Диплом бизнесмена в Гарварде не выдают
Перевоплощение в «свободного художника», предпринимателя или бизнесмена требует определенной внутренней дерзости. Вам придется взять на себя полномочия, которых никто не давал и самим себя кем-то «назначить». Когда вас нанимают на работу сторожем, вам выдают форму, дубинку и удостоверение, где написано, что вы – охранник. А в своем деле вы сами решаете, что ваша одежда – это такая форма, сами берете в руку дубинку, начинаете охранять свой подъезд и сами решаете, что вы теперь охранник.
В ранней студенческой юности мы с моим другом решили издавать юмористическую газету. Написав пару сценариев для КВН, мы посчитали нашу квалификацию достаточной. Нам хватило наглости не только обходить газетные издательства, настаивать на встречах с главными редакторами, но и представляться секретаршам как «писатели-юмористы Чирков и Шейтельман». А кто еще, кроме нас самих, имел полномочия назначить нас «писателями-юмористами»? У нас было с собой убедительное доказательство – напечатанная на пишущей машинке одна страница с шутками. Придумать мы может могли бы и больше, но никто из нас не умел печатать, да и машинку нам одолжили только на неделю – и это было все, что мы успели. Газету нам делать, конечно, никто не дал, но один из редакторов передал нас по инстанциям главреду юмористического приложения, куда мы и стали продавать свои шутки в качестве фрилансеров. Помню свой первый гонорар – 6 долларов. С учетом того, что в шутке было всего три слова, в пересчете на печатный знак получилось неплохо. Но главное – зайти в бизнес. Достаточно скоро мы уже были заместителями главного редактора.
Выбрав путь «свободного художника» назначать себя на новые должности, придумывать себе новые профессии и воинские звания придется постоянно. На «писателях-юмористах» мы бы далеко не уехали. Когда мы открывали рекламное агентство, представлялись уже «маркетологами», а зарегистрировав компанию, невольно переназначили себя из «фрилансеров» в «бизнесмены». Выяснили, что основные доходы поступают не от коммерческих клиентов, а от предвыборных кампаний – превратились в «политтехнологов». Вы же не думаете, что какой-нибудь университет в мире выдает дипломы политтехнологов, а их вон сколько по миру ходит, и все себя сами таковыми назначили. Когда по ходу «маркетингового расследования» деятельности компании одного из крупных клиентов выяснилось, что проблема не в маркетинге, а в управленческих ошибках, пришлось стать «кризисным менеджером». И, наконец, универсализировать все эти специальности в более емкое «консультант» или «советник». Но и на этом остановиться не удалось. Я несколько лет ждал, пока кто-нибудь меня назначит «писателем деловой литературы». Но не дождался, и решил назначить сам себя.
Каждый раз, когда кто-то представляет меня моей новой «должностью», внутри я трясусь от страха. Кажется, что люди вокруг – вот они-то настоящие профессионалы, а я здесь оказался по какой-то ошибке, по нелепому стечению обстоятельств. Но со временем эта паника проходит, и я уже сам могу произнести вслух название своей новой «квалификации».
К сожалению, одной дерзостью не обойтись, и чтобы назначить самого себя кем-то, нужно еще и обладать некими умениями. В противном случае, даже если вам поверят, вас быстро разоблачат. Окончательное слово в вашем «назначении» все же не за вами, а за вашими клиентами. Вы только объявляете себя «маркетологом», а дальше от них зависит пойдет ли о вас слава, как о самозванцах или как о «дельных парнях». В фильме «Поймай меня, если сможешь» герой Леонардо ди Каприо сам себя назначает пилотом, и ему верят (форма, дубинка, удостоверение). Но как у пилота, у него есть существенный недостаток – он не умеет водить самолет. Решиться называть себя «консультантом» или «советником» я смог только тогда, когда уже обладал фактическим опытом консультирования в самых разных сферах бизнеса, политики, маркетинга, общественной деятельности. Мало того, один из клиентов уже сам предложил, что будет платить не за какие-то конкретные выполненные работы, а за мои советы. И вот только тогда я и сам стал так себя называть. Сперва я произносил это слово агрессивно, как бы обороняясь от всех, кто посмеет усомниться в том, что я «советник». «Кризисным менеджером» я самоназначился, когда в процессе работы над предыдущими заказами глубоко разобрался в бизнесах своих клиентов, не раз наблюдал, как сами они выходят из кризисных ситуаций. Наблюдал не со стороны, а изнутри, пусть и не являясь в этот момент управленцем, но «сидя рядышком». Политтехнологами мы назначили себя, поработав несколько раз на выборах в качестве рекламного агентства-подрядчика, уже зная все умные слова, и нахватавшись опыта от возглавлявших кампейны американских консультантов. И даже если вернуться в самое начало, к «писателям юмористам» – мы уже знали, что умеем смешно шутить – ведь зрители в зале смеялись, а нас показывали по телевизору. И все равно было очень страшно.
