Вы здесь

Неслучайные «случайности». Новые истории о Промысле Божьем. Глава 1. «Случайные» встречи (А. В. Фомин, 2016)

Глава 1

«Случайные» встречи

Случайности не случайны!

Во время Великой Отечественной войны подразделение пережидало артобстрел в большом блиндаже. Вдруг одному из бойцов стало душно и захотелось на свежий воздух. Только он вылез из блиндажа и закурил, прилетел снаряд, пробил все накаты и все подразделение погибло. А этот человек прожил долгую жизнь, был организатором и одним из руководителей важнейшего НИИ системы ВПК.

В мае 2013 года Россию потряс случай чудесного спасения девушки, в которую попал разряд молнии. Десять тысяч вольт прошли через ее тело – заряд привлек металлический нательный крестик. В интервью журналистам девушка рассказала, что после удара молнии крестик и цепочка буквально расплавились, а в месте, где крест касался тела, остался крестообразный шрам.

А в одной европейской стране произошел такой удивительный и невероятный случай, что нем было рассказано по телевидению.

Один человек рассказывал, из-за чего его мучает совесть: «Когда я был маленьким, мы с другом решили запустить хомяка на парашюте с балкона высотного дома. Мы смастерили корзину, парашют, посадили в корзину хомяка и отпустили. Но случилось непредвиденное. Порыв ветра подхватил наш парашют и унес куда-то далеко. Я до сих пор не могу забыть об этом. Как я мог так поступить?..»

Вдруг в студии раздался телефонный звонок. Звонившая спросила: «Это произошло в таком-то году?» Мужчина ответил утвердительно. «Летом, когда был праздник города?» «Да, да, да…» – заторопился мужчина. «Я знаю, что стало с вашим хомяком». «Что с ним стало?» – не мог поверить удивленный гость студии. «Моя дочь долго просила у меня хомяка, – продолжала женщина. – Я ей однажды ответила: даже не проси. У нас хомяк появится, только если Сам Бог даст тебе его». Девочка по-детски подняла руки к небу и сказала: «Папа Бог, дай мне хомяка!» И мы пошли в город на праздник. Вдруг моя дочь говорит: «Мамочка, мне кажется, Бог ответил на молитву!

Смотри!» И прямо с неба на парашюте ей в руки опустился хомячок в корзинке.

Игумен Нектарий (Морозов): «Чем вообще зачастую нам кажется человеческая жизнь? Сплетением обстоятельств, различных ситуаций, событий, которые на первый взгляд никоим образом друг с другом не связаны. Но на самом деле в земном существовании человека нет ровным счетом ничего случайного с самого мгновения его рождения и до того момента, как он уходит из этого мира в мир иной. Все в нашей жизни руководится Промыслом Божиим. Промысл – удивительное слово, и мне, как человеку, который долгое время связан с редактированием различных текстов, часто приходится видеть такую ошибку: либо автор, либо наборщик вместо слова “Промысл” пишет “Промысел”. И всегда приходится в таких случаях полушутя объяснять, что есть Промысл Божий, а есть промысел – пушной, например, хотя, может быть, это и не такая уж ошибка, потому что Господь обещал апостолам сделать их ловцами человеков, то есть здесь есть некий образ Промысла: Господь в течение нашей жизни будто бы расставляет нам силки, чтобы нас уловить во спасение. Ну а мы, как какие-то неразумные зверушки, пытаемся из них выкарабкаться, не видя, к чему нас Господь на самом деле ведет».

(Игумен Нектарий (Морозов). О Промысле Божием, www.hram-vsr.ru).

А вот еще один интересный рассказ.

«Эту историю рассказал мне как-то один священник, настоятель нашей церкви, который лично был непосредственным свидетелем этого удивительного случая. У нас в храме есть один старичок – Божий человек, очень верующий и благочестивый. Он прислуживает в алтаре – это, пожалуй, единственная радость в его тяжелой жизни.

Живет он один, без семьи и родственников, целый день трудится и зарабатывает себе на жизнь столярным делом, а по воскресеньям служит Богу.

Многие обижаются на него за грубость, но мало кто знает, как живет этот необычный, истинно православный христианин. Из заработанных и подаренных ему денег дедушка не оставляет себе ни копейки, а тут же отдает нуждающимся. С вещами и одеждой поступает так же, хотя сам живет в крайней нужде и часто добывает себе пропитание в мусорных баках.

С раннего утра он трудится и зарабатывает, чтобы к вечеру все раздать нищим и больным. Единственной «ценной» вещью, что у него есть, является старый велосипед, вот о нем и пойдет речь…

Однажды батюшка ехал по городу на грузовичке; шел сильный ливень, и почти ничего не было видно. Священник остановился на светофоре и вдруг увидел своего старичка-алтарника, едущего на велосипеде. Батюшка вышел и предложил подвезти пожилого человека – посадил его в кабину, а велосипед погрузил в кузов. Проехав довольно большое расстояние, настоятель остановился и зашел в магазин. Выходя оттуда, он вдруг с ужасом увидел, что кузов открыт, а велосипеда там нет – он выпал по дороге! Бедный старик начал плакать…

Они проделали тот же путь, только в обратном направлении, но велосипеда не было. Так, оба огорченные, они добрались до жилища старичка. Они вышли из машины и остолбенели: велосипед стоял около входной двери! Счастью алтарника не было предела. Так Господь помог Своему верному рабу и утешил его, совершив чудо». (Роман Кияшко. www.carentauto.ru/view_post.php?id=355)

«Случайность есть просто удобный философский способ уйти от ответа. Все, что непонятно, все, что нам не нравится, все, что мы считаем неправильным, можно называть случайностью и таким образом “успокоиться”. В этом мире все имеет свою причину и свою цель, все имеет смысл. Для христианина источником, дающим смысл всему существующему, является Бог, Которого мы считаем Отцом и говорим, что Он есть Любовь и что Он заботится о Своем творении. В христианстве мы называем это Промыслом Божиим.

Промысл Божий не является грубым вмешательством в ход истории, насильственным действием Абсолюта по отношению к созданным Им личностям. Это не имеет ничего общего с христианским мировосприятием. Как мы уже сказали, Бог есть Любовь, и Он не врывается в нашу жизнь без нашего на то дозволения, Он постоянно стоит у дверей и стучит, ожидая ответа (Откр. 3, 20). Свободного ответа свободной личности на любовный зов призвавшего ее к бытию Отца. Забота Создателя о творении и проявляется в Промысле Божием.

В своей жизни мы часто сталкиваемся с проявлениями Промысла Божия о нас, порой даже не замечая этого. В жизни каждого из нас происходили события, которые казались нам случайными. Но через некоторое время мы находили их удивительный смысл и открывали для себя их важность. Очень часто подлинное осмысление происшедших событий открывается нам лишь спустя некоторое время. Мы живем, совершаем какие-то ошибки – и всю жизнь на этих ошибках учимся, осмысляя все, что с нами произошло.

Все, что входит в наш жизненный опыт, со временем приобретает иные грани, озаряется новым смыслом, и то, что казалось нам когда-то очень важным, оказывается бессмысленным, и, наоборот, многое из того, что мы считали ненужным, проходящим, случайным, оказывается самым главным для нас». (Иеромонах Афанасий (Букин). Слепая случайность или Промысл Божий: христианский взгляд на развитие жизни. www.spbda.ru).

