Вы здесь

Нефтяной сектор экономики России: основные тенденции. 1. Основные тенденции развития производства и переработки нефти (О. А. Расенко, 2016)

1. Основные тенденции развития производства и переработки нефти

Исторический максимум добычи нефти в России был достигнут в 1987 г. и составил 569,5 млн т. В 1990-е гг. добыча значительно упала: в 1996 г. она составила лишь 301,3 млн т, или 52,9 % докризисного максимума. Падение добычи нефти было обусловлено сокращением внутреннего спроса из-за рыночной трансформации российской экономики и частичного замещения нефтепродуктов природным газом, а также снижением платежеспособного спроса на российскую нефть со стороны других стран на территории бывшего СССР и стран Восточной Европы вследствие экономического спада и приближения цен во взаимной торговле к ценам мирового рынка. При этом возможности увеличения экспорта в другие страны были ограничены существующими транспортными мощностями. На положении в секторе сказалась также институциональная перестройка российской экономики и самой нефтяной отрасли.

Во второй половине 1990-х гг. ситуация в нефтяном секторе стабилизировалась, а в первой половине 2000-х наблюдался быстрый рост добычи нефти. Это определялось значительным расширением возможностей экспорта нефти, прежде всего благодаря созданию Балтийской трубопроводной системы, и интенсификацией разработки действующих месторождений, в частности, за счет применения зарубежных технологий (горизонтальное бурение, гидроразрыв пласта). Однако затем темпы роста добычи нефти значительно сократились, а в 2008 г. наблюдалось ее снижение. Это свидетельствовало об исчерпании резервов увеличения добычи нефти за счет интенсификации разработки действующих месторождений и необходимости активного освоения новых нефтяных площадей. В связи с этим были произведены изменения в системе налогообложения нефтяного сектора, стимулировавшие освоение новых регионов и углубленную разработку эксплуатируемых месторождений.

В 2014 г. добыча нефти в России достигла 526,7 млн т – максимального уровня за период с 1990 г. (табл. 1.1, рис. 1.1). В то же время наблюдается заметное снижение темпов ее роста, обусловленное прежде всего объективным ухудшением условий добычи. Значительная часть эксплуатируемых месторождений имеет высокую степень выработанности и вступила в стадию падающей добычи, а новые месторождения в большинстве случаев характеризуются худшими горногеологическими и географическими параметрами, их разработка требует повышенных капитальных, эксплуатационных и транспортных затрат.


Таблица 1.1. Производство и переработка нефти в Российской Федерации в 1990–2014 гг.




Источник: Росстат; Министерство энергетики РФ.


В настоящее время российская нефтедобывающая промышленность приблизилась к пределу своих производственных возможностей. Для компенсации падения добычи нефти на эксплуатируемых месторождениях необходимо осваивать как новые месторождения в регионах с неразвитой или отсутствующей инфраструктурой, включая месторождения на континентальном шельфе, так и не вовлеченные в разработку запасы худшего качества в освоенных регионах. В то же время существует значительный потенциал дополнительной добычи нефти на действующих месторождениях за счет их более углубленной разработки, повышения коэффициента извлечения нефти [11].

В российской нефтеперерабатывающей промышленности, несмотря на определенные положительные сдвиги, например значительное увеличение доли высокооктанового бензина, коренной модернизации не произошло. Она по-прежнему значительно отстает от развитых стран по технологическому уровню, структуре и качеству производимых нефтепродуктов. Глубина переработки нефти в России составляет лишь 72 %, тогда как в ведущих промышленно развитых странах она достигает 90–95 %. Данный показатель в России в настоящее время близок к уровню начала 2000-х гг. и незначительно превышает дореформенный уровень (в 1990 г. глубина переработки нефти в России составляла 65 %).


Источник: Росстат; Министерство энергетики РФ.

Рис. 1.1. Добыча нефти, включая газовый конденсат, в 1985–2014 гг., млн т


В ходе рыночных реформ радикально изменилась институциональная структура нефтяного сектора. Основные преобразования в секторе произошли в 1993–1995 гг., когда была проведена приватизация и сформированы 11 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), а также две региональные нефтяные компании («Татнефть» и «Башнефть»). В последующие годы ряд небольших нефтяных компаний был поглощен более крупными, а в 2000-е гг. активы двух крупных частных нефтяных компаний перешли под контроль государственных компаний: «Роснефть» приобрела активы компании «ЮКОС», а «Газпром» купил компанию «Сибнефть» и вошел в реализуемый иностранными компаниями проект «Сахалин-2». В результате доля государственных компаний в нефтяном секторе, которая в 1990-е гг. резко сократилась (до 16 % общей добычи нефти), в 2000-е гг. значительно возросла.

