Вы здесь

Никола Тесла. Посланник иного мира. Человек Х. Глава 1. Детство громовержца (Марк Ливинталь, 2010)

Глава 1

Детство громовержца

Никола Тесла родился 10 июля 1856 года в селе Смиляны неподалеку от города Госпич. Тогда это была территория Австро-Венгрии, а ныне – Хорватии.

Говорят, когда он появился на свет, бушевала гроза.

Рис. 1. Дом семьи Теслы в Смилянах и церковь, где служил Милутин Тесла


Рис. 2. Так этот домик выглядит в наши дни. Дом-музей Теслы в деревне Смиляны и памятник великому изобретателю


Отцом Николы был священник Милутин Тесла, матерью – Георгина по прозвищу Джука, в девичестве Мандич. Семьи Тесла и Мандич происходят из приграничных областей Сербии и Черногории. У Николы были две старшие сестры – Милка и Ангелина – и брат Дане. Через три года родилась сестричка Марица, с которой Николу всю жизнь связывала нежная дружба.

Казалось бы, словосочетание «сельский священник» не предполагает ничего особенного, однако эту семью никак нельзя назвать заурядной. Никола знал свою родословную на много поколений и несколько сотен лет назад. Теслы принадлежали к известному сербскому роду («задруге») Драганичей, а свою фамилию, как считается, получили за передававшуюся по наследству особенность внешности – выступающие передние зубы, напоминающие особой формы резец-тесло. На протяжении многих лет мужчины из этой семьи становились или военными, или священниками – казалось, третьего не дано. Теслы издавна принадлежали к культурной и духовной элите и были знамениты не только в своих краях, но и во всей стране, а впоследствии – и во всем мире. В скобках отметим, что из этой семьи вышел и первый посол Югославии в США Сава Косанович – сын Марицы, родной племянник Николы.

Дед Теслы – Никола, в честь которого назвали будущего ученого, воевал в иллирийской армии Наполеона, а после разгрома при Ватерлоо женился на дочери однополчанина и осел в Госпиче. Его сын Милутин Тесла родился в 1819 году и получил лучшее образование, какое только было возможно в тех краях. Он учился в немецкой школе в Госпиче, а затем, как и его брат Йосип, отправился в военное училище. Однако вынести военную муштру он не смог и покинул училище, оскорбленный тем, что офицер отчитал его за недостаточно надраенные пуговицы. После крушения армейской карьеры Милутин стал публиковать статьи на злободневные политические темы под псевдонимом «Србин Правдичич» (то есть «Человек-правдолюбец»), а спустя несколько лет решил пойти по второму традиционному для своей семьи пути и получил священнический сан. Он стал прекрасным священником, пользовавшимся любовью и уважением прихожан, а его проповеди снискали одобрение церковного руководства. За проповедь на тему «Труд» он был пожалован красным шарфом – и приходом в горной деревушке Смиляны.

Мать. Открытые двери в иные измерения

В 1847 году Милутин женился. Его избранница Джука Мандич происходила из знатной семьи, где все сыновья становились священниками, а все дочери – женами священников. Она была старшей из восьми детей. Судьба распорядилась так, что Джука не получила никакого систематического образования, не была обучена даже грамоте – случай для ее круга практически невероятный. Дело в том, что ее мать стремительно теряла зрение, а после рождения восьмого ребенка окончательно ослепла, и все заботы о семье легли на старшую дочь. К счастью, Джука обладала выдающейся памятью и, как вспоминает Тесла, помнила наизусть длиннейшие цитаты из Библии и сербские поэмы и песни. Хозяйственна она была необычайно, отличалась редкой практичностью и экономностью и не только вела дом, но и помогала мужу в церковных делах.

Любопытный факт: сам Тесла считал, что унаследовал страсть к изобретательству не от широко образованного отца, а от матери, которая, по пословице, «могла пальцами завязать три узла на ресничке» и постоянно усовершенствовала всевозможные предметы обихода – от кухонной утвари до ткацких станков. И в воспитании детей – и младших братьев и сестер, и собственных – Джука достигла выдающихся высот. Один из ее братьев, Пахо, стал фельдмаршалом австро-венгерской армии, другой возглавил Австрийскую военную академию, а любимый дядя Николы, Петар, был епископом Боснии.


