ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА 1. Правописание гласных в корне
Задание 1. Установите значения следующих слов. Подберите для них однокоренные слова и объясните написание выделенных гласных.
Уличённый, облечённый; разредить, разрядить; сидеть, седеть; выточка, вытачка; свила, свела; украшение, укрощение; смятенный, сметённый; умоляющий, умаляющий.
Задание 2. Школьник проверил корневой гласный в слове лесной словом лисий, гласный в слове восьмой словом Вася (так звали самого ученика).
Почему Вася не прав?
Запомните: морфема проверяемая и морфема проверочная должна быть одна и та же! Нельзя слово трава проверить словом трость. В школьном учебнике это называется «поставить гласный под ударение». Так и у нас: мы перебираем в памяти проверочные слова, чтобы отыскать такое слово, в котором наша гласная стоит в сильной позиции – под ударением. И тогда системная цепочка будет восстановлена. Иногда это легко. Например: облакá – ср.: óблако, óблачный. А проверьте-ка слова скáтерть или островá. Есть только одна возможность проверить безударную гласную в корнях этих слов: скатёрка и «Заострóвский» (так называется колхоз, есть ещё посёлок Заострóвье). Слова в речи нечастые, можно и не вспомнить такую проверку!
Задание 3. Можно ли воспользоваться установленной выше закономерностью, определяя написание безударных гласных в следующих словах? Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Прин..р..виться, погл..щённый, заг..р..дить, возгл..сы, ук..р..тить, вел..чина, щ..б..тали, л..сьон, изв..яние, с..рень, неизгл..димый, к..н..патый, с.л..зёнка, л..щёный, пап..ротник, к..н..пля.
Задание 4. Установите, существует ли единообразие написаний (а значит – системность) в данных парах слов. Как это можно доказать? Подберите к каждой паре слов третье и сформулируйте правило. Условие: это правило должно представлять собой краткую и емкую фразу и соответствовать формуле: если А, то Б.
Т..рмозить – т..рмозной, м..укать – м..укание, г..рчить – г..рчица, т..рфяной – т..рфяник, ч..стенько – ч..стить, р..бой – р..бить, артилл..рист – артилл..рийский, р..бро – р..бристый.
Задание 5. Найдите, где гласную нельзя проверить. Системны ли такие написания?
Б..т..нический, ауд..нция, с..л..вей,..ранжерея, б..бслéй, в..лшебство, кар..тин, кр..ативный, манд..лина.
Задание 6. Можно ли проверять слова типа скл..нилась, заск..чила, заст..лил? Если нет, то почему?
Задание 7. Установите, поддаются ли какому-либо упорядочиванию в виде правил (типа: если А, то Б) написания гласных в следующих словах. Если нет, то почему? По словарям установите значение неизвестных вам слов.
Дирижер, антагонизм, палисадник, периферия, дезертир, аккомпанемент, мокасин, никотиновый.
Задание 8. Попробуйте установить с помощью аналогии правильное написание данных слов. В каких случаях ваш эксперимент не удался и почему? По словарям установите значение неизвестных вам слов.
Ав..кадо, (а/о) пробировать, (а/о) лифа, (а/о) лигархия, г..рмон, к..нфорка, к..чáн капусты, кан..нада, кур..лесить, л..нол..ум.
Задание 9. Напишите чередующиеся гласные, попробуйте сформулировать закон (типа: если А, то Б) написания гласных в данных словах. Как вы оцениваете их с точки зрения системности – асистемности?
А. З..рница, оз..рение, з..рничный, оз..рять, з..рянка, з..ревой, з..ревать.
Б. Выб..ру – выб..рать, разд..ру – разд..рать, выт..реть – выт..рать, отп..реть – отп..рать, подст..лить – пост..лать, ум..реть – ум..рать, см..ть – см..нать.
Задание 10. Какая закономерность наблюдается в написании следующих слов? Можно ли иначе изложить увиденную здесь закономерность?
Предположение, обложение, полагать, изложение, налагать, разлагать, полог.
