Вы здесь

Новая история города Чуханска. Однажды в городе. Глава 8. Принцип осуществления власти (В. И. Глухов)

Глава 8. Принцип осуществления власти

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Или какой выкуп даст человек за душу свою?»

Евангелие от Матфея, 16, 26

«Работать надо, а не кивать на власть, тогда и жить хорошо будем. Власть – это вам не собес». Это распространенная среди чиновников Чуханска скороговорка. Произнесет эту скороговорку чиновник, и сразу все вопросы отпадают, так как все становится ясно и понятно. Власть работает, и вы должны работать. Власть – это не собес, правда, что она такое – не уточняется. Если вы будете работать, то и власть будет жить хорошо, хотя и в данное время она на жизнь не жалуется.

Осуществление власти в городе Чуханске – один из самых сложных и запутанных вопросов, а отношение самих чуханцев к власти не поддается рациональному объяснению. Видимо, в городе Чуханске власть действует на граждан просто магически. Добился человек власти, значит, уже историческая личность, и не столь важно, как он ее добился и что сделал для народа, и вообще, способен ли данный человек что-либо делать.

Почти все Чуханские историки – а это известные в городе люди – в своих монографиях в основном описывают различных властителей и тиранов, а не историю развития производства или историю взаимоотношения народов. К тому же, чем больше властитель или тиран уничтожил людей, принес страданий и неудобств народу, тем больше о нем пишут. И пишут с удовольствием, смакуя каждый шаг этой чаще всего посредственной личности, скрывающейся порой за модной маской или личиной народного благодетеля. Редко можно найти властителя, который бы положительно повлиял на ход истории. Если что-то им и приписывают, то это необходимо было сделать еще вчера.

Система осуществления власти в городе Чуханске сильно запутана, и человек, заинтересовавшийся ею, проходит три этапа познания. Первый этап самый безболезненный и самый бестолковый. Создается впечатление вполне благополучного сосуществования народа и трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Хотя исполнительная власть и строится на множестве параллельных структур, представляющих интересы различных групп и борющихся за влияние на все остальные ветви, она на первый взгляд выглядит как единая система. Все как при любой другой демократической системе. Но это можно сравнить с дикарем, одетым во фрак, который и создает первое впечатление.

Идея о разделении властей, которую барон де Монтескье высказал более двухсот пятидесяти лет назад в период развития капитализма в Европе, не имела возможности осуществиться в городе Чуханске. В Чуханске выборы в Думу зависят от исполнительной власти, так же как и назначение судей. Исполнительная власть через своих представителей в Думе принимает удобные для себя законы. Судьи через систему оплаты и порядок их назначения зависят как от исполнительной, так и от законодательной властей. А так называемая четвертая власть, то есть средства массовой информации, вообще находится на содержании у исполнительной и законодательной властей и с удовольствием обслуживает их.

Второй этап наступает, когда человек сталкивается с властью в каком-либо противостоянии и, пытаясь защитить себя, свое имущество или собственное достоинство. Теперь ему кажется, что власть сплоченный монолит, что она выступает против его интересов единым фронтом. Действительно, когда дело касается корпоративных интересов представителей власти, то они чаще всего выступают как единая организация. В этот период человек начинает понимать, что данная власть не является выразителем его интересов, а защищает какие-то другие.

Третье представление о власти формируется, когда человек сам становится представителем этой власти или его интересы завязываются на представителях власти. И оказывается, что это разрозненные группки людей, формирующиеся вокруг определенной кормушки и ведущие постоянную борьбу с другими группками, защищая свою кормушку или пытаясь захватить чужую.

Выявив все три составляющих власти, человек задается вопросом: так что же такое эта власть? Откуда она вырастает и на чем держится?

Власть, как любая другая форма деятельности, имеет определенные качественные характеристики, которые мы и попытаемся определить. Эти свойства присущи любой власти и в любом месте.

1. Для достижения власти все средства хороши, так как сама власть есть высшая и непреходящая ценность.

2. Власть всегда стремится выглядеть величественно и помпезно. Она должна быть если не божественной, то хотя бы народной. Каждый отдельный гражданин должен чувствовать себя перед властью маленьким и ничтожным.

3. Власть думает только о себе и заботится о сохранении себя, но никогда об этом не говорит.

4. Представители власти выдают свой интерес как всеобщий и подавляют другие частные интересы. (В данном случае не важно то, как они становятся представителями власти, дабы не усложнять вопрос взаимоотношением интересов.)

5. Действия представителей власти всегда гениальны, значимы и всегда направлены на «улучшение» жизни простых граждан.

6. Власть всегда стремится захватить под свой контроль как можно больше сфер деятельности под различными благовидными предлогами.

7. Представители власти никогда не сдают на растерзание своих коллег, так как сами могут оказаться в их шкуре, и не раскрывают секретов, касающихся власти.

Всеми этими качествами чуханская власть обладает в полной мере, проявляя себя через деятельность отдельных личностей. Всякий познавший вкус власти становится одержим ею, и она, как универсальный заменитель, вытесняет из души человека все другие интересы. Вообще, чтобы оценить тот или иной исторический период жизни общества, не обязательно вникать в то, какие экономические достижения произошли в тот период, какой был быт и уклад жизни и кто какому богу молился, а достаточно оценить людей, которые находились у власти, и установить, как они к ней пришли.