Рис. 3. Милутин Тесла


Рис. 4. Георгина Тесла


Мать Николы Теслы обладала необычайной душевной тонкостью и чуткостью. Нет никаких сомнений в том, что Джука передала своим детям, в особенности Николе (и, вероятно, старшему сыну Дане) открытость неведомому и умение его видеть. То, что эта женщина и сама ощущала свою связь с иными мирами и в какой-то степени могла использовать это, очевидно и из воспоминаний самого Теслы – а особенно из того эпизода, когда умирающая мать явилась ему в видении. Но об этом речь впереди – Джука проживет долгую жизнь и умрет в 1892 году, когда ее сыну Николе будет 35 лет.

Отец. Качество погружения в иные миры

Милутин Тесла был человеком необычным. Во-первых, он был необычайно образован, знал несколько языков (как и его сын впоследствии), обладал фотографической памятью и всячески поощрял ее развитие в детях.

Во-вторых, он был необыкновенно эмоционален и артистичен. Для нашего исследования важно, что отец Теслы был крайне предрасположен к игре. В частности, он великолепно подражал чужим голосам – и при этом любил громко разговаривать с самим собой, так что домашние ничуть не удивлялись, когда слышали за дверью его кабинета многоголосые беседы.

Несмотря на то, что Милутин обладал достаточно жестким характером – что неудивительно для того времени и той среды, – очевидно, что он был достоин своей жены и тоже обладал способностью признавать за другими право на свой путь. Можно себе представить, как трудно было, например, главе большой семьи и приверженцу традиций согласиться с тем, что его сын не пойдет ни одной из проторенных фамильных троп и изберет себе профессию инженера – как казалось Милутину, совершенно бесперспективную. Однако он сумел побороть себя и согласился с решением сына. С учетом реалий того времени это был педагогический новаторский подвиг! Именно гибкость – одно из главных качеств, которое требуется от родителей людей-Х, и именно благодаря этому качеству отца Никола Тесла смог в полной мере проявить свои способности.

Родители Николы не забывали и о том, что ребенку надо учиться. Мальчику не было и пяти лет, когда он пошел в местную школу. К тому же Милутин всеми силами приучал своих детей, особенно сыновей, упражнять память. Сам он говорил на нескольких языках, знал наизусть поразительное количество произведений, был неплохим математиком. В доме была большая библиотека – в том числе Гете и Шиллер на немецком, энциклопедия Д’Аламбера на французском и наверняка кое-какие книги на английском.

Осознание предназначения

Первые восемь лет супружества Милутин и Джука провели в городе Сень. Там родился их первенец Дане, а затем дочери – Ангелина и Милка. Затем Милутина направили в Смиляны – всего в сорок дворов, – где и появился на свет их второй сын Никола.

На первый взгляд Никола был обычным мальчишкой, голубоглазым и долговязым, разве что чуть более впечатлительным и гораздо более изобретательным, чем его сверстники. Едва ли в его деревне было в изобилии всякого рода механизмов и машин, поэтому инженерный талант Теслы нельзя объяснить окружением. Между тем проявился этот талант, как обычно бывает у детей-Х, очень рано.

Еще совсем малышом Никола случайно придумал устройство для ловли лягушек – старшие приятели не взяли его на рыбалку, он обиделся и сам сделал себе удочку, но поскольку ее конструкцию представлял себе лишь приблизительно, то крючок сделал гладким и не сообразил, что нужно насадить на него червяка. Ловились на эту удочку только лягушки, зато в изобилии и безо всякой наживки. Пугач из стебля кукурузы, который Никола смастерил лет в шесть, впоследствии натолкнул его на мысль о лазерном оружии, а изобретенное им гладкое водяное колесо – о безлопастной паровой турбине.

