Часть вторая
МОНАРХИЯ И ОБЩЕСТВО
Глава 1
ПРОТОИСТОРИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ. СЛУГИ ГОРА И ТИНИТСКИЕ ЦАРИ
ДРЕВНИЕ МОНАРХИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Институт монархии непосредственно связан с правлением Осириса и Гора. В этих легендарных фигурах мы видим владык людей, поклоняющихся этим богам, чье наследие в конечном итоге перешло к Менесу. Произошло это около 3315 года до н. э.
Согласно египетским и греческим источникам (Туринский папирус, труды Геродота, Диодора, Манефона, цитируемого Евсевием), последним из богов Египтом правил Гор, сын Исиды. После него, как говорят упомянутые источники, трон Египта занимали несколько династий (семь по Туринскому папирусу, четыре по Евсевию) полубогов. Затем к власти пришли те, кого Туринский папирус называет «Духами, Слугами Гора» (Akhu, Shemsu-Hor), а Манефон – «Менесом, Полубогом». Египетские предания считают этих правителей непосредственными предшественниками исторических династий. Таким образом, если последние из этих протоисторических царей называли себя Слугами Гора, следовательно, они считали себя наследниками божественных династий, ведущих свое происхождение от Осириса и Гора.
Древние источники говорят о том, что период между правлениями Осириса и Менеса, в течение которого египетский трон занимали боги или полубоги, был чрезвычайно длительным. Так, Туринский папирус отводит предшественникам Shemsu-Hor 23 200 лет, а самим Слугам Гора – 13 420 лет. Таким образом, общая продолжительность периода составляет 36 620 лет. Следует отметить, что в этот период не включено правление богов. Согласно Евсевию, царствование богов продолжалось 13 900 лет, а полубоги правили 11 000 лет. И Геродот, и Диодор сомневаются в этих астрономических цифрах. Очевидно, что историк не может полагаться на эти поразительные расчеты. Можно, однако, отметить, что древние источники сходятся в следующем: 1) что после Осириса и Гора Египтом правили цари и 2) что этот период, в течение которого происходило окончательное становление института монархии, был весьма длительным.
Разумно ли будет предположить, что этот упомянутый выше период длился столь же долго, как и период правления фараонов? Тексты пирамид полны туманных для нас намеков на исторические факты, читая эти тексты, мы словно изучаем древний барельеф, наполовину уничтоженный временем. Создается впечатление, что в них рассказывается об очень отдаленном прошлом, чуть ли не о появлении первых людей на берегах Нила. Для нас это бесценные свидетельства о протоисторическом периоде, подобно обломкам кораблекрушения, то и дело всплывающие в более поздних преданиях. Вот почему я счел необходимым столь подробно остановиться на рассказе о божественных династиях, которые под покровом легенд повествуют об извечных устремлениях первых поселенцев Черной Земли. Вот почему мы продолжим говорить о Слугах Гора и их непосредственных предшественниках.
Эти цари пришли из Дельты. Туринский папирус хранит память о «девятнадцати [царях] [Белых] Стен[115] и девятнадцати Великих Севера», предшественниках Shemsu-Hor. О царях Юга не упоминается. Манефон говорит о тридцати мемфисских правителях и десяти тинитских царях, после которых трон Египта занял Менес. Фрагменты Палермского камня сохранили имена девяти царей, носивших лишь Красную Корону Нижнего Египта. Общий план этого периода выглядит следующим образом:
I. Одновременное, параллельное правление: цари с Красной Короной (Нижний Египет) и цари с Белой Короной (Верхний Египет) = правители Тинитского периода по Манефону.
II. Shemsu-Hor из Дельты завоевывают Верхний Египет и разделяются на царей Севера и царей Юга.
III. Менес, царь Юга, объединяет две земли и основывает первую историческую династию (Тинитскую).
Поскольку три этих периода уже рассматривались с позиции археологии в книге «От племени к империи», я опишу здесь лишь их основные черты и характерные особенности.
I. Одновременное правление в Верхнем и Нижнем Египте
Моральное превосходство Дельты
Ничего определенного нам об этих царях не известно. Возможно, Буто в Нижнем Египте и Нехеб в Верхнем Египте уже тогда выполняли роль столиц и остались ими при Shemsu-Hor. Цари Севера, поддерживая традицию, называли себя наследниками и преемниками Гора, сына Исиды, бога Буто. Следовательно, мы можем считать их ранними ShemsuHor. С другой стороны, можно предположить, что цари Верхнего Египта считали себя наследниками Сета из Омбоса, поскольку Сета по-прежнему считали богом династий, хотя на всем протяжении истории египетской цивилизации он занимал второе место. Память о его царствовании и его наследии бережно хранилась Последователями Сета (Imu-khet Seth) (Тексты пирамид, § 635), главенствующую роль среди которых, вероятно, играли цари Юга.
За редким исключением, имена этих царей[116], равно как и события, происходившие в период их правления, нам неизвестны. Все же мы, по крайней мере, имеем четкое представление о политических тенденциях, характерных для двух параллельных царств. Несомненно, Нижний Египет занимал в Долине доминирующее положение, благодаря более высокому уровню своей цивилизации. Именно в Дельте монархические институты, зачатки которых впервые появились в группе западных номов в Саисе и в конфедерации восточных номов в Бусирисе, активно развивались, пока не превратились в «протекторат Анцти», а затем в «правление» Осириса, на смену которому пришел Гор, сын Исиды, повелитель всего Нижнего Египта. В период становления политической монархии продолжал развиваться миф об Осирисе и Горе. Он последовательно и связно пересказывает разрозненные истории о соперничестве богов и их страданиях, «Страстях» богов земледельцев. В этом мифе обнаруживается первая попытка синтеза первичных объяснений Вселенной. Эта попытка религиозной организации и концентрации стремилась обосновать и подготовить концентрацию политическую, которая, как мы увидим далее, нашла свое выражение в правлении Осириса – сначала божественном, затем человеческом.