Если Гай Юлий Цезарь пришел к власти на плечах своей армии, с которой он завоевал для Рима обширные территории за Альпами, отличился как талантливый полководец, то и весь исторический период можно оценить как героический. Он способен был на смелые поступки и, переходя Рубикон, предполагал, что в случае поражения его ждет смерть. Да, он стремился к власти, но стремился к ней открыто, а не с помощью хитрости, лжи и обмана. Его действия в период правления не могли быть мелкими и незначительными, так как он обладал самыми разнообразными талантами: политика, полководца, оратора и писателя. Очень ярко характеризует Юлия Цезаря как личность поступок, совершенный им еще в молодости, когда его захватили пираты. Пираты потребовали за него выкуп в двадцать талантов, а он заявил, что стоит пять, и поклялся вернуться и распять всех обидчиков на крестах. Пираты, которые могли его и убить за дерзость, восприняли слова пленника как шутку, однако, когда выкуп был уплачен, Цезарь выполнил свою угрозу.

А его книга «Записки о галльской войне», описывающая захват Галлии, считается классикой литературы. В последние годы своей жизни Цезарь разработал обширную программу реформ римского общества с целями, выходящими далеко за пределы личного обогащения. И это не единственный пример прихода к власти значительной личности.

Возьмем историю прихода к власти во Франции Наполеона и период его правления. Он прославился как великий полководец и проявил себя как смелый реформатор. Он реформировал финансовую структуру и юрисдикцию, создал французский банк и французский университет, централизовал французское правительство. Написанный им кодекс заложил основу современного гражданского кодекса законов во Франции, и не только в ней. В этом кодексе Наполеона было законодательно закреплено всеобщее равенство перед законом и отмена привилегии по рождению. Именно Наполеон, несмотря на свои монархические амбиции, сыграл значительную роль в распространении идей Французской революции.

А какие личности в последние десятилетия приходили к власти у нас? Вы только вспомните, и послушайте их бесцветные и бессмысленные речи, их упоение властью, написанное прямо на лицах, вспомните их характеристики, печатаемые в газетах в период назначения на должности, и сразу все поймете. Честный и порядочный гражданин, отличный семьянин, хороший товарищ, заботливый отец и т. д. Может быть, и вправду это неплохие люди, но нет почти никаких значимых поступков и свершений, где бы они проявили себя как самостоятельные и значимые личности. И естественно, никто не спрашивал, а зачем тебе, хорошему семьянину, власть. Люди, не совершившие ни одного значимого поступка, ползком, прогибаясь и изворачиваясь, льстя и угодничая, пробрались во власть, и, соответственно, вся их деятельность такая же мелкая возня на ниве собственного обогащения. Действуют по принципу хомяка: набить зерна за щеки и спрятать в норку, чтобы никто не видел. Так и они, украдут определенную сумму денег и спрячут в какой-нибудь иностранный банк. А потом сидят довольные, запас душу греет, рассуждают на разные темы, ищут свое значение в истории, пишут книги о своей роли в ней, а в действительности вся их сущность сводится к одному – украсть и спрятать. Находятся даже желающие писать о таких людях книги. Видимо, им хорошо платят? А на самом деле должно быть написано всего два слова – украл и спрятал. Право, даже стыдно за них, обидно за человека, зачем же человеку опускаться до уровня крота, а может, это вовсе и не люди? Интересно бы исследовать данное явление, может быть, это определенная порода людей или болезнь, которая передается по наследству? Или по наследству передается только наворованное имущество, а потом, на этом ворованном, вырастают нормальные люди? В действительности же, только в огороде, на навозе, хорошо овощи растут, а в человеческом обществе главную воспитательную роль имеет пример: и из гнилой среды выходят «гнилые» люди. Если видел сынок, что папа хорошо устроился в этой жизни за счет воровства, то он уже никогда не придет к созидательному труду, не станет, потом и кровью зарабатывать хлеб насущный.

Сгрудившись при власти, они сами уже стали препятствием на пути личностей цельных и порядочных, так как видят в них реальную угрозу своему существованию. Захватив власть, они со своей рабской психологией начинают творить такие же рабские законы для остальных сограждан, считая всех подобными себе.


Ничем особенным не отличался от политиков последних десятилетий и наш герой – Сергей Сергеевич Пупков. Сын мелкого советского чиновника и лаборантки, Сережа ничем не выделялся среди своих сверстников, разве что был более послушен, меньше играл в детские игры и все старался сделать, как говорят взрослые, из стремления понравиться. В школе одноклассники его не любили именно за желание понравиться учителю, не то чтобы это было плохое качество, но, не имея ярких способностей к познанию, Сергей стремился понравиться тем, что все рассказывал учителю, а по-простому – ябедничал, за что и имел гарантированную тройку. Конечно, за свое ябедничество он часто получал подзатыльники и презрительные клички. Все это способствовало тому, что он стал вести замкнутый образ жизни. Спортом он не любил заниматься, да и на занятия по физкультуре по возможности старался не ходить, боясь открытой борьбы и проигрыша. В школе же он вступил в комсомол, но секретарем комсомольской организации не стал, хотя в душе и мечтал. Его просто не выбрали, так как дети лучше видят, что представляют собой их сверстники, и их труднее обмануть пустыми фразами и обещаниями.

Конец ознакомительного фрагмента.