Особенно Тесле запомнилась история с пропеллером, который приводили в движение майские жуки, привязанные к его лопастям. Эта поразительная самоделка летала целые часы, не останавливаясь, – пока ее не показали придурковатому мальчишке, сыну отставного австрийского офицера. Тот полюбовался игрушкой, а потом заметил банку, где содержались запасные жуки, схватил ее, вытащил жуков и… запихнул их в рот. «Этот пострел ел майских жуков живьем, будто это были нежнейшие блупойнтские устрицы, – вспоминал ученый. – Такое отвратительное зрелище положило конец моим опытам в этой многообещающей области, и из-за этого случая я никогда больше не смог дотронуться до майского жука в частности и до любого другого насекомого вообще».

Отношения ребенка-Х с животными

Отмечено, что многие люди-Х выстраивают особые отношения с животным и растительным миром. Как будто животные и растения их слушаются, как будто им есть о чем поговорить. Многие люди-Х ставят такие отношения выше, чем отношения с людьми. Причем люди-Х совершенно ясно осознают это и … стесняются этого. Для них разговор или ритуал с растением и животным важен чрезвычайно. Видимо, человек узнает в ходе этого общения что-то невероятно важное…

Такие отношения были у Николы Теслы с голубями – и не только: сам он вспоминал, что в детстве дружил с громадным петухом и с котом Мачеком, чья смоляная шерсть рассыпала в грозу чарующие синие искры, и люто враждовал со свирепым гусаком. Ловил голыми руками крупных ворон, катался верхом на корове (и однажды упал с нее), а как-то раз встретил в лесу волка – и тот не выдержал его взгляда, поджал хвост и убежал….

Особенности того, как ребенок болеет – показатель адаптации к иной реальности

Очень пристального внимания заслуживает реакция детей-Х на инфекции. Дети-Х болеют необычно. Иногда они подолгу не могут избавиться от элементарной простуды. Иногда врачи не могут диагностировать их болезнь. Случается, что такие дети очень быстро исцеляются от «неисцелимых» болезней. Почему так происходит? Может быть, дело в особенностях иммунной системы таких детей? Или яркое воображение продлевает болезнь или ускоряет выздоровление? Эти вопросы также ждут своего ответа. Я же придерживаюсь мнения, что причина та же – связь с иными измерениями. Ребенок-Х, чья энергоинформационная природа не ограничивается обычными временно-пространственными характеристиками – более сложная система, чем обычный ребенок. Адаптация защитной (в том числе и иммунной системы) такого ребенка требует более сложной настройки. К тому же кроме обычных земных вирусов, ребенку-Х надлежит научиться бороться с вирусами неземной, необычной природы …

Никола Тесла, как яркий представитель детей-Х, постоянно, подолгу и тяжело болел – особенно в детстве и ранней юности. Но и в зрелости, как показывает его биография, болезненные состояния были для него зачастую способом выйти из трудной жизненной ситуации или найти решение мучившей его проблемы.

Знакомство со смертью – критическая точка формирования устойчивой связи с иными измерениями

Как ни жестоко это говорить, но судьба маленького Теслы была переплетена с танато-переживаниями – то есть с ситуациями, когда жизнь висит на волоске. Какая здесь таится закономерность – покажут будущие исследования. Я же придерживаюсь мнения, что детям-Х иногда не ведом страх, а точнее, их желание заглянуть за «край реальности» намного сильнее обычных инстинктов самосохранения.

Маленький Тесла был прирожденный искатель приключений! Чего только с ним ни случалось – и в чан с горячим молоком свалился, и с зонтиком вместо парашюта спрыгнул с крыши (а потом полтора месяца провел в постели), и терялся – его случайно на целую ночь заперли в лесной часовне. Однажды, уже подростком, он поднырнул под плот и едва не погиб, а спасся лишь потому, что сумел раздвинуть бревна и высунуть голову. В другой раз тонул в запруде возле мельницы.

Однако в глазах родителей самым тяжким оказался проступок совсем иного рода. Как-то раз Никола, выходя из церкви, наступил нарядной знатной прихожанке на шлейф и порвал его. За это Милутин даже ударил его по лицу – совсем несильно, но Тесла уже в старости писал, что до сих пор ощущает эту пощечину.

Очевидно, Милутин интуитивно чувствовал, что Николе трудно строить отношения с окружающими, с нашим миром, и поэтому придавал, казалось бы, слишком большое значение тому, чтобы научить сына «хорошим манерам». Надо сказать, в этом он преуспел: редкий аристократизм и джентльменское поведение отличали Николу Теслу всю жизнь.