Игумен Петр (Пиголь), первый проректор Православного богословского университета св. Иоанна Богослова: «Более близко я ощутил Бога, когда служил на Северном флоте. Это ощущение прозвучало во мне как Божественное откровение. Однажды я понял, что цепь определенных событий, которая произошла в моей жизни, была совсем не случайна. Мне стал вдруг ясен их потаенный смысл. И это меня поразило. Что именно? А то, что, оказывается, обо мне заботятся, направляют и ограждают от всяких опасностей. Однажды их результатом, по всем расчетам, должна была стать страшная катастрофа. А ее-то и не было. На нашей подлодке произошла авария и начался пожар. Однако он не имел тех печальных последствий, которые по всем параметрам должны были случиться. Мы справились с пожаром прежде, чем он пришел в состояние неотвратимости. Была и еще одна ситуация: как-то я сорвался сверху и упал. Но особых повреждений при этом не получил. Для многих это просто везение. Но все отнюдь не так просто. И логика в моих духовных размышлениях была такова. Происходит цепь случаев. Более или менее серьезных. Тебя не пробивает. Но потом происходит еще одно событие из этого же ряда – не большее и не меньшее. И вдруг тебе на его фоне раскрывается весь их смысл как выражение Промысла о тебе». (Михаил Ходанов, протоиерей. В жизни ничего не бывает случайным!.. Эвенкия православная, www.hram-evenkya.ru).

Притча. Корабль потерпел крушение и затонул неподалеку от необитаемого острова. Выжить удалось только одному человеку. Это был сильный молодой мужчина. Он доплыл до острова и стал ждать спасения. Сначала он был счастлив, что остался жив.

Но проходили дни, а помощи все не было. Он уже успел приспособиться к жизни на острове. Построил себе дом, натаскал туда разных вещей. И каждый день он надеялся, что завтра на горизонте покажется корабль. Каждый день он молил Бога о помощи.

Но проходил один день, за ним другой, третий, а спасения все не было. Как-то раз он возвращался вечером с охоты к своему домику и увидел сильнейший пожар. Весь его дом, со всеми скудными пожитками, сгорел дотла. Ярость и отчаяние овладели человеком: «Я столько дней торчу на этом проклятом острове! Каждый день я прошу у Тебя помощи, а Ты отбираешь у меня последнее!» Слезы катились градом по его лицу. Казалось, что жизнь кончена. В изнеможении мужчина уснул прямо на песке неподалеку от пожарища. На следующее утро он проснулся и не поверил своим глазам: по направлению к острову плыл корабль. Это была долгожданная помощь. «Я вас так долго ждал, как же вы наконец-то меня нашли?» – спросил мужчина. «Ты же сам вчера подал нам сильный дымовой сигнал. Вот мы и поняли, что искать нужно здесь!»

Игумен Нектарий (Морозов): «Говоря о тех недоумениях, от которых мы, размышляя о Промысле Божием, все-таки не можем избавиться, вспомню эпизод из когда-то очень любимого мною романа американского писателя Торнтона Уайлдера “День восьмой”. К некому проповеднику приходит молодой человек, в жизни которого случилось много странных, непонятных событий. Он вопрошает об этих обстоятельствах и получает такой образный ответ: его собеседник просит перевернуть коврик, который лежит на полу, и посмотреть на него с изнанки. И спрашивает его: “Что ты видишь?” Молодой человек отвечает, что видит беспорядочное сплетение разноцветных нитей и узелков. Тогда проповедник просит перевернуть коврик обратно и говорит: “А что ты видишь сейчас?” Юноша отвечает: “Я вижу узор”. И тогда проповедник произносит поразительные слова: “Вот такова и наша жизнь. Мы видим ее изнанку – беспорядочное, непонятное нам сплетение каких-то нитей, нитей судьбы. А узор знает и видит лишь Господь”. Порой нам отчасти раскрывается какая-то крошечная, микроскопическая часть этого узора. Но целиком мы не можем его увидеть, и опять-таки нужна вера и нужно доверие Богу, чтобы понять: Он все видит, Его любовь и Его премудрость позаботятся обо всем». (Игумен Нектарий (Морозов). О Промысле Божием. www.hram-vsr.ru).

«Случайные» встречи

Нет случайных встреч:

или Бог посылает нам нужного нам человека,

или мы посылаемся кому-то Богом, неведомо для нас.

Священник Александр Ельчанинов

Магнитофон

Одна девушка, Оксана, по долгу службы, а вернее по призванию или по живости и доброте своего характера, работала с детьми. Работа ее заключалась в том, что она в разных городах нашей страны организовывала детские спектакли на библейскую тему. Городов было много, и мелькали они, как придорожные домики в окне поезда.

Спектакль «Царь Ирод» проходил в каждом городе около недели. Рядом с Батлейкой[1] оформлялись стенды с картинками и рисунками, надувные шарики, столик с карандашами, фломастерами, бумагой для рисования. Дети всегда с большим интересом воспринимали приезд Батлейки, многие приходили не один раз, приводили друзей. И за эту короткую неделю общения всегда возникало что-то неуловимое между Оксаной и местными ребятишками.

Любой новый город – это всегда куча организационных моментов. Для того чтобы все прошло гладко, необходимо было предусмотреть очень многое, подготовить, привезти, поставить, разложить и так далее. И одним из самых важных атрибутов являлся магнитофон, потому что весь детский спектакль озвучивался в записи. Подготовка занимала почти день. И вот вроде бы вся спешка и беготня позади, все готово. Известно, что на спектакль должна прийти группа до 50 человек. А тут выясняется, что нет магнитофона с диском спектакля. Ужас!

Что делать? Все «пожарные» попытки найти утерянный магнитофон ни к чему не приводят. Он недоступен, во всяком случае в необходимые сроки. Как сказать детям, которые ждали спектакля, что его не будет? Бежать? Спрятаться? Забыть, как о кошмарном сне? Но так же нельзя.

И именно в этот момент полного отчаяния звонит мобильный телефон. Оксана отвечает на звонок. Звонит девушка и просит принять ее на работу батлейщицей. Единственное, что ее смущает, так это то, что она не работает под магнитофонную запись. Спектакли она озвучивает сама, «вживую». А что касается текста постановки «Царь Ирод», то она знает его наизусть, потому что раньше его показывала. Приехать может сразу, как раз к началу спектакля.

www.obitel-minsk.by/_oid100076815.html

Телефонный разговор

«Помню я, – пишет отец Амвросий (Юрасов), – в 1975 году писал кандидатскую работу по теме “История баптизма, разбор вероучения”. Многие ребята интересовались этой темой. Работа вышла, ее сразу распечатали и между собой распространили.

Приехал я из Троице-Сергиевой Лавры в Москву на одну квартиру. Мне позвонить надо, а там телефона нет. Сказали, что телефонавтомат внизу. Взял я две копеечки и позвонил знакомой. Набираю цифры и вдруг – щелк! Слышу какой-то разговор. Думаю: куда я попал? Разговаривают двое мужчин, и, видать, молодые. Один из них и говорит:

– Слушай, в Троице-Сергиевой Лавре иеромонах Амвросий написал работу о баптизме, – и начинает эту книгу разбирать, критиковать. Я слушал-слушал, а потом и говорю:

– Ребята, что-то вы не туда поехали. Неверно трактуете.

