© ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2016
Введение
Мировой финансовый кризис 2007–2009 гг. привел к существенным изменениям в деятельности и роли центральных банков (ЦБ) во многих развитых странах. Широкое распространение получили так называемые нестандартные меры монетарной политики, которым соответствовала трансформация статуса ЦБ в экономической системе: он не только выполнял функции наблюдателя и регулятора, но и превратился в активного участника операций на финансовых рынках. По словам бывшего главы ФРС Б. Бернанке [1], центральные банки, традиционно считавшиеся наиболее консервативными институтами, в период острой фазы финансового кризиса начали разрабатывать и реализовывать новаторские подходы к управлению монетарной сферой, непосредственно вмешиваясь в функционирование кредитной системы.
Такая модификация деятельности ЦБ произошла из-за того, что были исчерпаны возможности стандартной меры стимулирующей денежно-кредитной политики (ДКП) – снижения процентной ставки. В период кризиса во многих развитых странах ключевые процентные ставки были снижены практически до нуля, однако при этом процентные ставки по долгосрочным операциям оставались относительно высокими. Произошли существенные нарушения в функционировании трансмиссионного механизма ДКП. В сложившихся условиях кризиса центральные банки перешли к применению нестандартных мер монетарной политики. Стоит отметить, что к подобным мерам были вынуждены обратиться центральные банки не только развитых, но и развивающихся стран. Однако масштаб применения нестандартных мер ДКП в развивающихся странах был намного меньше. Также существенным образом отличался набор инструментов, применяемых центральными банками развитых и развивающихся стран в период кризиса.
Большинство центральных банков развитых стран продолжают функционировать в условиях, требующих поддержания процентных ставок на уровне, близком к нулевому, и применения нестандартных мер ДКП. В некоторых развивающихся странах по-прежнему используются нестандартные меры, хотя они играют не столь значимую роль в практике центральных банков. В настоящее время также часто обсуждается вопрос о необходимости сохранения нестандартных мер ДКП в арсенале инструментов центральных банков после устранения последствий мирового финансового кризиса. Это обусловливает необходимость анализа и систематизации опыта применения мер нестандартной монетарной политики в развитых и развивающихся странах, а также изучения их эффективности с точки зрения влияния на ключевые финансовые и макроэкономические переменные.
Цель настоящей работы состоит в анализе особенностей применения мер нестандартной денежно-кредитной политики в развитых и развивающихся странах и исследовании их влияния на основные макроэкономические и финансовые показатели.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
– изучаются основные виды нестандартных мер ДКП и подходы к их классификации;
– проводится сравнительный анализ нестандартных мер монетарной политики, предпринятых в развитых и развивающихся странах;
– выявляются особенности и ограничения применения нестандартных мер ДКП в странах с развивающимися рынками;
– определяются меры денежно-кредитной политики Банка России, которые могут быть классифицированы как нестандартные;
– производится эконометрическая оценка наличия и характера влияния нестандартных мер ЦБ РФ на индикаторы функционирования денежного рынка в России;
– формулируются выводы о соответствии применения нестандартных инструментов предоставления ликвидности в России лучшему мировому опыту, предлагаются рекомендации в области реализации нестандартных мер монетарной политики.