людьми и ситуациями. Они отличаются от других наших ролей наличием базовых ценностей и тем, что мы постоянно идентифицируем себя с ними, воспринимаем себя через них. К таким ролям можно отнести:

• семейные или родственные роли (Сын/Дочь, Мать/Отец, Муж/Женаи т. д.);

• коммуникативные роли (Друг/Подруга, Сват, Крестная и т. п.);

• профессиональные роли (Предприниматель, Менеджер, Слесарь, Преподаватель, Директор, Бухгалтер и т. д.).

Группа 2. Ситуативные роли. Это роли «проходные», быстросменяемые. Мы в них заходим довольно часто, но не идентифицируем себя с ними. Мы понимаем, что это роли временные и необходимые для получения неких социальных благ при взаимном обмене. Их структура и наполнение практичны и маловариантны. Примерами могут быть роли Клиента, Пациента, Покупателя, Пассажира, Гражданина и т. д.).

Группа 3. Случайные роли. Эти роли мы играем крайне редко, если вообще когда-нибудь в них попадаем. Мы знаем об их существовании, но опыта погружения в них у нас нет. Мы знаем, как вести себя в таких ролях, понаслышке. К ним можно отнести, например, Победителя лотереи, Свидетеля ДТП, Подследственного и т. п.).

Глава 9. Динамика ролей

Тезис 28. Любая роль:

• тем либо иным образом появляется в ролевой системе человека;

• развивается (трансформируется, претерпевает изменения);

• может умереть или может быть убранной в архив при изменении внешних обстоятельств.

Это можно назвать ролевой динамикой.

Пример. Роль Супруга.

• Может существовать в ролевой системе человека до смерти одного из участников брачного союза, а может умереть раньше – при разводе, например.

• После развода эта роль может быть восстановлена, но уже с другим партнером в другом браке. Она временно уходит в запасник и возрождается, возвращается в систему при благоприятных условиях.

• Со временем могут изменяться правила роли и сценарии деятельности в ней. Вначале, например, внимание супругов и их деятельность направлены друг на друга. Затем добавляется деятельность по созданию домашнего очага, рождению и воспитанию детей, помощь детям в поисках себя и своего места в жизни. Позже деятельность может быть направлена на объединение семьи и помощь детям в воспитании внуков, а еще позже – вновь друг на друга.

Отдельно хотелось бы поговорить о базовых ролях (Человека и Мужчины/Женщины) и их трансформации.

Тезис 29. Особенностью динамики базовых ролей можно считать обязательную возрастную трансформацию.

Обе базовые роли имеют динамику, которую можно незначительно скорректировать по моменту наступления того или иного периода, но изменить нельзя.

Переход связан не с желанием человека, а с изменениями физического тела.

Все проходят эти этапы и периоды жизни вне зависимости от своих желаний. Каждый из периодов характеризуется появлением соответствующей ему возрастной роли.




Например, роль Ребенка появляется с момента рождением. Ей человека обучают родители и другие взрослые. Со временем она развивается и трансформируется. Человек растет, учится и меняется как физически, так и интеллектуально. И в определенном возрасте, в период полового созревания, роль Ребенок должна исчезнуть и человеку нужно перейти в роль Подростка, а затем Молодого человека. Роль Ребенок может трансформироваться в роль Взрослого Сына/Дочери. Часто естественному процессу трансформации мешают родители, старающиеся удержать любимое чадо в старой роли Ребенка и не допустить отсоединения его от родительской семьи. Сколько трагедий было, есть и будет на этой почве.

Тезис 30. Не бывает раз и навсегда прописанных стандартных ролей со статичным наполнением. Роли постоянно изменяются. У каждого человека они изменяются по индивидуальному сценарию.

Глава 10. Взаимодействие стержневых и ситуативных ролей

В этой главе я хотела бы рассмотреть вопрос взаимодействия ролей. Ведь единственным инструментом, с помощью которого роль может реализовываться в реальности, является тело. Оно одно на всех (на все роли). И у него есть свои ресурсные ограничения.

Следующие положения доказать невозможно, как и все, что написано в этой книге. Ведь это всего лишь теория. Но теория проверяется практикой. Именно поэтому я возлагаю надежду на наш с вами здравый смысл при оценке следующих тезисов.

Тезис 31. В один момент времени человек может находиться лишь в одной стержневой роли.

Пример 1. Вы находитесь дома с семьей. Переходите из роли в роль. То вы Супруг и обсуждаете домашние дела со своей второй половинкой. Вполне возможно, вы нежно обнимаете или прикасаетесь к любимому человеку и на мгновение забываете обо всем, поддавшись чувству и становясь Мужчиной или Женщиной. Но внезапно в комнату вбегают ваши дети и вы, забыв обо всем, что было важно секунду назад, начинаете их успокаивать или включаетесь в игру. Вы уже не Супруг и не Любовник. Вы перешли в роль Родителя. Затем позвонил кто-то из ваших родителей и пожаловался на плохое самочувствие. Вы начинаете выяснять, что случилось, и переходите в роль Сына или Дочери. Вы не можете одновременно выполнять все четыре роли. Вы можете быстро переходить из одной в другую. Эти роли хорошо знакомы, привычны и подключение к каждой из них происходит мгновенно. Но быть в один и тот же момент времени Супругом, Любовником, Родителем и Ребенком сразу вы не можете.

Человек может находиться только в одной стержневой роли в данный момент времени.

Тезис 32. В ситуативные или случайные роли (роли второго уровня, второго плана) человек может входить как напрямую, так и через стержневую роль. Во втором случае он может находиться в двух ролях одновременно.