Искусство в этот период также переживает небывалый подъем. В период правления предшественников Менеса появляются первые письменные памятники и скульптурные произведения. До этого в Верхнем Египте мы находим лишь предметы, созданные в неолитических мастерских. Впрочем, предметы эти поистине прекрасны – оружие, инструменты, украшения и другие предметы из отшлифованного камня и кремня. Таблички примитивны, а изваяния бесформенны, но уже в ходу раскрашенная керамика и сосуды из твердых пород камня. Неожиданно в период, предшествующий воцарению Менеса, появляется медь и золото, а также неизвестные доселе превосходные инструменты, оружие и украшения. На табличках вырезаются «исторические» рельефы; фигуры, прежде грубо обтесанные, обретают выразительные черты; сосуды, высеченные из твердого камня, представляют собой шедевры искусства и свидетельствуют о высоком мастерстве создавших их людей. Более того, и это самое примечательное, появляется письменность. Она пока еще очень примитивна, в основе ее лежит пиктографическое письмо, но уже заметна тенденция в сторону фонетизма. Над рисунками появляются коротенькие надписи, в которых пиктографические знаки используются как символы, а затем – как фонемы. Представляющая собой наполовину ребус, наполовину алфавит, эта письменность уже сформирована, полна выразительных абстракций и представляет собой результат огромных усилий (сколько столетий длился этот процесс?), наконец увенчавшихся успехом. Кому же Египет обязан этими преобразованиями, благодаря которым страна, словно миновав промежуточный этап, перешла от неолитической культуры к «исторической» цивилизации, включающей в себя религиозные, политические и интеллектуальные составляющие, а также достигшее высокого развития искусство? Что могло оказать такое влияние на Верхний Египет, как не Нижний Египет, развитие которого, возможно, длилось тысячелетия, приписываемые божественным династиям Дельты?
В поддержку этой теории можно привести серьезный аргумент – существование древнего календаря, который, как я уже говорил ранее, был принят самое позднее в 4241 году до н. э. Уже в глубокой древности египтяне вносили изменения в календарь, в основе которого лежали точные данные наблюдений, для сбора которых требовались тысячелетия. Кем же проводились эти наблюдения? Астрономами Нижнего или Верхнего Египта? Дата, избранная в качестве отправной точки календаря, соответствует нашему 15 июня по григорианскому календарю. Гелиакический восход Сотиса в этот день нельзя было наблюдать ниже широты 30°, видно его было на территории Мемфиса и Гелиополя. Следовательно, появлением календаря мы обязаны астрономам Нижнего Египта, а центром наблюдения за звездами определенно являлся Гелиополь, поскольку Мемфис был основан гораздо позже. Известно, что «видение (прорицание)» или наблюдение за солнцем и звездами составляло важную часть ритуала поклонения богу Гелиополя. Нельзя назвать простым совпадением то, что жрецы Гелиополя называли себя «теми, кто видит», а верховный жрец носил титул Великий прорицатель (ur mau).
Тексты пирамид обходят молчанием происхождение и политическую роль, которую играл в древности Гелиополь. Однако ном Гелиополя, Heq-az, сравнивается с Западом Дельты (там же, § 222), вероятно, его политическая организация отличалась от остальной части Нижнего Египта. Возможно, в тот период Гелиополь являлся научным центром, но не выполнял роль политической столицы, как Саис и Бубастис. Любопытно, что символ гелиопольского нома, Heq-âz, напоминает символ Анцти 9-го Бусирийского нома. Чем объяснить это – заимствованием или влиянием? Говорит ли это о том, что в Гелиополь прибыли жители Бусириса, как они прибыли ранее в Летополь?
В пользу этого аргумента говорит другой факт. С глубокой древности дополнительные, високосные дни находились под покровительством «богов, рожденных в первые пять дней года» (там же, § 1961). Египетские и греческие тексты называют этих богов, это Осирис, Исида, Сет, Нефтида и Гор. Год начинался с одновременного восхода Сотиса, Ра и подъема Нила. Поскольку считалось, что Осирис, бог Нила и растительности, был рожден в первый из пяти високосных дней, мы можем сделать вывод, что в то время, когда астрономы Гелиополя ввели календарь, число поклонявшихся Осирису в этом городе явно превосходило число поклонявшихся другим богам.
Таким образом, при помощи календаря Нижний Египет заставил Верхний Египет признать власть Осириса и Ра, господство Нила и солнца.
II. Слуги Гора в Верхнем Египте
Их война с Дельтой
Это завоевание Верхнего Египта цивилизацией Дельты, вероятно, объясняет столь радикальные перемены, отмеченные этнологами и археологами. Эти перемены коснулись населения и памятников Верхнего Египта в период, предшествующий династическому. Произошло смешение обитателей Верхнего и Нижнего Египта, их физических характеристик. Завоеватели ввели новшества. Гробницы, прежде представлявшие собой вырытые в песке ямы, куда опускалось тело, обернутое в полотно или в грубом глиняном гробу, теперь стали выглядеть как небольшие сооружения из кирпича, тело покойного помещалось в деревянный гроб и окружалось более утонченной погребальной утварью. Вместо терракотовых гончарных изделий и красных с черными ободками или полированных, покрытых белым орнаментом сосудов мы находим урны с изогнутыми ручками – сначала овальные, затем цилиндрические. Непрерывная эволюция керамики происходила вплоть до Мемфисского периода, и Флиндерс Петри даже составил приблизительную хронологию «примерных дат», исходя из изменения форм гончарных изделий. Должно быть, они импортировались из Дельты. На других сосудах, а также на стенах гробниц в Иераконполисе, где теперь появляются рисунки, мы видим большие лодки с символами номов. Среди этих символов часто встречается гарпун, эмблема 7-го нома, граничившего с номом, где обитал Гор из Буто. Другие символы принадлежат главным образом номам Дельты. Еще одним свидетельством завоевания служит ручка ножа из Гебел-эль-Арака, изображение которой можно увидеть в книге «От племени к империи». На ручке изображены корабли с символом 3-го нома (Летополя)[117]. Наконец, некоторые древние таблички, украшенные батальными сценами без указания имен царей, судя по всему, рассказывают о сражениях между завоевателями с Севера и оседлым населением Долины. По всем признакам захватчики явились с Дельты. В любом случае они поклонялись Гору (а следовательно, Осирису), поскольку Туринский папирус называет их Shemsu-Hor, Слугами Гора.