Современная структура производства нефти в России характеризуется преобладанием государственных компаний и высокой рыночной долей крупнейших ВИНК. В 2014 г. на долю четырех крупнейших компаний («Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и «Газпром», включая «Газпром нефть») пришлось почти 3/4 (73,8 %) общей добычи нефти в стране. Доля компаний среднего размера («Татнефть», «Славнефть», «Башнефть» и «РуссНефть») составила 13,1 % общей добычи нефти. На других производителей, к которым относятся более 100 мелких нефтедобывающих организаций, пришлось 9,5 %. Операторы соглашений о разделе продукции, реализуемых с участием иностранных компаний, добыли 2,7 % российской нефти.

В 2013 г. «Роснефть» благодаря приобретению нефтяной компании «ТНК-ВР», на которую с учетом ее доли в компании «Славнефть» приходилось 15,7 % общероссийской добычи нефти, значительно усилила свои позиции в российском нефтяном секторе и стала одной из крупнейших нефтяных компаний мира. В 2014 г. была возвращена в государственную собственность компания «Башнефть». В результате госсектор существенно расширился, а доля государственных компаний в общероссийской добыче нефти, по нашим расчетам, в 2014 г. достигла 58,6 % (табл. 1.2).


Таблица 1.2. Доля государственных компаний в добыче нефти в России в 2014 г.


Источник: Министерство энергетики РФ; расчеты авторов.


С глобальной точки зрения Россия остается одним из крупнейших мировых производителей нефти. По объему ее добычи она занимает 2-е место в мире после Саудовской Аравии. В 2014 г. доля России в мировом производстве нефти составила 12,796 [34]. Для сравнения: в 1987 г., когда был достигнут исторический максимум российской нефтедобычи, она равнялась 19,496, а в 1996 г., когда добыча нефти в рассматриваемый период находилась на минимальном уровне, – 9,096.

Новым фактором, способным негативно повлиять на дальнейшее развитие российского нефтегазового сектора, явились экономические санкции, введенные в 2014 г. США, ЕС и некоторыми другими странами по отношению к России из-за событий на Украине. Помимо финансовых санкций, ограничивающих доступ российских компаний к внешним источникам финансирования, во второй половине 2014 г. рядом развитых стран был введен запрет на поставку в Россию оборудования и технологий для разработки трех категорий месторождений: месторождений на арктическом шельфе, глубоководных месторождений и месторождений сланцевой нефти. Все три категории проектов критически зависят от зарубежных технологий. В то же время для проектов освоения месторождений на арктическом шельфе и глубоководных месторождений инвестиционный цикл достаточно длительный, поэтому с точки зрения нефтедобычи негативный эффект от блокировки таких проектов может проявиться лишь в долгосрочной перспективе. К тому же в случае сохранения низких нефтяных цен реализация многих проектов этой категории будет отложена из-за их экономической неэффективности.

С технологиями для разработки месторождений сланцевой нефти ситуация сложнее. По оценкам Администрации энергетической информации США (US EIA), Россия занимает 1-е место в мире по технически извлекаемым запасам сланцевой нефти. Разработка этих месторождений при применении современных технологий экономически более эффективна по сравнению с месторождениями на шельфе. При этом срок освоения этих запасов значительно меньше. В условиях санкций российские запасы сланцевой нефти не смогут быть вовлечены в разработку и компенсировать падение добычи на истощающихся действующих месторождениях.

Следует также учитывать, что технологии, используемые для разработки сланцевых месторождений (горизонтальное бурение, гидроразрыв пласта) применяются также при разработке месторождений традиционной нефти, прежде всего на месторождениях с высокой степенью выработанности запасов для более полного извлечения нефти. Поэтому запрет на поставку оборудования для горизонтального бурения и гидроразрыва может также привести к преждевременному закрытию действующих месторождений из-за невозможности их более углубленной разработки.

В условиях действия технологических санкций приоритетное значение для поддержания добычи и экспорта нефти приобретает углубленная разработка традиционных месторождений. В связи с этим необходимы как активизация использования не подпавших под санкции зарубежных технологий, применяемых в данной области, так и развитие собственных технологий повышения уровня нефтеизвлечения.