Глава VI
Поиски нового идеала
(1889–1891)
К августу 1889 года Тесла укрепился в решимости покинуть Вестингауза. Он подал прекрасную идею для создания двигателя переменного тока, пускай другие разрабатывают детали. Он был готов идти дальше, к новым вершинам.
Живя за счет средств, заработанных у Вестингауза, Тесла отправился в Европу тем летом в составе делегации от Американского института инженеров-электриков на Congrès International des Electriciens[54]. Этот Конгресс проводился совместно с Exposition Universelle[55] в Париже, и таким образом Тесла имел возможность посетить многочисленные электротехнические выставки, а также церемонию открытия Эйфелевой башни{294}. В Париже Тесла попал на открытую лекцию молодого норвежского физика Вильгельма Бьеркнеса[56] о вибрирующих диафрагмах. Вероятно, именно Бьеркнес познакомил Теслу с электромагнитными волнами, открытыми Генрихом Герцем. В 1887 году Герц сообщил, что обнаружил электромагнитные волны, которые Джеймс Клерк Максвелл предсказал в своей теоретической работе по электричеству и магнетизму. Бьеркнес приехал в Париж, чтобы посетить лекции Анри Пуанкаре по электродинамике, и впоследствии провел два года в Боннском университете в качестве помощника Герца. Вместе, Герц и Бьеркнес, изучили резонанс в колебательных контурах{295}.
Уставший от приземленных инженерных работ в компании Westinghouse, Тесла вдохновился открытием Герца: «как так много освежающих ягод нашел на дороге утомленный странник». Электромагнитные волны показались Тесле непаханым полем, и, как он поэтично выразился в 1899 году, «поездка еще не закончена, а силы путника на исходе. Он жаждет более сладких ягод и с тревогой вопрошает: «Следовал ли этим путем кто-то до меня?»{296}.
В течение нескольких месяцев своего пребывания в Питтсбурге Тесла продолжал платить арендную плату за свою лабораторию, чтобы у Жигети было место, где он мог продолжить работу над устройствами Теслы. Когда Тесла возвратился в Нью-Йорк, он стал работать в новой лаборатории на Гранд-стрит, 175. Эта лаборатория состояла из одной комнаты, разделенной перегородками. Покровитель Теслы Браун жаловался, что пространство было слишком маленьким для той работы, которую он задумал. Сменив лабораторию, Тесла переехал жить в «Астор Хаус» на Бродвее, между улицами Баркли-стрит и Визи-стрит. «Старомодное и консервативное учреждение», «Астор» был ведущим отелем в центре Манхэттена{297}.
Для помощи в экспериментах на Гранд-стрит Тесла собрал небольшую команду мастеров. Наряду с немецко-американским стеклодувом Дэвидом Хиргезеллем Тесла нанял двух механиков, венгра по имени Чарльз Леонхардт и Ф. В. Кларка, который работал в компании Brown & Sharpe Works. Тесла также нанял Пола Нойеса, который помогал в работе над системой дугового освещения в Рэуэе{298}.
Ключевой персоной среди работников на Гранд-стрит был, конечно, Жигети. Он оставался верен Тесле в течение девяти лет, следуя за ним от Будапешта до Парижа, Страсбурга и Нью-Йорка. Тесла ценил рекомендации Жигети в лаборатории. «Он был, – объяснял Тесла, – человеком большой изобретательности и интеллекта и занимался установкой электрических аппаратов еще до приезда в Америку. Он не был таким же сильным теоретиком, как я, но мог полностью понять любую идею». К настоящему времени Жигети был больше, чем просто сотрудник, которому доверяют. Как сказал Тесла позже, «на протяжении всей нашей совместной работы он был моим очень близким другом, и я относился к нему так хорошо, как только мог»{299}.
В то время Тесла продолжал сотрудничать с Tesla Electric Company, фирмой, организованной Пеком и Брауном. В марте и апреле 1890 года Тесла зарегистрировал три дополнительных патента на электродвигатели переменного тока и ассигновал их этой компании. Это были последние патенты, которые он ассигновал компании, держателем всех последующих моторных патентов был сам Тесла{300}. К сожалению для Теслы, Пек заболел и переехал в Эшвилл, Северная Каролина, в надежде восстановить там здоровье. Пек умер летом 1890 года{301}. Несмотря на то что Тесла продолжал советоваться с Брауном следующие несколько лет, Браун не обладал деловой проницательностью Пека, которая способствовала предыдущему успеху Теслы с электродвигателем переменного тока.
В поисках нового поля для исследования в своей лаборатории на Гранд-стрит Тесла руководствовался степенью общего развития электротехнической науки и технологии. Он считал, что исследование электричества могло быть продолжено по трем основным направлениям: высокое напряжение, сильные токи или высокие частоты. Как он заметил, «существовали миллионы вольт неосвоенного электрического напряжения, которые открывали прекрасные возможности при условии их практического применения. Существовали токи в сотни тысяч ампер, которые поражали воображение своими удивительными эффектами, и самыми интересными и привлекательными из всех были мощные электрические колебания с их таинственным воздействием на расстоянии». Из этих трех направлений Тесла решил, что самым многообещающим было наименее исследованное, а именно высокочастотные явления. Он чувствовал, что в этой области мог бы сделать вклад не только в технологии, но также и в теоретическую науку. «Что может быть лучше, – спрашивал Тесла, – чем изобретение методов и поиск средств, которые позволят ученым далеко продвинуться в исследовании этих малоизученных областей?»{302}
Обратившись к изучению высокочастотных явлений, Тесла мог опираться на устройства, которые он уже начал разрабатывать ранее. В преддверии поездки в Питтсбург в 1888 году он начал размышлять о том, как внедрить его двигатели в существующие системы Вестингауза, которые использовали однофазный переменный ток с частотой 133 Гц. Одновременно Тесла хотел увеличить скорость своих двигателей. Чтобы решить эти две проблемы, Тесла спроектировал новый генератор переменного тока. Чтобы получить более высокие частоты, он увеличил число полюсов в статоре с четырех до двадцати четырех. Так как его двигатели были синхронными – то есть работали с той же скоростью, что и генератор переменного тока, – Тесле необходимо было придумать такую новую конструкцию генератора, которая могла бы поворачиваться с относительно высокой скоростью. Увеличивая и количество полюсов и скорость в этом генераторе переменного тока, Тесла мог генерировать токи в 2000 Гц{303}.
Но теперь в своей лаборатории на Гранд-стрит Тесла задавался вопросом, какие новые изобретения могут быть разработаны с использованием тока с частотой 10 000 или 20 000 оборотов. Чтобы добиться этих частот, Тесла в 1890 году создал несколько генераторов переменного тока с сотнями электромагнитов в роторе и статоре. Эти электромагниты должны были иметь тщательно продуманную форму в связи с тем, что быстрое изменение направления тока приводило к нежелательному нагреванию их железных или стальных сердечников. Тесла сравнил борьбу за максимизацию напряжения тока при минимизации нагрева с «всецело вагнеровской оперой», в которой изобретатель изо всех сил боролся «между Сциллой и Харибдой»{304}. Чтобы заставить эти генераторы работать со скоростью до 20000 об/мин, Тесла сделал некоторые роторы в форме спицевого колеса и переделал подшипники и другие механизмы. В этой работе Тесле пригодился опыт, который он получил при разработке динамо и двигателей для компаний Edison Machine Works и Westinghouse{305}.
Конец ознакомительного фрагмента.