Глава 3. Виновата ли я?
Личностные особенности грубиянов
Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нем?
– Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.
– Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, – ответили ученики.
– Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце.
Определенные люди обладают склонностями и характерными чертами, предрасполагающими их к агрессивным выпадам против окружающих. На проявления грубости, хамства и агрессии могут влиять различные особенности личности.
Большинство из нас могут вспомнить среди своих знакомых тех, кто из-за необычно высоких или низких «точек кипения», резкого или мягкого стиля поведения и других факторов казались особенно склонными или же, напротив, не склонными к агрессивным действиям.
Большое значение имеют и такие качества человека, как жадность, жестокость, хитрость, завистливость, лживость, эгоцентризм, напористость, склонность к соперничеству, перфекционизм, нетерпеливость, авторитарность. Они во многом определяются характеристиками родительской семьи, ее составом, качеством и неблагоприятными условиями воспитания. Потворствующие развитию грубости и агрессии обстоятельства возникают в семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, наркоманией и психической неуравновешенностью, что порождает бурные конфликты в семье, нередко с драматическими ситуациями (угрозы убийства, драки и другие формы насилия). Антисоциальное окружение в детстве и «дурные компании» в подростковом возрасте способны насадить негативное мировоззрение, агрессивные формы и стереотипы поведения.
Существует зависимость агрессии от структуры личности. Л. Берковиц, Р. Бэрон и Д. Ричардсон связывают агрессивность с такими качествами, как страх социального неодобрения, обидчивость и раздражительность, склонность ощущать себя некомпетентным, готовность к чувству вины и др.
К. Хорни указывает на факт агрессивного драйва (потребности в агрессии), определяя его термином «невротическая потребность в силе»: «Эта потребность проявляется в стремлении к силе ради нее самой, неуважении к другим, огульном восхвалении силы и презрении к слабости.
Люди, боящиеся проявлять силу открыто, могут пытаться управлять другими посредством интеллектуальной эксплуатации и превосходства». К. Хорни упоминает и о других «невротических» агрессивных драйвах: «стремлении эксплуатировать других», «стремлении к личным достижениям» и паразитизме.
Агрессивность не свойственна зрелой личности. В. Франкл указывает, что всегда существует альтернатива агрессии и аутоагрессии – «воля к смыслу жизни». Агрессия, по А. Маслоу, присуща личностям с дефицитарными потребностями.
Зрелый и состоявшийся индивид если и бывает агрессивным, то только в том смысле, что его деятельность направлена на устранение причин, порождающих насилие.
К когнитивным (мыслительным) факторам причисляют прежде всего определенный способ мышления, опосредующий агрессивное поведение. Это так называемые агрессивные убеждения, то есть сознательные представления о нормативности (приемлемости и правильности) агрессивного и деструктивного поведения.
Казалось бы, что могут значить всего лишь мысли? Но от одного брошенного снежка может сойти лавина.
Что будет, если бросить лягушку в кастрюлю с горячей водой? Она немедленно «решит»: «Здесь неуютно. Надо быстрее уносить ноги», – и тут же выскочит. А что, если ту же самую лягушку положить в кастрюлю с холодной водой, поставить на плиту и постепенно нагревать? Лягушка расслабится. Она, конечно, заметит, что становится теплее, но «подумает»: «Немножко лишнего тепла не повредит». А закончится все тем, что она сварится.
Многое в жизни накапливается постепенно. Долги, лишний вес, плохое здоровье и вредные привычки, в том числе привычка раздражаться и испытывать гнев. Помните о тенденциях. Нельзя недооценивать мелочи. Как говорил Н. Макиавелли: «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам».
Подобные факторы действуют, например, когда определенные ситуации трактуются как угрожающие и требующие упреждающего применения агрессии или когда осознанно выбирается неконструктивный способ реагирования в ситуации фрустрации.