Тот факт, что Слуги Гора завоевали Долину, известен давно и не вызывает сомнений, однако отправная точка и характер этого завоевания представляются мне несколько отличными от общепринятых[118].
В храме Гора в Эдфу, перестроенном Птолемеями, начертано длинное предание – история войн, которые Гор из Эдфу (Hor-Behedeti) вел на стороне солярного царя, Ра-Харахти, в 336-й год его правления против врагов – Последователей Сета (Imu-khet Seth)[119]. После череды сражений Гор одержал победу над Сетом, и этот факт запечатлен во многих святилищах Гора, известных как mesent, расположенных в разных частях Долины и Дельты. Масперо неверно толкует mesent как «кузница», а производное – mesentiu – как «кузнецы» и на этом основании строит следующую теорию: воинственные племена «кузнецов» с Верхнего Нила (где чернокожие кузнецы занимали привилегированное положение в обществе) под предводительством Гора, Повелителя Кузнецов (Neb-mesent), продвигаясь на север, завоевывают Долину, затем вступают в Дельту и создают «кузницы», mesent, одновременно являющиеся арсеналами и культовыми центрами. Главный центр находился в Эдфу (Джебат), столице кузнецов, сторонников Гора. Другие mesent, созданные по его образу и подобию, в соответствии с этой теорией, свидетельствуют о завоевании Центрального Египта и Дельты народами с Юга, Слугами Гора.
Эту гипотезу следует признать несостоятельной. Гор из Эдфу не упоминается ни в Текстах пирамид, ни в других текстах до XII династии[120]. Как Сокол он восходит, и мы уже убедились в этом, к истокам местной религии, но как бог – покровитель царей – к более позднему периоду. Свою значимость этот бог приобретает лишь после слияния с Солнцем, Ра. В результате этого смешения позднее появилась новая божественная ипостась – Ра-Харахти[121], в облике которого местный сокол становится богом Вселенной. Надпись, начертанная на Птолемеевом храме в Эдфу, и на это следует обратить особое внимание, в первую очередь подразумевает Солнце, а уже в меньшей степени Гора. Надпись повествует о битвах Солнца с его врагами, «последователями» мрачного и бурного Сета. В этом качестве Гор предстает как Гор – бог Летополя, древний бог неба, соперник Сета, который не был забыт и возродился в классический период в образе Гора из Нехена, а позднее Гора из Эдфу. Что касается слова mesentiu, можно с уверенностью утверждать, что его древней формой является слово mesenu, означающее «гарпунщики», или, если быть более точными, те, кто охотится с гарпуном на гиппопотама. Святилища, называемые mesen или mesent, – это не что иное, как города гарпунщиков. Рельефы, сопутствующие текстам в Эдфу, изображают Последователей Гора с гарпунами, охотящимися на гиппопотама (тифоноподобное чудовище, олицетворяющее Сета). Эти «последователи» иногда назывались Shemsu-Hor, Слугами Гора, но здесь это слово лишено царского детерминатива, что явно указывает на то, что мы не имеем дело с протоисторическими царями. Здесь оно обозначает лишь тех, кто просто служит богу. Таким образом, Бехдетский Гор, сражавшийся за Ра, не является богом Верхнего Египта и не он привел племена чернокожих кузнецов в Долину и Дельту. Здесь мы говорим о подвигах Гора из Дельты, возрожденные в более поздний период и поставленные в заслугу Гору из Эдфу.
Рис. 25. Жизнь, Здоровье, Сила
Гор гарпунщиков приводит нас в Дельту. Самая пригодная для охоты с гарпуном территория – болота, которые наиболее часто встречаются в западной и центральной части, в 7-м номе Гарпуна, где родился Гор, среди тростниковых зарослей Хеммиса. Это не просто предположение. С древних времен вплоть до Геродота и Плиния болота близ Саиса славились своей охотой на гиппопотамов, которая проводилась с помощью гарпунов. Сцены с изображением этой охоты часто появляются в египетских гробницах и во все времена напоминали о сражениях между Гором, сыном Исиды, и Сетом в обличье гиппопотама. На гробнице XVIII династии можно прочесть фрагмент текста, касающийся этой охоты. Согласно тексту, богиня Нейт из Саиса, столицы Западной Дельты, является перед Гором в тот момент, когда он уже собирается метнуть свой гарпун в гиппопотама Сета. Нейт падает ниц перед Гарпуном; она показывает своему сыну Гору место в реке, где прячется гиппопотам; она предвещает успех правому делу – Гор будет «оправдан». Здесь мы видим еще одно упоминание о древней войне Гора из Буто против Сета.
