Потреблядство gangnam style
#ВИДЕНИЕСУТИ
2007 год. Radiohead выпускает альбом In rainbows и позволяет всякому скачать его по той цене, которую этот всякий сочтет для себя приемлемой, хоть бесплатно. Казалось бы – опасно полагаться на людскую совесть. Но альбом ждет удивляющий финансовый успех. По окончанию эксперимента, Том Йорк заявляет, что на In Rainbows группа заработала в разы больше, чем на предыдущих альбомах.
С тех пор только ленивый не пробовал этот путь. Счастливы артисты, счастливы фанаты, обделены лишь лейблы-капиталисты-эксплуататоры, накручивающие цены и борющиеся с пиратством. Чудо-интернет, свобода, равенство и братство.
Прошли годы. Sony Music как «эксплуатировал», так и «эксплуатирует», а сдохли как раз небольшие инди-лейблы, которые и снабжали массы более-менее альтернативной музыкой.
Успех In Rainbows оказался не больше, чем успехом тыкнувшего в небо и случайно попавшего в мимолетное облачко человечка.
На место In Rainbows можно подставить любой другой информационный продукт – фильм, книгу, видеоигру, даже картину – схема не поменяется.
Итак, почему больше ни у кого, даже у самих Radiohead не получилось повторить их же успех?
Представим, что есть творец, и он хочет осчастливить этот суетный мир своими творениями, хочет продать нам побольше песен/картин/фотографий/хендмейда и прочего хлама.
Как нам уже известно, мух на планете больше, чем слонов. В любом деле мусора куда больше, чем результата. Раньше в этой помойке копались лейблы, выискивая в навозе хиты. Теперь в сети это надо делать вам, а вы не хотите, потому что на самом деле вы ненавидите свободу выбора. Выбор заставляет думать, это полбеды. Выбор порождает ответственность за будущее. Диктатура – освобождает. Вот тебе оно одно, и это одно лучшее, потому что другого у тебя все равно не будет. Интернет сделан для счастья человека, вот он и вводит диктатуру через различные тренды и топ-листы. Но если раньше у редких овец в ответ на слишком явную диктатуру да возникало псевдостремление к какой-то эфемерной свободе, то теперь никто, ни дай бог, не сделает шагу вправо или влево от общей линии, потому что сегодня там не стоят КГБшники с гулагами, нет там и толстого лейбла-капиталиста-эксплуататора. Нынче там абсолютный ужас – нынче там ВЫБОР.
Свобода, однако.
Что в такой ситуации спасет начинающего творца? Сарафанное радио. Но сарафанное радио означает необходимость в большой сети знакомых. Выходит, знаменитыми становятся самые коммуникабельные.
Вы все еще верите в коммуникабельность? Клики, лайки, комментарии, просмотры. Зря.
Лет 10 назад, при хорошем стечении обстоятельств, может быть вы бы что-то и поимели. Сегодня коммуникабелен каждый. Все дают, никто не берет. Это как рынок, где все продавцы и ни одного покупателя. Кукушка и петух могут ухвалить друг друга до эпилепсии, товары их от этого не продадутся. Кукушке на хрен не нужно то, что ей впаривает петух, а петуху соответственно – то, что ему впаривает кукушка.
Я вам скажу даже больше – товары петуха и товары кукушки на самом деле даже не товары – хлам. И раньше даже чернь это бы распознала, но не сегодня. Восприятие изменилось.
Вы думаете, я про Twitter и Facebook, про то, что люди привыкают к самой поверхностной информации с максимальным объемом в сто сорок значков? Про то, что они словно лишаются памяти и ведут себя как больные после лоботомии?
Отнюдь.
Думаете, под изменением восприятия я подразумеваю то, что внимание становится рассеянным и от короткости видео, количества вкладок, ссылок человеческий мозг, в принципе, отучается сосредотачиваться более чем на три минуты и то самого простейшего материала? Нет. Слишком уж это все очевидно, господа.
Ваша ситуация хуже.
Когда все люди научатся читать, человечество разучится мыслить. Фридрих Ницше.
Раньше книги писались учеными людьми и читались публикой. Сегодня книги пишутся публикой и не читаются никем. Оскар Уайльд.
Глаголы СЛЫШАТЬ, ЗНАТЬ и ПОНИМАТЬ обозначают абсолютно разные действия.
Глаголы УСЛЫШАТЬ и ВДУМАТЬСЯ – тоже абсолютно различны, как различны теория и практика.
И синонимом ни одно из этих слов другому быть НЕ МОЖЕТ.
Остановитесь, не говорите мне, что вы это знаете – вдумайтесь.
Вернемся к нашему артисту. Предположим, он преодолел-таки барьер из перебора выбора, оказался самым коммуникабельным и даже сумел впихнуть себя другим петухам и кукушкам. Тут-то на финишной прямой, он и налетит на рифы потреблядства.