Глава 5. Кто может заменить человека на Земле
Все позитивные сценарии развития земной цивилизации могут не реализоваться по причине её самоуничтожения. К сожалению, такой вариант развития событий совершенно не исключён.
С момента появления ядерного оружия, человечество уже несколько раз стояло на краю пропасти. А ведь в будущем неизбежно появятся куда более разрушительные технологии.
Если в homo sapiens злое начало победит доброе, наш вид погибнет. Но это не означает, что у природы нет запасных вариантов.
Например, нашими сменщиками могут стать дельфины. Видимо, эти млекопитающие являются самыми умными существами на Земле, не считая нас. Во всяком случае, они намного умнее, чем мы себе представляем.
Поведение дельфинов очень сложное.
Научные исследования установили наличие у них таких разумных признаков, как индивидуальный характер и осознание собственного «я». Они могут узнавать себя в зеркале, а также использовать его для разглядывания частей тела, невидимых глазами. Доказана способность дельфинов к прогнозу, то есть к оценке возможных последствий собственных действий.
Эти умные существа умеют и любят учиться. Обученные в неволе каким-либо «противоестественным» навыкам, дельфины успешно передавали полученные знания другим особям. Причем, что самое интересное, иногда делали это, видимо, ради «прикола». А отсюда уже недолгий путь до сложных эмоций типа чувства юмора.
Учёным удалось обучить дельфинов простейшему языку и наладить с ними коммуникацию. Они способны к взаимному сотрудничеству для решения сложных задач. Можно утверждать, что у дельфинов достаточно развитая социальная организация.
Ещё один интересный факт.
Дельфины – единственное млекопитающее на Земле, у которого нет фазы быстрого сна. Их сон уникальный, они спят только одним полушарием мозга. Второе в это время бодрствует, что позволяет дельфину постоянно всплывать на поверхность для очередного вдоха воздуха. Самое удивительное, что полушария спят поочередно, а сам дельфин находится в постоянном движении, второй глаз постоянно открыт на случай появления хищника. Эта особенность в определённых условиях может стать важным эволюционным преимуществом. Ведь фактически это существо, способное обходится без сна.
Дельфины резко поумнели примерно 47 млн. лет назад. Произошла какая-то мутация, причины которой пока непонятны учёным.
Ещё через 20 млн. лет мозг вновь значительно увеличился за короткий промежуток времени и по своим параметрам стал соответствовать современному человеческому. Почему с тех пор наблюдается своеобразная консервация сознания – непонятно.
Отношение массы мозга дельфина к массе его тела меньше, чем у человека, но больше, чем у нашего ближайшего генетического родственника – шимпанзе.
У дельфинов обширна область неокортекса мозга. Это принципиально, потому что подобное наблюдается лишь у людей. Именно неокортекс отвечает за высшую нервную деятельность, у других млекопитающих он практически не развит.
Конечно, значительный размер мозга может быть напрямую не связан с разумным поведением. Но ведь мы ничего не знаем о том, что может представлять собой «нечеловеческая личность». Одним словом, у дельфинов очень неплохие эволюционные перспективы.
Есть ещё более интересная альтернатива homo sapiens. Нашу эволюционную нишу потенциально способны занять социальные насекомые. В частности, муравьи.
Поведение муравьев настолько сложное, что возникает впечатление, будто их жизнедеятельность вполне сознательная. Но субъектом сознания является не отдельное насекомое, а вся колония. То есть, составляющие сообщество организмы не обладают индивидуальным мышлением, однако, в целом ведут вполне разумный образ жизни.
Муравьи способны к обучению, в том числе основанному на подражании. Они отличают своих от чужих, проявляют заботу о потомстве.
Отношения в колонии выстроены иерархически на базе принципа доминирования-подчинения. Зафиксированы случаи проведения внутри муравейников своеобразных спортивных турниров для выявления наиболее сильной особи. Территориальное поведение насекомых даже сложнее аналогичного у животных.
Понять язык насекомых очень сложно, но твёрдо установлено, что он у муравьев есть. Причём, способы обмена сигналами и общения весьма многообразны, включая использование жестов и поз.