Спрашивают:

– А ты кто такой?

– Я иеромонах Амвросий.

– А как ты сюда попал?

– По Промыслу Божьему.

Вот чудо! Ведь в Москве несколько миллионов телефонов, и надо же было мне вклиниться именно в этот разговор и именно тогда, когда они назвали мое имя! Может, чуть раньше или позже я бы и не понял, о чем речь».

Несомненно, это было самое настоящее чудо. И даже, быть может, вовсе не для архимандрита Амвросия было явлено это дивное событие, а для тех молодых ребят, которые наверняка стали гораздо серьезней относиться к ближним.

www.semyaivera.ru/2013/02/15/chudo-telefonnogo-razgovora

Мои «случайности»

Если по хронологии, то первым была «случайная» встреча с человеком в интернете, который в режиме онлайн потравил тараканов в моей голове.

Дальше были определенные сложности в работе: один знакомый, которому поплакался в жилетку про трудности, затянул меня в храм, а там батюшка попросил посодействовать мне самого Серафима Саровского… До сих пор помню его слова: «Я думаю, через недельку-другую все наладится!» Так и наладилось, причем именно через недельку, вторую ждать не пришлось.

Дальше по хронологии я начал думать. И категорически не захотел списывать все на «случайности». Еще дальше, «случайно» попав вместо турпохода в паломнический поход по Крыму, там познакомился с замечательным монахом отцом Даниилом!

После похода возникло желание помочь отцу Даниилу в его трудной пещерной жизни. Помогать поехал с одним знакомым, который «случайно» согласился, и оказался верующим, и снабдил меня лекциями Андрея Кураева, вам всем небезызвестного.

Потом был Клайв Льюис, хождение по разным храмам, сильная боль в спине и ожидание – когда наконец закончится эта литургия!

Дальше «случайно» попал в храм, в который хожу и сейчас, где служит замечательный батюшка отец Сергий, проповеди которого вначале я слушал с открытым ртом. Сейчас уже закрыл. Как-то так.

www.kuraev.ru/smf/index.php?topic=218207.0

Маленький диагност

Мне довелось стать свидетелем и участником одного события, где «совершенно случайно» Господь так расположил события и людей, что удалось спасти человеческую жизнь.

В одном из подмосковных приходов, где служит мой брат, есть очень интересная традиция отмечать первое послепасхальное воскресенье крестным ходом по окрестным деревням. Оно называется Поставным, так как было принято приносить храмовые иконы и ставить их в домах верующих, как бы продолжая пасхальные торжества до отдания Пасхи, вливая радость в каждый дом. Традиция возобновлена с 1991 года. Члены общины и гости храмовым автобусом доставляются к определенному времени в самую отдаленную деревню, с которой и начинается крестный ход к храму. Под пение пасхальных стихир они дожидаются батюшек, которым необходимо закончить все требы, после чего и начинается шествие. Участвуют в этом действе все от мала до велика, и, естественно, в какой-то момент детишкам становится скучно и они начинают «исследовать» окрестности. И вот мой пятилетний крестник Петр, забредя в какой-то близлежащий двор, обнаружил в отдаленных кустах лежащего человека, которого ни с крыльца дома, ни с тропинки, ни с дороги увидеть было невозможно, отыскал среди певчих врача, который в общине имеет непререкаемый авторитет, и сказал: «Тетя Оля, там, в саду, дядя весь в крови лежит».

Доктор, естественно, пошла выяснять, что случилось. В это время подъехали и мы с братом и, не ведая ни о чем, облачились, но начало крестного хода пришлось задержать, так как меня тут же позвали к больному. Сколько крови потерял человек, установить было трудно, но явно много, ибо вся трава вокруг была ею окрашена, а клинически можно было определить у пациента признаки геморрагического шока: бледность кожных покровов, холодный пот и нитевидный пульс.

Из таких состояний человек самостоятельно не выходит, хотя кровотечение из раны на ноге к тому моменту само остановилось. Выяснить что-либо было немыслимо, так как мужчина по причине праздников был слегка трезв и туго соображал, к тому же состояние усугублялось гипоксией головного мозга вследствие кровопотери. Судя по всему, он даже не заметил, как поранил ногу, забрел в чужой двор, где и свалился от упадка сил. Довольно быстро приехала «скорая», но больной хорохорился, отказывался от госпитализации, кричал, что «полежит и все пройдет», даже попытался встать, но тут кровь вновь хлынула рекой из раны, он снова упал, и пришлось даже накладывать жгут. Уговорить его лечь в больницу удалось только властью священнической, и он почему-то послушался.

Поневоле задумаешься обо всех совпадениях: только раз в год бывает крестный ход и в этой деревне собирается столько народу, а в среде этого народа оказываются врачи, которые способны адекватно оценить ситуацию (ведь местные жители, друзья пострадавшего, предлагали оставить его в покое, мол, так оклемается!). Только ребенок-непоседа способен был отыскать человека в чужом бурьяне.

И еще: ведь крестный ход – дело Божье, а чудо – это, прежде всего, торжество Правды Божьей уже здесь, на земле, когда врата ада не могут ее одолеть (Мф. 16, 18)!

Священник Алексий Тимаков.

Чудо рядом с нами. Саратов, 2006.

www.wco.ru/biblio/books/miracle1/Main.htm

Неисповедимы Пути Господни

В 2000 году, перед Рождеством, как-то в середине недели у меня накопилось много треб, и в перерыве между утренним и вечерним богослужениями я отправился к ожидавшим меня. Предстояло мне, как я полагал, двух причастить и освятить одну квартиру. Всегда стараешься сначала посетить болящих, так как они говеют, и уж потом идешь к тем, кто может спокойно подождать. Я так и распределил свое время. Взяв с собой две частички Святых Даров, я причастил двух страждущих и отправился пешком на освящение квартиры в один из самых дальних уголков нашего Гольянова, куда не ходит никакой транспорт. Как только мне открыли дверь, я понял свою ошибку. Полгода назад я уже причащал эту тяжелобольную женщину, и просто что-то перепуталось в моей голове, когда я собирался… – причастить было уже нечем. Вернуться в храм и взять запасные Дары возможности не было: скоро должна была начаться вечерняя служба и я просто не успевал. Я как мог извинился и пообещал прийти в ближайшую субботу, хотя всеми силами старался освободить середину дня той первой послерождественской субботы для личных целей. И, возвращаясь в храм, я сильно ругал себя, ибо, скорее всего, не получалось теперь исполнить все намеченное. Но что делать? Раз виноват, значит, и исправляй!

Через пару дней, отслужив субботнюю литургию и поместив в маленькую походную чашу частичку Тела и немного Крови Христа для той самой болящей, я вышел из алтаря. В то время в нашем храме еще не было традиции причастия после крестин, и Святые Дары потреблялись сразу после службы. То есть я хочу сказать, что немного Крови Христовой оказалось в походной чаше только благодаря моей оплошности в середине недели.