Самое глубокое танато-переживание Николы произошло в 1863 году, когда в жизни семейства Тесла произошла трагедия. Дане, первенец, погиб, упав с лошади. Это был необычайно способный мальчик, на которого в семье возлагали большие надежды, – даровит он был настолько, что «особенностей» Николы, предвещавших большое будущее, при жизни Дане никто не замечал. Николе тогда не было и семи лет, но в семье, как часто бывает в подобных случаях, сложилось стойкое убеждение в том, что он никогда не сравнится с гениальным старшим братом. «Воспоминание о достижениях моего брата заставляет воспринимать все мои старания как нечто неинтересное, – писал Тесла. – Любые мои действия, достойные похвалы, вызывали у родителей лишь обостренное чувство потери. Поэтому я рос, не испытывая большой уверенности в себе».

Тесла всю жизнь считал, что все его способности, в частности, феноменальная интуиция и обостренное воображение – как и видения, сопровождавшиеся вспышками света, – были свойственны и Дане, причем в гораздо большей степени. Естественно, смерть брата стала для Николы страшным ударом, и не только потому, что он любил Дане и восхищался им, – он не мог не почувствовать, как охладели к нему родители, особенно мать. Именно тогда маленький Нико, не в силах совладать с горем, убежал в горы и провел целую ночь в часовне, в которую почти никогда никто не заходил.

Все это говорит о том, что Никола Тесла в полной мере пережил встречу со смертью. Обостренная чувствительность и воображение многократно усилили это переживание, которое явилось системообразующим для формирования психики ребенка-Х – как и для многих других детей-Х, о чем уже писалось в начале этой книги.

Вполне вероятно, что Тесла был свидетелем гибели и похорон брата, и мучительные воспоминания об этом преследовали его несколько лет, не давая спать по ночам. Пытаясь переключиться, он представлял себе другие картины и в результате думал «о злых духах, привидениях, людоедах и других представителях темных сил», причем эти суеверия тесно переплетались с глубокой религиозностью, которую Никола впитал с молоком матери. Примерно в то же время у него начались и другие видения, сопровождавшиеся мучительными вспышками света – он словно бы покидал свое тело и видел его со стороны, а стоило ему начать глубоко дышать, как у него возникало ярчайшее ощущение невесомости и полета. Интересно, что Тесла никогда не придавал этим явлениям какого бы то ни было мистического значения и вообще не считал их чем-то выдающимся.

Рассказывает Н. Тесла

Я… видел новые места, города и страны, жил там, знакомился с людьми, заводил друзей и знакомых, и хотя невероятно, но это факт: они были мне так же дороги, как и те, что были в реальной жизни, и ни на йоту не менее яркими в своих проявлениях.

Воображение у будущего ученого разыгралось настолько, что он зачастую не мог отличить видения от яви и ему для этого требовалась помощь сестры (именно поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что он своими глазами видел, как погиб Дане, – не исключено, что эта сцена тоже была плодом воображения). Это непонятное нервное расстройство, а возможно, и заболевание, преследовало Теслу всю жизнь, однако он сумел направить мощь своего воображения на изобретательство и благодаря этому, судя по всему, и развил у себя феноменальную способность проводить в уме сложнейшие расчеты безо всяких записей.

Рассказывает Н. Тесла

Насколько большую роль играло воображение в годы моей юности, я могу проиллюстрировать еще на одном необычном опыте. Подобно большинству детей я любил прыгать и проявлял большое желание удержаться в воздухе. Время от времени с гор дул сильный, щедро насыщенный кислородом ветер, подхватывавший мое тело, легкое, как пушинка, и тогда я воспарял и долго плавал в пространстве. Это было восхитительное ощущение, и острым было мое разочарование, когда я потом освобождался от иллюзии.

С раннего детства Тесла был вынужден сравнивать себя с покойным братом, которого родители идеализировали, и ради их любви он отчаянно старался не просто достичь в жизни всего, чего достиг бы Дане, но и превзойти его. Николе надо было быть на голову, на две, на три выше других, – любой ценой. Таких не любят и сторонятся, и Никола рано понял, что обречен на одиночество, – единомышленников ему было не найти не только среди сверстников, но и среди взрослых людей.

