Вы здесь

Несвиж и евреи. История, холокост, наши дни. II Евреи в городе Несвиже (Маргарита Акулич)

II Евреи в городе Несвиже

Несвиж. Рыночная площадь. Фото из источника в списке литературы [10]

«Более трех веков евреи жили в Несвиже, носили ермолки и лапсердаки, в субботу спешили в синагоги, изучали Тору и священные книги, умело мастерили, ловко торговали – и вдруг исчезли, не оставив и следа, оставив после себя не только легенды и повествования, но и исторические сведения и сохранившиеся общинные здания». (Еврейская культура и трагедия: Польша, Беларусь, Литва)


Дом на рынке. Фото из источника в списке литературы [10]

2.1 Лаконично о еврейской общине и евреях Несвижа. Еврейский Несвиж: век семнадцатый

Лаконично о еврейской общине и евреях Несвижа

«В конце 16-го века в В Несвиже поселились шестнадцать еврейских семей. В конце XIX века местные евреи насчитывали 4 687 человек и составляли 44,5 процента от общей численности населения города. С начала 20-го века до начала Второй мировой войны местное еврейское население составляло от 3300 до 4000 или 35—45 процентов от общей численности населения» [12]

Начало существования еврейской несвижской общины согласно первым данным о ней приходится на шестнадцатое столетие (вторую его половину).

Евреи имели разные права, какие предоставлялись и иным мещанам, они могли по праву участвовать в органах городского самоуправления города. И все же у них имелось отличие, заключавшееся в их подсудности. Их подсудность относилась к князьям Радзивиллам, являвшимся как владельцами города, так и представителями его администрации. В то же время мещане, не являвшиеся евреями, были подсудны городскому Несвижскому суду.

Если говорить архивных документах, то по ним видно, что в соответствии с ними Николай Радзивилл распорядился, чтоб несвижские евреи в то время заселяли конкретный, специально для них предназначенный квартал, называвшийся «гетто».

В 1589-м году Радзивиллом были изданы правила, регулирующие обязанности и права и еврейского населения города. Евреям было положено ночью и в течение з-х дней на Страстной неделе держать закрытыми ворота своих улиц,

В Правилах 1589-го года содержалось разрешение на возведение Большой синагоги, строительство которой пришлось на конец шестнадцатого столетия – начало столетия семнадцатого.

Установление для евреев Несвижа правил не оказывало влияние на их религиозную и общественную жизнь. Евреи города могли на законных основаниях отстаивать свои права в муниципальных органах власти, им не мешали торговать и заниматься ремеслами. Несвижская еврейская община была в подчинении у кагала Бреста, верующие беспепятственно могли посещать ради удовлетворения своих религиозных нужд Большую синагогу.

В двадцатом столетии в Несвиже располагалось еврейское кладбище, была богадельня, имелся ряд синагог, под эгидой Тарбут функционировали учебные заведения.


Несвиж: 1927 год. Фото из источника в списке литературы [13]


Евреи Несвижа были заняты мелкой торговлей, более крупной коммерцией, сельским хозяйством и ремеслами. Из-за Первой мировой войны, экономического кризиса в Польше и антисемитской политики польского правительства экономическое положение евреев ухудшилось. Следовательно, многим из них нужна помощь от Американского еврейского объединенного распределительного комитета или от местных организаций еврейской помощи.

В городе существовал широкий спектр еврейской политической деятельности. В дополнение к сионистским партиям Поалей-Цион и Мизрахи и движению Гехалуц в Несвиже были ветви Агудата Исраэля и Бунда. Все это были спонсируемые образовательные и культурные мероприятия. В городе также работали школы на идише и иврите, талмудская Тора и еврейская библиотека.

В сентябре 1939-го года, после опубликования Пакта Молотова-Риббентропа, Несвиж был присоединен к СССР. Советские власти запретили политическую деятельность и закрыли еврейские образовательные учреждения. Вместо последних была создана единая советская еврейская школа с наставничеством на идише, которое вскоре было заменено наставничеством на русском.

Советской властью был наложен запрет на деятельность еврейской общины в области религии, ею были отобраны синагоги.