Задание 11. Установить закономерность – значит уметь ее употреблять не только в знакомых случаях, например, в известных словах, но также и в новых, раньше неизвестных. Ниже приведены слова, которые употребляются очень редко. Однако, зная закономерность, вы сможете написать и эти, ранее вам, скорее всего, неизвестные слова.
1. Р..стун – так называют лен лучшего качества. 2. Р..щёный зверь – выкормленный самим хозяином. 3. Р..стило – корыто с землею, в нем испытывают годность хлебных семян. 4. Р..стучий – быстро выр..стающий. 5. Нар..стить веревку – удлинить ее, сплетя ее с другой веревкой. 6. Р..сляк – вид растения: ягель, мох. 7. Р..стковый – относящийся к р..стку.
Задание 12. Установите закономерности в написании следующих чередующихся гласных кас-//кос (н) -, гар-//гор-, клан-//клон-, твар-//твор-, плав-//плов-//плыв-, скак-//скоч-, мак-//мок-, равн-//ровн-. Ответ проиллюстрируйте.
Задание 13 (контрольное). Определите, какая буква должна писаться в корнях следующих слов:
(Петь) д..ф..рамбы, вск..чу (с кровати), пог..релец, возр..стной, переск..чить, к..снуться, к..сатка (дельфин), расст..лить, в..н..грет, претв..рить, зап..рая, ур..внявший, прод..раться. к..лымага, р..щение, бл..снув, выг..рать, зак..выка, обм..чить, выж..гая, ижд..венец, проск..чить, соч..тать, инт..ллект, инт..ллигент, м..н..нгит, рассч..тать, пл..вучий, соб..рёмся, пок..рёжить, подр..внять, к..н..пляный, эст..када (мост).
Задание 14. Какой буквы недостает в схеме? Попробуйте сформулировать правило (типа: если А, то Б) написания чередующихся гласных в данных словах. Как вы оцениваете их с точки зрения системности – асистемности?
имя – отымённый контригра
искать – разыскать панисламизм
играть – подыгрывать дезинфекция
интересный – безынтересный трансиорданский
импровизация – с. мпровизировать? суб. нспектор?
Заметьте: сверхизысканный, сверхинтеллигентный, межинститутский, межиздательский – госинспекция, культинвентарь и т. п. Какая закономерность наблюдается в написании гласной и этих словах?
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Написание чередующихся гласных зависит 1) от суффикса, следующего за корнем; 2) от ударения; 3) от характера согласной, перед которой находится гласная в корне; 4) от лексического значения слова.
Написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем.
1. Корни бир-//бер-, дир-//дер-, мир-//мер-, пир-//пер-, тир-//тер-, блист-//блест-, жиг-//жег-, стил-//стел-, чит-//чет- пишутся с буквой и при наличии за корнем суффикса -а-, в остальных случаях пишется е: прибирать – приберу, задирать – задеру, замирать – замереть – умирать – умереть.
2. В корнях -ин-//-а (я) -, -им-//-а (я) – пишутся сочетания ин, им, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях на месте этих сочетаний пишется буква а: начинать – начать, приминать – примять.
3. В корнях кас-//кос (н) -, лаг-//лож- пишется буква а, если после корня следует суффикс -а-, в остальных случаях – о: касательная – прикосновение, излагать – предложить.
Исключения: сочетать, сочетание, чета (от корня -чёт-); пóлог (непроизводное).
Примечание. Написание чередующихся гласных в этих корнях зависит также от качества согласной, перед которой находится корневая гласная (см. далее п. III.).
Написание гласной зависит от ударения.
4. В корнях гар-//гор-, клан-//клон-, твар-//твор- без ударения пишется буква о, под ударением – гласная в соответствии с произношением: загорать – загар, поклониться – кланяться, поклóн, творить – тварь, тварный, затвóр.
Исключения: выгарки (спец.), изгарь (диал.), пригарь (разг.); утварь (непроизводное).