Иногда неадекватно завышенную самооценку также включают в перечень когнитивных факторов агрессивного поведения. В клинических случаях к когнитивным факторам следует, вероятно, отнести умственную отсталость неглубокой степени тяжести, а также вызванное болезненным процессом снижение интеллекта.
Среди эмоциональных факторов рассматривают склонность к эмоциям злости и гнева, мотивирующим агрессивные действия, повышенную аффективную возбудимость в ситуации фрустрации, тревожность, аффективные расстройства (мания, депрессия, дисфория) и эмоциональную неустойчивость.
Волевые факторы, как предполагается, обеспечивают определенный уровень контроля эмоциональных реакций и поведения в целом, способность противостоять стрессовым ситуациям.
Факторы бессознательного, по мнению некоторых исследователей, определяют стереотипы агрессивности и агрессивные установки индивида. Агрессивные установки представляют собой неосознаваемое состояние готовности человека к агрессии в определенной ситуации, а агрессивные стереотипы – устойчивое враждебное поведение, повторяемое в неизменном виде, лишенное раздумий и рефлексивности.
Некоторые типы личности более других склонны к агрессии.
Возбудимые личности. Обычно отличаются недостаточной управляемостью. Это выражается в том, что типичными для образа жизни и поведения человека становятся не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а импульсивные влечения, инстинкты, трудно контролируемые побуждения.
Направляют поведение такого человека его сиюминутные желания, идеи и интересы. Влечение у возбудимых личностей сводится, главным образом, к стремлению к разрядке скорее физического, чем психологического (духовного) свойства.
Часто возбудимые личности отличаются атлетическим телосложением. Обладая большой физической силой, в состоянии аффекта они могут становиться зверски жестокими, ведь под влиянием сильных эмоций и психического возбуждения физическая сила значительно возрастает. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость.
Напротив, и в мимике, и в словах они дают волю раздраженности, жестко заявляют о своих требованиях или же со злостью, а иногда и скандалом, удаляются.
В результате такие люди по самому незначительному поводу вступают в ссору с начальством и сослуживцами, грубят, проявляют агрессию, могут резко уволиться, не отдавая себе полноценного отчета в возможных последствиях.
По мере возрастания гнева личности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходят к «делу», то есть драке. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых личностей опережает слова, так как они вообще не очень склонны обмениваться мнениями, если не считать ругательств.
Импульсивны проявления таких людей и в сексуальной сфере, однако у мужчин это не очень бросается в глаза, так как они, будучи неумеренными в половых потребностях, часто длительное время не меняют партнершу, более того, довольно прочно к ней привязываются. Впрочем, это не имеет никакого отношения к верности, просто с данной женщиной инстинкт удовлетворяется наиболее полно.
Если же таких людей охватывает влечение к другой женщине, то они без раздумья ему следуют. Они неразборчивы в половых связях, особенно в молодые годы, и часто становятся отцами внебрачных детей.
Женщины также часто отличаются постоянством в отношении избранного партнера, у немолодых женщин нередко устанавливаются длительные половые связи.
Возбудимые личности – молодые девушки, а также эпилептоидные психопатки – в юном возрасте нередко полностью лишены моральных устоев и легко вступают в сексуальные отношения со многим мужчинам. Некоторые из них начинают заниматься проституцией.
Уголовные преступления эпилептоидных психопатов мужского пола чаще всего связаны с грубыми актами насилия. Вообще моральные устои в жизни возбудимых личностей не играют сколько-нибудь заметной роли и не могут служить сдерживающим фактором.
Пассивно-агрессивные личности. Люди с пассивно-агрессивным расстройством личности имеют противоположный стиль поведения, который свидетельствует об их нежелании получать признание и поддержку от людей, обладающих властью.
Их главная проблема состоит в конфликте между желанием получить выгоды, которыми жалуют власть и обладатели ресурсов, и стремлением оставаться независимыми. Они пытаются поддерживать отношения, становясь пассивными и покорными, но когда ощущают, что потеряли независимость, ниспровергают власть.
