Вы здесь

Непрерывное технологическое образование и технологическое образование школьников. Проблемы технологического образования в Российской Федерации[8] (Ю. Л. Хотунцев, 2017)

Проблемы технологического образования в Российской Федерации[8]

Хотунцев Ю. Л.


Ключевые слова: технологическое образование, начальная школа, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное образование.


Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий, требует формирования в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития.

Поставленная президентом РФ В. В. Путиным задача инновационного технологического развития страны и создания к 2020 году 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест невозможна без системной подготовки высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных кадров.

Постоянное появление новых технологий требует непрерывного технологического образования людей в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, в учреждениях начального (НПО)[9], среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО), на курсах переподготовки и повышения квалификации. Знакомство с элементами использования технологий должно начинаться в дошкольных учреждениях.

Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения предметной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Именно при изучении предметной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения анализа и творческого решения возникающих практических проблем, преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования изготовления, оценки процессов и изделий, знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, о мире профессий и путях самооценки своих возможностей. Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства.

Предметная область «Технология», синтезирующая естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Важную роль в этой образовательной области играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся, способствующая их творческому развитию.

Предметная область «Технология» при наличии материально-технического, методического и кадрового обеспечения является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественно-научных и гуманитарных дисциплин.

Эта образовательная область отличается от трудового обучения более глубоким интеллектуальным содержанием и ориентацией на творческое развитие учащихся, в том числе при выполнении проектов.

Трудовая подготовка и изучение технологии в школе ориентируют ее выпускников на выбор рабочих профессий, на обучение в системе начального, среднего и высшего профессионально-технического образования. Кроме того, сформированные в процессе такой подготовки начальные технические и технологические умения и навыки сейчас, как никогда, необходимы молодым людям для освоения современной военной техники в период службы в рядах Вооруженных сил РФ.

Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область «Технология» является необходимой компонентой общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения [1].

В учреждениях среднего и высшего технологического образования и подготовки учителей технологии должно уделяться внимание не только овладению конкретными технологиями, но и изучению общих принципов технологической и творческой деятельности, дизайну изделий, перспективных технологий XXI века и формированию технологической культуры специалиста в рамках соответствующих курсов.

Основы технологической культуры (культуры труда, информационной культуры, графической культуры, проектной культуры, экологической культуры, культуры дизайна, культуры человеческих отношений и т. д.) целесообразно изучать и в средних и высших учебных заведениях нетехнологического профиля, поскольку технологическая культура в своей области деятельности необходима любому специалисту[2].

Однако реализация технологического образования молодежи в нашей страны затрудняется отсутствием внимания к этому вопросу со стороны системы образования. Отметим следующие моменты:

1. Неуклонно сокращается число часов на изучение «Технологии» в начальной школе. Если в Федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 1993 г на изучение технологии в начальной школе выделяется по 2 часа в неделю с 1 по 4 класс, то в примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 г. только 1 час в неделю с 1 по 4 класс. Сюда же входит и практика работы на компьютере в ущерб практической деятельности по обработке материалов.

2. Уменьшается число часов на изучение «Технологии» в основной школе (5-9 классы). Если в Федеральном базисном учебном плане 1993 г «Технология» изучалась 2–3 часа в неделю с 5 по 11 класс, то в Примерной основной образовательной программе основного общего образования 2015 года «Технология» изучается в 5–7 классах 2 часа в неделю, в 8 классе – 1 час в неделю, в 9 классе «Технология» не изучается вообще. Практически ликвидирована во всех школах России часть «Технологии» – «Черчение» – язык техники.

Учебное оборудование: станки и швейные машины устаревают, расходные материалы не оплачиваются. Учебные мастерские ликвидируются. Закрыты практически все межшкольные учебные комбинаты. «Технология» как дисциплина по проектированию и изготовлению изделий заменяется «Информационными технологиями». «Технология» не входит в фундаментальное ядро образования, не входит в состав ЕГЭ, не включена в перечень экзаменов по выбору выпускника школы.

3. В старшей школе (10–11 классы) «Технология» согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 2012 года выведена из числа обязательных дисциплин и переведена в число дисциплин по выбору, предлагаемых учебным заведением в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения.

4. Совершенно недостаточно уделяется внимание подготовке рабочих кадров. Страна испытывает острую нехватку квалифицированных рабочих (75 % от общего спроса в 2012 году). Кадровый голод по рабочим специальностям составил в 2015 году 800000 человек. О кадровом голоде заявляют две трети предприятий страны. Квалифицированных кадров не хватает практически во всех отраслях промышленности: машиностроении, оборонно-промышленном комплексе, практически во всей обрабатывающей и легкой промышленности. Острые кадровые проблемы существуют даже в самых приоритетных отраслях промышленности, в частности в ракетно-космическом комплексе, где сотрудников старше 50 лет – 44 %, а пенсионного возраста – 25 % [3].

Рабочих высокой квалификации в России осталось менее 5 %, а в развитых странах 45-70 %. Деформирована сама структура подготовки кадров. Подготовке специалистов по уровням НПО, СПО и ВПО ведется в соотношении 1:1:1, в то время как рабочих требуется в 5 раз больше [1]. Министерство труда в 2015 году представило список востребованных профессий. Это автомеханики, столяры и плотники, робототехники, наладчики-ремонтники промышленного оборудования, операторы станков с ЧПУ, администраторы баз данных и лаборанты химического анализа, программисты, плиточники и повара, техники авиационных двигателей и техники по биотехническим аппаратам и системам. В общем, каждая из 50 специальностей, вошедших в этот список, требует очень высокой квалификации и длительного обучения, некоторые, хотя далеко не все, предполагают наличие высшего образования [4].

5. В педагогических университетах сокращается число студентов – будущих учителей технологии.

6. В средствах массовой информации нет положительных образов рабочих, учителей, инженеров, научных работников. Все это было в кинофильмах в Советский период.


Литература:

1. Ткаченко Е. В. Проблема подготовки рабочих кадров в РФ. Педагогика, 2014, № 6, с. 21–31.

2. Хотунцев Ю. Л., Насипов А. Ж., Хотулев А. В. Концепция непрерывного технологического образования в России. Технодоктрина 2014. 1-й Всероссийский форум технологического лидерства России. Итоговый сборник докладов. ООО «Русто», М.: 2014 г., с. 557–561.

3. Гольцман Т. Родная проходная. «Известия» (приложение), июль 2015.

4. Холманских И. Про безработных троечников и людей труда. Известия, 27.10.2015.