5. В корне плав-//плов-//плыв- в безударном положении буква о пишется только в словах пловец и пловчиха, буква ы – в слове плывун (спец. «сыпучие грунты»). В остальных случаях пишется буква а: плавучий, поплавок, плавник, плавунец (спец. жук-плавунец).
6. В корне зар-//зор- без ударения пишется буква а, под ударением — о или а в соответствии с произношением: заря, зарница, заревой (прил. к заря: заревое небо), зарянка, озарять, озаренный – зóри, зóрька, зáрево.
Примечание. В ряде орфографических пособий, в том числе в школе, до сих пор как исключения рассматриваются слова *зорянка, *зоревóй, *зоревать, которые академический «Русский орфографический словарь» (2013) предписывает писать с буквой а в корне: зарянка, заревой, заревать. Автор данного пособия, естественно, рекомендует такое же написание. К тому же – чем меньше отступлений от правил, тем выше грамотность.
Написание гласной зависит от характера согласной, следующей за гласной корня.
7. В корне лаг-//лож- перед г пишется буква а, перед ж —буква о: полагать – положить.
8. В корне кас-//кос (н) — перед н пишется буква о, в остальных случаях – а: коснуться – касаться.
9. В корне раст- (ращ-) //рос- перед ст и щ пишется буква а, а перед с – буква о: вырасти, позарасти, проращённый, возраст – росла, позаросла, проросла, повзрослеть, недоросль, водоросли.
10. В корне скак-//скоч- перед к пишется буква а, а перед ч – буква о: прискакать, перескакать, проскакать, скакун, на скаку – прискочить, перескочить, проскочить, заскочить, выскочка
Исключения: пóлог (непроизводное); росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и (производные от них) росточек, ростковый, ростовой, ростовщический, ростовский и др., а также слова вырост, выростнóй, выросток, выросточек, выростковый, на вырост (образованные от формы прошедшего времени вы́рос), подросткόвый (образованное от формы прошедшего времени подрóс), прóрость (образованное от формы прошедшего времени прорóс), зáросток (образованное от формы прошедшего времени зарóс); слово отрасль (непроизводное) и образованное от него отраслевой; слова скачок, скачкообразный.
Примечание. 1. Необходимо различать написание форм 1-го лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов заскакать «начать скакать» – заскочить «зайти ненадолго» и перескакать «скача, обогнать» – перескочить «преодолеть преграду, препятствие»; соответственно будем писать: заскачу и заскачи – заскочу и заскочи; перескачу и перескачи (соперника) – перескочу и перескочи (через лужу). 2. Деепричастие скача (от скакать) пишется с а в корне.
Написание гласной зависит от лексического значения слова.
11. Корни равн-//ровн- и мак-//мок- пишутся в зависимости от значений слов:
равн- – «одинаковый, сходный, такой же, наравне», ровн– – «гладкий, ровный, прямой, не имеющий впадин, возвышений, утолщений»;
мак- – «погружать, опускать, окунать в жидкость», мок- (моч-) – «впитывать, пропускать жидкость; терять свои качества или приобретать нужные свойства, находясь долго в воде»: равнение по росту, поравняться с грузовиком, сравнялись по цвету – подровнять челку, выровненная площадка; макать хлеб в молоко – вымокнуть, промокательная бумага, замоченное бельё
Исключения: равнина, равнение, ровесник, уровень, поровну.
Примечание. Если после глагола следует дополнение с предлогом с, то всегда пишется корень равн-: не сравнивайте меня с ним; однако в устойчивом сочетании сровнять с землёй «разрушить до основания» пишется о.
Гласные Ы, И после приставок
12. После исконно русских приставок, оканчивающихся на согласный, вместо начальной буквы и корня, в соответствии с произношением, пишется буква ы: искать – отыскать, итог – подытожить. Исключения: взимать, взимание (где надо и произносить звук [и]).
13. Буква и сохраняется:
а) в словах с приставками сверх-, меж-: сверхизысканный, межиздательский – после согласных х и ж буква ы в современном русском языке не употребляется;
б) в словах с международными словообразовательными элементами типа пан-, суб-, транс-, контр– и др., например: дезинфекция, контригра.
