Глава 2
Анатолий ехал домой размышляя о предстоящем разговоре с женой. Он поднялся в лифте, вытащил ключ из кармана и открыл квартиру. Повесив куртку в шкаф, прошел в комнату. На журнальном столике лежали свежие газеты, которые он тут же взял, присаживаясь в кресло. Тишина в доме насторожила его, ведь в это время Лена всегда была дома. Отложив газеты в сторону, он прошелся по квартире. Открыв дверь в спальню, увидел супругу, которая лежала на кровати, уткнувшись лицом в подушку.
– Лена, – окликнул он ее, – ты здорова?
– Кажется, здорова, – поворачивая голову к Анатолию, ответила она.
– Извини, может, разбудил.
Он хотел уже закрыть дверь, но она остановила его жестом и села на край кровати.
– Не уходи, нам нужно поговорить.
От неожиданности Анатолий замер. Он ведь сам хотел сказать тоже самое, но передумал в последнюю минуту.
– О чем? – держась за ручку двери, спросил он.
– А ты считаешь, что не о чем, – сказала жена, глядя ему прямо в глаза.
– Лена, давай не будем говорить загадками.
– Давай не будем. Только хочу тебя спросить, почему в твоем мобильном телефоне звонки этой женщины?
– Какой этой? Ты что, проверяешь мой телефон?
– Да, посмотрела. Вчера. Целые сутки думала, как тебя спросить об этом. А что, не имею права?
– Не имеешь. Понимаешь?! Не имеешь! – раздраженно крикнул Анатолий.
– Ты на меня не кричи! Почему я не должна знать, с кем ты общаешься? – повысила голос Лена.
– Ты все хочешь знать! Как я работаю, с кем встречаюсь, с кем дружу, куда хожу. Каждый мой шаг под наблюдением. Сколько раз тебе говорил: иди работать! Может, не так скучно будет! А то целыми днями только по телефону с подружками обсуждаешь меня. Как можно рассказывать всем о нашей семейной жизни? – недоумевал Анатолий. – Как ты не понимаешь, что это только пища для сплетен. Слушаешь всякие советы, которые не нужны ни тебе, ни мне. Иногда ты меня невероятно удивляешь своей тупостью!
– Ты мне не хами! – разъяренно кричала Лена. – Лучше ответь, что за бабу ты возишь в нашей машине?
– Так, видно, ты перешла все границы. У меня это уже вот где сидит, – он показал ладонью возле горла, – я не собираюсь оправдываться по каждому поводу твоей ревности.
– Да! Тебя видели с ней! – опять перешла на крик жена.
– Ты еще всем знакомым скажи, чтобы за мной следили. Лена, меня все это достало! Давай разведемся, – понизив голос, предложил Анатолий.
– Ты что, спятил? – сказала Лена, широко открыв глаза.
– Нет, я серьезно.
Супруга притихла и задумалась. Как гром среди ясного неба прозвучали слова мужа. На мгновение она растерялась.
– Я ухожу от тебя. Так дальше продолжаться не может. Ты меня слышишь? – выпалил он.
Жена молчала.
– Лена, только не молчи. Я решил!
Лена будто потеряла дар речи. Она всю жизнь боялась услышать это от мужа. Сидя на кровати, женщина смотрела в одну точку. И вот, наконец, услышав страшное слово «развод», Лена не могла вымолвить ни слова. Сколько раз они ссорились, но о том, чтобы разойтись, и речи не было.
– Лена, ты ведь всегда не верила мне, – ходил по комнате Анатолий, продолжая свой монолог, – ты шарила по моим карманам, как ищейка, собирала всякие сплетни обо мне, следила. А теперь удивлена? Я вырастил дочь, дал ей образование. Хочу пожить для себя. Мне надоели постоянные упреки, подозрения. Я терпел… Ну, что ты молчишь?
– Значит, это правда, – чуть слышно прошептала она, – а я еще надеялась…
– Что, правда?
– Толя, я была плохой женой? – уже всхлипывая, спросила Лена, вставая с кровати и присаживаясь в кресло, которое стояло рядом.
Она смотрела на Анатолия, широко раскрыв глаза, в которых был испуг и отчаяние.
– Нет, ты хорошая, добрая, и прожили вместе мы долго, но…
– Так, в чем дело? За то, что я хорошая, добрая, ты меня бросаешь?
– Леночка, пойми, может, тебе это больно слышать, но я давно разлюбил тебя. Ведь ты это чувствовала, я знаю. Так случилось. Я ничего не могу с собой поделать.
– Толя, что ты несешь? – прервала его супруга. – Ты всегда говорил, что любишь меня!
Анатолий молчал. Жалость к жене разрывала его душу.
Лена не была готова к такому разговору, ведь она думала, что ее муж никогда не затронет тему развода.
– Я говорю то, что давно хотел тебе сказать, но почему-то боялся. Трус!
– Что ты давно хотел мне сказать? – глядя ему в глаза, сквозь слезы выдавила Лена.