Ко мне подошли мужчина и женщина среднего возраста. Они были чем-то взволнованы, в глазах читалась мольба. «Батюшка, – обратились они ко мне, – не могли ли вы причастить нашу маму? Она умирает. Тут недалеко, в поселке Восточном. Мы на машине довезем. Мы несколько раз обращались к нашему батюшке из церкви Димитрия Солунского, а он так и не смог. Сегодня вот к вам послал». Отказать я не мог. Тем более что Святые Дары в дароносице висели у меня на груди. В голове, правда, промелькнул соблазн в виде досады: «А ты еще надеялся успеть все доделать; плакали твои сегодняшние заботы!»

До Восточного – километров пятнадцать. Мы очень быстро доехали до места. Больная была в очень тяжелом состоянии, хотя и в сознании. Я смог ее напутствовать, а причастил только Кровью – она могла проглотить только жидкость. Но Кровь-то в чаше была!

Так Господь, соединив мою нерадивость с нерадивостью другого священника, устроил все, чтобы Его верная раба с миром отошла к Нему.

Меня же мои провожатые доставили на причастие к той, забытой мною, но не Богом болящей из дальнего уголка Гольянова и на той же машине отвезли в храм. Ко всему прочему, все так ладно спорилось, что я успел сделать все намеченные на ту субботу дела, хотя времени на их выполнение, казалось, вовсе не оставалось.

Священник Алексий Тимаков.

Чудо рядом с нами. Саратов, 2006.

www.wco.ru/biblio/books/miracle1/Main.htm

Браки совершаются на Небесах

«Хочу рассказать одну чудесную историю, которую мне рассказал мой хороший знакомый. Это одно из неисчислимых чудес, которые дарит людям великий угодник Божий святитель Николай Чудотворец.

Этот мой знакомый долгое время не мог определиться, какой жизненный путь избрать – стать семейным человеком или пойти по монашескому пути. Он много лет жил в одном из монастырей и нес послушание регента. Со временем молодой мужчина понял, что к монашеству он совершенно не готов. Но и поиски невесты тоже не давали результатов.

Однажды он в разговоре рассказал моей супруге о своих затруднениях, и она посоветовала молиться святителю Николаю – почитать ему акафист сорок дней и просить о том, чтобы батюшка Николай сам послал вторую половину от Бога. Моя будущая жена тоже читала акафист, и на сороковой день мы с ней познакомились.

Мой знакомый так и поступил – начал читать акафист святому Николаю и молиться о том, чтобы этот величайший святой сам помог создать православную семью.

Конечно, молитва была услышана, и ровно на сороковой день он познакомился с замечательной девушкой, которая тоже была регентом в одной из церквей, и вскоре они поженились.

Но самым удивительным было то, что потом рассказала девушка моему знакомому – уже своему мужу. Оказалось, что она тоже читала акафист святителю Николаю и молилась о том, чтобы найти мужа. И встретила она моего знакомого на сороковой день чтения акафиста, таким образом, они начали читать акафист в один день!

Такая замечательная и правдивая история из жизни людей, который прибегли к помощи святителя Николая Угодника и получили его благодатную помощь». (Роман Кияшко http://carentauto.ru/view_post.php?id=403)

Известный пражский философ и математик профессор Бенедикт Коуска написал работу, в которой подверг глубокому вероятностному анализу весьма занимающую его проблему, а именно: какие случайные обстоятельства привели к его появлению на свет в нашу эпоху.

«Некий военный врач во время Первой мировой войны вышвырнул за дверь сестру милосердия, которая недавно была принята на работу, по ошибке вошедшую в палату, где он как раз оперировал.

Будь сестра лучше знакома с госпиталем, она бы не перепутала операционную и перевязочную палаты, а не войди она в операционную, хирург бы ее не вышвырнул; не вышвырни он ее, его начальник, полковой врач, не сделал бы ему замечание за неподобающее обращение с дамой (ибо это была сестра-волонтерка, барышня из лучшего общества), а не сделай начальник ему замечание, молодой хирург не счел бы нужным извиниться перед сестрой милосердия, не пригласил бы ее в кондитерскую, не влюбился, не женился, так что не было бы на свете и профессора Бенедикта Коуски – ребенка именно этой супружеской пары.

Из вышеизложенного, казалось бы, следует, что вероятность появления на свет профессора Бенедикта Коуски (как новорожденного, а не как заведующего кафедрой аналитической философии) определялась вероятностью того, что сестра милосердия в такой-то месяц, день и час ошибется дверью. Но это отнюдь не так. В тот день молодой хирург Коуска вовсе не должен был оперировать; но его коллега, доктор Попихал, относил тетке белье из прачечной, света на лестнице не было, так как пробка перегорела, в результате чего он свалился с третьей ступеньки и вывихнул ногу в лодыжке; Коуске пришлось его заменить. Если бы пробка не перегорела, Попихал не вывихнул бы ногу, и тогда оперировал бы он, а не Коуска; Попихал, известный своей галантностью, не употребил бы соленых словечек для выдворения из операционной сестры, вошедшей туда по ошибке, а не обидев ее, не счел бы нужным уславливаться о свидании». (Станислав Лем. О книге Бенедикта Коуски «Предисловие к автобиографии».)

А вот еще одна история.

«Я человек православный и верю в Промысл Божий. Брат мой Саша, ныне священник отец Александр, в 1996 году постепенно приходя к вере, на добровольных началах, в числе прочих верующих, работал на восстановлении одного монастыря, закрытого при советской власти. Участвовал там же в раскопках и некий монах, юродивый (умерший и похороненный в том же монастыре в 1999 году), имени которого я сейчас не вспомню. Так вот, подарил он моему брату как-то, без повода, простенькую (в дешевой пластмассовой оправе-рамке) икону святого Александра, не Невского, другого. Прошло несколько лет, монах тот уже скончался, а брат мой, окончив духовное училище, планировал принять постриг в монахи и усиленно к этому шагу готовился. Но никаких важных шагов без благословения духовного отца в Православной Церкви делать нельзя, и мой брат поехал к своему духовнику – настоятелю того самого монастыря. Какого же было наше удивление (про его шок я даже и говорить не буду), когда оттуда он приехал с… невестой! Да, его не на монашество благословили, а на супружество, венчание и тут же познакомили с будущей женой, Валентиной – молодой барышней из глубинки, так же, как и он, приехавшей за благословением на постриг в монахини. Привез он молодую невесту к себе домой – с мамой знакомить, и тут и случилось то, что называется чудом.

Недавно знакомым людям в подобной ситуации трудно найти темы для разговоров. Единственной точкой соприкосновения было православие, и брат просто показывал свою комнату, сопровождая экскурс комментариями об истории той или иной иконы. Дошла очередь и до ТОЙ самой иконы святого Александра. Взяв ее впервые за три года в руки, дабы показать поближе, он еле успел удержать рамку, внезапно под своей тяжестью поползшую вниз. В другой руке осталась икона святого Александра и… икона святой Валентины, все это время находящейся за иконой святого Александра и, получается, ждавшей свою Валентину.

Вот как! Такое вот семейное чудо. Живут по сей день душа в душу. Воспитывают троих (пока) сыновей. И дай им Бог здоровья».

