Глава 5. Кот Шрёдингера
Свой знаменитый мысленный эксперимент Эрвин Шрёдингер предложил в 1935 году. Он демонстрирует как макро- и микромир взаимодействуют между собой.
Представьте себе, что в изолированный закрытый ящик помещён воображаемый кот, механизм с радиоактивным атомным ядром, а также колба с ядовитым газом. По условиям эксперимента ядро может распасться в течение часа с вероятностью 50/50. Если ядро распадётся, то смертельный механизм будет приведён в действие, колба с ядом разобьётся, и кот погибнет. Если ядро не распадётся, кот останется жив. Задача заключается в том, чтобы во время эксперимента, не открывая ящика, определить – жив кот или мёртв.
Несмотря на то, что этот мысленный опыт похож на злую шутку, а «несчастный» кот постоянно становится субъектом околонаучных спекуляций, отношение учёных к проблеме, поднятой Шрёдингером, более чем серьёзное. Дело в том, что от решения предложенной задачи ни много ни мало зависит ответ на вопрос о полноте понимания наукой современной физики.
Если экспериментатор откроет ящик, он обязательно увидит только одно из двух конкретных состояний – «ядро распалось, кот мёртв», или «ядро не распалось, кот жив». Но как определить статус кота, не открывая ящика?
Пока он закрыт, система «ядро-кот» находится в состоянии «ядро распалось, кот мёртв» с вероятностью 50%, и в состоянии «ядро не распалось, кот жив» с точно такой же вероятностью 50%. Выходит, что кот, сидящий в закрытом ящике, одновременно и жив, и мёртв.
Но ведь мы точно знаем, что это невозможно. Просто не существует состояния, промежуточного между жизнью и смертью.
Хуже того, поскольку вероятность обоих исходов равнозначна, получается, что судьба кота становится ясной лишь тогда, когда ящик открывается. То есть, результат эксперимента зависит от поведения экспериментатора, точнее от момента времени наблюдения кота.
Следовательно, невозможно объективно установить, когда кот перестаёт находиться в неопределённом состоянии и оказывается либо живым, либо мёртвым. Получается, что физический процесс зависит в прямом смысле этого слова от взгляда наблюдателя.
Для учёных во времена Шрёдингера такой вывод был равнозначен краху всей науки. В классическом мире субъективные действия экспериментатора не могут влиять на объективные законы природы. В чём же дело?
Ответ дала квантовая физика.