Мы должны научиться любить себя
Помню, что в возрасте четырех-пяти лет очень удивлялся, размышляя о том, что мешает человеку быть добрым и любить. Делай добрые вещи, люби людей – будешь хорошим, и все тебя будут любить. Чего же проще?..
И ведь на самом деле: есть простые вещи, которые мы перестаем замечать и осознавать, следуя логике простых решений. А это не одно и тоже.
Гуляли с дочкой-подростком в Питере. Пытался узнать, чем интересуется, чем живет. Она в Гатчине, я в Северодвинске и так уже пять лет. Она рассказала, что смотрит много документальных фильмов о политике, интересуется событиями на Украине, с гневом начала говорить об Америке, которая всем навязывает свою точку зрения. Несколько слов сказала о нашем президенте, которые, по ее словам все делает правильно.
Дочке скоро пятнадцать. Некоторое время назад начал замечать, что стало появляться поколение, которому крайне необходимо переживание чувства гордости за свою страну. Были разные поколения: совершенно апатичные, циничные, крайне пессимистичные, выросшие на идеологеме «валить». Теперь, как мне показалось, есть в молодых людях, входящий в жизнь, уже несколько другой запрос и его нельзя свести лишь на буйство агитпропа.
Наш политический разговор с дочкой раскрутился по мере движения по питерским улочкам. Она спрашивала о причинах крушения СССР, что в нем было хорошего, о 93-ем годе. Все те вещи, как мне показалось, о которых нельзя рассуждать через призму простых решений, но к которым применимы простые вещи.
Здесь вспомнился разговор с моим товарищем, у которого гостил в Тель-Авиве. Александр переехал в Израиль в конце 90-х, совершенно не изменивший своей русской сущности за двадцать лет. Он мне пытался проговорить, что России не хватает любви к самой себе и из-за этого все проблемы. Русским надо полюбить самим себя. Без этого не будет любви и к ближнему, которую легко подменить на вражду. Пустоту заполняет ненависть и этим обычно норовят спекулировать.
На самом деле бесконечное чувство самоуничижения, посыпания головы пеплом, желание отречься от всего своего и страсть прилепиться к чему-то иному, стать иным, сделаться другим, тем кем ты не являешься и никогда не будешь являться – это ведь все из-за отсутствия любви к себе. Метания, шатания из стороны в сторону, крайняя непоследовательность, страсть до основания разрушить, а потом будь что будет – все из-за отсутствия внутренней крепости – любви к себе. Мы пытаемся полюбить весь мир, но не любим себя – в этом причина нашей внутренней раздвоенности. Полюбить себя – большой труд, вражда труд не велик – это может быть временный порыв, но который повяжет тебя, сделает не свободным.
Все это вспомнилось, когда пытался формулировать ответы дочке. Получилось так, что отсутствие любви к себе – это универсальная формула осознания происходящего в нашей новейшей истории.
Если говорить о том, почему распался СССР, то в голове сразу же возникают десятки причин. Но ведь основа всему и может быть с формулирована, как убывание любви к себе и разрастание ненависти. На вражде, ненависти – можно выиграть сражение, войну, но дальше все это – плохое подспорье, после это начинает разъедать изнутри, становиться личной ржавчиной. Понятно, что и Холодная война была навязана нашей стране и враждебное окружение вынудило к гонке вооружений, которая иссушала ее. Но ведь вместе с тем разрушала ее изнутри именно ненависть, которая была запущена слишком глубоко и стала разлагать державу. Вместо того, чтобы думать с любовью о своей стране и переформатировать эту любовь в деятельную энергию, мы все больше забывали о себе и думали о других, о том же империалистическом окружений. Отлично помню, что в начале 80-х любой самолет, пролетающий над моим родным городом, подспудно приводил мысль – не бомбить ли он прилетел, не вырастит ли ядерный гриб неподалеку. Через какое-то время эти негативные энергии, направленные вовне, с неистовым азартом обратились на себя. Сделали круг бумерангом.
Мы не умели любить себя, а тогда в конце 80-х еще и возненавидели. Свой строй, свою страну, свою историю, своего человека. Все, что было у нас мы почли за постыдное. Все воспринималось каким-то неполноценным, как раз тем, что необходимо расчистить до основания, а там будь что будет. Все лучше, чем наше, ненавистное. Без любви жить нельзя и поэтому со страстью кинулись влюбляться во все, что не является нами, во все отличное от нас. Иное – стало критерием скоропалительной горячки-любви. Любили других – насмехались над собой. Старались уехать из страны, чтобы только стать иным, но и там остались не тем и не тем. Блуждающим лермонтовским листком.
