Глава 3
Как только Крячко ушел, Гуров принялся за работу. Спустя полтора часа ему было известно все о сейфах, ограбленных идейным вором под кодовой кличкой «Володя». Оказалось, что все четыре сейфа одного и того же образца. Изготовлены они по немецким технологиям на Московском заводе металлоконструкций, что существенно упрощало задачу. Связавшись с ограбленными владельцами, он запросил у них всю документацию, касающуюся приобретения сейфов. Патрульная машина объехала фирмы и доставила документы в Главк. Собрав копии документов на приобретенные сейфы, Гуров поехал на завод.
Представитель администрации завода в лице заместителя генерального директора Морозова Сергея Алексеевича встретил полковника неприветливо. Узнав, что за последние два месяца покупатели их продукции трижды подверглись ограблению, он угрюмо спросил:
– Хотите сказать, что мы изготавливаем некачественную продукцию? Уверяю вас, это нонсенс! Все изделия подобного рода имеют сертификат соответствия.
– Я приехал не за тем, чтобы обвинять вас в чем-то, а для того, чтобы получить консультацию, – миролюбиво заявил Гуров. – Надеюсь, вы мне в этом не откажете.
– У меня есть выбор? – Недовольства Морозова не убавилось.
– Боюсь, что нет, – ответил Лев и пояснил, чтобы снять все последующие вопросы: – Вам в любом случае придется поговорить со мной. Это официальный визит, если вы еще не поняли. Я могу пойти другим путем: вы получите повестку и обязаны будете явиться в отделение для дачи показаний под протокол.
– Постойте, что значит «явиться»? – забеспокоился Морозов. – У меня куча дел на производстве. Времени на то, чтобы разъезжать по отделам, у меня нет.
– Именно поэтому я здесь. Никто не собирается нарушать привычного распорядка вашего дня, – заметил Гуров. – Но раз вы настаиваете на официальном приглашении – ваше право.
– Минуточку, ничего подобного я не говорил. Возможно, вы неверно истолковали мои слова. Раз вы из полиции, я, конечно, не против того, чтобы ответить на вопросы здесь, в стенах завода, – зачастил Морозов. – О чем вы хотели узнать? Прошу вас, присаживайтесь и задавайте свои вопросы.
Гуров понял, что клиент готов к откровенному разговору, и приступил к допросу. Беседа длилась почти час. За это время он узнал столько подробностей о деятельности завода, что их с лихвой хватило бы на целый роман. Секретарша Морозова только успевала распечатывать необходимые отчеты и подносить нужные папки.
Выяснилось, что все четыре сейфа были проданы отделом розничной торговли, находящимся в ведомстве самого завода. Система тут действовала простая. При заводе имелся магазинчик, в котором осуществлялись продажи заводской продукции по предварительным заказам. Все потерпевшие делали заказ на покупку сейфа, пользуясь услугами Интернета. Происходит это так: клиент выбирает на сайте интересующую модель, отправляет заказ, сотрудник отдела продаж производит обратный звонок, обговаривает детали и назначает дату выполнения заказа. Клиент вносит оплату, после чего ему доставляется товар прямо в офис, со всеми полагающимися документами. Длительность выполнения заказа зависит от того, были ли выдвинуты клиентом какие-то дополнительные пожелания относительно дизайна сейфа. Во всех четырех случаях такие пожелания выдвигались, и срок выполнения заказа варьировался от восьми до двенадцати дней.
Получив список тех, кто обслуживает клиентов по данной схеме, Гуров заявил, что хочет пообщаться с начальником отдела розничной торговли. Морозов позвонил начальнику отдела и предупредил о визите полиции.
Быть может, начальник отдела розничной торговли и был удивлен приказом Морозова, но внешне это никак не выражалось. Он провел Гурова в свой кабинет, сам сел напротив и даже предложил чашечку чаю. От угощения Лев отказался и сразу приступил к делу.
– Валерий Александрович, меня интересует все, что касается продажи вот этих сейфов, – выложил он на стол документы.
– Так, так, так. Очень интересно. В них обнаружен какой-то брак? – просматривая бумаги, спросил Валерий Александрович.