Несвиж был оккупирован немцами 27 июня 1941-го года. После ряда массовых убийств местных евреев немцы вынудили оставшихся евреев перебраться в гетто, которое было создано в начале ноября того же года, окружив синагогу забором.


Оккупация. Фото из источника в списке литературы [14]


22 июля 1942-го года немцы вместе со своими беларускими сообщниками начали ликвидировать гетто. Когда заключенные гетто отказались подчиниться немцам, немцы открыли огонь. Это было встречено вооруженным сопротивлением. Многие из евреев гетто были ранены или убиты в результате восстания, но также погибли десятки немцев и их беларуских помощников.

Около 25 евреев сбежали в лес и присоединились к советским партизанским отрядам.

Город был освобожден Красной Армией в июле 1944-го года.

Далее происходила послевоенная история несвижских евреев. Вторая мировая война завершилась. Но даже десятилетия спустя деятельности еврейской несвижской общины не суждено было восстановиться. Имеются сведения, что в 2005 году в городе насчитывалось лишь несколько евреев.

Еврейская история Несвижа, описанная в «Wikipedia, the free encyclopedia», следующая [15]:

«Еврейское население в 1900 году составляло 4 687, и ок. 4500 в канун германского вторжения согласно Операции Барбаросса. С началом занятий 27 июня 1941 года они основали юденрат, 30 октября 4000 евреев города были убиты, а остальные были направлены в гетто. 20 июля 1942 года гетто было окружено белорусской полицией, а немецкий командир объявил, что население гетто будет ликвидировано, за исключением 30 квалифицированных рабочих. Подпольная организация гетто, основанная на сионистской группе советских времен, призывала к самообороне, имея один пулемет, но главным образом ножи и подобные вооружения. Большинство евреев были убиты; некоторым удалось убежать в близлежащие леса, чтобы присоединиться к партизанским отрядам, в том числе к еврейской партизанской части Жукова».

Еврейский Несвиж: век семнадцатый


Фото из источника в списке литературы [16]


Несвижским евреям, как и людям, являвшимся христианами, пришлось не сладко, когда в 1654-м году русские войска осадили город во время русско-польской войны, длившейся с 1654-го года по 1667-й год. Эти войска сожгли Несвиж.

Со второй половины семнадцатого столетия имело место обострение конкурентного противостояния между ремесленниками и купцами, являвшимися евреями и не евреями. Жалобы христиан на евреев были постоянными. Из-за этих жалоб в 1688-м году королем Яном Третьим Собеским было приказано, чтоб евреи прекратили занимать общественные посты и взимать любые сборы во время проведения ярмарок.

В шестнадцатом, семнадцатом и восемнадцатом столетиях многие из несвижских евреев активно занимались огородничеством. Чтобы более успешно продавать продукцию с огородов и расширять ее производство еврейское население занималось разведением огородов и рядом с другими городами воеводства.

2.2 Еврейский Несвиж веков: восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого (до войны)

Еврейский Несвиж: века восемнадцатый и девятнадцатый


Несвижская синагога (фото конца 19 в.). Фото из источника в списке литературы [17]


В восемнадцатом столетии общину Несвижа считали на территории Литвы одной из наиболее обеспеченных. В 1765-м году плательщиками подушной подати были 1097 человек, являвшихся евреями Несвижа.

Несвижские раввины в период конца восемнадцатого столетия – начале и середине столетия девятнадцатого [18]:

«Ицхок Айзенштадт и его брат Иегуда Айзенштадт, в начале 19 в. – Симха Рапопорт (? —1813), в 1830-х гг. – Меир Айзенштадт, в середине 19 в. – Рувен Левин (? —1887). Раввином в 1846—51 был И.-Э. Спектор, с 1857 – Иешуа Рабинович.

В 1867 в Н. действовало 7 синагог. Раввином был Бен-Цион Айзинбуд.

В 1896 в Н. имелось 8 синагог. В 1889—1908 раввин Н. – Ицхок-Лейзер-Липман Шарашевский, затем – его зять Ирахмиэль-Цви Бургман».

Годы 1812-й—1813-й. Это время нахождения Несвижского купца Лейзера Боруховича Дилона при Главной квартире русской армии.

