Вы здесь

Не благодарности ради…. Приемная семья – иллюзии и реальность (Евгения Хохлова)

Приемная семья – иллюзии и реальность

Когда речь заходит о приемных семьях, реакция окружающих, как правило, бывает двух видов. Первое это удивление и непонимание (особенно если принимающая семья имеет уже кровных детей, и не одного) или бурное восхищение. На самом деле большинство людей, решившихся на такой шаг, как принятие деток, оставшихся без попечения родителей, в семью не задумываются о том, почему они это делают. У каждого кандидата свои мотивы, и свои может быть даже эгоистические побуждения. Для кого-то это способ самореализоваться в плане родительства, для кого-то способ заглушить боль, для кого-то возможность изменить свой статус в обществе и продемонстрировать себе и людям, что они чего-то стоят, для кого-то возможно просто способ выжить (бывает и такое). Но все эти люди едины в одном – все они хотят принести добро и счастье в детские сердца, все они хотят почувствовать себя добрым волшебником и подарить чудо хотя бы одному маленькому человечку.

Если я начну просто рассказывать свою историю приемной семьи, то ничего интересного и неожиданного в ней мы не найдем. Таких историй миллионы. На самом деле не важно, каким образом появились дети в семье, важно, как эта семья потом живет и здравствует.

В большинстве случаев, когда СМИ готовят материалы про приемные семьи, с целью пропаганды усыновления, они пытаются преподать всю информацию в радужном свете. Преобладают фразы из разряда лозунгов: «Чужих детей не бывает!», «Чужой ребенок может стать своим», «Любовью можно вылечить всё», «Ребенку, как воздух нужна любовь мамы», и т. д. Журналисты рассказывают в своих материалах о том, как дружно и весело живут приемные семьи, особенно любят снимать или публиковать материалы о больших приемных семьях или семьях, принявших на воспитание, детей – инвалидов. И в силу ограничения по времени видеоматериала или размеров печатной статьи, зритель или читатель видит неполную искаженную картину жизни таких семей. Она как конфетная обёртка, блестящая, яркая и привлекательная, а вот содержание под этой оберткой не всегда соответствует создаваемому образу.

Практически в каждой приемной семье есть масса проблем. Некоторые семьи их озвучивают, некоторые замалчивают и создают иллюзию полной успешности. Кто-то понимает, что, только решив проблемы (а, как правило, их можно решить, только выявив и не боясь озвучить) можно считать, что приемный ребенок вписался в семью и тот социум, в котором ему жить в будущем. А кто-то боится выглядеть слабым и не успешным и поэтому не демонстрирует свои проблемы и неудачи, и занимается показухой мнимых побед. Только очень малый процент приемных семей минуют период адаптации без серьёзных трудностей.

Я, хотела бы здесь поднять вопросы, которые создают проблемы при принятии деток в семьи.

Общаясь с большим количеством приемных родителей в разных регионах нашей огромной Родины, я пришла к выводу, что не зависимо от региона проживания, проблемы у всех одни и те же. Речь сейчас пойдет не о выплатах, и не о льготах, мы говорим о духовном и моральном аспекте приёмной семьи.

Первое, что бросается в глаза – это несоответствие медицинских диагнозов передаваемых в семью деток, тому, что есть в действительности. Чаще всего диагнозы стоят значительно серьёзнее и звучат страшнее, чем заслуживает того здоровье ребенка. Делается это с определенной целью. Да и что там лукавить – целей много. Это и разница в финансировании, и возможность получать на детей определенные лекарства и изменить условия содержания детей. Согласитесь, ведь проще посадить «необучаемого дурака» в манеж и дать ему облизывать игрушку (и это в лучшем случае), чем пытаться научить и социализировать. А иногда это просто и невозможно за счет дефицита квалифицированных специалистов.

Иногда бывает и наоборот. Те дети, которые уже находятся в специализированных коррекционных учреждениях, не редко выходят в семью с неполным диагнозом: данные учреждения «зацикливаются» на выявлении и лечении заболевания по профилю учреждения, но при этом упускают из виду другие пороки развития ребенка, хотя иногда они ничуть не менее важны, а иногда и более опасны для здоровья и требуют немедленного лечения.

Вторая проблема – это намеренное замалчивание сотрудниками сиротских учреждений и органов опеки особенностей характера и привычек своих воспитанников. Что ставит впоследствии приемные семьи порой не только в неловкое положение, но и иногда в невозможные условия существования, что в некоторых случаях приводит к разрушению семьи или другим трагическим последствиям.

Третья проблема, которая повсеместно существует – это низкий уровень специалистов в школах ШПР, недостаточное количество таких школ, отсутствие единой программы обучения в школах приемных родителей, не смотря на существующие общие рекомендации, что часто влечет за собой низкий уровень преподавания, т.к. психологи, преподающие в ШПР в регионах, в большинстве случаев основываются на академических знаниях, полученных из книг, собственном опыте (который обычно ограничен и недостаточен для обобщений) и авторских программах коллег (которые часто «пахнут» отсебятиной).

Следующая недоработка органов опеки и администрации, работающей с приемными семьями, это отсутствие на местах реальной психологической, логопедической и педагогической помощи. Опеки давно должны были утратить контролирующую функцию и преобразовать её в функцию сопровождения по запросам семьи. Вторжение «нежданных гостей» в личное пространство семьи никоим образом не может способствовать улучшению морального климата в семье, укреплению доверия и взаимопонимания. Такие визиты сеют в душах детей страх, сомнения и вопросы, а также дискредитируют статус родителя, т.к. демонстрируют вероятность «наказания» родителей какими-то дядями и тётями. Приемные родители же при посещении опеки всегда чувствуют, как минимум, напряжение и волнение, а как максимум, страх и унижение собственного достоинства, и чувство того, что ты обманщик, которого хотят «вывести на чистую воду». Даже при лояльном отношении визитеров чувство тревоги будет присутствовать в душе родителей. Частые и беспричинные комиссии и другие проверки могут не только привести к депрессии взрослых членов семьи (включая детей в подростковом возрасте), но и поселить в душе сомнения в правильности того, что делает родитель, а также мысль о возможности отказа от детей, как способа освобождения от тотального контроля госструктур и чувства униженности и обиды.

Проблем по разным направлениям ещё масса, но те, что я описала выше, являются основными и первостепенными!