Глава 3. Экономика СССР с 1953 г. по 1985 г.
Смерть Сталина внесла существенные коррективы в дальнейшее развитие СССР. Для многих она стала неожиданной, уходила целая эпоха индустриализации и победы в великой Войне. Историк Юрий Жуков исследовал вопрос политической борьбы внутри советского руководства. Он приводит следующий факт – 16 февраля 1951 г. Политбюро было принято следующее решение: «Председательствование на заседаниях Президиума Совета Министров СССР и Бюро Президиума Совета Министров СССР возложить поочередно на заместителей Председателя Совета Министров СССР тт. Булганина, Берия и Маленкова, поручив им также рассмотрение и решение текущих вопросов. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР издавать за подписью Председателя Совета Министров СССР Сталина И. В.»[18].
Согласно этому решению вся власть в стране с 16 февраля 1951 г. концентрировалась в руках Булганина, Берия и Молотова. Последнее предложение показывает, что Сталин отошел от управления страной. Это, возможно, было в результате тяжелой болезни или политического переворота. Таким образом, есть некоторая вероятность, что Сталин дистанцировался от власти за два года до своей смерти.
Сменивший его Никита Сергеевич Хрущев один из тех, кто несет прямую ответственность за репрессии 1937–1938 гг. В те времена он возглавлял Московскую городскую и областную партийную организацию, и по свидетельству очевидцев ежедневно требовал от НКВД ужесточения наказаний. Хотел и на этом поприще быть в первых рядах.
25 февраля 1956 г. на закрытом заседании XX съезда КПСС Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях». Всю ответственность за массовые репрессии он возложил на одного человека – Сталина. Себя он предпочел не упоминать. Так началась эпоха десталинизации, которая продолжается и сейчас. Особенно активно «разоблачали» Сталина в 90-х годах, когда массы граждан оказались нищими и обворованными. И чтобы они не жаловались на своё положение и не бунтовали, население через СМИ постоянно пугали образом Сталина. Типа не трепещите, раньше полстраны сидело в тюрьме, а сейчас – свобода, тем и пользуйтесь. Стоит привести слова бывшего шефа немецкой внешней разведки Вальтера Шелленберга, где он цитирует Гитлера относительно СССР: «На Востоке в самое короткое время необходимо создать мощную информационную службу, которая должна работать столь безошибочно и слаженно, чтобы ни в одном районе Советского Союза не смогла возникнуть такая личность как Сталин. Опасны не массы русского народа сами по себе, а присущая им сила порождать такие личности, способные, опираясь на знание души русского народа, привести массы в движение»[19]. Фюрер в двух предложениях обосновал необходимость десталинизации на территории СССР.
Однако главными рассадниками сталинизма являются как раз наши власти, ибо они настолько беспомощны и некомпетентны, что в массах растет потребность в сильной и справедливой руке, образом чего выступает Иосиф Сталин.
Приход Хрущева к власти и далее скатывания элиты до уровня Горбачева-Яковлева показывают существенные недостатки в формировании политического бомонда. Среди задач, с которыми не справился Сталин, стоит отметить механизм положительного отбора элит, который так и не был сформирован. Попытки этого были, когда высшие должностные места занимали люди, добившиеся успеха по своему направлению деятельности. Однако в целом политический строй не гарантировал отсутствие авантюристов и проходимцев в высших эшелонах власти.
Конституция 1936 г. расширяла народовластие, но избирательный процесс часто саботировался на местах, примером чего выступают репрессии 1937–1938 гг., когда региональные элиты испугались политической конкуренции и развязали террор.
Хрущев постепенно стал демонтировать сталинскую экономику.
Повсеместно проводились необдуманные экономические эксперименты. Уже в 1953 г. была ликвидирована централизованная система материально-технического снабжения, а организация подобной работы была передана в союзные республики. Через 12 лет в 1965 г. Госснаб СССР был восстановлен. В это же время множество крупных предприятий перешло из союзного значения в республиканское. В 1957 г. Хрущев начал создавать экономические зоны под управлением советов народного хозяйства, и это действо происходило на фоне ликвидации отраслевых союзных министерств. Это сильно ударило по единому плановому механизму хозяйствования. Появилось множество интересов на местах, региональная элита начала «перетягивать одеяло на себя».