1824-й год. С этого года в Несвиже проживал и работал Самуил Кушелевский, известный в качестве врача, лечившего совершенно бесплатно людей еврейской национальности.

1847-й год. В данный год в «Несвижском еврейском обществе» состояло 3449 чел.

1874-й год. В этот год обязанности главы городской думы выполнялись Мовше Бендетовичем Гольдиным.

1880-е х годы. Это были годы работы кружка «Хибат Цион».

Данные о населении Несвижа:

По переписи 1897 г. в Несвиже проживало 4687 евреев (все население – 8459 человек).

В конце девятнадцатого столетия в Несвиже осуществлялась деятельность Большой синагоги и были молитвенные еврейские дома (их насчитывалось 7).

В девятнадцатом столетии – начале столетия двадцатого многие несвижские евреи были в числе купцов, продававших хлеб, лен, пеньку, кожу. Во владении представителей еврейской национальности была большая часть гостиниц, трактиров, магазинов, лавок Несвижа. По сути, почти все они принадлежали евреям.


Еврейский Несвиж: век двадцатый (до войны)


Фото из источника в списке литературы [19]


В 1910-м году в Несвиже осуществлялась деятельность девяти синагог, велось одногодичное обучение в мужском народном училище, в женском частном училище, в мужском четырехклассном частном училище.

На территории города проводилась работа общества, занимавшегося вопросом предоставления бедным еврейским семьям пособий. Было и еврейское кладбище. Осуществлялась деятельность в богадельне.


Довоенное фото. Мать и сын – Ханна и Хаим Чечанович (он же Хенрик Чечанский). Фото из источника в списке литературы [20]


Год 1912-й. В данном году проводилась работа еврейского ссудно-сберегательного товарищества.

Год 1913-й. Евреи владели в Несвиже двумя складами аптечной продукции (всеми складами), тридцатью лавками и магазинами (из них было бакалейных – три, мануфактурных – десять, винных – три).

Период 1919-го—1939-го годов. Это был период нахождения Несвижа в составе Польши.

Год 1920-й. В данном году части армии Польши учинили погром.


Евреи Несвижа. Довоенное фото. Фото из источника в списке литературы [20]


Период 1920-х—1930-х годов. Это был период, когда в городе проводилась деятельность отделений разных организаций и партий евреев.

Год 1918-й. В этом году произошло открытие школы с преподаванием на языке иврит, ставшей в 1922-м году звеном сети «Тарбут».

Год 1919-й. – В этом году произошло открытие школы с преподаванием на языке идиш.

Год 1920-й. В данном году несвижский делегат принимал участие в работе Двенадцатой конференции партии «Бунд».

Год 1920-й. В этом году действовала «Шабасувка». Произошло открытие отделения «Еврейского народного банка».

Год 1932-й. С этого года раввином Несвижа стал Янкель-Ицхок Рабинович.

2.3 Еврейский Несвиж под властью советов, после войны и сегодня. Знаменитые евреи Несвижа

Еврейский Несвиж под властью советов, после войны и сегодня


Революционный Несвиж. Фото из источника в списке литературы [21]


В 1939-м году (в сентябре) Несвиж был занят Красной армией.

Когда Несвиж присоединили к Союзу ССР, одна из синагог (ее здание) стала складом, а другая клубом.

Увеличение численности евреев в Несвиже произошло из-за наплыва беженцев из Польши (из ее западных районов).


Евреи Несвижа. Фото из источника в списке литературы [20]


– —


Евреи Несвижа. Фото из источника в списке литературы [20]


Октябрь 1939-го года принес с собой аресты активистов сионистских организаций и Бунда. В городе в 1939-м году, после присоединения его к Союзу ССР возникла подпольно функционирующая сионистская организация, продолжившая свое существование и работу даже во время войны, оккупации Несвижа германцами.

Перед Второй мировой войной проживавших в городе представителей еврейской национальности насчитывалось 4500.


Еврейский Несвиж после войны и сегодня. Знаменитые евреи Несвижа


Фото из источника в списке литературы [22]


В первые из послевоенных лет от здания Большой власти Несвижа избавились, просто снеся его. Людям пришлось молиться втайне.

Конец ознакомительного фрагмента.