Вы здесь

Нетеатральный разъезд. Пьесы. НЕТЕАТРАЛЬНЫЙ РАЗЪЕЗД (Владимир Симаков)

НЕТЕАТРАЛЬНЫЙ РАЗЪЕЗД

Т р и п т и х

Действующие лица:


П у ш к и н а Наталья Николаевна, вдова поэта

Г о н ч а р о в а Александра Николаевна, ее сестра

Д а н т е с Екатерина Николаевна, их сестра, супруга Дантеса

П о л е т и к а Идалия Григорьевна, дочь графа Г.А.Строганова

З а г р я ж с к а я Екатерина Ивановна

Ж у к о в с к и й Василий Андреевич, поэт, воспитатель наследника престола

В я з е м с к и й Петр Андреевич, князь

Т у р г е н е в Александр Иванович, архивист

Г е к к е р е н Луи, барон, голландский посланник

Д а н т е с Жорж-Шарль, его приемный сын

Н о в и к о в, унтер-офицер жандармского ведомства


Время действия – февраль-март 1837 года

Место действия – Санкт-Петербург

О Т Ъ Е З Д I

(10 февраля 1837 года)


Санкт-Петербург. Набережная реки Мойки, 12. В бельэтаже слуги под руководством Александры (Ази) упаковывают и выносят вещи. Натали бесцельно и понуро бродит по комнатам.


Н а т а л и. Такое ощущение, что Александр присутствует в каждой комнате.

А з я. Естественно… Его душа еще не покинула этот дом.

Н а т а л и. И мы должны уехать отсюда раньше его?

А з я. Этого хотел Александр.

Н а т а л и. Да уж… не мытьем, так катаньем он меня в деревню загоняет. А ты как душеприказчица его распоряжаешься, будто я уже не хозяйка.

А з я. Была хозяйкой, а теперь ты в опеке у заботливых родственников.

Н а т а л и. Я должна была поехать с Тургеневым и сама похоронить Александра.

А з я. Тебя саму можно было хоронить в те дни. Тогда уж дети точно остались бы круглыми сиротами. Ты и сейчас-то чуть жива.

Н а т а л и. Но я не хочу в деревню!

А з я. Слезы лить можно где угодно. Вещи уже собраны, тетушка сейчас подъедет, а ждать она не любит. И ты собирайся…

Н а т а л и. Что ты так хлопочешь о нашем отъезде? И сама зачем едешь?

А з я. А что мне тут делать? И на что жить?

Н а т а л и. Ты как-то спокойно относишься к смерти Пушкина.

А з я. Как умею. Я достаточно испереживалась при его жизни. А теперь я за него спокойна: он ушел от земной суеты, и клевета со временем стихнет. Пусть ищет свою Эвридику в другом мире.

Н а т а л и. Кого ты имеешь в виду?

А з я. Эвридику, без которой Орфеев не бывает.

Н а т а л и. Кто она?

А з я. Успокойся, ты ей не соперница. У нее нет соперниц. Этого не смогли простить

Певцу неистовствующие вакханки и забили его камнями.

Н а т а л и. Опять миф… Но почему нельзя остаться здесь?

А з я. Зачем? Чтобы возбуждать досужие сплетни? (Перебирает на столе бумаги). А это

что за письмо? (читает). «Позвольте мне, Ваше Величество, остаться с детьми в Санкт-Петербурге, так как не только движимое имущество покойного мужа моего находится здесь, но и я сама должна для воспитания детей моих проживать в столице». Таша, это как понимать?

Н а т а л и. Я с Жуковским отправила письмо императору. Он относится ко мне с симпатией и может разрешить…

А з я. Минуй нас пуще всех печалей эта симпатия!

Н а т а л и. Я хочу дождаться ответа.

А з я. А желание Александра?

Н а т а л и. Он меня простит. Траур можно и здесь соблюдать. А дети росли бы и воспитывались в столице… совсем другой круг общения.

А з я. Это тебе нужно общение. Хочешь проверить, идут ли тебе траурные наряды? А на какие доходы намерена жить? Чем платить за квартиру? В этой мы во всяком случае не останемся: ее опечатают сегодня же.

Н а т а л и. Я бы скромно жила. Слуг отправила бы в деревню, тетушка бы помогла.

А з я. Не выдумывай! Тетка не в том возрасте, чтобы на нее рассчитывать. Об этом тебя еще Александр предупреждал.

Н а т а л и. Мы и с Пушкиным скромно жили. Не всякий день знали, чем слуг кормить. У него деньги сквозь пальцы текли… карты, ненужные подарки…

А з я. Он не только исполнял, но и предупреждал твои желания.