Примечание. Правило о написании буквы ы вместо корневой и относится только к словам, имеющим приставку (см. выше). В сложных и сложносокращенных словах сохраняется написание начальной буквы и корня после первой части слов, оканчивающихся на согласный, например: двухигольный, спортинвентарь, пединститут.
ТЕМА 2. Правописание согласных. Правописание приставок
Задание 1. Установите правильное написание в словах, выстраивая системную цепочку и формулируя соответствующее правило.
Залихва..ский, под уз..цы, громко свис..нуть, блес..нуть, гнус..ный, шотлан..ский, гувернан..ка, интриган..ка, грибы попадались впереме..ку, че..ствовать, и..ти, при..ти, затейливая изморо..ь на окнах, без..скус..ный, дилетан..ский, я..тво, я..ственный, сума..шедший, пос..ный борщ, дерма..тин, сверс..ница, нудная изморо..ь, ягоды насыпаны впереме..ку, прелес..ница, наперс..ник.
Задание 2. Найдите ошибки. Как вы думаете, чем они вызваны? Установите значение ранее вам неизвестных слов.
Антерприза, константировать, скурпулезный, апплодировать, почтамп, беспрецендентный, балланс, друшлаг, сканнировать, подскользнуться, скомпроментировать, подщечина, экскорт, конкурентноспособный, юристконсульт, грейпфрукт, дивиденты.
Задание 3. Сравните написания и сделайте вывод, можно ли определять двойную согласную в заимствованном слове, сопоставляя его со словом языка-оригинала? Если нет, то почему?
Адрес фр. adress
бизнес англ. business
десерт фр. dessert
канонада фр. canonnade
апартаменты фр. appartement
пудинг англ. pudding
Запомните: в середине или конце иноязычного слова после твердых согласных пишется, как правило, буква е, например: денди, кашне, пенсне. Асистемные исключения, написание которых определяется орфографическим словарем, пишутся с буквой э, например: пленэр, мэтр, мэлан; буква э пишется также в некоторых именах собственных типа Улан-Удэ.
Задание 4. Эти заимствованные слова появились в русском языке во второй половине – конце ХХ века, и их написание всё еще не устоялось. Как вы думаете, за какими из этих орфографических вариантов будущее? Выполняя задание, используйте «Русский орфографический словарь».
Кетч и кэтч, лопинг и лоппинг, мейк-ап и мэйк-ап, тренд и трэнд, тхеквондо, тхэквондо и тейквондо, фейсбилдинг и фэйсбилдинг, фитнес, фитнесс и фитнэсс, хеви-метал и хэви-метал (л).
Задание 5. Установите значение слов, при необходимости обращаясь к словарю. Постарайтесь запомнить их написание.
Бал и балл; джин и джинн; кок и кокк; колоны и колонны; пас и пасс.
Задание 6. Установите закономерности написания слов (где они есть): белорус..ка, колон..ка, бил..ьярд, бес..четный; ан..алы, ал..огизм, ал..миний, ас..амблея; гал..ерея, стел..ажом, ас..им..етрия.
Задание 7. Перепишите данные ниже слова в таком порядке:
1) слова с удвоенной согласной в корне; 2) слова с двойной согласной на стыке приставки и корня; 3) слова с двойной согласной на стыке корня и суффикса. Выполняя задание, используйте словообразовательный словарь.
Аттестат, аккорд, аттракцион, оперетта, отточить, диссонанс, дискуссия, искусство, белорусский, великоросский, беззаветный, иммигрант, туманный, буффонада, тоннель, жужжать, возжжение, идиллия.
Задание 8. Следующие слова распределите по 2 группам, установив какую-либо закономерность (типа: если А, то Б) в их написании.
