Глава 7. Что же меня дернуло?
Внешние причины грубости
В попытках изучить влияние классических условных рефлексов на поведение Л. Берковиц разработал программу исследований сигналов к агрессии. Он предположил, что люди (и даже предметы) могут становиться посылами для возникновения агрессии, если между ними и раздражением или наблюдаемым насилием и агрессией вообще устанавливается ассоциативная связь. Когда они приобретают такое значение, их присутствие может стимулировать, или «вытаскивать на поверхность», агрессивные реакции человека, который был рассержен или иным способом подготовил почву для агрессии.
Это в первую очередь физические характеристики окружающей среды, в частности те из них, которые обусловливают некоторые особенности агрессивного поведения индивида (жара, шум, теснота, загрязнение воздуха и пр.).
Тот, кто регулярно ездит в переполненном транспорте, работает недалеко от шумной стройки или помнит, что такое сидеть дома в жару без спасительной прохлады кондиционера, знает из собственного опыта, что на поведение могут сильно влиять различные факторы окружающей среды.
Наше физиологическое состояние, эмоциональный настрой и даже способность справляться с различными задачами зависит от множества составляющих физического мира. Мало того, факторы окружающей действительности влияют на наши отношения с окружающими, трансформируя суждения о них, симпатию к ним и даже готовность прийти к ним на помощь. Эмпирические данные позволяют предполагать, что на агрессию могут влиять также физические параметры окружающей среды.
«Он весь пылает гневом», «Она это сказала сгоряча» – подобные бытовые фразы отражают расхожее мнение о том, что высокая температура ведет к агрессии. Например, сводки Федерального бюро расследований свидетельствуют, что пик насильственных преступлений приходится на жаркие летние месяцы.
Интерес к зависимости «температура – агрессия» возрос при попытках объяснить причины беспорядков, прокатившихся по Соединенным Штатам в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Газеты, радио и телевидение, комментируя пугающие события, часто связывали их возникновение с невыносимой жарой, которая переполняет чашу человеческого терпения, повышает раздражительность и тем самым готовит почву для вспышки коллективного неистовства.
В ранних исследованиях содержатся косвенные указания на зависимость между агрессией и температурой. Результаты экспериментов У. Гриффита (1971) наталкивают на вывод, что многие люди, находясь в условиях изнурительной жары, действительно становятся более раздражительными, вспыльчивыми, у них появляются негативные реакции на окружающих.
Остановки транспорта специально разрабатывались для нашей погоды. Дизайнеры учли все. На случай жары они сделали стеклянные крыши. На случай ветра – проемы в стенах. На случай мороза – железные сиденья.
Просыпались ли вы когда-нибудь под шум энергичного ремонта воскресным утром? Доводилось ли вам засыпать под оживленные звуки соседского дня рождения? Агрессию не всегда порождают слова или поступки других людей. Иногда коммуникация с ними осуществляется без согласия всех сторон и через посредников. Ими могут выступить и стены вашей квартиры, и батареи парового отопления, и просто открытая форточка.
К неприятным побочным эффектам индустриализации и научно-технического прогресса – наличию нескольких автомобилей на семью и интенсивному воздушному движению – относится чрезвычайно высокий уровень шума во многих урбанизированных регионах. Шум – одна из форм физического (волнового) загрязнения, к которому человек не может адаптироваться. Реактивный самолет создает шум, по интенсивности превышающий шум толпы в 50 млн человек, пишет известный французский эколог Ф. Сен-Марк.
Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда и отрицательно влияет на центральную нервную систему. «Симфония городского шума» складывается из многих факторов: скрежета и стука на транспорте, звука строительной техники, шума машин на фабриках и заводах и даже бытовой техники в домашнем хозяйстве.
Автомобильный транспорт – главный источник шума в городах, на него приходится до 80 % аудиального загрязнения.
Такое хроническое воздействие шума на человека не проходит бесследно. Например, установлена связь уровня шума, типичного для многих городов, с потерей слуха и симптомами стресса. Научные исследования свидетельствуют, что шум оказывает негативное влияние на межличностные отношения и провоцирует агрессию.
