Глава 1
Сгусток военной мудрости
Согласно одной красивой легенде, когда-то, много веков назад, Александрийской библиотеке грозило уничтожение, и все ее свитки решено было вывезти в безопасное место. Дорога шла через пустыню и была крайне трудной. Тяжело груженые верблюды не выдерживали и один за другим падали. Чтобы спасти содержание навсегда оставляемых книг, их переписывали, извлекая самое существенное. Когда пал последний верблюд, то все богатство огромной древней библиотеки свелось к записи: «Нет Бога, кроме Аллаха; и Магомет пророк его»[6]. Абстрагируясь от религиозной составляющей легенды можно признать, что это яркий пример краткого изложения самого важного, наиболее существенного какого-либо предмета или процесса.
Если всю военную мудрость, если все нюансы военного искусства подвергнуть аналогичному сжатию, то в результате получатся принципы военного искусства – самое главное, важное, наиболее существенное из военной теории.
«Принципы военного искусства, – утверждает видный военный теоретик И.Н. Воробьев[7], – по праву называют сгустком военной мудрости, путеводными маяками в управленческой деятельности военачальника. В них аккумулирован опыт многих войн, нашли воплощение творческие озарения полководцев, горькие уроки поражений и осмысленные итоги побед. От поколения к поколению принципы военного искусства передавались как ценнейшая научная эстафета военного опыта, как наказ одного поколения к другому. Они выступают незримыми "советчиками", постоянными "спутниками" в боевой обстановке. Это нестареющее, нержавеющее оружие, своеобразным разящим острием которого является творчество. В принципах воплощены уроки тысяч и тысяч больших и малых, удачных и неудачных боев, они плод долгих исканий, размышлений военачальников»[8].
…Офицера, не знающего принципов, но готовящего бой можно сравнить с путником, который, будучи в чистом поле или густом лесу, не имея ни карты, ни компаса, пытается найти дорогу к нужному пункту[9].
Принципы военного искусства изложены в наставлениях и боевых уставах. Основанные на законах вооруженной борьбы, принципы сознательно применяются человеком в зависимости от конкретной ситуации. Они содержат рекомендации, что надо делать для достижения победы.
Казалось бы, знание принципов военного искусства облегчает деятельность командующего (командира), организующего операцию (бой) и управляющего войсками в ходе боевых действий. Однако этого недостаточно, так как само по себе знание принципов военного искусства ни к чему не ведет без умения применять их в конкретной обстановке. Будучи хорошими ориентирами, они не дают ответ, как поступить в конкретной сложившейся обстановке, и, являясь лишь отправной точкой для принятия решения, но не готовым решением, указывают общую направленность управленческой деятельности командующего (командира), не открывая при этом конкретных путей достижения поставленной цели в операции (бою). Принципы военного искусства воплощают в себе теоретические установки, и их сила только в единении с практикой, т. е. с управленческой деятельностью. Только посредством управления представляется возможным реализовать на практике требования принципов военного искусства – добиваться высокой боевой и мобилизационной готовности войск, высокой боевой активности и внезапности, умелого сосредоточения усилий войск и непрерывного их взаимодействия, осуществлять гибкий маневр и всестороннее обеспечение и др.
Следует отметить, что многие годы военные специалисты разных государств обсуждают вопрос: управление – это наука или искусство? Имеют место различные точки зрения. Одно лишь верно, что не каждому у кого на плечах погоны дано умело управлять подчиненными в ходе боевых действий, равно как и не каждому предпринимателю (бизнесмену), так себя позиционирующему, дано эффективно руководить заводом и фабрикой, быть успешным в бизнесе. Можно слыть отличным знатоком военного дела, разумеется, знать принципы военного искусства, историю их зарождения и развития, но это не дает гарантии того, что каждый блестяще реализует свои знания на практике. Вспомним слова М.В. Фрунзе: «В военном деле необходимы особые, специфические качества (выделено мной. – Ю.Р.). Самым важным из них является так называемая интуиция, способность быстро разобраться во всей сложности окружающих явлений, остановиться на самом основном и на основании учета этого основного наметить определенный план борьбы и работы»[10]. В связи с этим уместен вопрос. Можно ли научить человека интуиции или способности разобраться во всей сложности окружающих явлений? Можно ли научить человека повелевать людьми? Или эти качества приобретаются с опытом? А может быть эти качества передаются исключительно на генетическом уровне? Вопрос из вопросов! На сегодняшний день, на этот вопрос нет однозначного ответа. Поскольку и сама система отбора будущих офицеров в военно-учебные заведения не развенчивает сомнения.
Перед Великой Отечественной войной во всех боевых уставах Красной Армии подчеркивалась важность маневра войск, умелого взаимодействия, управления, массирования сил на решающих направлениях, боевого и тылового обеспечения. И наши кадровые командиры в большинстве своем теоретически эти положения усвоили. И тем не менее пришлось пройти через труднейшие испытания, провести сотни, тысячи боев, прежде чем командующие (командиры), во-первых, прошли суровый «конкурсный отбор» на полях боев и сражений, во-вторых, научились практически реализовывать требования принципов военного искусства при подготовке и ведении боевых действий. Дело в том, что боевая обстановка чрезвычайно изменчива, многолика, противоречива и неповторима. Поэтому в большинстве случаев отличается высокой степенью неопределенности. Если в других видах деятельности человек часто волен сам создавать условия, благоприятствующие решению поставленной задаче, то в операции (бою) достижение цели происходит в сложной обстановке активного противодействия противника.
«Внешне бой, – пишет И.Н. Воробьев, – это силовая борьба, состязание сторон в мощи огня, стремительности маневра, быстроте нанесения ударов. Но за этими внешними проявлениями скрываются упорное противоборство интеллектов, командирских умов, состязание в боевой выучке личного состава, соизмерение его морально-психологической стойкости, физической выносливости, сноровки. Больше шансов на успех при прочих равных условиях имеет тот, кто сумеет первым эффективно использовать благоприятствующие факторы и нейтрализовать, свести на нет отрицательные[11].
Управлять войсками, сообразуясь с принципами военного искусства, – это значит: соизмерять цели и задачи частей (подразделений) со сложившейся обстановкой, их боевыми возможностями; не допускать субъективизма, недооценки либо переоценки противника и своих войск; планировать бой, организовывать взаимодействие, его всестороннее обеспечение не вслепую, а на основе глубокого прогнозирования, расчетов, предвидения; опираться на объективные условия, знание природы боя, тенденций его развития. Одной из важнейших функций управления является организация управления. Сущность организации управления заключается в целенаправленной деятельности командования, штабов и других органов управления по созданию соответствующей системы управления и обеспечению ее устойчивого, непрерывного, оперативного и скрытного функционирования при подготовке и в ходе операции (боя). От того какая будет создана система управления зависит выполнение всех остальных функций управления.