Правила Древнего Мира:
1) чем больше знаешь – тем больше можешь
2) столько можешь – сколько знаешь;
3) чем глубже вера – тем вернее успех;
4) все готово – коль дух готов.
«И будете вы, как боги, ведающие добро и зло».
Таинство, название которого «жизнь», имеет своим самым ценностным изобретением земное явление, обозначенное словом «человек». В основу слова положены два морфема, два корня, два эпонима – «чело» иначе «возвышенность», и «век», переиначенное как «вечность».
Закон седой Древности, как и подобает назидательному уроку, звучит величественно: Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом:
«…О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет!».
Религиозный реформатор царь Эхнатон (в переводе «солнце») создал Гимн Человеку:
– человек озарил небо;
– осветил темноту;
– указал темноте ее место и
– все земли наполнил своей красотой.
Гуманист и философ Пико Делла Мирандола, в тридцать лет отправленный инквизицией на смерть за богохульство и строптивость, дерзко и смело заявил, что Человек есть вещь священная и в этом качестве не уступает Богу. Вот как он писал о месте человека в Священной Истории:
«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочитаешь.»
С момента своего появления человек стал мощным поставщиком сути, смысла жизни – успеха и удовольствия, радости и блага, в античном представлении – «Элизиума». Прочтение древнееврейского слова «эдем», соотносимое по смысловому захвату с древнеславянским словом «рай» – наслаждение. И наслаждение – это тот психологический феномен, который несет для человека исключительно отрадное явление:
«Лишь есть одна возможность сказать мгновенью:
«Стой!»,
Разбив оковы мысли быть скованным – мечтой…»
Мастер образов и знаков, священник и инквизитор по совместительству, знаток новой, ренессансной мудрости Марсилио Фичино писал:
«Человек измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил.»
Человек наделен поистине титаническими возможностями! Он центр вселенной, от его воли и разума зависит все!
Человек может все!
И данный духовно – психологический и историко – метафизический вывод обобщенно воплощен в словах Леона Альберти:
Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент божественный и небесный… она дала ему талант, способность к обучению, разум, свойства божественные, благодаря чему он может… познавать, чего должно избегать и чему следовать, чтобы сохранить себя».
И окончательную твердую точку роста осознания человеком своей высшей сути поставил ученый Блез Паскаль: «Человек – это ничто в сравнении с бесконечностью и все в сравнении с ничтожностью: это середина между ничем и всем». Его суждение вобрало в себя трепетную, затененную самой тайной художника, мысль Леонардо да Винчи: «…он подобен самой малой звезде, которая кажется точкой в мироздании».