Пример 2. Вы заходите в продуктовый магазин. Кто вы? Покупатель. Это ситуативная роль второго плана.

Если вы сильно голодны и ваша задача – купить себе что-то поесть прямо сейчас, удовлетворив свою потребность в еде, то вы вошли в роль Покупателя напрямую из базовой роли Человека.

Но могут быть и другие варианты.

• Если вы мужчина, идущий на свидание с дамой сердца, то будучи Покупателем делаете выбор продуктов согласно своей стержневой роли Влюбленного мужчины, выбирая шампанское и конфеты.

• Если вас пригласили в гости на новоселье, то Покупатель будет делать выбор из роли Друга/Подруги и ваша продуктовая тележка наполнится спиртными напитками и закуской. При этом там появится и какой-то материальный несъедобный подарок, который пригодится в домашнем хозяйстве.

• Если же вы зашли в магазин после работы и намереваетесь купить что-то на ужин для членов семьи, то вы будете Покупателем, который делает выбор из стержневой роли Член семьи или Хозяйка(ин) дома.

В каждой из ситуаций вы будете Покупателем, но вашим поведением и выбором будет управлять та стержневая роль, через которую вы вошли в роль второго плана.

Примечание. Если человек находится одновременно в двух ролях, то только одна из них является стержневой.

Глава 11. Центральное «Я»

Я считаю материал этой небольшой главы одним из самых важных для понимания моей ролевой теории.

Вот я все время пишу: ВЫ входите в роль, ВЫ находитесь в роли, играете роль, живете в роли… Тут мы возвращаемся к вопросу, поставленному в главе 1: «Кто этот самый ВЫ?».

Кто входит в роль и надевает на себя ее правила и программы? Кто меняет свое поведение и мышление при подключении к информационной системе роли? Вы ответите: «Я!»

Кто такой «Я»?

Природу этого «Я» мы доподлинно не знаем (можем только предполагать, исходя из своей веры), но это та сущность, которую мы считаем собой вне зависимости от обстоятельств.

Наличие такого «Я» лично у вас вы можете осознать, если вспомните любую ситуацию, когда находились во власти сильных эмоций и переживаний или слабо контролировали свои действия.

Например, вы были в гневе и «крушили» все вокруг. Или пребывали в состоянии бурной радости и веселья и делали разные «глупости». Или находились в состоянии сильного алкогольного опьянения и делали то, за что утром бывает стыдно.

Если вы проанализируете, что тогда происходило, то, скорее всего, вспомните, что ваше сознание как бы раздвоилось. Вы действовали снаружи, а внутри вы же спокойно анализировали свои действия и были уверены, что в любой момент можете взять все под контроль и «остановить это буйство» или «отвести себя пьяного домой». Возможно, именно эта часть говорила вам внутри: «Я не пьяный!» или «Я абсолютно спокойна!».

А с кем вы говорите, когда разговариваете сами с собой? С кем ведете свой внутренний диалог, когда стараетесь принять какое-то решение?

Почти во всех религиях или представлениях о Мире существует понятие, аналогичное понятию Душа.

Душа либо даруется Создателем, либо существует в Абсолюте или его аналоге. Она вселяется в тело при зачатии или позже (кто как считает). Правда это или нет, мы обсуждать здесь не будем. Но если опираться на это положение, то получается, что

• Душа является основой, некой центральной первичной сущностью.

• Душа– это не роль. Это голая суть человека.

Получается, что первая роль – Человек – появляется в нашем ролевом наборе в момент соединение Души с телом.

Далее именно эту первичную сущность, которую можно обнаружить в каждом из нас, предлагаю называть Центральным «Я» или Центральной Сущностью.

Конечно, можно оставить и название «Душа», но я не хотела бы опираться на какую-либо из существующих теорий о том, кто такой человек. Повторюсь: я хочу опираться на то, что вы можете проверить лично на своем опыте невзирая на то, как это объясняют адепты разных религий или теорий устройства мира.

Что делает «Я»?

Похоже, что

Тезис 33. «Я» (наша Центральная Сущность) – это исследователь, наблюдатель, игрок и актер в одном лице.

и

Тезис 34. «Я» получает форму с помощью роли в данный момент и в данном контексте.

Роль – это инструмент проявления «Я» в реальности. Роль – не человек на самом деле. Это «одежда» для «Я».

«Я» беспристрастно, когда наблюдает за происходящим. Оно не осуждает вас (самого себя), когда вы кричите или плачете. Оно просто присутствует и осознает то, что происходит.

Оно входит в роль, как актер, и живет в этой роли в реальности, испытывая все переживания, связанные с событиями роли. Оно как перчатки меняет роли, меняет свои ролевые оболочки и входит в другие события и переживания.

Здесь я хочу добавить еще несколько идей из теории систем.

Тезисы

1. Систему определяет Наблюдатель.

2. Система может работать автоматически или ею может управлять Наблюдатель. Он является субъектом управления.

3. Основная функция Наблюдателя – формирование системы в соответствии сосвоими целями.

4. Наблюдающий за системой является частью этой системы.

Если «Я» определить как наблюдателя системы, то мы приходим к идее, что ролевой системой можно управлять. Можно управлять каждой ролью в отдельности и системой ролей целиком.

И тогда, если роли управляют поведением человека, а «Я» управляет ролями, то мы можем управлять самими собой, своим поведением и мыслями, используя идеи теории систем.

Конец ознакомительного фрагмента.