Но можно сделать и еще один шаг назад. А с чего я решил, что могу писать сценарии для КВН? С того, что мои школьные и университетские друзья с энтузиазмом воспринимали мои любительские юмористические потуги.
Если провести хорошенький переучет, у каждого найдется в загашнике уникальное умение. Ваш пост в Фейсбуке собрал 200 лайков? Вы готовый специалист по SMM – маркетингу в социальных сетях. Если вы для себя собрали 200 лайков за ноль денег, то имея 100 долларов первого клиента соберете тысячу лайков. Вон он – ваш первый бюджет и первый «вольный» заработок. Вы удачно продали свой подержанный мобильник через доску объявлений – может это первый шаг к собственному интернет-магазину? У вас талант дружеского общения? Значит вы хорошо разбираетесь в людях и возможно уже на пути к созданию рекрутинговой кампании. Осталось добавить дерзость «самоназначения».
Перед «назначением» предлагаю вам пройти простенький тест. Посмотрите на себя в зеркало и представьтесь новой «ролью», в которой планируете показать себя миру. «Я – специалист по рекламе с социальных сетях», «я – консультант по управлению изменениями», «я – поставщик мобильных телефонов». Похож? Вы готовы поверить этому человеку? Один мой друг, по первой специальности режиссер, возглавлял крупную компанию. Я обратил внимание, насколько удачно у него подобраны кадры и поинтересовался секретом его успеха. «Знаешь, я не могу проверить, насколько этот человек хороший финансовый директор, потому что слабо разбираюсь в финансах, и не могу понять, насколько хорош тот или иной системный администратор. Поэтому я подбираю людей, как будто беру их на роли в фильме. Кого бы этот человек мог сыграть? Вот этот – явно агент по продажам, а вот тот – начальник службы безопасности, а вон идет завхоз. Если человек по внешности подходит на роль, скорее всего он и в жизни с ней хорошо справится». Звучит анекдотично, но жизнь показывает, что это как минимум близко к истине. Когда мы представлялись «писателями-юмористами» и претендовали на то, что нам доверят выпускать целую газету – наша попытка была обречена на провал. Достаточно было перед этим взглянуть в зеркало, чтобы понять, что мы – двадцатилетние оболтусы.
Процесс «самоназначения» нельзя останавливать. Если хотите, чтобы ваши доходы постоянно росли, и что на самом деле еще важнее – интерес к делу не терялся, не забывайте раз в несколько лет себя «переназначать». Один мой подопечный открыл несколько успешных интернет-магазинов «одностраничников». Но быстро уперся в потолок – управлять больше чем 5-ю одностраничниками одновременно не получалось. Что-то да приходило в упадок. Как говорит Лукашенко: «только возьмешься за яйца, как пропадает молоко». Разложив на составляющие его бизнес, мы выяснили, что его преимущество над конкурентами не в закупке товара по удачной цене или особо экономичной системе доставки, а его умении приводить на сайт дешевый траффик и добиваться высокой конверсии траффика в продажи. (На человеческом языке – посетитель сайта обходился ему дешевле, чем другим, и совершал покупку с большей вероятностью). Этим он генерирует прибыль, а его склад и продавцы в лучшем случае этой прибыли не наносят существенного урона. Признав за собой именно эту ключевую компетенцию, мой ученик переименовал себя в «специалиста по арбитражу траффика» – стал продвигать не свои, а чужие товары и магазины, избавившись от необходимости тратить силы на то, в чем он не настолько хорош – переговоры с поставщиками, логистику, и даже учет товара. Уже через несколько месяцев его доходы от нового направления сравнялись с доходами от «одностраничников». А это значит, что его «самоназначение» было признано клиентами, и теперь он действительно специалист по арбитражу траффика. И, судя по первым результатам на этом пути, его ждет большое будущее. До достижения потолка и следующего «самоназначения».