Вы здесь

Не книга. Азбука современного человека. Потреблядство. Робин Гуд и Шарикoff. #НЕРАВЕНСТВО #ПОТРЕБЛЯДСТВО (Франц Вертфоллен)

Потреблядство. Робин Гуд и Шарикoff

#НЕРАВЕНСТВО #ПОТРЕБЛЯДСТВО

Любой труд достоин уважения. Бесспорно.

Любой труд достоин одинакового уважения. Ложь.

Вы одинаково уважаете труд мелкого клерка в Макдональдсе и труд светила нейрохирургии?

В этом маленьком нюансе и заключена вся суть потреблядства.

Но вернемся к Radiohead: через шесть лет после успеха In Rainbows группа открыто заявляет, что такой выпуск альбома был ошибкой. То, что тогда казалось ниспровержением корпоративной музыкальной индустрии, оказалось просто перераспределением капиталов. Деньги, которые раньше забирали себе лейблы, теперь оседают на счетах Apple или Google.

Робин Гуд отнял деньги у шерифа, чтобы передать налоговику.

И это – хуже: шериф при всей его жадности с народом сжился, к плебсу привык. Налоговик – лицо куда более оторванное от нищей толпы. Бедных этих он в глаза не видел, у церкви не встречал и судит за дело и сурово, а не с привившимся уже снисхождением.

Не понятно? Метафорично?

Извольте. Лейблы копались в куче навоза, извлекая оттуда редкие стоящие вещи и спасая тем самым толпу от необходимости выбора. Это понятно. Нокак? Помимо отмытия стекляшки от навоза, лейблы еще доводили до неразборчивой толпы, что стекло – не навоз, янтарь – не стекло, а алмаз – не янтарь. Но и на этом работа их не заканчивалась: хорошо ограненный бриллиант стоит куда больше, чем алмаз-сырец, следовательно, там, где изначальные данные позволяли, лейблы старались превращать алмазы в бриллианты.

Что мы имеем теперь? Google или iTunes, твердо опираясь на эффект длинного хвоста, точно знают, что продастся любая дрянь, была б она только онлайн. Иначе говоря, интернет-монстры не ищут музыки, кино, фотографий, они ищут контент, качество которого им глубоко безразлично.

Но больше всех от такой рокировки пострадал сам Робин Гуд.

Больше всего от замены звукозаписывающих компаний такими корпорациями как Apple и Google, а CD-дисков – выкладыванием онлайн – больше всего от демократизации музыки страдают сами музыканты. Ту же ситуацию мы будем наблюдать во всех других сферах: кино, фотография, живопись, скульптура, видеоигры, литература… список бесконечен.

Все эти артисты сегодня должны сами себе быть и продюсерами, и инвесторами, и маркетологами, и PR-агентами, не забывая, естественно, в этих крысиных бегах о производстве главного – контента.

Здесь многие мне заявят – краудфандинг спасет нищего артиста. Краудфандинг – это финансирование своего проекта с помощью коллективного сбора денег, чаще всего в интернете.

Кстати, крупные капиталисты-эксплуататоры – будь то лейблы, киностудии или разработчики – знают о контроле качества, а большинство инди-музыкантов, режиссеров, программистов – похоже, считают, что такие знания офисного планктона им ни к чему – они же артисты.

На этой планете краудфандинг, как и длинный хвост, это создание, размножение и продажа хлама… с редкими проблесками надежды.

Краудфандинговые платформы ничем не отличаются от Apple и Google. Им нужен контент. С момента, как потребитель что-либо финансирует, они зарабатывают, а что он там финансирует – пьяного эскимоса или завод по производству подстилочек под коврики для йоги – это, знаете ли, глубоко безразлично.

Вот и в сказках: шериф – сволочь, налоговик – сволочь, а Робин Гуд – дурак.

Раньше Том Йорк клеймил лейблы, теперь клеймит Google, а все – мимо.

Цель и тех и других – прибыль, и это не секрет.

Навозных мух на планете куда больше, чем людей. Да вот незадача – покупной способности у них нет. Но если сделать так, чтоб мухи могли покупать, это был бы самый выгодный рынок – самый большой.

Фантастично? Отнюдь.

Когда-то покупная способность была больше сосредоточена в руках аристократии и банкиров-финансистов, крупных ученых-предпринимателей, как доктор Преображенский («Собачье сердце»), например. Потом она ушла в народ – к Шариковым. Шариковых несравненно больше, чем Преображенских, и им не нужны музыка, кино или литература. Шариковым нужен контент. Гопник с базара не увидит разницы между Бахом и «ты кто такой, до свиданья». Но предпочтет второе, потому что оно – понятней.

Вот они те нищие и убогие, которых так хотел спасать Робин Гуд. Вот с кем воевать бы солисту Radiohead за качество музыки.

Потреблядство – это принципиальное незнание разницы между бриллиантом и навозом, а, следовательно, одинаково потребительски-блядское отношение к обоим: и к навозу, и к бриллианту.

Но самое интересное – детали, а они впереди.