Скольз..кий, матрос..кий, француз..кий, уз..кий, моря..кий, ткац..кий, рус..кий, большеви..кий (от большевизм), гигант..кий, ирку..кий, сан-франци..кий, гаван..кий, гре..кий орех, таджи..кий, большеви..кий (от большевик), каза..кий, тунгу..ский.
Задание 9. Вспомните правописание приставок пре- и при-. Восстановите приставки в следующих словах.
Пр..мудрый, пр..скучный, пр..есться, пр..опасный, пр..словутый, пр..сытиться, пр..своить, пр..терпеть, пр..открыть, пр..равнять, пр..творяться, пр..исполненный, пр..порошенный, пр..оритет, пр..успеть, пр..поручить, пр..шпорить, пр..уменьшать, пр..умолкнуть, пр..ветить.
Задание 10. Замените выделенные словосочетания одним словом либо с приставкой пре-, либо с приставкой при-. Если надо, перестройте всё предложение.
Этот парк является собственностью музея. 2. Нам удалось сломить сопротивление соперников и победить их. 3. Аня долго находилась в состоянии напряженного ожидания. 4. Я не упустил момента напомнить ему, что еще вчера он говорил другое. 5. Однообразная жизнь в деревне скоро надоела ему, скучно ему было от этих пейзажей. 6. У него оказалось много книг, но в большинстве своем это была учебная литература. 7. Научную конференцию решили провести в день рождения В. В. Виноградова.
Задание 11 (повторительное). В последние годы в русском языке большую продуктивность при словообразовании обрели приставки (как русские, так и иноязычные) пост-, анти-, про-, после-, сверх-, а также международный словообразовательный элемент (лат.) супер-. Определите правильное написание приведенных ниже слов. Может ли элемент супер- писаться отдельно от слова? Докажите.
Пост..ндустриальный, пред..нфарктный, сверх..ндивидуальный, (супер)?цена, Глав..здат, об..скать, с..мпровизировать, супер..гра, пост..мперский, сверх..зысканный, (сверх)?естественный, сверх..нтуиция, пост..ядерный, меж..здательский, (супер)?дизайн, пан..сламский, (супер)?яхта, небез..нтересно, (супер)?лёгкий, (супер)?шоу, (сверх)?яркий.
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
14. Непроизносимые согласные следует проверять подбором однокоренных слов или изменением слова так, чтобы за согласной оказалась гласная, например: невестка – невесточка, праздный – празден.
Исключения: лестница, хотя оно образовано от корня лез-. Дело в том, что звук [з] в этом слове произносился глухо – ле [з] у, но ле [с] ть, что и закрепилось на письме, кроме того, есть слово лесенка; склянка, хотя оно образовано от корня стекл-. Звук [т] в этом слове был непроизносимым, что и закрепилось на письме; блеснуть (хотя «блестеть»), плеснуть (хотя «плеск»), Запомните: ровесник, сверстник, яства, дерматин, интриганский, инцидент, поскользнуться, наперсник, прецедент, но претендент, компрометировать, но комментировать, констатировать и др.
15. Двойное сс в корне пишется в слове ссора и его производных, а также в словах с корнем -росс- (Россия, россиянин). Слова с корнем -рус– пишутся с одной буквой с (русист). В трудных случаях требуется делить слово на составляющие его части, например: бело-рус-ск-ий, бело-рус-к-а.
Запомните: в приставке, оканчивающейся на согласную, перед корнем чит пишется сс: рассчитать, рассчитывать; перед корнем чёт – пишется с: расчёт, расчётливый. Исключение: бессчётный.
16. Суффикс -ис– пишется с одной с, а суффикс -есс– с двумя: директриса, лектриса, критикесса, поэтесса.
17. Корневые удвоенные согласные сохраняются и в производных словах, например: программа – программный, программка, группа – групповой, группка, а также антеннщик (от антенна), будённовец (к Будённый и Будённовск) и будённовка (ж. к будённовец) – ср.: будёновка (головной убор), гееннский (от геенна– «ад», ср.: геенна огненная, огонь гееннский), норманнский (от норманны).
