Вы здесь

Не судимы, но осуждены. Том II. Судьбы венценосцев тесно переплетаются (П. П. Котельников)

Судьбы венценосцев тесно переплетаются

Судьбы венценосцев так тесно переплелись, что современному человеку, чтобы разобраться, нужно было заглянуть хотя бы на короткий отрезок времени в нутро английского двора. Мы оставили его в тот период времени, когда английским престолом завладел Вильгельм «Завоеватель». Мысли о том, что будет с его владениями после смерти, беспокоили короля. Он опасался, что после смерти между сыновьями его начнутся битвы за немалые земельные владения. По законам наследования того времени старые земли переходили к старшему сыну. Вопрос с Нормандией решался сам собой. Она переходила во владение Роберту Коротконогому. Со вновь приобретенными землями, а ими являлась Англия, дело усложнялось. На нее, кроме Роберта, имел права и средний сын – Вильгельм Рыжий, прозванный так за счет цвета лица. Младшему Генриху полагались небольшие земельные владения и денежная выплата. Оставалось сыновьям, чтобы вступить в свои права наследования, подождать кончины родителя. Старший сын оказался слишком нетерпеливым. Он захотел получить наследственные земли при жизни отца, забывая, наверное, о том, что отец, король Англии, предпочитал жить в Нормандии, управляя отсюда Англией через своих шерифов, людей преданных ему. Роберт заключил союз с королем Франции и разными другими соседями Нормандии, – и началась открытая война. Удивительно, но он победил. В битве при Жерберуа, силы короля Вильгельма были разбиты, а он сам лишился лошади и был ранен. Роберт получил клятвенные гарантии от своего отца, что он унаследует Нормандию.

На смертном одре Вильгельм все еще гневался на своего сына, и решил, что Роберт получит свою Нормандию, но не получит никакой части королевства Англии. Вильгельм Руфус (Рыжий), который, всегда был рядом с королем, получал в наследство Англию. Третий сын, Генрих, должен был удовлетвориться небольшими земельными владениями, которыми он уже обладал, и денежным даром – 15000 фунтов, что тогда было огромной суммой. Так что, когда Вильгельм Завоеватель умер в 1087 году, его великая империя была разделена на ее основные составляющие.

Ни один из сыновей не был удовлетворен возникшей ситуацией, поскольку все значительные нормандские семейства владели собственностью и положением по обе стороны Ла-Манша. Если Англия и Нормандия окажутся разделенными, то конфликтов интересов и подданства никак не избежать.

Роберт обнаружил, что контролировать подданных ему баронов в Нормандии сложно, (отец использовал для этого английское ополчение), чего у него не было. Брат отказывался помочь. Роберт отказал Вильгельму, королю Англии в правах его на земли в Нормандии. Вильгельм силой захватил территорию и влияние на континенте, и вынудил Роберта признать его позицию. Конфликт нарастал. Чем бы он закончился, если бы не господин случай?.. В 1096 году папа Урбан II провозгласил Первый крестовый поход, и Роберт, как и многие другие, загорелся желанием освободить Иерусалим. Но средств на это у него не хватало, пришлось заложить герцогство Нормандское Вильгельму, который, таким образом, мирно распространил свою власть на все отцовское наследство. Решительность и способности Вильгельма были таковыми, что он удержал эти владения до конца своего царствования. Не знал новый король Англии, что Провидение ему приготовило… В ночь накануне смерти королю привиделся необычный сон: снилось Вильгельму, что ему делали кровопускание, но стоило врачам проколоть вену, как оттуда фонтаном до самого неба ударила кровь. В ту же ночь одному монаху приснилось, что Вильгельм в своей обычной бесцеремонной манере входит в церковь, хватает с алтаря распятие и впивается зубами в руку Спасителя. Однако он тут же получает от маленькой фигурки сильный удар и падает навзничь. На следующее утро королю принесли письмо от аббата Серло из графства Глостер. Святой отец сообщал, что одному из его прихожан приснился сон: Христос восседает на престоле, а у его ног стоит на коленях прекрасная девушка (церковь) и молит спасти ее от угнетателя (Вильгельма Руфуса). Спаситель заверил девушку, что вскоре пошлет ей избавление. Столь многочисленные предзнаменования встревожили Вильгельма, и в течение некоторого времени он не решался выходить из своих покоев. Но никакой слабости в теле он не чувствовал. По-прежнему коренастое тело было плотным, упитанным; лицо румяным с большим количеством веснушек, обрамленное длинными светлыми волосами, Волосы король расчесывал на пробор, так чтобы лоб оставался открытым. Глаза у короля были разного цвета с какими-то блестящими крапинками. Он и сегодня, как всегда, был щегольски одет, но так, чтобы не слишком выпирал вперед появившийся в последние годы животик.

День 2 августа 1100 года был великолепен. На небе ни облачка. Легкий ветерок делал тепло летнего дня удивительно приятным для тела. Свора гончих собак на псарне завывала, требуя свободы. И король решил, что все эти предзнаменования пусты, охота успокоит его расшалившиеся нервы. Чуть заикаясь, он приказал Тирелу собираться на охоту. Ближе к вечеру, покинув дворец в сопровождении придворных, он направился в свои охотничьи угодья. Король с одним из приближенных, Вальтером Тирелом, отделились от других охотников, преследуя дичь. Солнце уже закатывалось, в лесу быстро сгущались тени. Вскоре наступила темнота. Король к месту сбора не явился. Тирела тоже никто не видел.

На следующее утро местные крестьяне нашли тело короля со стрелой в груди. Придерживались одной версии: смерть короля явилась результатом несчастного случая. Эту версию подхватил и тот, кто поспешил объявить себя наследником английской короны. Им был младший брат короля Генрих. Кто мог подтвердить версию о несчастном случае, если единственный человек, который мог бы рассказать о случившемся, Тирел бежал из Англии? Действительно ли смерть короля была результатом несчастного случая или имел место заговор против Вильгельма, не известно? Во всяком случае, в смерти государя слишком многие были заинтересованы. Заинтересован был и сам Тирел, женатый на сестре Гилберта де Клера, неоднократного участника восстаний против короля, который присутствовал на этой охоте. Среди охотников находился и младший брат Вильгельма Генрих.

Увидев мертвое тело брата, Генрих, оставив его лежать, сел на коня, добрался до Винчестера, чтобы захватить государственную казну.

В смерти короля были заинтересованы и вольные охотники. Им указом короля, находясь в лесах, запрещалось иметь лук и стрелы, держать собак, (собакам нужно было отрезать когти). За порубку леса был назначен разорительный штраф, за браконьерство – ослепление или увечье.