Вот и сейчас мы хотим основания для гордости. Они появляются. Всамделишные, осязаемые. Олимпиада, Крым… Но вот беда, предметы для гордости у нас в какие-то веки появляются, а любить себя мы так еще и не научились. Вместо этого опять, как во времена СССР появляются простые решения – проверенные эмоции, которыми можно побеждать в сражении, выигрывать войну, но не жить и не строить страну. Мы начинаем вязнуть в универсальном решении – во всем виновато США и ее заговоры, в Европе – сателлиты Америки, на Украине – фашистский режим и так далее. Конечно, все это имеет место быть и поэтому нельзя отрицать. Глупо не замечать наличие бандеровцев на Украине и то, что в ситуации однополярного мира Штаты везде безапелляционно навязывают и продвигают свои интересы, не считаясь ни с чем. Но… нам категорически нельзя впадать в эту логику простых решений. Форматировать нашу жизнь под противопоставление, противостояние. Все этот попросту грозит разрушить нас изнутри. Самое опасное, что сейчас может произойти – мы вновь впустим удушающую нелюбовь и негатив в себя. Без любви к себе она нас может вновь разъесть и обернуться на самих же.
Прогрессивные либеральные деятели любят писать о том, сколь много ненависти разлилось в нашем обществе, которое чуть ли не готово к погромам. Но они, как обычно занимаются подменой, не ненависти и духа вражды много, а мало любви к самим себе. В ситуации подмены легко представить доказательства и живописать в красках, что общество погрузилось во тьму невежества и вражды. В ход можно пустить все: от бирюлевских погромов до олимпийского воодушевления, а после кричать: вот смотрите, они всегда такие, в них таится недемократический дикий зверь! Но надо понимать, что вражда – это не онтологическое свойство русских, как бы не силились это доказать «прогрессисты». Это особенность жестокой конкурентной борьбы, мягко говоря, не дружественного окружения. К этому располагает и ситуация столетней войны, которая приобретает то чрезмерно горячие, то холодные формы.
Сейчас, когда прошло былое прекраснодушие и переживание окружающего мира с позиций розовости и пушистости сошло на нет, нам следует не впадать в логику, что все вокруг – плохие, а начинать понимать, что мы хорошие. Пытаться познавать себя, познавать и осваивать свою страну, пытаться возлюбить, заниматься внутренней работой. Не грезить европейскими сказками, а строить русскую цивилизацию. Настало время, когда надо не просто проявлять свой голос, но и продвигать свою систему ценностей, а не впадать в банальные перепалки. К примеру, недавно был юбилей Михаила Лермонтова и великого русского святого Сергия Радонежского. Разве этого мало, чтобы получить основания и понять, что необходима и наша русская аксиологическая экспансия?.. Пропаганда в духе телевизионного Киселева – это в лучшем случае своеобразный хот-дог или попкорн, это инстинкт ежа, сворачивающегося и ощетинившегося, в худшем – основание и почва для той ржавчины, которая может в перспективе разъесть нас изнутри.
Нужна пропаганда нашей системы ценностей, нашей аксиологии. Для России – это главные столпы: Православие – Сергий Радонежский; Просвещение – Пушкин, Лермонтов; Победа, основанная не на ненависти, а внутренней силе духа.
Ну а если те – окружающие, как мы вдруг все поняли, нас не очень то и любят, то может быть, нам и не должно быть до этого такого уж большого дела? Что с того, что не любят? Это не наши проблемы, а их комплексы, пусть сами в них разбираются, у нас есть свои дела. Пугают изоляцией страны, но это не из-за того, что мы не можем без образа врага, который нам навязывают, мы не можем без образа любви. Проблема сейчас лежит в плоскости риторики, которая начинает превалировать, в устойчивой логике – в ней вязнешь, она обволакивает.
Может и не любят нас за то, что мы сами себя не любим? Это ведь еще Федор Достоевский писал в «Дневнике писателя», что в Европе русских не любят, так как воспринимают их за либералов, революционеров и разрушителей, «в русских видят варваров, шатающихся по Европе и желающих что-нибудь разрушить». Но ведь эти шатающиеся и взыскующие разрушения – это те самые безлюбовные листки Лермонтова, оторвавшиеся «от ветки родимой».
Пора заниматься внутренней работой. Отношения с теми же Штатами не переводить в разряд эмоций, хоть и велик соблазн, а оставить в сфере чистой прагматики. Нам нет до них никакого дела, но мы будем продвигать свои интересы, свой образ мировосприятия и свою систему ценностей. Нужно любить себя и становиться сильными. Образ врага – это инерция, а часто и показатель слабости. Из сферы чистой риторики эта инерция переходит в жизнь и начинает ее форматировать, а значит разрушать, иного она не может.
Появляется поколение, готовое к любви к своей стране. Да и в обществе чувствуется запрос на эту любовь, ощущается жажда большого дела. Вместо этого происходит мобилизация на противопоставлении. Вынужденная надо сказать мобилизация, но спекулировать ею следует ли?..
Вот и с дочкой, когда мы беседовали, она все больше говорила о США, выражала надежды, что скоро и они падут, я же пытался сказать, что для нас США – это дело десятое, нам в первую очередь должно быть дело до себя. Штаты нас никогда не полюбят. Разве что, если мы перестанем представлять то, что мы есть, как во времена распада СССР. Мы должны полюбить себя, а уже потом с этим твердым внутренним любовным стержнем будем думать и о любви к дальним. Чего же проще?.. Всего-то надо не хвататься за простые решения, поддаваться их искушению.