Примечание. По-разному приводится написание слова гееннский в орфографических словарях русского языка. Так, например, академический «Русский орфографический словарь» (2013) предписывает писать это прилагательное с двумя н, так же как слово геенна, от которого оно образовано. Однако, например, в «Большом орфографическом словаре русского языка» (1997), в соответствии с традицией (лишенной, надо отметить, лингвистической логики), приводится написание этого слова с одним н. Ср. также суждение о правомерности написания слов антеннщик, норманнский с двумя н: «Во всех изданиях исторического характера слово норманский пишется с одним н (хотя и образовано от слова норманны)», и написание слова антенщик приводится «в Словаре новых слов 50 – 80-х годов с одним н (хотя оно образовано от слова антенна). И такие написания, думается, больше соответствуют орфографической тенденции, чем несколько искусственные написания с двумя н» (Соловьев Н. В. Орфографический словарь. Комментарий. Правила. СПб., 2003. С. 681). Однако новый академический орфографический словарь (2013) предписывает писать слова антеннщик, гееннский, норманнский с двумя н, и мы рекомендуем именно эти написания.
18. Это правило не распространяется:
а) на сложносокращённые слова, например: грамзапись (граммофонная запись), групком, корпункт, спецкор и др.;
б) на разговорные формы личных имен, которые в полной форме пишутся с двумя одинаковыми согласными, например: Алла – Алка, но Аллочка, Филипп – Филипка (но Филиппушка), Анна – Анечка (но Аннушка), Кирилл – Кирилка, Римка, Савка;
в) на слова-исключения: антенка (от антенна), будёновка (головной убор), кристальный, кристально, кристальность и под. (от кристалл), оперетка, опереточный, опереточник и др. (от оперетта), колонка, колончатый, колоночный, колонковый, колонтитул, колонцифра и т. д. (от колонна), финский, финка (от финн), манка (от манна), пятитонка (от пять тонн).
19. Две буквы нн, как правило, не пишутся перед согласной буквой, вот почему и в производных словах, образованных при помощи суффиксов -к-, -ск– и -ств– от основ, оканчивающихся на две нн, сохраняется только одно н производящей основы, ср.: незавершёнка (от незавершённый), несовершенство (несовершенный), постоянство, жеманство и т. д.
20. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же буквой: главврач, замминистра, поммастера.
Запомните: э-мигрант «человек, добровольно или вынуждено покинувший отечество по политическим или каким-либо иным мотивам», а им-мигрант «гражданин одного государства, прибывший в другое государство на постоянное или длительное жительство».
21. Приставка пре– служит для передачи значения «высшая степень чего-либо» (с положительными и отрицательными характеристиками) – ср.: премилый, преуспеть, превозносить, преклониться, пресытиться, претить, а также указывает на значение, очень близкое к значению приставки пере– — ср.: предаваться – передавать себя во власть чего-либо; преодолеть, превозмочь – пересилить и т. д.
22. Приставка при– выступает в нескольких, очень распространенных в русском языке значениях:
а) приближение, присоединение, сближение позиций, точек зрения: прикоснуться, приложить, приобрести, приравнять;
б) присвоение, приближение, привлечение к кому/чему-либо, вовлечение во что-либо, приобщение к чему-либо: приласкать, приохотить, примерить, приголубить, присвоить, приворожить;
в) приспособление к обстоятельствам (как бы сближение с ними), иногда временное приспособление с определенной целью (притворство): притерпеться, прижиться, притвориться, притаиться, прикинуться;
г) прибавление, добавление, часто в целях изменения качества, количества чего-либо: припевать, приукрасить, пришпорить, приумножить;
д) неполнота действия, состояния, качества, краткость, недолговременность их: призадуматься, прикорнуть, приуныть, приумолкнуть;
е) нахождение, расположение кого/чего-либо в непосредственной близости от кого/чего-либо, а также указывает на то, что объект является чьей-либо собственностью, принадлежит кому-либо: приболотный, прибалтийский, прирожденный, приуроченный, прилегать.
Конец ознакомительного фрагмента.