Анатолий не ответил и вышел из спальни. Он стал ходить по квартире, чтобы не видеть расстроенную жену. Он понимал, что ей больно, но дальше так жить просто не мог. В эти минуты Анатолий старался думать о Наташе. Мысленно он внушал себе, что хватит мешкать, пора, наконец, определиться, перестать мучить сразу двух женщин. Ему надоело лгать, выкручиваться, подстраиваться. Он хотел быть самим собой. Анатолий резко остановился, сел в кресло и уставился в серый экран телевизора.
У него разболелась голова. Лена плакала. Ее всхлипывания доносились из спальни.
– Можно сойти с ума от всего этого, – раздраженно сказал он и крикнул: – Лена, перестань плакать! Все живы, здоровы! Не делай трагедии.
Из спальни еще громче стали доноситься рыдания. Анатолий не выдержал, поднялся и подошел к жене. Она вытирала слезы и хваталась за сердце. Испугавшись, он побежал на кухню. Открыв шкаф, где находилась аптечка, дрожащими от волнения руками он вытряхнул упаковки с таблетками, нашел сердечные капли, накапал в воду и быстро вернулся в спальню. Лена посмотрела на него и прошептала:
– Толик, вызывай «скорую», мне очень плохо.
Схватив телефон, муж набрал «03» и бросился к жене в спальню. Анатолий успокаивал ее, гладил по голове, пока не приехала «скорая». Дежурный врач сделал укол, дал рекомендации и, не задерживаясь, быстро скрылся за дверью, сетуя, что у него много вызовов. Вскоре Лена уснула. Анатолий лег рядом. В висках у него стучало, поднялось давление. Он взял с тумбочки аппарат для измерения и надел на запястье. Увидев на табло цифры сто семьдесят на сто десять, пошел за лекарством в кухню, выпил и снова лег рядом с Леной.
Утром, когда проснулся, увидел, что жены рядом нет. Прислушавшись понял, что она дома. Анатолий привычно сунул ноги в тапки и пошел в ванную, заглянув по пути на кухню.
– Доброе утро!
– Доброе, если оно будет доброе, – ответила грустно Лена.
– Как ты себя чувствуешь?
– Тебя это очень интересует?
– Лена, перестань, не нагнетай обстановку. Мне, думаешь, легко? Я спросил о твоем самочувствии, неужели трудно ответить?
– Нормально.
– Вот и хорошо.
В прихожей кошка Мурка нежно потерлась боком о его ноги.
– Мурка, – присев погладил ее Анатолий, – я тебя со вчерашнего дня не видел. И где же ты была?
Кошка промурлыкала в ответ, будто сказала, что вчера всем было не до нее. Анатолий включил воду, посмотрел на себя в зеркало. Провел рукой по небритому подбородку и взял станок для бритья. «Вот я и решил все, – подумал он, – разведусь и уйду к Наташе. Так дальше жить нельзя. Черт, – выругался он, увидев кровь на щеке, – еще и порезался». Убрав с лица пену для бритья, он достал лейкопластырь и заклеил ранку.
Пока Анатолий совершал утренние процедуры, Лена сидела на стуле и смотрела в окно. Мысли о том, что ее семейная жизнь закончилась, не давали покоя. «Как жить дальше? – думала она. – Многие расходятся. Я не думала, что это случится со мной. Нет, я его никому не отдам. Я должна бороться. Кто мне сейчас заменит его? Такие мужики не валяются. Одни алкоголики везде, а если и есть порядочные, то женаты». Она вспомнила, что однажды, уехав отдыхать на курорт, познакомилась с мужчиной и увлеклась им. Дважды осенью ездила в тот же санаторий и встречалась с ним. В течение этого времени они общались по телефону. Анатолий об этом никогда не догадывался и считал ее верной женой. «Но чего в жизни не бывает, – оправдывалась она, – я никогда не хотела разрушать свою семью и уходить к другому. Это было так давно. Была молода, муж был занят работой с утра до вечера, а я искала приключений. Но сейчас хочется покоя и домашнего тепла. Мне с ним легко, он никогда меня не ревновал и вполне подходит для семейной жизни. Я не влюблялась больше. А Анатолий влюбился и не хочет дальше жить со мной? Но ведь я хочу! Если бы не влюбилась тогда, в восемнадцать, то не увела бы его от первой жены, с которой он и года не прожил. Да какая она была жена! Он и женился-то из-за ее беременности. Я ему сочувствовала тогда и считала его поступок благородным. Мне не было ее жалко. Ведь она решила таким путем завладеть мужчиной. Любви там никакой не было. А я как сумасшедшая за ним бегала. Молодая была, красивая. Он влюбился в меня безумно. Так все закрутилось, что даже не подумали о его молодой жене. А ведь какой мужчина был мой Толик! И сейчас все женщины заглядываются! Вот и расплачиваюсь теперь за свои грехи. Нет, я его не отдам!» – твердо решила Лена. Женщина смотрела в окно и вспомнила свою молодость, пока Анатолий не вышел из ванной.