Население земного шара продолжает возрастать – нас уже более семи миллиардов, в то время как пригодное для обитания человека пространство остается практически неизменным.
Проживание большого количества людей в географическом районе ограниченных размеров порождает много проблем. Существуют определенные свидетельства того, что высокая плотность населения для самих людей тоже неприятна и вызывает стрессы.
Гипотеза интенсификации Ж. Фридмана подразумевает, что в тесноте обостряются или усиливаются типичные реакции индивидуума на любые ситуации. Если типичными являются позитивные реакции, теснота превратит их в еще более благоприятные. Если же типичные реакции относятся к разряду негативных, теснота обострит их негативную природу.
Фридман говорил по этому поводу следующее:
«Я предполагаю, что теснота сама по себе не оказывает на людей ни хорошего, ни дурного эффекта, но она служит катализатором индивидуальных типичных реакций на ситуацию. Если для человека привычно приятное окружение, он любит, когда рядом с ним есть люди, думает об окружающих как о своих друзьях – одним словом, позитивно реагирует на других людей, его реакции в условиях тесноты также будут более позитивны. Напротив, если обычно он не симпатизирует другим людям, а скорее испытывает к ним неприязнь и в целом негативно реагирует на скопление народа, его реакции в условиях тесноты будут усиленно негативны и агрессивны».
А. Уорчел и А. Тедли предположили, что «не объем доступного индивидууму пространства сам по себе, а расстояние между людьми – вот что определяет степень стресса, возникающего в конкретной ситуации». В это легко поверить не только в теории, даже один раз проехав в метро в час пик.
Хотя антиникотиновая кампания постепенно избавляет нас от пассивного курения, сигаретный дым – весьма распространенный загрязнитель воздуха, знакомый почти каждому.
Эффекты загрязненности воздуха, на которые жалуется множество людей, тем не менее являются непрямыми. Непрозрачность воздуха и зловоние являются основными раздражителями. «Атака на чувства», производимая загрязненным воздухом, способна вызвать негативный аффект, который при определенных обстоятельствах может увеличивать вероятность агрессивного поведения. Эффект, который большинство людей отмечают в связи с загрязнением воздуха, – это запах.
Менее заметная характеристика воздуха – концентрация в нем положительных и отрицательных ионов – также может влиять на настроение и поведение.
Семья как микросоциум имеет важнейшее значение для формирования не только характера человека, но и его будущих проблем. В семье закладываются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии.
Влияние семьи на подростка сильнее влияния школы, общества в целом. Например, принцип «око за око, зуб за зуб» кажется подростку, выросшему в асоциальной семье, естественным и справедливым, потребительство, формирующееся именно в семье, опасно воздействует на несовершеннолетних, так как они еще не умеют качественно контролировать свои влечения и часто стараются добиться желаемого любым путем.
Собственная система ценностей и морально-нравственные критерии у ребенка и подростка еще четко не сформированы и имеют весьма размытые рамки. Их этические принципы формируются под влиянием родителей, а если родители в этом смысле не авторитет, то под воздействием других влиятельных личностей, в том числе виртуальных героев. С этим связан механизм переноса и имитации.
Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо. В детстве ребенок подражает родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым. В подростковом возрасте объектом подражания может стать антигерой, тогда со свойственным этому возрасту максимализмом и негативным отношением к замечаниям окружающих подросток постарается не только копировать его, но и переплюнуть во всех отрицательных поступках.
Влияние окружающих людей можно обозначить и как социальное давление. Это психологическое воздействие коллектива, влияющее на человека и приводящее личные привычки, установки, ценности и нормы поведения в соответствие с групповыми. Примерами таких групп являются объединения с формальным членством (политические партии и организации, профсоюзы), люди, объединенные ситуационными факторами (одноклассники, однокурсники, потерпевшие, ожидающие, участники похода и т. п.), неформальные группировки, в частности, в подростковой среде.
Социальное давление не зависит от желания личности принадлежать к той или иной группе и может проявляться по-разному, в том числе толкать на поступки, которые в норме люди не совершают, например: курить, принимать наркотики, вступать в сексуальные отношения, заводить детей, покупать ненужные вещи и проявлять агрессию.
