О поколении «арендаторов»
#ЭКОНОМИКА #КАПИТАЛИЗМ #СВОБОДА
Человеческое существо логику не любит.
В чистых ее проявлениях – топчет.
Особенно журналисты.
Как не превратить причину в следствие, а следствие – в причину?
И нет, за этим не стоит никакой «Большой Брат» (или пора уже апеллировать к «Голодным играм» для большей близости к аудитории?), за этим есть только обычнейшая нелюбовь ко всему разумному.
После Таймса говорить об «арендаторах» стало модным.
Факт, наконец, признали.
Разрешили быть.
Но какие причины нашли: «люди больше не хотят слышать о том, какой вы купили дом, им интереснее, как хорошо вы провели в нем выходные» или «новое поколение куда больше дорожит своей мобильностью и временем, чем предыдущие» или «люди стремятся жить для себя и не хотят жить для работы».
Посмотрел бы я на этих эмоциональных, повально не таких как все, путешественниковсвободолюбителей предложи им кто $10 млн. в месяц, с учетом налогов и отчислений, за скучнейшую, планктоноообразную офисную работу.
Кто отказался бы?
Так ведь не предлагают.
Посмотрел бы я с каким энтузиазмом будет слушать вас стандартный человечекинстаграмщик-фэйсбукман, когда вы будете рассказывать ему, как замечательно вы провели субботу, потому что волны были выше солнца и ветер сдувал с них пену, и что если жить, то только так – на черных пляжах Исландии рыбаком в шторм.
А скажите: я провел выходные на пляже в доме за $25 млн. – его внимание вам обеспечено. И думаете, он станет рассуждать, как там красивы закаты? Нет, он воодушевленно расскажет вам, что видел не в Исландии, но в Австрии домик за 35, но такой… а еще можно на островах… а модно сейчас, когда недвижимость…
Так что «before we go out, tell me, what’s your address» не предполагает дикого эмоционального восхищения нематериальными проявлениями.
Причины поколения «арендаторов» куда проще, чем любовь к свободе или возросшая повальная креативность, чтобы ну просто куда ни плюнь – личность.
Причина – всего лишь возрастание финансовой напряженности, ожидаемая и предсказуемая при капитализме.
Так, разницу между владением и получением удовольствия/пользы люди стали замечать не потому, что внезапно окреативились и возлюбили свободу, а потому что денег у них нет. Если бэбибумеры могли позволить себе быть хозяевами, то их детям это уже слишком опустошает карман – соблазнов больше, а денег меньше. Вот главная причина любви к аренде.
И тот факт, что сегодня молодые люди меняют работу раз в три года, тоже никак не связан с артистичностью. Если для их родителей стабильное возрастание заработной платы обеспечивалось длительной работой на одну компанию, то сегодня стабильный рост зарплаты возможен лишь при перемене рабочих мест.
И такой рост фрилансеров, аутсорсинга тоже лишь одно из следствий все возрастающей финансовой напряженности.
Количество фрилансеров растет не потому что какой-нибудь мамаше из Оклахомы или Нижнего Тагила удобно работать на дому, а потому что корпорациям удобно сокращать штат, раздавая обязанности одного штатника пусть трем фрилансерам, но дешевле.
Массовая экономика требует постоянного удешевления стоимости. При этом деньги постоянно обесцениваются и стоимость, наоборот, должна возрастать. Чтобы победить, нужно либо становится сверхмассовым, что и было примерно с 90-х по 2010-е годы, когда корпорации сливались для обеспечения большей прибыльности, либо удешевлять себестоимость товара. А еще лучше – и то, и другое.
Так появились фрилансеры.
Вовсе не оттого, что Майкл любит путешествовать и не хочет работать в офисе, Оля – молодая мама, а Паша – вообще музыкант и только подрабатывает.
Между прочим, жить в аренду, так называемый «эффект принца», знать практиковала еще в Древнем Египте. Технологии и банки лишь массифицировали явление.
И, пожалуйста, господа, давайте больше не будем о креативности, личности и прочем подобном онанизме.
Лучше быть абсолютно не креативным, но умеющим слушать и обрабатывать информацию существом.
Лучше вообще не любить путешествия, вот ни капельки, но уметь восхищаться и отличать жопу от пальца, а банальщину от мысли.
Лучше быть ну совсем офисным планктоном, но с верным чувством юмора и умением ценить красоту,
читающим Старшую Эдду в оригинале
на тихоокеанских пляжах восхищенному молодому человеку, к своему стыду еще не говорящему на древнеисландском и иногда что-нибудь пописывающему в интернет.