Н а т а л и. Я помню лишь постоянное безденежье.

А з я. Но при нем деньги приходили. А теперь где их взять? Одна квартира съест все, что может прислать Дмитрий. А у него целый дом пустует.

Н а т а л и. Какой?

А з я. Тот, что мы красным называли.

Н а т а л и. Все равно, отъезд – против моей воли. Отвыкла я от той жизни.

А з я. Как отвыкла, так и привыкнешь.

Н а т а л и. Там я не в своей тарелке… как гостья.

А з я. В Петербурге мы тем более гости. Столичных обычаев не знаем, и знать их не хочется. Уезжать надо, чтобы интерес к нашим персонам поутих. Да и нам от городской суеты отдохнуть давно пора. Вревская, бывшая тут в январе, говорит, что уже и в Тригорском о нас наслышаны. И Ольга из Риги тоже делится слухами: зачем у невестки Сергея Львовича ложа в театре, зачем на туалеты тратятся бешеные деньги, когда свекор бедствует…

Н а т а л и. Туалеты тетушка оплачивает!

А з я. Будешь это всем объяснять? Считается остроумным бранить тебя везде и за все. Достается и Александру: он – чудовище, а Ольга – жестокосердная дочь.

Н а т а л и. На каждый роток не накинешь платок…

А з я. Александр думал иначе…

Н а т а л и. За это и поплатился. Кому какое дело до наших денежных отношений?

А з я. Думаю, никому. Но свекор твой плачет и жалуется каждому встречному и поперечному на нищенство свое…

Н а т а л и. …имея при этом тысячу двести душ в Нижегородской губернии…

А з я. Не нам его судить. Но если в столице заняты пересудами да скандалами, так в

провинции сам бог велел. Да и мы к тому повод давали. Ты же не за Протасова или

Хлюстина замуж вышла.

Н а т а л и. Причем тут наши бирюки?

А з я. Да не причем… Просто в России два имени на слуху – императора Николая и поэта Пушкина.

Н а т а ли. Стихов-то нынче кто не пишет…

А з я. Ты стихов не читаешь и не судья им.

Н а т а л и. Они не мне посвящены и читать их – как в чужую переписку заглядывать.

А з я. Настоящая поэзия отчуждена от адресатов.

Н а т а л и. Я слишком близко общалась с Пушкиным, чтоб считать его стихи отчужден-

ными от его пассий.

А з я. Они больше в его фантазиях живут и пропадают, а ты остаешься. Легче забыть…

Н а т а л и. Забудешь тут, когда стоит мне только забеременеть, как он пускается во все тяжкие. Даже находясь со мной, готов был бежать за Крюденершей… краснел от своей сдержанности.

А з я. Амалия действительно прекрасна. Но Александр краснел не от сдержанности, а от твоей пощечины, насколько я знаю.

Н а т а л и. А комплименты каждой встречной в стихах – это как?

А з я. А флирт с каждым встречным – не то же самое?

Н а т а л и. Не с каждым.

А з я. Тем более подозрительно.

Н а т а л и. Твоя тезка Россет часами с ним общалась, и им было весело и интересно, а со мной он зевал!

А з я. И ты зевала, слушая его стихи. Но он тебя любил!

Н а т а л и. Любил ли? Сама говоришь, что его стихи могут быть обращены к любой женщине. Значит, и адресаты обмануты?

А з я. Каждой хочется примерить его обращения к себе.

Н а т а л и. Что примерять? Грезы? Сказки? Слова же ничего не меняют в нашей жизни!

А з я. Еще как меняют! Сломя голову бежим за тем, кто признается нам в любви, выходим замуж за обещания, а это ли не перемена жизни?

Н а т а л и. Да уж, о любви сказано столько, что своих слов уже не надо: достаточно напрячь память. Чужие слова принимают за настоящие чувства. И их, в свою очередь, принижают до скотских, и на месте любви остается разврат.

А з я. Что говорить? Имеешь ты любовника или нет – все равно ославят, кого-нибудь присватают. И как не позаботиться о первой красавице, неотесанной провинциалке? Ты и стала жертвой распущенности: все сочувствовали домогательствам Дантеса.

Н а т а л и. Ты ничего не понимаешь!

А з я. Где уж мне… За неимением других интересов люди ударяются в чужие дела и заботы… Ты забыла, как возмущался Александр, когда графиня Нессельроде отвезла тебя в Аничков без его ведома?

Конец ознакомительного фрагмента.