Одной из причин роста грубого, циничного, эгоцентричного и агрессивного поведения является социальное влияние преступного мира, распространение его морали и давления на общество. Своеобразные правила, нормы морали, нравственности и ценности криминального сообщества стали оказывать влияние на формирование системы ценностей и правила поведения общества в целом.
Авторитет силы, игнорирование интересов окружающих, пренебрежение нормами и законами в угоду своим потребностям и целям, ориентация на материальный успех любой ценой стали подменять духовные и нравственные цели, ориентиры и ценности.
Термином «неформальное объединение» обозначают несколько принципиально различных явлений. Это и группы социальной инициативы, и клубы по интересам, и подростковые банды. В подростковых общностях возникает своеобразная субкультура (называемая еще контркультурой), определяющая поведение и мировосприятие ее членов. Неформальный мир делится на пронизанные внутренними связями движения, члены которых строят свое поведение в соответствии с несколькими видами контркультурных стилей.
Среди них есть объединения, которые в большей степени формируют предпосылки для грубого поведения, конфронтации с обществом и даже агрессии. Сообщества скинхедов, отличающихся склонностью к вербальной и физической агрессии, панков, стремящихся вызвать к себе отвращение окружающих (ярко расписывают лица, бреют головы, ходят в рваной одежде с собачьими ошейниками или цепями от унитаза на шее, используют грубый жаргон), металлистов (агрессивный внешний вид, черная одежда, шипы, металлические украшения), рокеров (нередко злоупотребляющих алкоголем и другими психоактивными веществами), всевозможных спортивных и неспортивных фанатов и множество других неформальных самоорганизующихся групп создают свои правила поведения, часто вступающие в конфронтацию с общественными.
Различные неформальные группы нередко контактируют друг с другом. Более активные и агрессивные сообщества чаще привлекают новых адептов, переманивая их из других групп, привлекая своей внешней формой, стилем поведения и общения членов группы, аурой и эстетикой силы, более понятных и близких целей и задач. В них тянутся подростки и лица с неустойчивой психикой, быстро впитывающие агрессивность и нормативы выбранного за ориентир сообщества.
Конечно, это вовсе не означает, что все представители таких сообществ и групп обязательно являются грубиянами и хулиганами, циничными и безнравственными. Есть лишь некая средняя линия поведения, статистически чаще демонстрирующая такие эксцессы.
К тому же стоит помнить, что в любом стаде может быть паршивая овца. И пригламуренный метросексуал и яппи, гражданин свободной северной страны Андерс Беринг Брейвик, от рук которого 22 июля 2011 года в Норвегии погибли 77 человек и 97 получили ранения, – наглядный пример того, как психологические ошибки воспитания, травматический опыт детства, эгоцентризм и истероидный радикал имеют большее значение, чем социальная среда и групповая принадлежность.
Эффект толпы может усиливать агрессивность людей. Ситуационные факторы, заставляющие человека в большей или меньшей степени осознавать самого себя, могут служить внешними детерминантами агрессивного поведения. Чем больше людей в группе, тем выше вероятность того, что человек так и останется неидентифицированным, и тем слабее его чувство ответственности за происходящие события.
Множество ситуаций, в которых особенно высока вероятность остаться анонимным или имеется возможность избежать персональной ответственности, могут ухудшать способность к осознанию самого себя и усиливать агрессивность. Напротив, усиление самоосознания может ослаблять агрессию.
Модификаторы внимания ослабляют личное самоосознание – компонент самоосознания, связанный с сосредоточением на собственных ощущениях и мыслях. Например, сильное возбуждение или измененное состояние сознания, погружение с головой в групповую деятельность могут отвлечь внимание индивида от его внутреннего мира. Тогда про него говорят, что он деиндивидуализирован и не может обратиться к своим внутренним нормам, чтобы оценить и изменить собственное поведение. В этом случае поведение больше не контролируется личными нормами.