Рассказывает Н. Тесла

…Я был далек от того, чтобы прослыть бестолковым мальчиком… об этом можно судить по одному случаю, который я все еще живо помню. Однажды по улице, где я играл с мальчиками, проходили городские чиновники, старший из этих почтенных состоятельных господ задержался, чтобы дать каждому из нас по серебряной монетке. Приблизившись ко мне, он остановился и скомандовал: «Посмотри мне в глаза». Я поймал его пристальный взгляд, при этом моя рука уже потянулась, чтобы получить желанную монету, когда, к моему ужасу, он сказал: «Нет, ты от меня ничего не получишь, ты слишком смышленый».

Трудности адаптации

Спустя всего несколько месяцев после трагедии Милутин получил повышение, и Теслы переехали в Госпич, где отец семейства стал преподавать закон Божий в местной гимназии.


После вольной жизни в деревне мальчику трудно было приспособиться к городу – особенно он скучал по домашним животным и птицам, а также по долгим прогулкам на природе. Но всему приходит конец, и относительно беззаботному детству в том числе. Николе было трудно привыкнуть к нарядной городской одежде – хотя он с детства внимательно относился к своему внешнему виду, однако признавался, что никакие занятия не приносили ему радости, если движения стеснял чересчур парадный костюм, а Милутин требовал, чтобы его дети – дети священнослужителя – были одеты не хуже и даже лучше прочих городских мальчиков и девочек. Разумеется, обязательное присутствие на церковных службах Николу тоже тяготило, как и любого семилетнего непоседу. Счастье еще, что отец вскоре назначил его звонарем: можно было пересиживать службу на колокольне.


Рис. 5. Дом семьи Теслы в Госпиче

Нужно было продолжать и формальное образование: Никола учился в начальной школе, а затем в гимназии – по всей видимости, той самой, где учительствовали его отец и дядя.

К чтению Нико пристрастился настолько, что отец, опасаясь за его зрение, даже сердился, когда сын читал, особенно по вечерам и ночью. Нико, как и многие дети, тайком таскал у родителей свечи. Его разоблачили и стали прятать от него семейный запас свечей – тогда он сделал себе свинцовую форму и стал отливать их сам, тщательно затыкал все щели вокруг двери и читал до рассвета. Зрение у него не пострадало, зато нервы от недостатка сна расшатались еще сильнее, хотя сам Никола утверждал, будто даже не замечал последствий бессонных ночей.

Странности

К подростковому возрасту психика ребенка-Х приобретает выраженную направленность, четко проявляются его выдающиеся способности. Но в то же время проявляется «оборотная сторона» этих способностей, находящая выражение в различного рода «странностях». На мой взгляд, это еще один важнейший вопрос для будущих исследователей. Вместо того, чтобы ограничиваться в таком исследовании ярлыками «фобия», «невроз», «невротическое поведение» и т. п., я бы советовал рассматривать эти «странности», как подсознательную реакцию человека-Х на соприкосновение с иными реальностями. При этом я рекомендую применять гипноз, который уже дал интереснейшие результаты (они будут опубликованы в отдельной работе).

Итак, к двенадцати годам в характере будущего изобретателя начали проявляться «странности», мешавшие ему нормально жить и бросавшиеся в глаза окружающим, – например, он испытывал непреодолимое отвращение к женским серьгам и к жемчугу (хотя другие украшения ему нравились), а также к персикам, которые он не мог не только есть, но даже видеть; он не выносил прикосновения к чужим волосам и т. п. Эти «фобии» сохранились до самой смерти.

Адаптация детей-Х к обществу проходит трудно и необычно

Николе, как и другим детям-Х, было очень трудно строить отношения с окружающими. Тем не менее изгоем его назвать нельзя. Общественному признанию немало способствовали изобретательские таланты будущего ученого. Например, он обожал делать луки и стрелы, а потом перешел на арбалеты – такие мощные, что стрелы пробивали дюймовую доску, а если их пускали вверх, то улетали так далеко, что терялись из виду. Луки и арбалеты он мастерил не только себе, но и другим мальчишкам, что только способствовало его популярности.