В силу приведенных доводов мы можем допустить, что Гор и его Слуги, покорившие Долину, пришли не из Эдфу, а из Дельты. Вместе с Масперо мы предполагаем, что mesent являлись святилищами Гора, обозначавшими места сражений, где Гор встречался с Сетом: в Селе (14-й ном), в Гераклеополе Магна (XX ном), в Эдфу (II ном). Но наши основатели mesent пришли не с Юга, а с Севера. Также еще одно название, использовавшееся для храмов Гора, – Бехдет – было применено к Эдфу (II ном) лишь в подражание Бехдету в Нижнем Египте (17-й ном). Эпитет Бехдет обозначал Гора, сына Исиды, до того, как его стали относить к Гору из Эдфу[122]. Если мы принимаем это объяснение, то начинаем понимать, каким образом вся семья Осириса, вместе со Слугами Гора, завладела главными храмами Долины (карта II).
Рис. 26. Снаряжение Слуг Гора (лук, бумеранг)
Осирис обосновался в Абидосе, близ Тиниса, центра будущего Тинитского царства, и VIII ном принял в качестве своего божественного символа два пера, которые сначала носил Анцти из Бусириса, а затем Осирис. Анубис, бог с головой шакала, «обитавший на Западе» Дельты, поселился на левом берегу, от Абидоса до Сиута. Став богом некрополя Абидоса, он «правил жителями Запада» (Khenti-Imentiu), то есть мертвыми. В его имени мы видим древний местный титул – Правитель Запада (Khenti-Iment). Мы также обнаруживаем его в XII номе, на Змеиной Горе, и в XVII номе, в Синополе. Его союзник, волк Упуат, обосновался в Номе Сикомора (XIII), столицей которого позднее стал Ликополь. Ибис Тот, имевший святилище (Гермополь Парва, 3-й ном) и ном (15-й) в Дельте, вытеснил Зайца XV нома в Верхнем Египте и основал там новый город, Гермополь Магна. Исиде в облике Хатор, считавшейся либо Великой Матерью, либо женой Гора Старшего, поклонялись в номе древнего врага, тифонического крокодила Себека (VI ном), в номе Сикомора (XIV) и номе Ножа (XXII).
Активное участие богов Дельты в завоеваниях, предпринятых племенами, поклонявшимися Гору, объясняет многое – присутствие волка Упуата в качестве детерминатива слова «Слуги Гора» в Текстах пирамид, изображения Двух Соколов, Волка и символа Летополя на военных символах тинитских царей. Кроме того, существование в Дельте и Верхнем Египте пар городов Гора, Тота, Анубиса и т. д. указывает на настоящую колонизацию в Долине, предпринятую царями, Слугами Гора, которые пришли из Дельты и участвовали в сражениях, ведомые Осирисом, Тотом, Анубисом, Упуатом и Гором.
Став владыками Юга и Севера, цари Shemsu-Hor приняли во внимание естественное разделение страны, и Египет впервые в своей истории попал под власть двух царских семей – царей Севера (Bitiu) в Буто и царей Юга (Nsutu) в Нехебе. Поскольку в своей книге «От племени к империи» я уже рассказывал об этом периоде, здесь я приведу лишь несколько деталей, ставших известными в ходе недавних исследований.
Цари Севера сделали своей столицей не Саис, древнюю столицу Западной Дельты, а Буто – город богини Уаджет, которой поклонялись на севере Дельты и чье имя, превращенное греками в Уто, появляется в названии города Буто (б + уто = Город Уаджет). Уаджет была богиней-змеей, объединившей усилия с Осирисом и Гором и ставшей, таким образом, на вечные времена богиней царей Севера. Впоследствии в виде Урея богиня украсила корону, превратившись в неизменную защитницу головы царя. Ее головной убор, Красная Корона (net), позаимствованный у Нейт, также стал постоянной эмблемой царской власти в Дельте. Почему же город богини Уаджет Буто занял место древней столицы богини Нейт Саиса? Это могло произойти потому, что Нейт, в отличие от Уаджет, не примкнула к сторонникам Осириса. Богине Нейт поклонялись воинственные египто-ливийцы, всегда стремившиеся к свободе и помнившие о своей древней независимости. С другой стороны, поклоняющиеся богине Уаджет объединились со сторонниками царей Севера. Кроме того, недалеко от Буто находился Хеммис, где родился Гор. Кроме того, в Буто Исида назвала Гора, посмертного сына Осириса, наследником отца и снарядила его на войну против Сета. По этим причинам Буто стал династическим и царским городом. В нем было два квартала – Деп, священный город Уаджет, где стоял ее храм, и Пе (что значит «Место» над всеми прочими), то есть царский город Гора, где у царя Нижнего Египта было две резиденции, часто упоминающиеся в Текстах пирамид, – дворец Несер и дворец Ну (рис. 27а).
Рис. 27. Пер-ур, дворец царей Верхнего Египта
Рис. 27а. Пер-несер, дворец царей Нижнего Египта
Вторая ветвь этих Последователей Гора, обосновавшись на Юге, создала точную копию царства Буто в верхней долине. Отличительным знаком царей Юга была высокая Белая Корона (hezt), которую носила богиня Нейт. Во всем прочем южане поступали подобно своим собратьям с Севера. Точно так же они сделали своей столицей город богини, Стервятник Нехеб (III ном). Эта богиня-мать, Нехебт,
«с длинными перьями, со свисающими сосками», должна была кормить грудью царских наследников. Позаимствовав «белый головной убор»[123] богини, из которого они сделали корону Юга, цари стали пользоваться покровительством Нехебт, чтобы унаследовать то влияние, которое богиня в течение длительного времени оказывала на Юг. Подобно тому, как в Буто существовало два города – Деп и Пе, цари Юга основали напротив Нехеба, города богини Нехебт на правом берегу, город Гора на левом берегу и назвали его Нехен, Иераконполь. Здесь впоследствии стали поклоняться Соколу Гору, в том же виде мумифицированной птицы (рис. 14 и илл. 7), как поклонялись в Летополе Гору Двух Глаз (там же, § 717, 729). В довершение симметрии между Севером и Югом в Нехебе в честь богини Уаджет был построен дворец Ну по образу и подобию дворца в Буто. Дворец в Верхнем Египте, однако, часто изображается в ином ракурсе (рис. 27).