– Нет. Эти сейфы были ограблены, но причина тому вовсе не заводской недосмотр, – сообщил Гуров.
Валерий Александрович резко вскинул голову и, вытаращившись на полковника, как на привидение, воскликнул:
– Ограбили? Наши сейфы? Быть этого не может! Их что, демонтировали и унесли прямо из офисов?
– Почему же демонтировали? Просто вскрыли.
– Да вы что! Это же тройная защита от взлома! Сколько, в вашем представлении, затрачивается времени для подбора шифра на одном из этих сейфов? Минута, час, месяц? Так вот, я заявляю официально: для подобной работы и месяца мало. Ваш грабитель обладал таким запасом времени? К тому же все эти замки снабжены определенной системой, которая автоматически блокирует замок после нескольких неверно введенных комбинаций. – Голос Валерия Александровича взлетал все выше и выше.
– Неужели система настолько сложна? – искренне удивился Гуров. – С виду это ничем не примечательные бытовые сейфы.
– Ничем не примечательные? – продолжал возмущаться Валерий Александрович. – Да вы, господин хороший, попросту ничего не смыслите в сейфовых замках.
– У вас есть уникальная возможность просветить меня на этот счет, – не сдержавшись, съязвил Лев.
– Пожалуй, воздержусь, – слегка поутих начальник отдела. – Открывать ликбез по категориям защиты сейфовых замков не входит в мои обязанности.
– Тогда просто ответьте на мои вопросы.
– Что ж, попытаюсь. Что именно вас интересует?
– Вы уже знаете, что все четыре сейфа ограблены. Вор не сломал замки. Он также не выносил их из офисов. Он попросту открыл их, понимаете? В связи с этим у полиции возникло предположение, что ограбление произвел человек, имеющий определенные навыки. Но это не по вашей части. С этим вопросом мы будем разбираться отдельно. А вот тот факт, что все ограбленные сейфы были приобретены через ваш отдел, нас интересует гораздо сильнее, и в решении этого вопроса вы в силах оказать нам помощь.
– Но каким образом? – понизив голос, спросил Валерий Александрович. Теперь было видно, что он испугался. До него наконец дошло, что факт ограбления этих сейфов бросает тень и на него лично.
– Расскажите мне, кто из ваших сотрудников работал с этими клиентами?
– Так сразу трудно сказать. Нужно поднимать бумаги. Смотреть, кто оформлял заказы, кто выполнял список индивидуальных пожеланий клиента, кто работал на доставке. Думаю, на это уйдет полдня. Вы хотите присутствовать?
– А что, есть возражения?
– Нет, конечно. Просто столько времени потратить впустую, – замямлил Валерий Александрович. – Вы ведь наверняка человек занятой.
– Об этом можете не беспокоиться. На данный момент выяснить все детали, касающиеся продажи сейфов, – моя наиглавнейшая задача, – заверил его Гуров и основательно устроился в кресле.
Валерию Александровичу ничего не оставалось, как вооружиться компьютерной мышью и приступить к поискам нужной информации. Вопреки ожиданиям, на это ушло намного меньше, чем полдня. Уже через час Гуров оказался владельцем четырех печатных листов с подробным отчетом по всем четырем торговым сделкам. Поблагодарив Валерия Александровича за помощь, он забрал листы и, приказав держать язык за зубами, ушел.
Войдя в холл Главного управления, Гуров вынужден был задержаться. Возле турникета, ограничивающего доступ в здание, назревал конфликт. Молодой белобрысый парнишка в очках что-то втолковывал дежурному, а тот, сердито глядя на несговорчивого посетителя, раз за разом твердил одну и ту же фразу:
– Не положено! Вход только по пропускам.
Парень кипятился все больше, чем лишь усугублял ситуацию.
– Да как вы не понимаете, это же в интересах следствия! – В голосе его звучало отчаяние. – Полковник сам сказал: появится новая информация – звони.
– Так почему же вы не позвонили? – задал резонный вопрос дежурный.
– Потому что у меня нет его номера телефона, я вам уже об этом говорил. Мой номер он записал, а свой не оставил. Наверное, просто забыл.