Как-то раз в городе проводили показательные пожарные учения: пожарная дружина наконец-то приобрела насос, который должен был качать воду из реки. Это было большим шагом вперед – доселе пожары тушили, передавая по цепочке ведра. Учения происходили при большом стечении народа, и в самый ответственный момент – учебный пожар уже вовсю разгорелся – новенький насос отказал. Пожарные, как могли, старались наладить мудреную машину, но именно Никола, стоявший в толпе зрителей, сообразил, что всасывающий шланг, видимо, перегнулся под водой, скинул ненавистный воскресный костюм, нырнул в реку и расправил шланг. Дальше все произошло как в третьеразрядной комедии положений: в суматохе пожарные перестали следить за соплом, и внезапно хлынувший поток воды окатил и городских чиновников, и прочую нарядную публику. Те же зеваки, которым повезло остаться сухими, подхватили полуголого мальчика на плечи и пронесли через весь город – так Никола стал местной знаменитостью. Уже в семь лет он получил полное признание своих талантов – такая удача выпадает не каждому. Сам же герой дня вспоминал, что не имел ни малейшего представления об устройстве насоса: где искать неисправность, ему подсказало шестое чувство. Это было одно из первых проявлений фантастической интуиции Теслы.

В гимназии, где Никола учился с десяти до четырнадцати лет, был, по всей видимости, новый, отлично оборудованный кабинет физики, кроме того, большое внимание уделяли математике, и Никола, разумеется, далеко опережал сверстников. Обостренное воображение было ему только на руку – он необыкновенно ярко представлял себе грифельную доску, на которой возникали условия задачи, а затем и ее решение – все действия во всех подробностях, – причем гораздо быстрее, чем их можно было бы записать мелом от руки, так что решение и ответ Никола выдавал почти мгновенно. Естественно, поначалу учителя подозревали его в жульничестве, – ведь очевидно, что он их обманывает, только непонятно, как именно! – но вскоре поняли, что имеют дело с вундеркиндом, обладающим незаурядными способностями к устному счету.

Никола сообразил, что о своих видениях не надо рассказывать никому, кроме матери, которая всегда понимала и поддерживала его переживания, связанные с иными мирами: теперь, когда стало ясно, что «необузданная фантазия» – контакт с информационными полями иных измерений – приносит столько пользы, Никола предпочитал не отказываться от этого загадочного дара ради сохранения душевного здоровья, как думал раньше, а подчинить его себе.

Рассказывает Н. Тесла

Я не спешу приступить к практической работе. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему.

Вторым «профилирующим» предметом в гимназии было, как ни странно, рисование. Тесла неплохо рисовал и чертил, хотя был переученным левшой (леворукость – еще одна распространенная черта человека-Х) и это поначалу сильно ему мешало, но вскоре он научился одинаково ловко пользоваться обеими руками. В те времена еще не знали, что леворуких детей ни в коем случае нельзя заставлять держать карандаш и ложку в правой руке, это может привести даже к нервным расстройствам.

Однако оценки по рисованию Никола получал посредственные. Дело в том, что по каждому предмету учителя составляли своеобразный «рейтинг» учеников по успеваемости, а один из соучеников Теслы очень хотел получить стипендию, но не мог, так как оказался в рейтинге ниже Николы. Поэтому тот специально рисовал похуже, уповая на то, что выдающиеся успехи в математике уравновесят плохие оценки по рисованию.

Осознание предназначения

Примерно после 12 лет у детей-Х наступает период, когда осознают свое предназначение. Они как будто знают свое будущее – впрочем, я убежден, что слова «как будто» употреблять не следует. Дети-Х в различной степени облают даром предвидения. Они действительно знают будущее. Они осознают свое предназначение. Так было и с Теслой.

Отцовские уроки не пропали даром: Тесла обладал цепкой памятью, легко учил языки – французский, немецкий, итальянский, – и читал книги, о которых его одноклассники и не подозревали, однако в школе этому придавали мало значения. В свободное время он постоянно что-то мастерил – хотя в гимназии уроков труда не было, Николе было проще простого додуматься до всех технологий работы с деревом и металлом без посторонней помощи, а инструменты он делал сам. Он уже тогда начал интересоваться электричеством, «читал о нем все, что мог найти, и экспериментировал с батареями и индукторами».