«Искусственный» характер этих царских резиденций показывает, что в то время уже существовала династическая теория с присущей ей официальной терминологией. Здесь мы видим намерение создать монархию под покровительством богов.
Важно отметить и то, что египтяне в данном случае искали покровительства богинь, это справедливо как для Юга, так и для Севера. Когда Гор водворился в Буто, он объявил себя сыном и, следовательно, наследником местной богини Уаджет. Право на корону принадлежало Уаджет, точно так же, как на Юге короной владела Нехебт, обе они были «царскими» богинями. Этот факт объясняет одну особенность в титулатуре фараонов. Некоторые очень древние царские символы носят имена, образованные посредством притяжательного суффикса женского рода, который относится к богине Уаджет и, возможно, к Нехебт. Для обозначения Урея как украшения на челе фараона в древнем языке существовали слова «ее налобная повязка» (wpt-s), то есть повязка Уаджет. Кроме того, мы встречаем обороты «ее корона Нижнего Египта» (meh-s), «ее корона Верхнего Египта» (shemâ-s), «ее скипетр», «ее жезл», «ее пектораль». Таким образом, первоначально атрибуты царской власти принадлежали богиням.
Здесь может идти речь о весьма любопытных пережитках древней матриархальной системы, обращенных к пользе Слуг Гора. Последние, уже обязанные большей частью своего престижа богине Исиде, судя по всему, позаимствовали также наследие царских богинь в Буто и Нехебе.
На последнем этапе Слуги Гора объединили два царства, осуществили этот замысел цари Юга.
Два царя из Иераконполя-Нехена, Скорпион и Нармер, оставили после себя памятники, на которых они изображены покоряющими Дельту. Перед царем Скорпионом несут символы номов Юга, он празднует победу над «рехету» и «луками» – под первыми подразумеваются египтяне, в то время как вторые – выходцы из Азии. Несмотря на то что на этой табличке голову царя Скорпиона венчает лишь Белая Корона Юга, он, несомненно, завоевал и часть Дельты, хотя, возможно, и не покорил Буто. Нармер, с другой стороны, изображен с двумя коронами. На одной стороне знаменитой таблички, где он убивает своим скипетром человека из нома Гарпуна (7-й), царь изображен с Белой Короной Нехебта. На обороте таблички он марширует с Красной Короной Уаджет, перед ним изображены символы, которые ведут Shemsu-Hor туда, где были обезглавлены десять вождей нома Гарпуна.
Рис. 28. Царь Лев уничтожает своих врагов
Что же стало причиной кровавого конфликта, разделившего две царских семьи Слуг Гора? Судя по всему, конфликт этот разгорелся после того, как на Дельту посягнули ливийцы с Запада и семиты с Востока. На табличке Нармера лица поверженных врагов, несомненно, несут азиатские и семитские черты. В нашем распоряжении имеется еще одна доисторическая табличка, к сожалению, некоторые фрагменты ее утрачены, в том числе фрагмент с именем царя. На этой табличке изображен Царь Лев на поле битвы, пожирающий живых и мертвых с лицами определенно семитского типа (рис. 28). Над этой сценой видна нижняя часть туловища человека, облаченного в одеяние из расшитой шерсти семитского типа, а также название народа, к сожалению неразборчивое, но имеющее эллиптический детерминатив чужих стран. Это слово, возможно, означало азиатов. На другой табличке (рис. 29) мы видим царя, изображенного в виде скорпиона, льва, сокола или нескольких соколов, разрушающего крепость остроконечным оружием, а на обороте изображена процессия животных, взятых в качестве трофея, – быки, ослы и овцы среди деревьев (рис. 16). В нижней части таблички четко прорисован ливийский бумеранг, заключенный в эллипс чужих стран. Этот знак, Техену, означает ливийцев. Какой же вывод можно сделать на основании всего этого? Судя по всему, Скорпион и Нармер, цари Верхнего Египта, вынуждены были вторгнуться в Дельту, чтобы спасти ее от захватчиков, ливийцев с Запада и семитов с Востока.
Рис. 29. Царь разрушает крепости
Очевидно, опасность со стороны ближайших и агрессивных соседей угрожала больше Дельте, чем Долине, защищенной пустынями. Можно предположить, что цари Буто даже объединились со своими соседями, поскольку Тексты пирамид сохранили память о времени, когда «цари Нижнего Египта из Буто» считались врагами (§ 1488). Можно ли сказать, что именно поэтому Дельта, колыбель царских династий, оскверненная захватчиками, перешла под контроль царей Верхнего Египта и даже в царских титулах более позднего времени признавалось первенство Долины? Определенно завоевание Дельты царями Иераконполя оставило неизгладимый след в династической традиции. Царские титулы и административные формулы всегда (за исключением некоторых периодов, о которых мы поговорим далее) отдавали первенство Верхнему Египту и его царю. В объединенной стране, первым правителем которой стал Менес, превосходство Верхнего Египта демонстрирует некоторую подозрительность, с которой фараоны с того времени относились к Дельте.
III. Тинитские цари и синтез монархических институтов
Египетские и греческие источники сходятся в том, что после богов и Слуг Гора трон Египта занял Менес, первый царь объединенного Египта и основатель земной династии царей. В книге «От племени к империи» я уже обрисовал характер этой древнейшей из монархий. На страницах этой книги я собираюсь показать: 1) как Менес и тинитские цари сплавили сконцентрированное в их руках многообразие элементов в целое реальной царской власти; 2) почему они основали новую столицу на месте Мемфиса; 3) каким образом они заложили основы царской власти.