– Или не желал, чтобы назойливые типы вроде тебя дергали его по всякой ерунде, – заявил дежурный.
– Вадим, в чем дело? – решил вмешаться Гуров.
– Да вот, товарищ полковник, молодой человек полковника Крячко требует. Я ему объясняю, что того нет в Управлении, а он все равно настаивает. Может, вы с ним поговорите?
– Я буду говорить только с полковником Крячко, – решительно воспротивился парень.
– Крячко действительно нет в Управлении, – мягко произнес Гуров. – Он выполняет оперативные действия вне здания. Если вы объясните, по какому вопросу вам требуется связаться с полковником Крячко, я, возможно, посодействую.
– А вы кто? – не слишком вежливо спросил парнишка, поправляя очки.
– Я – полковник Гуров, Лев Иванович.
– Вы работаете вместе с полковником Крячко?
– Совершенно верно. Мы работаем вместе.
– И по ограблению работаете? – помявшись, спросил парнишка.
– Зависит от того, о каком ограблении идет речь, – осторожно проговорил Лев.
– Вам знакома фамилия Куклин? – отходя чуть в сторону, спросил парнишка.
– Иван Григорьевич?
– Точно, Иван Григорьевич. Фирма «Родекс».
– Как ваше имя, молодой человек? – поинтересовался Гуров.
– Семен. Я помогал полковнику Крячко собирать информацию по ограблению Куклина, – заявил парнишка и гордо добавил: – Он лично меня попросил.
– Вот как? Добровольный помощник, значит? – улыбнулся Гуров. – Что ж, Семен, раз Крячко сейчас недоступен, придется вам рассказать все мне. Не переживайте, полковник Крячко не стал бы возражать. Мы вместе работаем по этому делу.
– Было бы лучше, если бы вы помогли мне связаться с ним. – Семен все еще сомневался.
– Ладно, дело ваше. Появится Крячко, я сообщу ему, что вы его разыскивали, а пока посоветую вам освободить холл. – Гуров сделал вид, что сведения Семена его не особо интересуют. – Не вынуждайте дежурного применять силу. Не забывайте, он при исполнении.
– Хорошо, я готов поделиться информацией с вами, – сдался наконец Семен. – Но при условии, что вы все передадите полковнику Крячко. Слово в слово!
– Обещаю!
Ответ Гурова удовлетворил Семена. Он посмотрел по сторонам, подождал, пока дежурный вернется на свое место, и перешел на заговорщицкий шепот:
– Есть информация. Думаю, вас должно это заинтересовать.
– Что именно?
– Хотите, чтобы я говорил прямо здесь? – искренне удивился Семен. – Не в кабинете, не за закрытой дверью? А как же секретность?
Гуров вздохнул и велел дежурному пропустить Семена.
– Надо зарегистрировать в журнале. – Дежурный был все еще сердит на парня. – Документы у него есть?
– Разумеется, – обиделся Семен. – Я ведь знал, куда иду. – Достав из заднего кармана брюк паспорт, он протянул его дежурному.
После того как тот записал данные в журнал, Гуров провел Семена в кабинет и усадил на стул возле своего стола.
– Теперь вы готовы говорить? – чуть раздраженно спросил он.
– Да, готов, – заявил Семен и замолчал.
– С мыслями собираетесь? Или придумываете новость поэффектнее?
– Нет, что вы! Я не собираюсь ничего выдумывать! – искренне ужаснулся Семен. – Я же помочь хочу!
– Тогда не мешало бы приступить к делу, – смягчив тон, предложил Гуров.
– Вы ведь знаете о том, что полковник Крячко приезжал в здание, где расположена фирма «Родекс»? Я тоже работаю в этом здании, только в другой фирме. Там мы с полковником и встретились, – поборов смущение, начал Семен. – Так вот, когда он ушел, я решил провести собственное расследование. Я подумал, что не может такого быть, чтобы никто во всем здании не видел, как мойщик окон туда входил и как оттуда выходил. В здании такое количество людей, а ведь он не невидимка, верно?
Конец ознакомительного фрагмента.