«Ехала как-то к старцу одна женщина со своим женихом – просить благословения на брак. И туда же отправился мужчина – по своим каким-то делам. По дороге с ним приключилось нечто странное: примерно на полпути машина вдруг заглохла. Копался тот мужчина в машине, копался, ничего не нашел. Часа через два автомобиль внезапно заработал. Подъезжает мужчина к келье старца, и оттуда как раз выходят и отец Николай, и та женщина с женихом. И батюшка, который не дал благословения на брак, вдруг показывает на этого совершенно незнакомого ей мужчину: “А вот и твой муж”. Они, как люди воцерковленные, понимающие, что такое воля Божия, ни слова не говоря, взяли благословение и поехали венчаться. Все говорят, у этой пары просто идеальный брак».

А вот еще один рассказ.

«Мне хочется поделиться небольшой историей, которая напрямую связана с моей семьей, Николо-Сольбинским монастырем и чудесной помощью святителя Спиридона Тримифунтского.

Господь сподобил посетить Николо-Сольбинский монастырь. Одна из сестер (простите, не запомнила имени) проводила экскурсию по монастырю, завела нас в строящийся храм в честь Спиридона Тримифунтского, показала небольшой ящик для писем святому и рассказала о том, как он помогает людям. Я тут же спросила, есть бумага и ручка. Мне показали, где можно взять. Написала просьбу святителю – на мой взгляд, фантастическую. Просьба заключалась в том, чтобы святитель помолился Богу о замужестве моей дочери и конкретного молодого человеком. На тот период этот молодой человек нравился моей дочери, но они не общались (у него была девушка, и он собирался на ней жениться). Он ничего не знал о чувствах моей дочери к нему и не обращал на нее никакого внимания. Да и виделись они только три раза, в церкви, после чего он уехал служить в армию. Это была некая тайна моей дочери, конечно, как маме, она мне ее рассказала. В своей записке я попросила святителя о том, что, если на это есть воля Божия, пусть Господь сведет их для семейной жизни. Написав записку, опустив ее в ящик и приложившись в иконе святителя Спиридона Тримифунтского, я об этом забыла. Приехав домой, узнаю, что Леша (так его зовут) по интернету (на сайте «Одноклассники») прокомментировал некоторые ее фотографии. В тот момент я никак не отреагировала и, самое интересное, напрочь забыла о своей просьбе. Общение по интернету у ребят переросло в интернет-свидание. Затем Алеша сообщил, что прилетает в Киргизию из России, для того чтобы серьезно с моей дочерью поговорить о жизненных планах. После прилета пришел с родителями и засватал дочь. Я, конечно, слезно благодарила Господа за такой подарок. Но о своем письме вспомнила две недели тому назад.

До этого случая я очень сильно почитала святителя Николая и много с просьбами в молитве обращалась к нему. А к святителю Спиридону обращалась намного реже, хотя знала хорошо и о нем. Сейчас купила его икону и каждый день в молитве благодарю его за такой подарок и прошу помощи в делах.

P.S. В этой записке у меня была еще одна просьба. Надеюсь, что исполнится и она. Когда это произойдет, я напишу вам.

С низким поклоном, глубоким уважением,

Марина Алексеевна».

Николо-Сольбинский монастырь. www.solba.ru/media/literaturnaja-stranichka/ chudesnaja-pomoshh-svjatitelja-spiridona-trimifuntskogo

Потерянный крестик. Протоиерей Артемий Владимиров

Некоторые называют Дивеево духовным центром мира, по сравнению с которым Париж просто большая деревня. Такая исключительная значимость Серафимо-Дивеевской обители объясняется, конечно же, пророчествами Саровского угодника о том, что сам антихрист не сумеет перейти Канавку Божией Матери, опоясывающую Ее четвертый и последний удел на земле.

Когда приезжаешь сюда и видишь два собора-великана, осененных чудо-колокольней, невольно начинаешь помышлять о Небесном Иерусалиме: действительно, Дивеево можно назвать проекцией горнего града. Множество плодовых деревьев, самых разнообразных цветов – и среди них люди всех возрастов, званий и состояний, стекшиеся в это благословенное место, дабы очиститься, обновиться и освятиться душою.

Удивительно близок к каждому паломнику хозяин Дивеево – преподобный Серафим, смиренно именовавший себя «служкой Божией Матери». Он невидим, но везде чувствуется его благодатное присутствие. К концу дня первого пребывания в обители у посетившего ее создается впечатление, что преподобный вникнул во все мелочи твоей жизни, проявил трогательную предупредительность и заботу о твоих бытовых нуждах, не говоря уже о духовном утешении. Велик у Бога святой Серафим!

Расскажу лишь об одном маленьком чуде, бывшем со мною и навсегда согревшем сердце благоговейным почитанием Саровского угодника.

С юных лет я никогда не расставался с золотым крестиком, завещанным мне одной старинной знакомой, давно перешедшей в мир иной.

Дониконовской печати, на обратной стороне он содержит начальные слова всем знакомой молитвы, переданной в старопечатном варианте: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его». Нужно же было такому случиться, что, готовясь искупаться в знаменитом саровском источнике у речки Сатис, я не нашел на груди любимого креста! Велико было мое огорчение! Нигде я не терял святыни, и вот, уже будучи иереем, расстался с ней, да еще в Дивеево! Рано утром, перед Божественной литургией, я обыскал всю свою келью в гостинице монастыря, перетряс вещи и одежду – крестика не было. Облазил все дорожки, ведущие к храму, – безуспешно! Несколько утешившись богослужением и смирившись с потерей, решил для себя более не смущаться – видимо, самому преподобному понадобился для неведомых целей мой золотой крестик. После службы я уже был готов уйти из храма, как вдруг ко мне подошел худенький юноша, очевидно, студент, один из многих, приезжающих ныне на богомолье.

Студент: Батюшка, разрешите задать Вам вопрос?

Священник: Да, пожалуйста.

Студент: Дело в том, что я вчера нашел золотой крестик. (При этих словах я вздохнул и весь обратился в слух.) А теперь душа мучается от недоумения. Мне представляются три возможных варианта, как им распорядиться…

Священник: Вы, наверное, с механико-математического факультета МГУ?

Студент: Да. Откуда, батюшка, Вы знаете?

Священник: Нам «по профессии» положено.

Студент: Так вот: во-первых, мне думалось положить крестик там, где я его нашел.

Священник: А где же, если не секрет?

Студент: Перед храмом Рождества Христова, на дорожке, в пыли, где проходит крестный ход, возвращающийся с Канавки Божией Матери.

Священник: Однако положить святыню в грязь – по меньшей мере, неблагочестиво…

Студент: И я думаю, что это решение неправильное. Можно было бы передать крестик сестрам обители.

Священник: А третий вариант?

Студент: Мне пришла мысль: а не взять ли мне его себе?

Священник: А нельзя ли взглянуть на находку? Дело в том, что я как раз вчера потерял очень дорогой моему сердцу нательный крест.

Юноша раскрыл ладонь, и я увидел свой старинный крестик, сверкавший золотыми лучами в трепетных перстах студента.

Священник: Вариант четвертый и единственный! – радостно воскликнул я и взял драгоценную для меня находку, заключив своего благодетеля в крепкие иерейские объятия.

