Глава 8. Собственное зло
Существует масса известных цитат, афоризмов и пословиц на тему «я наконец-то встретился со своим главным врагом – это оказался я сам». Речь здесь идет о некоем невидимом внутреннем персонаже, который воспринимается человеком как тот, кто мешает его собственным добрым и разумным намерениям и целям, делает ленивым и апатичным. Это тот, кто не дает забыть и простить кого-то, разъедая болью и желанием наказать, отомстить. Он же внушает сомнения, опасения, недоверие, как только мы собираемся смело и решительно высказать кому-то наболевшую правду, задать жизненно волнующие нас вопросы. Этот «невидимый враг» колет нас ревнивыми подозрениями, нашептывает нехорошие мысли про кого-то из близких, отталкивает ту помощь и участие, которых мы вроде бы так жаждем…
Здесь следует успокоить читателя, сообщив ему, что такая внутренняя ситуация – архетипически-универсальная, то есть этот «внутренний враг» имеется абсолютно у всех. Символику же, присущую ей, принято видеть в библейской истории о Каине и Авеле (Быт. 4:1-15).
Милосердный Бог даровал Еве с Адамом детей. Младшим сыном был Авель, который чуть постарше – Каин. Каин обрабатывал землю, а Авель был пастухом. Однажды Авель и Каин возносили Богу жертвы, каждый от своего имени. Каин разжег огонь и возложил на него сноп прекрасных спелых колосьев. Авель разжег огонь и принес в жертву лучшего ягненка, которого только смог найти у себя в стаде. Авель был очень добрым и благочестивым; он искренне любил Бога, вознося свою жертву. Каин же возносил жертву лишь для вида, чтобы никто не мог про него сказать, что он не любит Господа.
Бог, конечно, прекрасно знает, о чем думает человек. И он увидел веру Авеля, принял от него жертву и показал, что эта жертва ему угодна. А жертву Каина принимать не захотел, показав, – чтобы Каин впредь молился с большей верой и усердием, – что недоволен этой жертвой. Каин, конечно, огорчился из-за этого и чрезвычайно рассердился на своего брата Авеля. Господь же сказал ему: «Почему ты сердишься, Каин? И почему у тебя столь грустное лицо? Прекращай сердиться, это большой грех». Но Каин не стал слушать поучений Бога и злился на Авеля по-прежнему. Он вызвал Авеля с собой в поле, завел его как можно дальше от хижины родителей и там умертвил.
Каин шел домой и думал, что никто не видел, как он убил собственного брата. Действительно, люди не видели, но видел Бог, Который все и всегда видит, от Которого совсем ничего нельзя скрыть, Который знает даже то, что мы лишь собираемся или хотим сделать. И вот Бог, чтобы возбудить в Каине раскаяние, спросил его: «Каин, куда подевался твой брат Авель?» Каин ответил: «Откуда же мне знать? Разве ж я сторож брату моему?» Тогда Господь сказал: «Каин! Каин! Что же ты наделал?! Вон там лежит твой убитый брат и кровь его вопиет ко мне из земли. И за то, что ты посмел убить собственного брата, я проклинаю тебя. Не смей оставаться здесь, уходи от своих родителей и беги вон отсюда. Но куда бы ты ни пошел, нигде не будет тебе покоя. Всюду будет мучить тебя совесть, за то, что ты убил своего безвинного брата. Тогда Каин отвечал: «Да, Боже, ныне я вижу, что я сильно согрешил, и ты не сможешь простить мне этот грех». И Бог наложил на Каина особый знак, чтобы никто из встречных не мог его убить.
Давайте посмотрим на двух братьев из этого мифа как на две собственные внутренние фигуры. Начинать можно с того, что это лица мужского пола, то есть в аналитической трактовке – это два Анимуса, один из которых враждебен другому. Анимус отражает некие прочно усвоенные нами – чаще всего на бессознательном уровне – жизненные принципы, базовые установки касательно жизни и себя; в общем, некие ментальные схемы, опоры. Принципы Авеля – послушание, уважение к Отцу, благочестие, добропорядочность, – думаю, большинству из нас хорошо известны. А каковы же принципы и позиция фигуры нашего Каина? Судя по мифу, это только показная почтительность по отношению к авторитетам, за которой чаще всего кроется уважение исключительно собственной позиции, или – в менее жестком варианте – потребность в освобождении от давления традиционных взглядов и необходимых ритуальных «вежливостей». Обида и гнев Каина, когда Бог отверг его «дары», скорее всего, предполагают честолюбивую установку на лидерство и первенство. Готовность убить «виновника» собственного унижения указывает на приоритет собственных амбиций, возможно, с выраженным нарциссическим оттенком; готовность к конфликту и конфронтации вместо потребности в близости, родственной поддержке и мире. То есть по большому счету это настолько свободолюбивая установка, что символически она может быть описана как акт убийства ближнего и грубого ослушания старшего. С точки зрения традиционного Авелева Анимуса, это и есть абсолютное зло, морально неприемлемая, ужасающе неправильная позиция.
