Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Предисловие
Дети XXI века – кто они?
В последние годы педагоги и психологи всего мира заговорили о появлении новой генерации детей. Такие дети появлялись на протяжении всей истории человечества, но именно XXI век заставил ученых, педагогов, психологов обратить на них внимание. Их называют по-разному: дети индиго, звездные дети, дети будущего, дети-Х – и даже «эльфы», «подкидыши», «инопланетяне»,
Они рождаются в обычных семьях у обычных – или на первый взгляд обычных – родителей, но еще в раннем возрасте начинают проявлять необычные способности – причем как интеллектуальные, так и физические. Им трудно усвоить неписаные законы функционирования в обществе, законы, которые кажутся такими простыми, привычными и уютными всем вокруг, – и при этом они рассуждают о материях, которые ставят в тупик не только их сверстников, но и родителей и учителей. Представляется, что эти дети от рождения наделены знаниями о каком-то ином мире, они словно бы подключены к некой вселенской базе данных, к которой остальным доступ закрыт. Разумеется, слова «вселенская база данных» пока что даже не гипотеза, а метафора, однако факт остается фактом: они словно бы знают все и сразу. Иногда они даже простодушно рассказывают о «жизни на других планетах», и в лучшем случае окружающие считают это милыми фантазиями, а в худшем – раздражаются и велят замолчать. А между тем человек, открытый новому и обладающий достаточно широким кругозором, может почерпнуть из беседы с таким малышом титаническое количество новых и полезных знаний.
Часто эти дети быстро, словно бы по наитию, осваивают компьютер и программирование, математику, физику, астрономию – казалось бы, безо всякой посторонней помощи.
А еще эти дети с первых дней жизни необычайно тонко чувствуют настроение окружающих (однако это не означает, что они с ним считаются) и разбираются в людях получше своих убеленных сединами мудрых бабушек и дедушек. Они обладают пугающе развитой интуицией и настолько яркими экстрасенсорными способностями, что их вынуждены признать даже закоренелые скептики; иногда они легко и просто предсказывают будущее и при этом не могут понять окружающих – примерно так же, как окружающие не могут понять их. Родители жалуются, что они с детьми говорят «на разных языках».
Что ж, вероятно, так оно и есть. Слова и грамматика у этих языков одинаковые, однако растолковать друг другу смысл бывает трудно – как трудно расшифровывать терцины Нострадамуса.
Эти дети изумляют не только психологов, но и врачей. Все болезни протекают у них «не как у людей», зачастую очень тяжело, подобрать лечение необычайно трудно, любые лекарства вызывают неожиданные побочные эффекты – из тех, которые в аннотации помечены как «крайне редкие» или вовсе не упомянуты. Зато часты случаи внезапного выздоровления, самоисцеления даже от самых страшных недугов. Привычная статистика развития таким детям не писана – в каких-то областях они далеко опережают сверстников, в каких-то – катастрофически, на взгляд докторов и родителей, отстают, но любое вмешательство в этих случаях бесполезно: ребенок развивается, как считает нужным. Такие дети частенько плохо едят, почти не растут и не прибавляют в весе (или, напротив, растут бурными темпами, несмотря на скудость потребляемых калорий), очень мало спят – и при этом превосходно себя чувствуют и полны кипучей энергии, как будто черпают ее не в пище и сне, а где-то извне.
Родители таких детей все чаще говорят, что им иногда кажется, будто в доме завелся инопланетянин, будто их ребенок – не совсем человек…
Как уже говорилось, такие дети рождались и раньше, – но либо их были единицы, либо им не удавалось проявить себя в той обстановке и они считали за лучшее смешаться с толпой. Но многих из них, таких как Нострадамус или Леонардо да Винчи, человечество запомнит навсегда.
В наши дни «не таких» детей становится все больше – настолько, что у ученых наконец-то появилась возможность их изучить, «набрать статистику». Уже разрабатываются методики исследований, уже появились гипотезы, уже есть специалисты, которые с пользой и удовольствием общаются с удивительными детишками «на их языке». Именно поэтому в наши дни наблюдается всплеск интереса к подобным людям из прошлого – ведь если мы попытаемся понять их, то поймем и наших необыкновенных детей.
В этой книге вниманию читателей предлагается одна из попыток объяснить все эти странности, истолковать природу необычных детей «нового поколения» и понять, как помочь им адаптироваться в нашем мире. Гипотеза необычная и, вероятно, спорная, как и все новое, – именно поэтому она достойна целой книги, так как заставляет размышлять, искать аргументы «за» и «против» излагаемого подхода.
Интересного вам чтения!