В этот же самый миг я увидел изображенного на огромной ростовой иконе преподобного Серафима Саровского. Он смотрел на меня своим проникновенным взором, одновременно и строгим и радостным, прижимая правую руку к сердцу. Душа моя непроизвольно обратилась к служке Божией Матери с теплой молитвой: «Преподобне отче Серафиме! Благодарю тебя! Ты сам востребовал мой крестик для известных тебе святых целей и сам вернул мне его, ибо никогда никто не отходит от тебя “тощ и неутешен” во твоей святой обители».

Священная тишина сердца и наполняющая его радость свидетельствовали, что преподобный услышал голос моей души.

P.S. Много позже я стал вычислять, рассуждая уже по-земному, какова же была вероятность обретения крестика студентом, с его вариативным мышлением, и особенно вероятность его обращения именно ко мне, одному из сотен скромных паломников в Дивеево, вотчину преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца.

Вероника Богданова, журнал «Фома» № 2/16, 2003

Скатерть

В город одной европейской страны прибыл молодой священник, назначенный вновь открыть бездействующую церковь. Он с большим энтузиазмом собирался взяться за дело, но, когда прибыл на место и увидел, в каком состоянии находится храм, у него чуть не опустились руки. Стоял октябрь, и батюшка решил сделать все возможное, чтобы открыть церковь к Рождеству Христову. Он трудился без отдыха: заделывал дыры в стенах, штукатурил, красил, починял… Рождество приближалось, и буквально за несколько дней до его прихода на город обрушилась гроза со снегом и дождем, которая два дня не давала людям выйти на улицу. Когда священник пришел на третьи сутки в церковь, то увидел, что вода, просочившаяся через купол, проникла в стену и образовала в ней дыру на уровне головы прямо за алтарем. Священник прибрал на полу и, удрученный, пошел домой с мыслями перенести начало богослужения на другую дату. По дороге он обратил внимание на маленький магазин с прилавками на улице, типа блошиного рынка, который открылся, по-видимому, только сегодня. Его взгляд привлекла скатерть цвета слоновой кости, вышитая вручную красивыми цветами с большим крестом посередине. Она идеально подходила по размеру, чтобы закрыть дыру в стене. Батюшка сразу же купил скатерть и повернул назад к церкви.

Начал падать снег. Одна пожилая женщина торопливо пересекла дорогу перед ним в надежде сесть в отходящий автобус, но так и не успела. Священник пригласил ее зайти в церковь и подождать следующего, который должен был прийти только через 45 минут: в церкви было отопление и лучше было обождать внутри. Пожилая женщина вошла в церковь и присела. Священник в это время находился в поисках крючков, лестницы и прочего, чтобы повесить скатерть на месте, где зияла дыра. Наконец скатерть была подвешена, и настоятель церкви возрадовался тому, как пришлась она к месту. Скатерть выглядела как дорогой ковер и закрывала все дефекты стены. Тогда он увидел, что женщина как зачарованная приближается по проходу и смотрит, не отводя глаз, на скатерть. Ее лицо стало бледным, как лист бумаги.

– Отче, откуда у вас эта скатерть? – спросила женщина.

Священник рассказал. Женщина попросила отвернуть нижний угол и проверить, нет ли на обратной стороне инициалов ЕВГ. Да, действительно, такие инициалы там были. Это были инициалы самой пожилой женщины, а эту скатерть она вышила тридцать пять лет тому назад, когда была в Австрии. Женщина с трудом поверила в то, как попала эта скатерть в руки к батюшке. Она объяснила, что до начала Второй мировой войны они с мужем жили в Австрии и у них было очень хорошее материальное положение. Когда к власти пришли нацисты, они вынудили их покинуть страну. Жена уехала первой, а муж должен был выехать за ней вслед спустя неделю. По дороге ее арестовали и посадили в концентрационный лагерь. С тех пор она не видела своего мужа и не знает, что произошло с их домом и с ним самим. Скорее всего, расстреляли.

Священник довез женщину на машине до ее дома и захотел подарить скатерть, вышитую ею в молодости, но женщина наотрез отказалась, сказав, что счастлива, если ее работа будет находиться в церкви. И, поблагодарив от души священника за все, поднялась к себе в квартиру на третьем этаже.

Первое служение после возрождения церкви на Рождество прошло великолепно. Церковь была почти полна. Ощущение присутствия Святого Духа и церковное пение наполняли ее невероятной благостью. В конце богослужения священник прощался с прихожанами у двери.

Многие говорили, что обязательно вернутся. Один пожилой мужчина, в котором священник признал соседа по району, оставался сидеть и пристально вглядывался вперед. Священник спросил, почему тот не уходит. Мужчина спросил, откуда у священника эта скатерть, которая висит за алтарем, потому что она очень похожа на ту, которую собственноручно вышила его жена много лет тому назад в Австрии до начала войны, и как вообще могут существовать две вещи, неотличимо похожие друг на друга. Он рассказал священнику, как пришли нацисты и он вынудил жену уехать первой из страны для ее же безопасности, и как он собирался последовать за ней, но его арестовали и отправили в концентрационный лагерь. И с тех пор он вот уже тридцать пять лет, как не видел ни ее, ни своего дома.

Священник спросил мужчину, не согласится ли он прогуляться вместе с ним недалеко. Он поймал машину и отвез пожилого мужчину к дому, где высадил три дня тому назад пожилую женщину. Затем помог ему подняться на третий этаж и позвонил в дверь, предчувствуя самое красивое Рождество в его жизни, которое он только мог себе представить.

www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks340795

Пересечения

…как поверите, если буду говорить вам о небесном?

Ин. 3, 12

Я никогда не ездил к старцам. Имена слышал, знал людей, которые считали своим долгом побывать и благословиться у подвижников. А я не ездил. Мне один знакомый рассказывал, как он приехал к покойному уже отцу Борису в Иваново и тот ему дал благословение. А вдобавок еще и наказал: «Исполнить обязательно!» Выслушал я своего знакомца и сделал для себя вывод: «Как хорошо, что я не мотаюсь без дела по старцам». Но однажды, в один из солнечных осенних дней, на меня неожиданно обрушилось предложение стать диаконом. Вот тут-то я и завертелся волчком. Ладно бы, если б я этого хотел, так ведь нет. Как раз наоборот. Только-только поступил в Свято-Тихоновский институт, мне учиться нужно, а здесь такое предложение. Можно было бы, конечно, и мимо пройти. Но ведь такими предложениями не бросаются. Вдруг это воля Божия? А я пройду мимо нее.

Думал-думал: что делать? Ведь не жребий же тянуть, правда? И приходит мне в голову замечательная мысль: такой сложный вопрос может разрешить только старец. А где его взять? К тем, о ком уже слышал, прорваться нереально, а раз так, то к ним я и не поеду. Вот если укажут мне обстоятельства такого подвижника, к которому я смогу попасть, то поеду, а нет – извините. И потому «по техническим причинам» мое рукоположение отменяется.