В 1958 г. государственная собственность машинно-тракторных станций стала переходить в колхозы и совхозы. Это означало, что средства производства легализуются внутри страны как товар, чего не было при сталинской экономике, в которой товаром могла быть лишь продукция отраслей группы «Б». Передача сельскохозяйственной техники на баланс колхозов привела к существенному снижению эффективности их эксплуатации. Часто технику негде было хранить, качество ремонта резко снизилось, что привело к её ускоренному выбытию. Многие колхозы просто не имели средств для своевременного обновления тракторов и комбайнов.
На этом хрущевские эксперименты в сельском хозяйстве не закончились. В период его правления были запрещены приусадебные хозяйства колхозников, на каждую голову скота ввели обременительные налоги, колхозные рынки закрыли. В ответ на это крестьяне были вынуждены порезать скот и вырубить часть фруктовых деревьев, на которые также были введены налоги.
В 1962 г. Хрущев предложил отказаться от посевов многолетних и однолетних трав, распахать луга и вместе с парами засеять их кукурузой. Ему казалось, что это увеличит кормовую базу животноводства. На практике кукурузу стали выращивать даже там, где климатические условия ей не подходят. Уже в 1963 г. на фоне неурожая с полок исчезли мясо, гречка, мука, белый хлеб, печенье, пряники. В некоторых городах даже ввели продовольственные карточки. Впервые СССР закупил зерно за границей в размере 9,4 млн. тонн. Необдуманные решения спровоцировали продовольственный кризис, ярко проявившийся расстрелом протестующих в Новочеркасске.
Борьба с мелкотоварным производством сопровождалась увеличением заработной платы всем категориям трудящихся. Это не могло привести к образованию перекосов между денежной массой и массой потребительских товаров, что часто приводило к их дефициту. Именно в это время начала зарождаться теневая экономика, спекуляция дефицитными товарами.
Постепенно плановая экономика деформировалась, и вот что пишет об этом Валентин Катасонов: «Жесткая вертикаль управления экономикой стала ослабевать так же в результате сокращения набора плановых показателей, которые были обязательны для выполнения министерствами, главками, производственными объединениями и предприятиями. Число показателей народнохозяйственного плана при Сталине неуклонно увеличивалось. В 1940 г. оно составляло 4744, а в 1953 г. достигло 9490, т. е. удвоилось. Затем число показателей непрерывно сокращалось: до 6308 в 1954 г., 3390 в 1957 г. и 1780 в 1958 г.»[20]. Снижение числа плановых показателей объясняется очень просто – элиты постепенно начали снимать с себя ответственность за развитие страны.
Однако в целом эпоха Хрущева положительно характеризуется динамикой экономических показателей, что в большей степени объясняется сохранением инерции сталинской экономики.
Таблица 3.1 – Динамика производства продукции в натуральном выражении[21]
В 1964 г. по отношению к 1950 г. объем производства стали увеличился в 3,1 раза, металлорежущих станков – в 2,6 раза, легковых автомобилей – в 2,9 раза, экскаваторов – в 5,7 раза. Активно стали осваивать производство новых товаров: телевизоров, стиральных машин и бытовых электропылесосов. Общее производство электроэнергии увеличилось более чем в пять раз.
31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее началу нового этапа жилищного строительства. В народе новые типовые панельные или кирпичные 2–5 этажные дома стали называть «хрущевками», их строительство продолжалось с 1959 по 1985 гг. Указанные дома отличались полным отсутствием архитектурных излишеств. Квартиры в них чаще были одно- двух- и редко трехкомнатными. Высота потолков составляла 2,48 м., площадь кухни – 6,0 кв.м., раздельный или совмещенный санузел, лифт отсутствует. «Хрущевки» планировались для временного решения жилищной проблемы, и были рассчитаны на 25 лет эксплуатации. Однако при правильной эксплуатации и своевременных капитальных ремонтах ресурс «хрущевок» может быть продлен до 150 лет. Динамика ввода квартир представлена на рисунке 3.1.
Рис. 3.1. Динамика ввода квартир
Ускоренный ввод квартир частично помог решить квартирную проблему, однако эта тема актуальна и по сей день.
Практически сразу после отстранения Хрущева от власти в стране начали проводиться экономические реформы Косыгина-Либермана, стартом которых выступило постановление ЦК КПСС и Совмина от 4 октября 1965 г.
«О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». По существу реформы Косыгина-Либермана шли в продолжение реформ Хрущева по разламыванию сталинской экономики.
