Вы здесь

Непрерывное технологическое образование и технологическое образование школьников. Нужны ли российским школьникам технологические знания?[10] (Ю. Л. Хотунцев, 2017)

Нужны ли российским школьникам технологические знания?[10]

Хотунцев Ю. Л.


Начавшаяся во второй половине XX века технологическая революция, привела к появлению постиндустриального общества, которое характеризуется непрерывным появлением новых высоких технологий. Быстрая смена технологий требует соответствующей перестройки направления деятельности трудящихся, которые в течение своей трудовой жизни должны 4-5 раз менять направление деятельности, получая высокую квалификацию для реализации этих технологий.

Необходимость освоения технологических знаний о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека, об общих принципах этих преобразований привело в конце XX века к появлению новой образовательной (предметной) области «Технология» в учебных планах общеобразовательных школ многих стран мира.

«Технология» изучается в школах Великобритании, Франции, ФРГ, США, Австралии, Израиля, Нидерландов, Швеции, Болгарии, Казахстана, Китая и многих других стран. Она включена в перечень обязательных предметов для всех учащихся. Наличие «Технологии» в учебном плане активно поддерживается промышленностью и бизнесом этих стран, т. к. этот предмет направлен на развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся и включение их в созидательный труд.

Предметная область «Технология» была введена в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 1993 г. Она пришла на смену трудового обучения.

Эта основная предметная практикоориентированная область, синтезирующая естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, и обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Важную роль в этой образовательной области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся, способствующая их творческому развитию. 70 % времени выделяются на практические работы.

Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область «Технология» наряду с гуманитарной и естественнонаучной составляющими является третьей необходимой составляющей общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.

С 2000 г. проводятся Всероссийские олимпиады школьников по технологии, в которых участвуют учащиеся более чем из 60 регионов России. Олимпиады включают тестирование учащихся, выполнение практических работ по выбору и защиту творческих проектов.

С 1994 г. во многих городах нашей страны проводятся Всероссийские и Международные конференции по технологическому образованию школьников и подготовке учителей технологии и предпринимательства.

В 1997 и 2001 гг. учителя технологии стали «Учителями года России», что свидетельствует о творческом характере этой образовательной области.

С большим интересом японские и китайские специалисты изучают опыт технологического образования школьников в нашей стране.

Поставленная руководством страны задача инновационного технологического развития страны и создания к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест невозможна без системной подготовки высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных кадров, начальным звеном которой является технологическое и естественно – научное образование подрастающего поколения в стенах школы.

Трудовая подготовка и изучение технологии в школе ориентируют ее выпускников на выбор в частности рабочих профессий, на обучение в системе начального, среднего и высшего профессионально-технического образования, о возрождении которого Президент Российской федерации говорил в своих выступлениях. Кроме того, сформированные в процессе такой подготовки начальные технические и технологические умения и навыки сейчас, как никогда, необходимы молодым людям для освоения современной военной техники в период службы в рядах Вооруженных сил РФ.

По сообщениям печати нехватка опытных инженерных кадров является в настоящее время является одним из главных ограничителей развития российского оборонно-промышленного комплекса, что представляет угрозу безопасности нашей страны. Разработка новейшего комплекса ПВО для кораблей ВМФ России идет с отставанием от графика. Как сообщили «Известиям» в концерне ПВО «Алмаз-Антей», который разрабатывает эти комплексы, отставание связано с дефицитом инженеров в конструкторских бюро концерна.

По вине «либеральных экономистов» и их безответственных «реформ» возникли структурные перекосы внутри основных оборонных отраслей (за последние 20 лет количество конструкторских бюро снизилось приблизительно в 4,5 раза). Из «оборонки» практически исчезли квалифицированные рабочие и технические кадры среднего и низшего звеньев. Сегодня крайне остро стоит задача подготовки молодых профессиональных кадров для оборонно-промышленного комплекса, возрождения ПТУ и техникумов, готовящих кадры для оборонных предприятий, возвращения молодежи в производственный процесс, ведь средний возраст, например, сотрудников КБ значительно превышает 60-летний рубеж.

Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач модернизации, инновационного и технологического развития, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения предметной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях. Предметная область «Технология» является основной образовательной областью в школе, в которой формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые всем современным профессиям созидательного труда.