Никогда не забуду: довольный собой, иду принимать ванну, а моя будущая матушка, тогда еще просто жена, ни о чем не подозревавшая, в это время с кем-то разговаривает по телефону. Лежу в ванне, наслаждаюсь найденным решением и теплой водичкой. Входит супруга и говорит: «Звонила Н., представляешь, она побывала в Пафнутьев-Боровском монастыре. А в нем, оказывается, подвизается человек высокой духовной жизни, это схиархимандрит Власий, и многие почитают его за старца. Кстати, и попасть к нему несложно…»

От неожиданности я чуть было не захлебнулся в этой самой ласковой водичке. Пришел в себя, отдышался. Ничего не поделаешь, надо ехать – адрес указан.

После ночной смены, имея в запасе два выходных дня, я поехал в Калужскую область. Не стану рассказывать, как ехал, но добрался в монастырь что-то около пяти вечера. Это сегодня у дверей старца нескончаемая очередь, а тогда было проще – человек двадцать от силы. А я приехал, и вообще – никого. На двери кельи старца на гвоздике висит картонный треугольничек: «Не заходить». Ладно, сел рядышком на скамейку, достал акафист Пресвятой и стал читать. Минуты через три дверь открывается, из-за нее выходит, как мне показалось, еще совсем не старый человек в подряснике и унтах и с интересом смотрит на меня:

– Что не заходишь?

– Да вот же, батюшка, – показываю на треугольник.

– Это не для тебя, радость моя, заходи.

Батюшка разговаривал со мной и одновременно облачался в схиму. Оказалось, он спешил на вечернюю службу. Мой вопрос разрешился в течение одной минуты, но мне отчего-то так захотелось побеседовать с ним, хоть еще немного, что я напросился к нему на следующее утро.

Пришли в храм, по-моему Святителя Митрофана, на втором этаже соседнего корпуса. На службе отец Власий почему-то не пошел в алтарь, а молился вместе со всеми. Я стоял немного поодаль и краем глаза рассматривал старца. Я молился рядом с таким человеком, и мне было очень хорошо просто оттого, что он стоял рядом.

После службы и вечернего правила подумал: а где же я буду спать? Оказалось, что свободных мест не осталось. Ничего, решил я, одежда у меня теплая, могу и в коридоре где-нибудь на лавочке подремать, тем более что накануне ночь у меня была бессонная. Неожиданно подходит ко мне старенький монах с необыкновенно добрым лицом и говорит:

– Тебе негде спать? Пойдем ко мне в келью – мой сосед уехал в Калугу, и у меня есть место.

Я поспешил за добрым монахом. Оказалось, что звали его отец Нил.

Вот если бы можно было воплотить в чем-то материальном такое эфирное духовное начало, как доброта, так вот отец Нил и был ее живым воплощением. Мы до четырех часов утра проговорили с ним. А потом я просто упал и уснул. Как сейчас я жалею об этом! Мы лежали каждый в своей кровати и разговаривали, словно мальчишки где-нибудь в пионерском лагере:

– Ты знаешь?..

– А ты знаешь?..

На мой вопрос, действительно ли отец Власий старец, батюшка Нил ответил:

– Не знаю, но люди говорят, что да. Я ведь с ним раньше служил в одном храме, он был священником, а я – псаломщиком. Представляешь, он мне как-то подарил иконку Нила Столобенского, а ровно через 20 лет меня постригли в монашество в честь преподобного Нила. Так что я советую: ты исполняй, что тебе батюшка Власий велит.

Он был так прост и по-детски доверчив, что я и не заметил, как в какой-то момент стал разговаривать с ним менторски наставляющим тоном студента богословского института. Какой же я был глупец – целую ночь провел рядом со старцем и ничего не заподозрил! Все хотел потом к нему приехать, посидеть с ним рядышком, да так и не собрался, а потом узнал, что отец Нил уже ушел от нас.

Я со знающим видом поучал его каким-то тонкостям по службе, а тот и взглядом не выдал в себе старого псаломщика. До слез обидно, что уже не встречу его больше. Когда на некоторое время отец Власий уходил в затвор, то ведь люди пошли к Нилу, и он для многих находил нужное слово. Как он умел посмотреть человеку в глаза, как он растворял тебя в своем взоре!

…В то утро перед литургией он зашел в храм, обошел всех паломников. Каждого о чем-то спрашивал, дотрагивался до рук, лица, благословлял. И смотрел, каждому пристально смотрел в глаза, словно хотел вглядеться человеку в душу и оставить в ней частичку своей любви.

На литургии я снова стоял рядом с отцом Власием. И вдруг меня осенила мысль: а ведь он слышит все, о чем я думаю! Мама дорогая, как же я стал усердно молиться! Во время службы старец стоял со склоненной головой и ни на кого, казалось, не обращал внимания. Заходили в храм люди, ставили свечки, писали записки, а он – как столбик.

Заходит пожилая женщина в привычной православной униформе: длинная юбка, бесформенная куртка темного цвета, башмаки на шнуровке, за плечами рюкзачок. Вдруг батюшка сходит со своего места, подходит к этой женщине и, не говоря ни слова, разворачивает ее за плечи и выводит из храма вон. Потом точно такое же действие он совершил с еще одной старушкой. Смотрю: заходит девушка в коротенькой юбочке и в туфельках на шпильках. Идет, и цоканье ее каблучков звонко разносится по храму. Ну, думаю, милая, сейчас ты вылетишь отсюда птичкой. Но отец-схимник даже и глазом не повел в ее сторону.

Только лет через десять я снова попал в этот монастырь. Очередь к старцу была уже фантастически огромна, но меня, как священника, провели вперед и поставили человек за десять до входа в его келью. Перед самой дверью старца люди снимают обувь. Разулся и я. Думаю: «А ведь сейчас батюшка посмотрит на меня своими глазами-рентгенами и скажет: “Почему же ты так нерадиво живешь, отец Александр? Что я тебе говорил тогда? Что ты мне обещал?” Да еще и выгонит, как тех старушек». И стало мне так страшно, что даже коленки затряслись. А потом и другая мысль: «Это ты человека испугался, а как же ты будешь перед Христом стоять? Его почему не боишься?»

К счастью, батюшка меня не прогнал и даже ни в чем не укорил. Меня он, правда, не вспомнил, но подарил иконочку Угличских святых. Долго я потом голову ломал: почему именно Углич? Но когда год назад наша дочь привезла к нам с матушкой на смотрины молодого человека из Углича, я сразу понял, что это наш будущий зять.

Вообще, я заметил, что люди высокой духовной жизни никого не обличают и умеют быть требовательными только к себе, а о других предпочитают молиться. Таков закон любви.

Третий и последний раз я ездил в монастырь вместе с нашей старостой Ниной и ее внуком Санькой. Мальчик в 11 лет заболел непонятной болезнью. Сначала его укусил домашний кот, а потом у него стала внезапно и резко подниматься температура выше сорока градусов. Могла держаться час-другой и возвращалась в исходное состояние. И так повторялось в день по нескольку раз. Врачи уже «разложили» мальчика на маленькие кусочки, всего просмотрели, изучили, но так ни к какому выводу и не пришли. Санька болел полгода, и дела его все ухудшались. Нину я уже ни о чем не спрашивал. О состоянии внука говорили ее печальные заплаканные глаза.

– Слушай, – говорю я ей как-то, – а давай съездим к отцу Власию, попросим его молитв. На тебя уже смотреть невозможно.