– Завтракать будешь? – ласково спросила жена, увидев мужа.
– Нет, что-то не хочется. Чашку кофе выпью на работе, – натягивая брюки и рубашку, ответил Анатолий.
Быстро набросив куртку и засунув ноги в туфли, он хотел поскорее уйти. Лена поняла, что супруг не будет завтракать, выбежала из кухни и уже у порога спросила:
– Мне тебя ждать?
– Не знаю, – бросил в ответ Анатолий и, закрыв дверь, вышел на улицу.
Было пасмурно. Мрачные темные тучи плыли по небу. Моросил дождь.
«Надо же, даже погода такая, – подумал он, поднимая воротник куртки, – как у меня в душе. Зонт забыл, но возвращаться не буду».
Широкоплечий, немного сутулый, высокого роста, он шел, опустив голову, не обращая внимания на прохожих. Коротко подстриженные густые седые волосы намокли. Подходя к гаражу, Анатолий провел по ним рукой и, распрямив плечи, стряхнул с себя капли дождя. Сообразив, что промок, открыл тяжелую железную дверь и вошел внутрь, завел машину и включил печку. В салон сразу поступил теплый воздух. Он снял куртку, повесил на сиденье, нажал на газ и медленно выехал из гаража. Однако, закрыв ворота, не торопился уезжать. Дворники автомобиля работали как часы. Он задумался, облокотившись на руль.
Мысли о Наташе и Лене не позволяли сосредоточиться. Посмотрев на часы, Анатолий понял, что опаздывает на утреннее совещание.
Много лет проработав руководителем предприятия, он никогда не опаздывал на работу. Сегодня был тот день, когда он изменил привычке и даже не думал об этом.
«Почему так произошло… Только с возрастом ты понял, как изменились взгляды на семейную жизнь. А ведь раньше он об этом и не задумывался. Сделав карьеру и практически добившись всего, стал понимать, что рядом должна быть другая женщина, такая как Наташа, которая бы понимала его, ведь их интересы всегда совпадали. В отношениях была полная гармония. Недаром говорят, что мудрость приходит с годами. Вот она и пришла, незамедлительно расставляя все по своим местам. Если начинаешь прислушиваться к голосу мудрости, меняешь свою жизнь, а если не станешь этого делать, то так и будешь доживать. Ведь жизнь прожита, не стоит ничего менять. Поплывем дальше по течению. Ложишься в постель с нелюбимой женой, зато спокойно…»
Его мысли прервал телефонный звонок.
– Здравствуйте, Анатолий Сергеевич! Все собрались и ждут Вас. Что мне сказать? – услышал он звонкий голос секретаря.
– Здравствуй, Катя! Передай Петру Григорьевичу, пусть проводит совещание без меня.
Отключив телефон, он опять погрузился в свои мысли: «А если бы я не встретил Наталью? Тогда не мог бы сравнить жену с ней. Лена никогда не понимала меня. Работать не хотела. Я и не заставлял. Дома порядок, дочь присмотрена. Меня это устраивало. А любовь? Любовь прошла. Но как она, привыкшая ко всему готовому, с вздорным характером, будет без меня? Лена ведь перестала следить за собой! Я превратил ее в домработницу, в няньку. Сам виноват. Нужно помочь ей устроиться на работу. Помогу ей материально, но жить с ней не буду».
Анатолий потер виски. Решиться на развод ему было непросто. Порядочность в отношении к женщинам была в крови. Ведь так было и с первой женой. Случайная связь, и… женился, чтобы не причинять боль девушке. Но, все же, оставив одну, да еще в положении, он ей сделал больно.
«Видно, без боли нельзя строить новую жизнь, – подумал он. – Мы с Наташей не виноваты, что так поздно встретились. Я по-другому не могу. Жизнь проходит, возвращаться к нелюбимой жене я больше не хочу. Врать тоже не хочу. Однажды Наташа сказала мне, что любая женщина будет держаться за свое счастье и Лена меня не отпустит, сделает все, чтобы я остался в семье. Я тогда был удивлен такому умозаключению и спросил ее: «Но как же так? Неужели женщина готова терпеть, когда ее не любят?» – «Представь себе, да», – ответила она». Нам, мужчинам, не понять женскую логику. С одной стороны, жена, разоблачив мужа в измене, устраивает скандал и подает на развод. С другой стороны, узнав, держит его и просит остаться. К черту! Мы сами делаем свою судьбу. Хочу пожить остаток жизни для себя, с любимой женщиной».
Анатолий рассуждал, стараясь оправдаться, чтобы успокоить себя. Но только от всего этого ему становилось еще хуже. Голова разболелась и, казалось, сейчас лопнет.
Машина помчалась по шоссе и, повернув к площади, где располагался парк, остановилась. Анатолий вышел. Дождь закончился, и ему захотелось пройтись по аллее, вдохнуть свежего воздуха.