Чтобы представить себе результаты этой политической концентрации, мы должны взглянуть на титулы, принятые тинитскими царями и перешедшие по наследству к их преемникам, за исключением Птолемеев и цезарей.
Официальный титул тинитских царей включал в себя:
1) титул Гора, 2) титул царя, носящего Две Короны, 3) титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Каждый из этих титулов мог дополняться «именем», которое носил царь.
Титул Гора состоит из имени, такого как Aha, «Воина», начертанного на схеме царского дворца с Соколом (Гором), восседающим наверху (рис. 30). Это означает, что царь является живым воплощением на земле: а) Сокола, б) Гора (по-гречески ’Απόλλων).
Во всех текстах Сокол описывается как живая птица, с которой отождествляется царь. Например, тинитские скульпторы «оживляли» птицу, изображая ее сжимающей в когтях щит и копье, являющиеся идеографическими знаками слова ahâ – «Воин». Несомненно, Сокол был той сущностью, что в доисторический период являла собой верховное божество многих племен. Вновь и вновь он оживает в каждом царе. Таким образом, цепь традиции поддерживается первым титулом, который соединяет символ племени с царем Тинитской династии.
Мы видели, как Сокол стал богом и принял различные формы – во-первых, это небесный бог Летополя, носящий имя Гор Двух Глаз, и царь Нижнего Египта, соперник бога Сета-Нубти, царя Верхнего Египта. В мире людей тинитские цари являли собой живое воплощение этого Гора, который по-прежнему обитал в Летополе, а также, по праву завоевателя, в Нехене и Эдфу. Сокол перед именем царя – это также и имя бога Гора. Однако традиция царской власти, однажды установленная Сетом в Верхнем Египте, проявляется в тинитском титуле.
Цари I и II (тинитских) династий[124]
Сет здесь иногда называется рядом со своим «собратом» Гором. На памятниках первых династий «два бога» (два сокола) часто означают царя как воплощение Гора-Сета. Царь Миебис из I династии часто ставил перед своим именем двух соколов, то есть «двух богов» вместо одного, и этими богами являлись Гор и Сет.
Рис. 30. Имя Гора Аха во дворце
Здесь Сет, все еще всемогущий, несмотря на свое поражение, скрывается под видом сокола из уважения к легенде об Осирисе. С другой стороны, при II династии последовала реакция со стороны поклоняющихся Сету, традиционному царю Верхнего Египта, поскольку два царя сделали его своим эпонимом-покровителем в виде тифоноподобного животного (борзой?). Царь Перибсен никогда не называл себя Гором, а именовался Сетом Перибсеном[125]. Два преемника Перибсена возвращаются к Гору, но в конце II династии царь Хасехемуи помещает перед своим именем сокола и борзую, то есть Гора и Сета (рис. 21), а после своего имени ставит примечательный эпитет – «Два Бога объединились в нем». Как бы там ни было, поклонявшиеся Сету впоследствии принуждены были считаться с чувствами сторонников Осириса. Имя Сета исчезло из титулов и было заменено именем Nub(ti), о происхождении которого мы поговорим в следующей главе. Однако память о Сете, царе Верхнего Египта, царского предка, воскресающего в династии фараонов, не была утрачена. В античные времена царицу называли «Той, что видит Гора и Сета», то есть царя – воплощение обоих богов. На стенах храмов всех эпох мы видим изображение Сета Nubti, бога чужих земель, ведущего пленных чужеземцев к царю и в качестве египетского бога принимающего участие в коронации. В V номе Верхнего Египта символ Двух Соколов вызывает воспоминание о героической эпохе Двух Собратьев, а в Омбосе, к югу от Эдфу, поклонялись не только Гору, но и Сету в образе крокодила.
Более того, Сокол Гор по-прежнему олицетворял юного бога из Буто, сына Исиды, посмертное дитя Осириса, получившего «царскую власть» от отца по велению богов, собравшихся для разрешения спора между Осирисом и Сетом. В этом смысле фараон также являлся олицетворением Гора. Об этом говорят многочисленные тексты следующих периодов, это явствует и из «Службы Гору», которую тинитские цари отмечали как династическую церемонию.
Начиная с V династии жрецы Гелиополя, ставшие идейными вдохновителями фараонов, из различных аспектов Сокола Гора создали сложносоставного династического бога, доминирующим элементом которого было «Солнце Восточного Небосклона», Ра-Харахти. Окончательно этот образ сформировался при XII династии. С этого времени Сокол царского титула, увенчанный солнечным диском, означал Гор-Ра или, вернее, Ра-Гор.
Таким образом, при помощи этого титула Гора царь олицетворял древних царей-богов, которые последовательно управляли Египтом. Фараон являлся одновременно воплощением Сокола, Гора из Летополя (и Сета Nubti), Гора, сына Исиды и Осириса, и Гора-Ра. Фараон не был только духовным наследником, символическим представителем божественного народа, он являлся реальным потомком и воплощением божественных предков. Тинитский скульптор так уверовал в эту «правду», что выразил ее в материальной форме. Царское имя Гора, начертанное на плане дворца, увенчанного Соколом, пребывает в двух руках Ка. Ка – сущность народа, божественная субстанция (рис. 32). В более поздние периоды теологи говорили: «Царь есть Ка» или «Он – воплощение Ра».
Второй титул тинитского царя представлен Стервятником и Змеей, свернувшейся на двух корзинах (последние символизируют идею всеобщего господства). Эти два существа являлись тотемами Нехеба и Буто, которые впоследствии олицетворяли Нехебт и Уаджет, богинь столиц Верхнего и Нижнего Египта. В царском титуле они означали «Двух Повелительниц» (nebti) Белой Короны и Красной Короны. Таким образом, царь с определением nebti является воплощением Двойной Короны.