Вот так Михаил Антонов охарактеризовал самого Алексея Николаевича Косыгина: «Из всех высших руководителей СССР Косыгин был наиболее склонен к идее конвергенции социализма и капитализма, выступал за продолжение линии XX и XXII съездов партии на либерализацию жизни в стране. Он, например, не раз пытался доказывать своим коллегам по руководству страной, что акционерные общества – это одно из высших достижений человеческой цивилизации, и это делало его наиболее восприимчивым к предложениям “рыночников”. И вот в то время, когда нужно было переводить экономику на рыночные принципы, Политбюро, по мнению Косыгина, занимается разной чепухой»[22].
Экономическая реформа Косыгина-Либермана состояла из следующих пяти крупных блоков:
1. Упразднялись органы территориального хозяйственного управления и планирования – советы народного хозяйства, созданные в 1957 г. Хрущевым. Реанимировалась система отраслевого управления экономикой страны.
2. Количество директивных плановых показателей снизилось с 30 до 9. Действующими остались показатели по общему объёму продукции в действующих оптовых ценах, по важнейшей продукции в натуральном измерении, по общему фонду заработной платы, по общей сумме прибыли и рентабельности, определяемой как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств, по отчислениям в бюджет и ассигнованиям из бюджета, по общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники, объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
3. Существенно возрастала хозяйственная самостоятельность предприятий. Их обязали самостоятельно определять многие экономические показатели: номенклатуру товаров, инвестиции в основные средства, численность персонала и размеры его оплаты. Значительно увеличилась роль хозяйственного арбитража.
4. Главное значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности предприятия – прибыли и рентабельности. Прибыль стала выступать источником развития производства, материального поощрения, социально-культурного и жилищного строительства.
5. Оптовая цена производителя должна была обеспечивать предприятию необходимую рентабельность производства. Начали использоваться нормативы длительного действия по себестоимости продукции.
Восстановление системы отраслевого управления экономикой позволило многим утверждать о якобы реанимации сталинской экономики. Конечно, это сыграло положительную роль в эффективности управления, но все иные действия были направлены на демонтаж социалистической экономики.
Снижение числа директивных плановых показателей позволило уменьшить ответственность партийного руководства за развитие страны, о чем бюрократы ранее и не могли мечтать. Это порождало отсутствие стимулов для развития и у самих предприятий. Достаточно было вписаться в резко ограниченные плановые показатели. В натуральном измерении план стал составляться лишь для важнейшей продукции, и производство второстепенных товаров (с точки зрения бюрократического аппарата) особо никто не контролировал.
Рост хозяйственной самостоятельности предприятий способствовал разрушению механизма формирования единого интегрального эффекта от экономики. Предприятия стали ориентироваться не на выпуск продукции и снижение её себестоимости, а на прибыль. В принципе это сильно стало напоминать капиталистическую систему, когда основная цель работы любого предприятия – это прибыль.
Ориентация на снижение себестоимости требовала от предприятий использования новых технологий, экономии всех видов ресурсов, увеличения производительности труда. Смена ориентиров на прибыль способствовала увеличению производства дорогих товаров и росту цен. Доля недорогих, но необходимых в быту товаров постепенно стала падать, негативно влияя на общий уровень благосостояния населения.
Ввод в действие нормативов себестоимости по отдельным видам продукции был вызван как раз ликвидацией антизатратного механизма, который позволял ежегодно снижать цены на основную массу потребительских товаров. Цены стали формироваться с учетом определенного норматива от себестоимости, что в целом способствовало раздуванию затрат на производство продукции. Высокая себестоимость продукции при неизменной норме плановых накоплений позволяла получать большую прибыль в абсолютном измерении.
По существу реформа Косыгина-Либермана уничтожила социалистическое производство, превратив его в государственный капитализм. В качестве совокупного эксплуататора стали выступать министерства и ведомства, которые преследовали свои цели, часто противоречащие общественным интересам. Формирование распределения по прибыли входили в резкое противоречие распределения по труду. «Учебники по обществоведению и политической экономии социализма продолжали повторять, что при социализме единственным принципом распределения является распределение по труду. А в реальной жизни получалось распределение по прибыли. А эти два принципа не только не совпадали, но порой взаимно исключали друг друга. На некоторых предприятиях выплаты из фондов материального стимулирования труда превышали выплаты заработной платы»[23].
Конец ознакомительного фрагмента.