Современная софистика
17.7.04
Сегодня по радио услышал окончание беседы какой-то журналистки с каким-то современным оракулом – политологом, психологом, психоаналитиком, социологом, сексологом или еще кем-то в этом роде. О проституции. О ее запрете. Расклад ролей понятен.
Он
– Запрет ничего не дает, все равно будет проституция.
Она
– Но ведь и киллеры существуют, несмотря на запрет убийства. Может разрешим убийства?
Он взвивается в восторге от того, что поймал ее на домашнюю заготовку
– О! Это совершенно некорректное сравнение. Убийство – это насилие, а здесь по соглашению сторон.
И она, польщенная, что удостоилась беседовать с таким тонким и глубоким собеседником, млеет.
– Да, да, да.
А между тем ее сравнение было совершенно корректным. Речь то ведь шла не о насилии или не насилии, а о том, что запрет не может полностью уничтожить проституцию. Именно это был его аргумент в пользу не запрещения проституции. И этот аргумент полностью разрушается сравнением проституции с убийством и воровством, запрет которых тоже не устраняет их полностью.
Но вместо того, чтобы признать это, он передергивает с помощью типично софистического приема и вместо битого аргумента подставляет новый, что, мол, проституцию не следует запрещать, поскольку она – не насилие. Т.к. ее пример был против первого его аргумента, то против второго он не действует, но она не замечает подстановки и сдается. Но второй его аргумент точно также не стоит выеденного яйца, как и первый, и опровергается точно так же, только другим примером. Распространение наркотиков тоже не есть насилие, не хочешь – не покупай, но оно запрещено. Может разрешим?
Вообще вся эта публика, вроде оппонента журналистки, специально упражняется в софистике. Изобрели коммуникативную философию, суть которой к выработке этой техники и сводится, психологии вроде бихевиоризма, нарабатывающие психотехники с той же целью и т. д. Устраивают всякие курсы, семинары и клубы, где совершенствуются в этом искусстве. Один такой я посещал. Он назывался молодежный философский клуб. Когда я увидел, что они не очень-то преданны истине, и упрекнул их в этом, они мне прямым текстом сказали, что не истина их цель, а научиться побеждать в споре для успешной карьеры.
Софисты, как известно, предали смерти Сократа за его преданность истине. Современные их собратья ушли недалеко от них. А бурное распространение софистики, как одной из компонент манипулирования общественным мнением, обусловлено, не в последнюю очередь, непризнанием, до сих пор, разработанного мной единого метода обоснования.