Он – Белая Корона и Красная Корона, он – Две Повелительницы. Греческие переводчики, так же как и мы, использовали приблизительное выражение: «Повелитель Двух Царских Корон», κύριοζ βασιλειων.
В книге «От племени к империи» я уже говорил о том значении, которое древние придавали короне. То, что для нас, современных людей, является лишь эмблемой царской власти, для них было живым существом, царствующим божеством, обладание которым означало право на власть. Так было и в Египте: коронованный царь становился самими богинями и занимал их место со всеми их правами.
С третьим титулом, Тростником (?) и Пчелой, nsut biti, фараон становится олицетворением других богов, имевших царские права на Юге и Севере. Об этих богах нам известно немногое. Помимо змеи Уаджет в Буто была пчела (bit), символизировавшая царскую власть, поскольку Тексты пирамид называют царя Буто «Пчелой». Титул nsut принадлежал владыке области, расположенной к югу от Дельты, или близ Гераклеополя[126]. Когда слуги Гора завоевали Долину, nsut распространил свое влияние на Верхний Египет. Здесь мы видим богов, обосновавшихся на земле. Таким образом, значение этого третьего титула топографическое – Βασιλευζ των τε ’άνω καί των κάτω χωρων – «Царь Верхней и Нижней Земель».
В дополнение к трем этим титул царь именовался Могучим Быком, Свирепым Львом и т. д. За этими именами, как и за Соколом, могли следовать формальные эпитеты. На древних табличках царь изображался в облике быка, повергающего своих врагов, крушащего крепостные стены своими рогами, или в виде льва, пожирающего побежденных на поле брани. Это означает, что эти грозные животные в древности считались хранителями части царской власти, тотемами или покровителями определенных кланов или номов. Царь заимствовал эти соперничающие тотемы или покровителей, подобно тому как он заимствовал Сокола, Стервятника или Урея. Менее могущественные фигуры не занимали важное место в царском титуле, но, по крайней мере, не были совершенно забыты.
Рис. 31. Титулы Нсут Бити и Небти
Рис. 32. Имя Гора меж рук Ка
Разнообразие формальных титулов говорит о том, что эти элементы царской власти, эксперименты в управлении государством, зародыши монархии в доисторическом Египте были многочисленны и разнолики, это было время, когда тинитская монархия поставила себя выше прочих видов власти. Традиция, сохранившаяся в легендах о божественных династиях, начертанных на стенах пирамид, уже произвела отбор исторических фактов и сосредоточилась в основном на событиях, произошедших в жизни слуг Гора. Мы пока не знаем, что собой представляли Цари Пчелы, Тростника, Быка и т. д. Политическое вещество, которое тинитским царям пришлось организовывать, состояло из множества ингредиентов, сложных по форме и разнообразных с точки зрения происхождения. Царствование Менеса представляет собой дерзкий синтез и обдуманный выбор. В качестве божественных покровителей и предшественников были избраны великие боги – Гор и Сет, пара, неразделимая по своей природе, богини столиц и некоторые символы Верхнего и Нижнего Египта.
Можно предположить, что тинитские цари поглотили своих соперников, совершенно лишив их политического могущества. Тексты пирамид рисуют перед нами поразительную картину завоеваний, имевших место в доисторические времена. Вот как, при помощи методов, бывших в ходу в то время, обожествленный царь, прибыв на небо, овладевает им и его божественными обитателями:
«Небо темнеет[127], звезды плачут, обитатели неба встревожены, кости тех, кто на горизонте, дрожат… оттого, что они узрели царя N, поднимающегося подобно душе, подобно богу… На царе N его боги, на челе его Урей… его скипетр служит ему защитой. Царь N – Небесный Бык с храбрым сердцем, живущий жизнью Бога, пожирающий внутренности богов… Этот царь поедает людей и богов… Этот царь поглощает их магию и проглатывает их души[128]. Великие [Боги] – его утренняя пища. Зрелые – вечерняя пища. Юные – его ночная пища. Старики: женщины и мужчины – для его печей.
Великие неба разводят огонь для своих горшков, наполняют их для него ногами своих старших… Царь N возрождает свое восхождение на небе; он держит корону Владыки Восточного Горизонта. Считая кости и позвонки, забирая сердца богов, поедая Красную Корону и поглощая Зеленую [Белую?] Корону, царь ест их легкие, он радуется, утверждаясь на их сердцах и их магии… Он снова зеленеет, ибо магия их в его чреве. Никто не может отнять царский титул у N, ибо он поглотил мудрость каждого бога. Жизнь царя N длиной в вечность. Предел ее – бессмертие. В своем величии он делает то, что доставляет ему удовольствие, и не делает того, что неприятно ему[129], ему неведом предел, он знает лишь горизонт, на вечные времена».
Очевидно, Менес не пожирал своих политических оппонентов, будь то владыки номов или местные цари, однако вспомним таблички, на которых царь Бык топчет мертвых и живых, а царь Лев пожирает их. Тексты и памятники принадлежат эпохе уже цивилизованной. Тогда в Египте уже были мыслители, астрономы и теологи и подобное варварство стало пережитком прошлого. Но люди по-прежнему верили в магию и использовали воспоминания о канувшем в прошлое каннибализме в качестве заклинаний, направленных против врагов. Ритуальное пожирание других людей стало к тому времени ночным кошмаром, пробуждающим воспоминания о далеком прошлом. Теоретики, создавшие титул фараона, превратили эти ритуалы в «поглощение» Сокола, Гора и Сета, Нехебт и Уаджет первым царем объединенного Египта.