Именно при освоении предметной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения для анализа и творческого решения возникающих практических проблем, большинство из которых связано с преобразованием материалов, энергии и информации, на основе проектирования, конструирования и изготовления изделий. На уроках «Технологии» школьники получают знания и умения в области технического или инженерного творчества, представления о мире техники и техносфере, о перспективных технологиях, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей, а также о технологиях ведения дома, овладевают элементами технологической культуры человека-культуры преобразующей деятельности.

Вместе с тем ситуация с изучением предметной области «Технология» в общеобразовательных учебных заведениях страны во многих случаях не отвечает современным требованиям и продолжает ухудшаться.

Главный идеолог нынешней реформы образования ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов в 2002 году назвал «Технологию» псевдопредметом и сказал, что его нужно убирать из школьной программы и освобождать место для более значимых дисциплин (www.faito.ru/news/show_news.php).

Результаты реформирования российской школы негативно сказались на качестве технологического образования, что, в частности, во многом способствовало технологическому и информационному отставанию России, поставило под вопрос возможность ее наукоемкого и инновационного развития.

Основные проблемы изучения образовательной области «Технология» в российских школах в настоящее время состоят в выделении недостаточного количества часов на этот предмет в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации и недостаточном финансировании этой образовательной области. В расчете на душу населения США в 2010 году тратили на образование $3,6 тыс., Япония – $1,5 тыс., Бразилия – $550, у нас – $400 (Итоги 2012 по оценке бизнес-структур. Профессиональное образование. Столица, 2013, № 3, с. 2–4). Если на изучение технологии в Базисном учебном плане 1993 года выделялось 2 часа с 1 по 7 и с 10 по 11 класса – 3 часа в 8 классе с учетом необходимости изучения черчения в рамках «Технологии», то в Базисном учебном плане 2004 года технология изучалась с 1 по 7 классы 2 часа в неделю, 1 час в 8 классе, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах. В 9 классе не выделено часов на изучение технологии.

Из-за низкой оплаты труда в связи с малой нагрузкой в школах не хватает учителей технологии-мужчин. Технология не введена в фундаментальное ядро образования, не входит в состав ЕГЭ, не включена в перечень экзаменов по выбору выпускника школы.

Во многих школах технология вообще не изучается, или технологии обработки материалов заменены информационными технологиями, либо другими предметами для подготовки к ЕГЭ. Площади учебных мастерских сокращаются, или эти мастерские ликвидируются, расходный материал не оплачивается. Учителя технологии уходят из школ из-за сокращения нагрузки. Закрываются межшкольные учебные комбинаты. Поднимался вопрос о ликвидации Всероссийской олимпиады школьников по технологии, в которой участвуют сотни тысяч школьников по всей стране.

Дальнейшее наступление на предметную область «Технология» заложено в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. В этих стандартах предполагается изучение технологии в начальной и основной школе, а в старшей школе нет предметной области «Технология», она является дополнительным учебным предметом по выбору обучающихся, предлагаемым учебным заведением в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения. В соответствии с новыми стандартами количество часов, отведенное на изучение всех предметов, в том числе и на предмет «Технология», определяется образовательным учреждением самостоятельно в пределах максимально допустимой учебной нагрузки.

Поскольку материальному оснащению технологии в школах многие годы не уделялось должного внимания, у администрации школ есть возможность не включать дополнительный учебный предмет «Технология» в сетку часов, что затрудняет выбор профессии старшеклассниками в сфере материального производства.

Однако нет сомнений в том, что потребности в инженерно-технических кадрах для инновационного развития экономики в нашей стране заставят Министерство образования и науки Российской Федерации обратить особое внимание на необходимость технологической подготовки школьников в соответствии с рекомендациями парламентских слушаний 2 июля 2011 г. по теме «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России», где рекомендуется Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей (Российским Союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями «Деловая Россия» и «Опора России») сформировать систему профессиональной ориентации и предпрофильной подготовки обучающихся в общеобразовательных учреждениях для повышениях их мотивации к последующей трудовой деятельности, предусмотрев при этом меры по обеспечению:

• повышение привлекательности обучения по образовательным программам высшего профессионального образования инженерного профиля;

• повышение уровня технологического образования школьников, восстановления необходимых объемов технологической подготовки школьников во всех классах средней общеобразовательной школы;

• углубление довузовской подготовки школьников по предметам естественнонаучного и технологического цикла путем развития профильных (физико-технических) классов и школ.