Только не сообразили, что и так к святому человеку не попасть, а нас угораздило собраться в монастырь в выходной день, 8 марта. Что делать? С такой температурой мальчишку в монастыре на несколько дней не оставишь. Подошел к охраннику, попросил его помочь. Тот только развел руками: смотри, мол, народу сколько, и каждый со своей бедой. Посоветовал: «Попроси людей, отче, может, пропустят».

Вышел я перед людьми, рассказал про мальчика и стал просить пропустить. Решил: если нужно будет, то и на коленях просить буду. Только не понадобилось. Люди, дожидавшиеся здесь уже по нескольку дней, пропустили: «Раз батюшка просит, значит, действительно надо».

В мире, где дело есть только до самого себя, православные не потеряли способности сострадать. И снова во мне эта мысль: любить может только тот, кто в смирении переносит страдания. В благополучии человек способен на подачку, а в страдании вырастает до самопожертвования. Чтобы действительно сочувствовать, нужно соучаствовать.

В келью Санька зашел с родителями. Пока подходил к батюшке, тот посмотрел на него и сказал:

– Все пройдет, это возрастное.

Взял кисточку и помазал ребенку маслом нужные места.

На все про все – три минуты. Сам я к отцу Власию не пошел, неудобно было его время занимать.

Возвращаемся назад, Нина говорит:

– Раз святой человек сказал, что болезнь пройдет, значит, так и будет.

В этот день у мальчика температура не повышалась вообще. На следующий день один раз поднялась до 38, и то лишь на полчаса. Через неделю приехали они к нам в храм и соборовались всей семьей. С этого дня температурные волны полностью прекратились, а Санькины родители пришли в Церковь…

Настоящий подвижник никогда не трубит о себе, народ сам его находит. А они – люди скромные, везде стараются быть последними и незаметными. Помню, приехали мы в Дивеево. Люблю приезжать туда в будние дни, когда людей поменьше. Подойдешь к раке и застынешь возле мощей. И так на душе хорошо, стоял бы и стоял! Но рано или поздно к тебе, как правило, подходит монахиня и просит помочь в алтаре. Идешь вынимать просфоры. Монастырь-то женский, и священников в нем мало, а просфор много, и даже очень много. Вот и поминаешь живых и усопших, а что делать? Кто-то же должен эту работу исполнять.

В боковом алтаре нас, священников, тогда собралось человек шесть. Стоим, вынимаем частички. Имена записаны в большие общие тетради, и таких тетрадей там много. Просфоры подносят мешками, наподобие наволочек.

Еще перед поездкой в монастырь хотел исповедоваться. Когда священник служит один на приходе, то исповедь для него становится проблемой. Причащаться можно и без исповеди, а душу-то все равно чистить нужно. До принятия сана я ведь тоже с грехами воевал, если можно, конечно, так сказать. Думал, что многое уже в себе поборол, могу жить спокойно и пожинать заслуженные плоды. Да не тут-то было! Чем дальше в лес, тем больше дров. Став священником, увидел, что те страсти, что считались мной окончательно разгромленными, неожиданно стали вырастать из тоненьких росточков в толстенные стволы эвкалиптов. И я понял, что борьба на самом деле еще только начинается. Потому и исповедь нужна священнику как воздух.

Думаю: кого бы из отцов попросить меня исповедать? Все так усердно молятся, неловко людей от дела отрывать. Смотрю, заходит к нам помочь старенький согбенный батюшка. Я подумал, что это кто-то из старичков, доживающих свой век здесь, при монастыре, уже будучи на покое. Встал он напротив меня, взял копие и тоже стал поминать. Только поминал он медленно. Имя прочитает, вынет частичку, подумает, потом уже положит на тарелочку. Нет, думаю, отец, мы так с тобой каши не сварим – вон какие наволочки просфор подносят. В этот момент к нам подошел еще один молодой батюшка и стал помогать. И вдруг старичок обращается к нему и говорит:

– Накрой меня епитрахилью и прочитай разрешительную молитву.

– Батюшка, вы хотите, чтобы я вас исповедал?

– Нет, ты только прочитай надо мной молитву.

Пока молодой батюшка молился, я решил: попрошу я этого дедушку меня исповедать. Ему, наверное, даже приятно будет, что я к нему обращусь, а не к молодым отцам.

Поэтому и говорю старенькому батюшке, так, слегка покровительственным тоном:

– Отец, поисповедуй меня.

Тот в ответ молча кивнул головой и принял привычную позу исповедующего. Я встал на колени и стал каяться. Вот такой грех, говорю, меня больше всего мучает. Согрешаю, батюшка, помолись обо мне. Он помолился, посмотрел на меня сверху вниз и сказал:

– А ты, брат, больше не греши.

Отошел я от него и думаю: «Действительно, как все просто – “а ты больше не греши”, и все тут!»

Вдруг из главного алтаря к старчику спешит целая делегация из местных служащих отцов и матушек-алтарниц.

– Батюшка Илий! Батюшка Илий! Мы вас потеряли. Матушка игуменья велела нам вас найти и подобающим образом принять.

С видимым сожалением старенький священник отложил копие и последовал за ними из алтаря. Но прежде чем положить копие, он поднял на меня глаза и вновь повторил:

– Ты просто не греши, вот и все.

Я смотрю вслед уходящему старичку и спрашиваю молодого батюшку:

– Отец, кто это?

– Как?! Ты не узнал? Это же Илий Оптинский!

Уезжал я из Дивеево в приподнятом настроении. Ехал к преподобному Серафиму, хотел душу почистить, и он свел меня с отцом Илием.

По сей день та страсть, в которой я тогда каялся перед отцом Илием, порой поднимает голову. Но всякий раз на помощь приходит взгляд старца и его слова: «А ты просто не греши». И грех отступает.

Священник Александр Дьяченко. В круге света. Издательство «Никея», 2013

Советы старца

Каждый верующий человек рано или поздно попадает в такую ситуацию, из которой сам не может найти выхода. Часто даже духовник затрудняется с ответом. В таких случаях верующие обращаются к людям, которых Бог поставил на особое служение, – старцам, наделенным Благодатью и избранным Господом для помощи страждущим.

Однажды в таком положении оказалась и моя будущая теща. Ее духовный отец не мог разрешить сложный личный вопрос и благословил поехать за советом к старцу схиархимандриту Власию, который подвизается в мужском Пафнутьев-Боровском монастыре. Она взяла с собой свою дочь – мою будущую супругу.

Когда они приехали в монастырь и направились к келье старца, моя будущая жена не хотела заходить к нему, чтобы зря не отнимать времени, потому что у нее не было вопросов. Но мать настояла на том, чтобы они зашли вместе.

Теща рассказала отцу Власию о своем затруднении и получила совет, как поступить. Вдруг старец обратился к молчавшей дочери и спросил о том, хочет ли она иметь отца, чем поверг ее в растерянность: родители были уже двадцать лет в разводе, жили в разных странах, и она даже не знала, жив ли он, но с детства очень хотела его видеть и молилась об этом. Услышав вопрос, моя будущая жена разревелась, а старец погладил ее по голове и ласково сказал, что у нее будет отец.

Конец ознакомительного фрагмента.