Вы здесь

Не книга. Азбука современного человека. О правителях и моде (Франц Вертфоллен)

О правителях и моде

#ИЕРАРХИЯ #МИРОВОСПРИЯТИЕ


Жил-был во Франции король-солнце Людовик XIV, был он далеко не прекрасен – полноват, маловат, лысоват, но умен. Настоящий ум имеет свойство в глазах собеседников затмевать недостатки.


Вороватые чиновники в домах и кабинетах до сих пор стараются копировать его Версаль. Получается жалко, но чиновники упорны.


«Это глупый церемониал», – заявляет Мария-Антуанетта Копполы строгой фрейлине. «Это Версаль, мадам», – отвечает та, взглядом добавляя «а ты – вошь».


И фрейлина права.


Мое первое знакомство с Версалем убедило меня, что не бывает неважных деталей, глупых церемониалов и «мужику одной футболки хватает». Мужику-крепостному – безусловно, а вот если вы не вошь, то никак.


Дарий Великий в Персеполисе сделал фантастическую тронную залу, со сложным освещением зеркалами так, чтоб царь на высоком троне, на огромном постаменте сиял в луче света как божество. Людовик XIV явно думал о Дарии, одобряя чертежи зеркальной галереи. Вы входите и – солнце в зеркалах на всю стену. Ослепленной мухой ползете, вас разглядывают придворные в золоте, кружевах, невероятно искусственных париках, что делает их еще менее похожими на людей, ползете тудаааа… к концу галереи, где на золотом постаменте, на сияющем троне сидит Король. И все это время вы слышите невидимые скрипки и флейты (вы ж не думаете, как жарко и потно музыкантам, спрятанным в узких, абсолютно непроветриваемых проходах за зеркалами, вы думаете – флейты, Люлли), и тут король снисходит: «Мы, Король Франции, король-солнце, Людовик XIV приветствуем тебя».


И да, каждая трапеза короля – церемония из не одного десятка блюд, когда все вокруг стоят и смотрят, как его Величество вкушает… как Величество вкусит, тогда и все остальные едят – доедают. И вообще, честь это – быть приглашенным посмотреть, как король ест. Даже если не увидите короля (а вы думали, вы один такой приглашенный), насладитесь музыкой, если повезет, еще и садами, а то и целым шоу для сопровождения обеда его Величества, чтоб переваривалось ему быстрей.


Не дай вам бог прийти ко двору не по форме – не на каблуках, в парике, сюртуке, расшитом золотом или хотя бы серебром, без рубашки в гентских кружевах, или хотя бы в кружевах из Лиона. Вас не просто вышвырнут, вас больше никогда не пригласят. Крест рисуйте на себе и карьере.


Умный человек – Людовик XIV. Самолюбовался? Если вы имбецил, вам всякое действие умного – самолюбование. Боролся с Фрондой. В детстве Фронду пережив, Луи решил, что никогда, ни один человечек больше в его божественности и праве на власть не усомнится. Ни один посол-иностранец не посмеет сказать, что двор Франции – конюшня. Наоборот, все будут сидеть и облизываться лисой на виноград – вы так отвратительно аррогантны, так отвратительно… господи, что бы только я ни отдал, чтоб ты сделал меня таким же!


Можно как Сталин утверждать власть карой за сомнения в тебе, а можно сделать так, чтоб никому и в голову не пришло сомневаться. Не «Франция – это он, а то повесят», а «Франция – это он, и иначе быть не может, потому что король наш – солнце».


Такому подходу помогает мода. Мода вообще родилась из иерархии и необходимости обожествить правителя, выделить его, чтоб о неподчинении мыслей не возникало. И то – правильно. Потому что с людьми хаос – не рай и отсутствие насилия, цветочки, бабочки, травка. С человеческими приматами хаос и анархия – это Россия 1917-го года. Пьянь на улице, Шариковы разбушевавшиеся, крики «глазик выколю, один останется, чтоб видала, мразь, кому кланяться». Это рэкет, изнасилования и всеобщий страх всех перед всеми. Мир «Безумного Макса». Ангола и Сьерра-Леоне, где все равно появляется иерархия: маленькие местные вожди-каннибалы с золотыми АК.


(статья предваряла видео из Музея Искусств Лос-Анджелеса (LACMA) об истории моды, ссылка ниже – прим. редактора)


История моды – интересная вещь. Есть там кадры с прогулки в LACMA, снимать пришлось по-партизански, но вы себя все равно проявляйте – смотрите и делитесь, тогда будет вам больше LA, NY, США… любых приятных мне мест.


Видео получилось веселым.


Кто спрашивал о моем отношении к глянцу, что я думаю о fashion-индустрии в целом, можно ли там поднять хорошие деньги, вам тоже сюда.