Их внутренние скрытые убеждения связаны со следующими представлениями: «Невыносимо быть под контролем других». или «Я должен делать все по-своему», или «Я заслуживаю одобрения за все, что сделал».
Их конфликты выражены в столкновении следующих убеждений: «Мне нужно, чтобы некто сильный, облеченный властью поддерживал меня и заботился обо мне», «Я должен защищать свою независимость и самостоятельность», «Если я придерживаюсь чужих правил, то теряю свободу действий».
Типичной эмоцией является сдерживаемый гнев, который связан с противодействием правилам, установленным «властью». Он является осознаваемым и сменяется тревогой, когда такие люди ждут репрессий и находятся под угрозой прекращения «подпитки властью».
Антисоциальные личности. Антисоциальное расстройство личности может принимать разнообразные формы – от коварства, манипуляции и эксплуатации до прямого нападения.
Эти люди считают себя одинокими, независимыми и сильными. Некоторые из них полагают, что общество и отдельные люди злоупотребляют ими, обращаются с ними жестоко, и оправдывают этим притеснение других людей, так как считают себя притесняемыми. Другие могут просто принимать на себя роль хищника в «жестоком» мире, где нарушение правил, по которым живет общество, является нормальным и даже желательным.
Они воспринимают окружающих людей либо как эксплуататоров, заслуживающих того, чтобы их также эксплуатировали, либо как слабых и уязвимых и поэтому пригодных для роли жертвы.
Убеждения этих людей таковы: «Я должен быть начеку», «Я должен быть агрессором, иначе стану жертвой». Антисоциальная личность также полагает: «Все люди – лохи или слизняки» или «Все они занимаются эксплуатацией, поэтому я тоже имею право эксплуатировать их». Такой человек полагает, что имеет право нарушать правила, которые произвольны и предназначены для защиты «имущих» от «неимущих».
Убеждения антисоциальных личностей носят эгоцентрический характер: «Если я не буду помыкать людьми (манипулировать ими, эксплуатировать их, даже нападать на них), я никогда не получу того, что заслуживаю», «Сделай другого, пока он не сделал тебя».
Основные стратегии таких людей делятся на два класса.
Откровенно антисоциальная личность открыто нападает, грабит и обманывает окружающих. Более тонкий тип – «ловкий мошенник» – стремится привлечь других людей и с помощью проницательной, тонкой манипуляции эксплуатировать или обманывать их.
Единственное открытое проявление эмоций у таких личностей – гнев по поводу того, что окружающие люди имеют что-то такое, чего у них нет, но чего они, конечно, гораздо больше заслуживают.
Нарциссические личности. Ключевое поведение для такого типа личностей – возвеличивание себя. Нарциссические личности искренне воспринимают себя как особенных и уникальных – почти как принцев или принцесс, «голубую кровь» и «белую кость» – без веских для того биологических, социальных или родовых предпосылок.
Они полагают, что занимают особое положение, которое ставит их выше массы обычных людей и общепринятых правил. Себя же рассматривают как лучших представителей рода людского и поэтому имеющих право на особое расположение и благосклонное обхождение.
Всех прочих людей они автоматически считают хуже себя, но не так, как антисоциальные личности, а расценивая окружающих как своих подчиненных, почитателей или, на худой конец, избирателей.
В то же время им приходится становиться зависимыми от окружающих, поскольку они ожидают и даже ищут их восхищения прежде всего для подтверждения собственного величия и сохранения своего имиджа, «высокого положения».
Ведущие убеждения нарциссических личностей следующие: «Поскольку я особенный, то заслуживаю особых льгот, привилегий и прав», «Если люди не признают моего особого положения, они должны быть наказаны», «Если я должен поддерживать свое особое положение, мне следует ожидать и добиваться позитивного расположения со стороны всех окружающих».
Их самая частая эмоция – раздражение или гнев, возникающий, когда другие люди не проявляют восхищения ими или уважения к ним, на что, по их мнению, они имеют право, или же когда им перечат.