В день коронации царь становился Гором. Это действо, по характеру своему магическое, религиозное и политическое, проводилось в соответствии с порядком, основы которого были установлены при Менесе и скрупулезно соблюдались цезарями.
Согласно тинитским памятникам и Палермскому камню, существовали три главные церемонии, три обряда коронации:
Khâ nsut, Восход Царя Юга. Khâ biti, Восход Царя Севера.
Sma taui, Союз Двух Земель.
Pekhrer ha inb, Шествие Вокруг Стен[130].
Обряд коронации проходил во дворце или «царских домах». Согласно Манефону, сын Менеса Атотис построил их в Мемфисе – τά έν Μέμφει βασιλέα. По словам Геродота[131],
Мемфис (Белые Стены) основал сам Менес. Сейчас установлено, что город Мемфис был основан при Пепи I (VI династия). Однако Белые Стены упоминаются на памятниках, относящихся к правлению Хасехемуи (конец II династии).
Можно предположить, что и сам Мемфис, и царские здания были построены Менесом. Теперь обратимся к церемониям коронации.
1. Khâ nsut, Khâ biti.
На возвышении, к которому вели ступени, устанавливался трон. Царь поднимался по ступеням, садился на трон и «являл» себя людям, держа в руках скипетр с крюком и хлыст Осириса. Затем он «восходил» (khâ), надев Белую Корону, как «Царь Юга». Знак khâ означает, что царь «восходит подобно солнцу»[132] на восточном горизонте. Та же церемония проводилась на другом троне для «Восходящего Царя Севера», надевшего Красную Корону. Трон олицетворял трон Гора, а царя называли «Гором живых». Две короны на его голове образовывали единый венец, называемый Pskhent (Pa skhenti – «тот, что охватывает» голову царя).
2. Sma taui.
Царю вручалась Sma – колонна с раздвоенной верхушкой, вокруг которой был намотан папирус Севера и лилии или лотосы Юга, символизировавшие Две Земли, taui. Таким образом, получался составной знак Sma taui, означавший объединение Двух Земель. Эта колонна, украшенная двумя растениями, вставлялась в основание царского трона, так что царь обретал поддержку флоры Двух Египтов.
Рис. 33. Sma taui. Царь восседает на троне между богинями Верхнего и Нижнего Египта, он держит осирисовский посох и хлыст, попирает папирус и лотос, которые Гор и Тот (заменивший Сета) привязали к трону. Абидос
На древних памятниках боги Гор и Сет (их роли исполняли жрецы, облаченные в соответствующие маски) привязывали к основанию трона, под ногами своего преемника, лотос и папирус, произраставшие в Двух Землях, которые Геб даровал им в героические времена (рис. 33). Иногда место Сета занимал Тот.
3. Pekhrer ha inb.
С божественными символами, которые несли перед ним (рис. 35), царь «обходил вокруг Стен». Различные варианты этой сцены в более поздних памятниках показывают, что обряд этот всегда совершался в Мемфисе и регулярно повторялся на празднествах в честь местного бога, ПтахаСокара. Под «Стенами» имеются в виду Белые Стены, возведенные Менесом. Царь обходил стены, защищавшие Верхний Египет от вторжений из Дельты. Обходя стены с севера и с юга, он словно осматривал Два Египта и окружал стены магическим кругом, беря их под свою защиту. Согласно Текстам пирамид (§ 134–135), когда царь умирает и становится царем на небесах, ему говорят: «Восседая на троне Осириса со скипетром в руке, ты отдаешь приказания живущим… Ты обошел (pekhrer) владения Гора, ты обошел владения Сета».
Поскольку под «Cтенами» имелись в виду Белые Стены Мемфиса, коронационные обряды, вероятно, датируются временем возведения стен Менесом, после возвращения Дельты Shemsu-Hor Юга.
Рис. 34. Белые Стены Мемфиса
Единой монархии нужна была столица, отличная от Некхеба и Буто и расположенная в центре страны. Менес построил ее в месте, откуда легко было контролировать и Дельту, и Долину, «там, где Две Земли находятся в равновесии». Этой столицей стал Мемфис, «точка равновесия Двух Земель». В греческий период Мемфис по-прежнему оставался городом, где короновались Птолемеи, получая «царскую власть».
Что же означали эти коронационные обряды? Главным образом, они напоминали о двойном царствовании Гора и Сета, но в них присутствовала и память об Осирисе. «Восходя», царь держал в руках крюк и хлыст, которыми владел Анцти, человеческий пастырь, до того как передал их своему преемнику Осирису. Во время другого царского празднества, Сед, в ходе которого повторялись описанные выше ритуалы, Осирис выступал как прототип, которому следовали цари, его преемники.
Празднество Сед играло важную роль в жизни египетских царей. Оно повторялось несколько раз в период правления царя. Мы знаем, что подобные празднества проходили в эпоху I династии и сохранялись вплоть до правления римлян. К сожалению, хотя благодаря памятникам различных периодов нам и известны некоторые эпизоды Сед, полную картину этого празднества восстановить пока не удалось. Более того, Сед относился к той категории «мистерий», которые проводились в стенах храмов, изображения эпизодов которых встречаются на рельефах, но не сопровождаются пояснительным текстом. Геродот также хранит «религиозное молчание» о такого рода праздниках. Таким образом, толкование Сед – вопрос спорный и гипотетический. Далее я хотел бы рассказать об основных характерных чертах празднества и познакомить читателей со своим толкованием этих черт.
Рис. 35. Эпизоды коронации или празднество Сед. Царь (Тутмос III), облаченный в осирисовские одежды, перед ним – символы Упуата и Хонсу. Сет-Нубти и Гор, цари-предки, направляют его лук
Конец ознакомительного фрагмента.