В психоанализе комплекс Каина традиционно рассматривается как комплекс обделенности любовью, сопровождаемый завистью и ревностью к тем, кому любви досталось больше. Поскольку комплекс Каина связан с убийством, он проявляется в нас в двух формах: или как страх наказания, осуждения, презрения и в конечном счете смерти; или в аффекте враждебности, ненависти и желании убить кого-либо. Если вы, читая эти строки, узнаете в себе только первую форму, то вторая точно присутствует в бессознательном. Именно поэтому психотерапевты всегда точно знают: страх и гнев – две стороны одной медали. Если человек «погибает» от тревожности, – ищи вытесненный гнев и активируй его. Если много раздражительности, нетерпимости, воинственности, – ищи страх.
Тот факт, что Каин является неотъемлемой частью родственной пары с Авелем, а также само завершение мифа – то, что Бог отметил Каина особой печатью (защищающей на семь веков), должно как минимум озадачивать: какова же ценность каиновых тенденций внутри нас?
Это вопрос огромного количества людей, обращающихся за помощью: «Я люблю свою жену, но изменяю ей и этим все рушу»; «Для меня дочь (сын) – главное, ради чего я жила, а теперь он (она) так меня бесит, что просто убила бы»; «Хочу быть успешным, сильным, заявить о себе в жизни, а вместо этого только ругаюсь с родными, а потом напиваюсь» и т. д. Список таких жалоб, когда собственное же состояние, эмоции, поведение разрушают прекрасные, порядочные, красивые «Авелевы» намерения, бесконечен. Каждый раз человек жалуется тем самым на проявления у себя «комплекса Каина» и просит помочь его истребить. А вот делать это категорически нельзя – с точки зрения великой целесообразности психического и всех его тенденций.
Каков же смысл нашей деструктивности? Этот вопрос – каждый раз личная загадка, которую предстоит разгадать. Куда ведет нас этот путь, по которому отправляется наш Каин? Исходно очевидно одно: он уводит нас от общепринятого, привычного, нормативного, безопасного. Гнев и раздражительность ограждают от созависимости и слияния; зависть и ревность пытаются компенсировать чувство собственной малоценности и незначительности; жадность, расчетливость произрастают из чрезмерной детской наивности; желание отомстить и наказать – из слишком затянувшегося долготерпения; стремление разорвать текущие отношения – из скованности узами этих самых отношений; тирания и деспотизм – из слишком большого влияния «внутреннего ребенка».
К подобному поиску смысла собственных «негативных» особенностей и потребностей стоит прибегнуть и в отношении наших телесных (соматических) проявлений: если я слишком много ем, то какой «голод» (душевный, сексуальный, интеллектуальный) это компенсирует? Если у меня бесконечно болит голова, то какое ментальное напряжение этот процесс должен снять? Если я бесконечно усовершенствую свое тело (пирсинг, татуировки, наряды и прочее), то кто внутри меня чувствует себя настолько невзрачным и малозаметным, что мне оказываются нужны такие «активные» способы привлечь внимание? Если меня все чаще одолевает уныние, тоска, бессилие, депрессивность, то где и в чем я так долго и изо всех сил стараюсь быть сильным?
Каиновы проявления всегда «гневаются» на наши же чрезмерные Авелевы. Высокомерие компенсируют унижением, превосходство – страхами, приторное благообразие – вопиющей жестокостью… Это закон психики, над которым мы не властны. Чем больше мы ненавидим в себе Каина, тем более «обделенным» он себя ощущает, и проявляет себя еще интенсивнее. Следует о нем знать, но не отвергать, быть благодарным любым нашим состояниям: они в конечном счете ведут нас по верному Пути…