Кроме того, он ставил опыты с водяными турбинами, а также с устройствами, работавшими на энергии перепадов атмосферного давления. В двенадцать лет он увлекся идеей вечного двигателя, не понимая еще, что это принципиально невозможно. Никола решил, что если сделать цилиндр, одна половина которого будет находиться в вакууме, а другая – в воздухе, то разница давлений заставит его быстро вращаться, и тогда можно будет сделать на основе этого двигателя летательный аппарат. Он смастерил подобное устройство и едва не надорвался, откачивая из него воздух, – но цилиндр почему-то не вращался. Никола был очень расстроен, однако эксперимент не пропал даром: прошло много лет, и Тесла на основании этой конструкции придумал паровой двигатель под названием «турбина Теслы», побивший все рекорды по мощности на единицу веса.

Затем Никола увлекся идеей получения энергии из водопадов. Его крайне заинтересовал именно Ниагарский водопад; так он и сказал своему дяде Йосипу, когда увидел изображение этого чуда природы. Впоследствии по его патентам была построена крупнейшая гидроэлектростанция того времени – на Ниагарском водопаде.

А в тринадцать лет Никола впервые заинтересовался грозой – ему пришло в голову, что если электричество вызывает дождь, то можно научиться управлять погодой и добиться всеобщего благоденствия – рукотворный дождь оросит пустыни, положит конец засухам, накормит все человечество. Значит, дело за малым: изобрести искусственную молнию! Юный изобретатель, конечно, ошибался, – ведь сначала пошел дождь, а уже затем туча выпустила молнию, просто скорость света такова, что Никола увидел вспышку гораздо раньше, чем до него долетели капли дождя. Однако прошло тридцать лет – и в лаборатории в Колорадо-Спрингс Тесла развернул эксперименты по вызову самых настоящих молний.

В старших классах гимназии Николе поручили разбирать и каталогизировать книги в местной библиотеке. Он погрузился в работу с головой – к тому времени он уже перечитал все отцовские книги и был счастлив, что в его распоряжении оказалось столько новых. Но почти сразу же он заболел. Когда стало понятно, что ходить в библиотеку Никола не может, он попросил приносить книги домой, но вскоре ему стало так плохо, что он не мог даже читать в постели. Милутин места себе не находил от беспокойства. Он полагал – и справедливо, – что Никола чересчур усердными умственными упражнениями подрывает свое здоровье – в скобках отметим, что разрушительные склонности людей-Х очень часто проявляются именно в пренебрежении собственным здоровьем ради призвания, – к тому же не одобрял увлечения физикой и техникой, так как собирался сделать из сына священника. Николе между тем становилось все хуже, он впал в мрачное уныние, а поправляться начал, по собственным словам, благодаря библиотечной книге – «Тому Сойеру» Марка Твена. Впоследствии, узнав об этом, Твен был так тронут, что даже прослезился.

В 1870 году Никола уехал из Госпича в Карловац (Карлштадт), чтобы поступить в высшее реальное училище. В Карловаце он поселился у тетушки Станки, сестры отца, и ее мужа полковника Бранковича. Тетушка Станка заботилась о здоровье племянника по-своему – кормила его впроголодь, а когда пожилой полковник пытался подложить юноше, вовсе не страдавшему отсутствием аппетита, на тарелку что-нибудь посущественнее, немедленно пресекала попытки подкормить юного родственника, восклицая: «Ах, нет, наш Нико такой болезненный, ты его погубишь!» Возможно, именно потому, что в переходном возрасте Никола питался очень скудно, он всю жизнь отличался крайней, бросавшейся в глаза худобой: при росте под два метра весил не больше шестидесяти пяти килограммов. Немного отъесться удавалось только во время каникул, которые Никола проводил у своей кузины Милицы Зорич в Томингае.