Исследователи выяснили, что насекомые обладают фотографической памятью и могут помнить значительный массив разнообразной информации.
В принципе для настоящего прорыва и возникновения индивидуального сознания муравьям остаётся сделать лишь один-два эволюционных шага. Но, они замерли на одном уровне развития уже 50 млн. лет.
Главная причина, видимо, заключается в малом размере земных насекомых. Если бы они были большими, их эволюция могла пойти по другому пути.
И всё же трудно представить себе, как муравьи могут стать по-настоящему разумными. При возрастании размера головы она станет непропорционально тяжёлой. Очень массивным также станет панцирь, поскольку объём сферы возрастает пропорционально кубу радиуса.
Скорее всего, в своём эволюционном развитии насекомые достигли тупиковой точки. У них давно сложилась устоявшаяся и эффективная система коммуникаций и непонятно ряди чего необходимо её усложнять.
Однако, есть альтернативный сценарий.
Сообщества насекомых по существу представляют собой большой единый организм. Колонии муравьев не менее разумны, чем низшие млекопитающие. Их жизнедеятельность очень эффективна. У них нет разума, но есть вполне сознательная социальная активность, управляемая инстинктом.
Интересно, что общая муравьиная биомасса в масштабе Земли сопоставима с человеческой.
Учёные заметили, что в последнее время происходит что-то необычное. Сообщества насекомых перешли на новый уровень организации своих колоний.
Они стали объединяться в единые огромные униколонии, которые простираются на тысячи километров и объединяют миллиарды насекомых. Раньше считалось, что это невозможно в принципе.
Но факт остаётся фактом. Сегодня во всём мире таких униколоний насчитывается уже больше тридцати.
Они состоят из множества отдельных муравейников. Все насекомые общаются друг с другом, хотя и проживают в разных местах. Они не воюют между собой. Наоборот, представители разных муравейников тесно сотрудничают. То есть униколонии – это новая форма более высокой организации жизнедеятельности.
Униколонии одерживают победы над другими живыми существами. Одна из них фактически захватила остров Рождества, уничтожив растения, птиц и крабов.
Более значимое событие произошло в США. Униколония муравьёв победила людей.
Насекомые вторглись в «Биосферу-2» – научный эксперимент по созданию автономной экосистемы. Муравьи уничтожили всех других насекомых, в том числе одиннадцать видов своих собратьев, не входивших в состав униколонии. Затем они принялись за растения и окружающую среду, отравив воздух и воду кислотой. Люди вынуждены были завершить работу и покинуть территорию. Это первый пример того, когда на Земле коллективное существо захватывает острова и побеждает людей.
Поведение униколоний не вписывается в известные стандартные теории. Муравьи демонстрируют целесообразное поведение за счет интеграции в единое сообщество с внутренней системой коммуникаций. Это как бы сверхмозг одного сверхорганизма. Отдельного представителя униколонии можно рассматривать как часть составного организма, не способного к индивидуальному существованию.
Мы не можем достоверно спрогнозировать поведение живых существ, которым удалось совершить прорыв на более высокий уровень коллективного мышления. «Сознание» униколонии может принципиально отличаться от нашего.
Ведь это не синаптические связи между нейронами, а абсолютно новая форма интеллекта, необъяснимая с помощью привычных нам терминов.
Эволюционная биология не может точно предсказать каким путем пойдет дальнейшее развитие вида в таком случае. Но не исключено, что униколония может стать необходимой ступенью на пути возникновения совершенно своеобразного сознания. Логично допустить, что разумные создания совсем не обязаны походить на людей.
Выводы из сказанного такие.
Во-первых, на других планетах мог реализоваться сценарий с разумными насекомыми.
Во-вторых, нельзя исключать, что консервация муравьиного развития вызвана присутствием на планете альтернативы – человека.
Если альтернатива исчезнет, то дорога станет свободной. А если это исчезновение, доустим, оставит после себя радиационный след, то социальные насекомые смогут быстро мутировать до необходимых размеров.
Может быть, природа умышленно подготовила законсервированный запасной вариант для такого случая.