В современных условиях нарушена регулирующая и контролирующая роль социальных институтов. Нарушена иерархия жизненных потребностей – физиологических (в самосохранении), социальных (в признании и престиже), личностных (в самореализации) – и затруднено их удовлетворение.
Это стало возможным потому, что социальные институты утратили свое предназначение – освобождать граждан от проявления неупорядоченной активности, перенапряжения сознания в связи с беспрестанным принятием решений в ситуации нестабильности и неопределенности, борьбы за выживание как физической, так и в значительной степени социальной. Эти институты, сообщества, авторитетные представители прошлых поколений перестали формировать потребности и интересы членов общества, их нормативные установки, образцы социальной деятельности.
Общеизвестно негативное влияние средств массовой информации на пропаганду насилия. Обилие сообщений о безнаказанности заказных убийств, криминальных разборках, рейдерских захватах, всесилии мафии, непобедимости коррупции и отсутствии реакции общества снижает чувствительность населения к отклонениям и деструктивным формам поведения.
Согласно теории когнитивных неоассоциаций, «то, как люди реагируют на прочитанное, услышанное или увиденное, зависит в основном от их интерпретации этого сообщения, идей, заложенных в нем, и мыслей, им пробуждаемых». В сущности, теория предполагает, что воздействие масс-медиа объясняется праймингом – активацией специфических воспоминаний в памяти.
Показываемое в средствах массовой информации насилие может пробудить соответствующие мысли и идеи. Эти мысли затем могут «актуализировать конкретные эмоции и даже специфические тенденции поведения».
Поскольку проблема сексуальной агрессии чрезвычайно актуальна как в прикладном, так и в теоретическом отношении, довольно хорошо изученным оказался вопрос о том, какое влияние на человеческое поведение может оказывать порнография. Порноматериалы, изображающие женщину в качестве объекта насилия, в отличие от обычной, «ненасильственной» порнографии, оказывают гораздо более сильное провоцирующее воздействие и во многих случаях подталкивают мужчин к сексуальной агрессии.
Спортивные зрелища, включающие в себя элемент насилия, способствуют усилению агрессивности и в зрительской среде. Если просмотр подобных зрелищ сочетается с еще одним индуктором агрессии – алкоголем, это значительно усиливает возможные всплески грубости, хамства и агрессии.
Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных мер ответственности за содеянное и процедур ее наступления способствует расширению грубого поведения в обществе.
Поскольку не каждый в трудный период, личностный или социальный кризис становится агрессивным и тем более преступником, проявление грубости и хамства определяется, скорее всего, сочетанием отрицательных факторов внешней среды и психологических особенностей личности.
Помимо упомянутых факторов могут оказывать влияние и множество других: плохое настроение, агрессия других лиц (особенно если она воспринимается как намеренная), ситуация невозможности реализовать свои актуальные потребности, условия жесткой конкуренции между взаимодействующими сторонами, присутствие лиц, провоцирующих конфликт, и т. п.
Сами по себе перечисленные факторы грубого и агрессивного поведения не являются фатальными, то есть не указывают на неизбежность проявления агрессии индивидом. Прямо или косвенно они воздействуют лишь в определенном контексте, в конкретной ситуации, в особом сочетании (констелляции) обстоятельств и условий, создающих специфические отношения между агрессором и жертвой.
Такие ситуации – события в окружающей среде, внешние обстоятельства – действуют не сами по себе, а только в том случае, если человек, исходя из собственного жизненного опыта, стереотипов, убеждений и установок, интерпретирует их как угрозу его безопасности. Важным условием реализации агрессивности являются когнитивные особенности человека.
Человек, предрасположенный к агрессии, может как проявлять ее в объективно сложившихся и удобных для него ситуациях, так и делать это в специально созданных им и благоприятствующих агрессии обстоятельствах. Но главное заключается в том, что он может и должен контролировать проявления собственной агрессивности, если только не страдает серьезным психическим и поведенческим расстройством.
Решающую роль в агрессивном поведении человека играют социальные, личностно-психологические и биологические факторы, но не каждый в отдельности и не арифметическая их сумма, а действующие в контексте целостной личности и в связи с конкретной жизненной ситуацией.