«Философия» ошибок
Гроссмейстер по шахматам Иванов сделал ход пешкой: h2-h4. В ответ, гроссмейстер Сидоров сделал ход конём: с8-d6 и проиграл. Гроссмейстер Иванов сделал правильный ход, а Сидоров совершил ошибку, потому и проиграл.
В следующей партии гроссмейстер Сидоров, проанализировав проигранную партию, на тот же ход соперника: h2-h4, ответил ходом пешки е7-е6 и выиграл. Получается, что Иванов совершил ошибку, а Сидоров сделал правильный ход.
Один и тот же ход: h2-h4, в одном случае правильный, в другом ошибочный.
Пикантность ситуации в том, что «правильность» или «ошибочность» в руках не действующего, а противодействующего.
Критерием «правильности-ошибочности» служит конечный успех. Победил – ход был правильным, проиграл – ход был ошибочным. Вот откуда: «Победителей не судят, судят победители». Сам по себе обозначенный критерий предопределяет ожесточённость противоборства, особенно военного.
Увы, мы обречены на ошибки. Жизнь не принимает никаких мнений, гипотез и теорий. Она признаёт только результаты действий. И только по ним она судит о мнениях, гипотезах и теориях. Жестоки, порой, действия, печальны результаты, но нет других способов выявить и обозначить «неправильность» – только через сделанные ошибки. Чтобы узнать ошибку, надо ее совершить, надо действовать. Вот откуда: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».
После того, как всё произошло, мы все знаем, что и как надо было делать. Но и здесь большой вопрос. Мы можем планировать наши действия, но ответные действия нам не известны. Не исключено, что было бы ещё хуже, чем стало. И обратного никто не сможет доказать, поскольку Жизнь повторить невозможно. Вот откуда: «Не судите, да не судимы будете».
Осуждая прошлое за ошибки, не будем забывать, что наше прошлое породило нас. Может, без ошибок прошлого Мир был бы лучше. Может быть. Но тот Мир был бы без нас, ныне живущих, поскольку всё пошло бы совсем по-другому. Лично мне приходится признать: если бы не миллионы и миллионы погибших, замученных, покалеченных судеб в предшествующую историю – я бы не увидел этот прекраснейший из Миров.
Такова печальная «диалектика».