Рассказывает Н. Тесла

Мое учение продолжилось в старших классах реального училища в Карлштадте в Хорватии, где жила одна из моих тетушек. Это была необыкновенная дама, жена полковника, пожилого ветерана, участника многих битв. Мне не забыть тех трех лет, что я провел в их доме. Ни в одной крепости в военное время не соблюдали более жесткой дисциплины. Меня кормили, как канарейку. Вся еда была высшего класса и вкусно приготовлена, но на тысячу процентов отставала по количеству. Ломтики ветчины, нарезанные тетей, напоминали папиросную бумагу… Обладая ненасытным аппетитом, я испытывал танталовы муки. Зато жил в атмосфере утонченности и художественного вкуса, что было совершенно необычно в то время и в тех условиях.

Упор в реальном училище делался на языки и математику – к этим предметам у Николы были врожденные способности, унаследованные от отца, – однако самое сильное впечатление произвел на юношу преподаватель физики, профессор Мартин Секулич, который показывал ученикам электрический прибор собственного изобретения.

Рассказывает Н. Тесла

Я очень интересовался электричеством, чему способствовало поощряющее влияние учителя физики, умного и умелого человека, который часто демонстрировал основные закономерности с помощью изобретенных им самим приборов. Мне вспоминается устройство в форме свободно вращающейся колбы, покрытой фольгой; вращение происходило при соединении с генератором постоянного тока. Не могу найти достойных слов, чтобы передать глубину испытываемых чувств при рассматривании выставленных им необыкновенных и таинственных предметов. Каждое впечатление отзывалось в моем сознании тысячекратным эхом. Хотелось знать больше об этой чудесной силе. Я стремился к самостоятельным опытам и исследованиям и подчинялся неизбежному с поющим сердцем.

Учился Никола необыкновенно усердно и в результате окончил полный курс за три года вместо четырех. Родители были уверены, что он станет священником – ведь уже много поколений все мужчины в семье становились или военными, или священнослужителями. Никола ломал себе голову, как бы объяснить отцу, что духовная стезя его совершенно не привлекает и он видит себя инженером. Как ни странно, выручила его тяжелая болезнь. Еще в последний год в Карловаце он подхватил лихорадку – сам он считал, что это была малярия. Поправлялся он долго, здоровье его было подорвано, а когда он закончил школу, в Госпиче началась эпидемия холеры. Поэтому отец написал Николе, чтобы тот не возвращался домой и переждал холеру в безопасном месте. Однако упрямец все-таки решил вернуться.

Дома его ждал настоящий кошмар. Трупы валялись прямо на улицах, в воздухе висел удушливый дым, которым надеялись отпугнуть болезнь: считалось, что она передается по воздуху, а не через сырую воду.

Никола заболел одним из первых, провел в постели девять месяцев, снова побывал на грани смерти.

Этот факт биографии юного Теслы заслуживает особого внимания. Дело в том, что препятствием на Пути Николы, который определяло его Предназначение, встал его отец. Отец, который сформировал особый психический строй мальчика. Отец, которого Никола чрезвычайно уважал.

Что выбрать: Путь или отца? Эта дилемма терзала душу юноши – и, возможно, ему казалось, что разрешить ее способна только смерть. Если это не так, то как объяснить тот факт, что Никола выздоровел несмотря на все прогнозы врачей, – но только после того, как Милутин разрешил сыну заниматься инженерным делом, добавив, что найдет для него лучшую политехническую школу в мире?

На семейном совете было решено, что Никола поедет в австрийскую Политехническую школу в Граце. Однако по закону юноша должен был прежде три года отслужить в армии – Австро-Венгрия вела в то время боевые действия против турок. О том, чтобы отправляться на войну при таком слабом здоровье, не было и речи, поэтому Никола провел некоторое время в горах – отдыхал и приходил в себя после холеры. Страсть к изобретательству не утихла и на лоне природы: Никола постоянно что-то выдумывал, например, подводную трубку для гидравлической почты, а наблюдая за снежными лавинами, размышлял о накоплении и высвобождении энергии.

Уклониться от призыва не удалось. Тесла побывал на войне и всю жизнь вспоминал ее ужасы. Судьба была милостива к нему – он уцелел, избежал плена и в 1875 году вернулся домой в Госпич. Осенью он поехал в Грац и начал учиться, получив стипендию Приграничного военного министерства.

Началась взрослая жизнь человека-Х, человека будущего в мире обычных людей.