Вы здесь

Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы. Раннее развитие (А. В. Милованова, 2013)

Раннее развитие


Секреты IQ

Эпоха вундеркиндов

Игрушки для детей

Умная комната

Развивающие игры и упражнения

Музыкальное воспитание

Авторские методики раннего развития

Секреты IQ

Это интересно

Самым умным ребенком в мире Книга рекордов Гиннесса признала девятилетнего жителя Египта Махмуда Ваиля Махмуда, имеющего высочайший среди ровесников показатель IQ и способного производить в уме сложные арифметические действия со скоростью компьютера. Сам маленький гений в будущем мечтает стать врачом, как его папа, а на досуге развлекается умножением и делением в уме девятизначных чисел.

Возможно, тест IQ – некая лотерея, где каждому хочется вытянуть счастливый билет. Хотя, быть может, результат тестирования закономерен и действительно соответствует истине. Споры об этом не прекращаются вот уже более 100 лет, с тех пор как в 1905 году Альфред Бине совместно с Теодором Симоном создали первую шкалу для измерения интеллекта детей. Как это часто происходит с судьбоносными открытиями, шкала носила чисто прикладной характер и служила лишь средством для другой цели. Это был очередной выпад в горячем споре об определяющем влиянии наследственных или же внешних факторов на формирование интеллекта. Споре, начавшемся в 1865 году и не прекращающемся до сих пор.

Именно тогда, сорока годами раньше, в 1865 году английский ученый Фрэнсис Гальтон положил начало евгенике[2]. Той самой, под флагом которой Адольф Гитлер впоследствии выводил новую расу чистокровных арийцев. Евгеника возносила превыше всего интеллект и подразумевала сознательное продолжение рода с упором на поиск одаренного партнера. И тут впервые возникла необходимость в точном измерении психических свойств человека. Гальтон основал в Лондоне первую антропометрическую лабораторию, и там же появился первый тест, разработанный американским психологом Джеймсом Маккином Кеттеллом. Ученые утверждали, что влияние среды на интеллект ничтожно, поэтому надо поощрять браки между здоровыми и интеллектуально полноценными людьми и стерилизовать «недоразвитых».

Работа Кеттелла вызвала настолько бурный резонанс, что повсюду стали появляться многочисленные лаборатории для тестирования интеллекта. Пока, наконец, во Франции не появился человек, категорически несогласный с исключительно наследственным происхождением интеллекта, – Альфред Бине. Он написал: «Мозг ребенка подобен полю, на котором опытный фермер посредством культивации может осуществить задуманные им изменения и в результате вместо бесплодной получить плодородную землю» и создал совместно с Симоном тест, получивший название Коэффициент интеллектуальности (IQ). Тест был разработан для детей от 3 до 13 лет с постепенным увеличением трудности заданий.

Удивительно логично происхождение результата в 100 баллов. Ребенок решает задачи своего хронологического возраста. Если для него это слишком просто, ему предлагаются задачи для старших детей: на год, на два… Если сложно, то в сторону понижения. Выявленный возраст «умственного развития» делится на хронологический и отображается в процентах от 100. На данный момент наиболее популярен классический тест Айзенка "3, хотя существуют и альтернативные методики "4.

Самые-самые

По последним данным, самый высокий средний показатель IQ в Европе – у немцев (107 баллов). У русских он составляет 96 баллов. Как показала практика, менее 2 % людей имеют IQ больше 148. Именно таких гениев, сейчас их свыше 110 000 членов более чем в 50 странах мира, принимают в общество «Менса[3]». Совсем недавно в нем появился новый необычный член – двухлетний малыш Оскар Ригли, признанный самым юным участником за всю историю существования интеллектуальных клубов. Его IQ, по приближенным оценкам, составляет более 160 баллов.

Определяющий фактор

Что же все-таки является первопричиной развитого интеллекта: наследственность или среда? Безусловно, таланты и способности к совершению определенных умственных операций наследуются от родителей. Ярким примером может служить декрет товарища Сталина 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Знаковое событие, после которого какие-либо тестирования, как, в общем-то, и вся психология, стали табу для советского общества. Причина-то всего лишь заключалась в том, что по результатам широкомасштабного тестирования сотен тысяч детей конца 20-х – начала 30-х годов выяснилось, что дети из семей рабочих и крестьян, т. е. опоры и фундамента страны, уступают интеллектом детям из семей интеллигенции.

Не так давно были получены сенсационные данные группой ученых из США и Канады. Оказывается, прослеживая динамику роста толщины коры больших полушарий головного мозга детей, можно делать практически достоверные прогнозы их будущего интеллектуального уровня. Так, у «очень умных» детей (IQ = 121–149) толщина коры увеличивается вплоть до 11 лет, после чего, как и у всех людей, начинает истончаться. У «просто умных» детей (IQ = 109–120) рост сменяется снижением уже к 8–9 годам. У ребят со «средними способностями» (IQ = 83—108) рост толщины коры прекращается в 6 лет.

Но не все определяется лишь наследственной информацией. В настоящее время ученые сходятся на цифре 40–50 % при определении влияния врожденных факторов на коэффициент интеллекта. Остальное – внешняя среда. Однако порой все так переплетается, что становится трудно определить истинную причину. Взять хотя бы многочисленные исследования грудного вскармливания. Уже никто не оспаривает тот факт, что продолжительное, более года, грудное вскармливание положительно сказывается на формировании интеллекта малыша. Вопрос только в том, какую пользу несет грудное молоко.

Интересна одна из последних генетических гипотез, полученных исследователями из Института психиатрии королевского колледжа в Лондоне. Факт: 90 % людей с высоким IQ являются обладателями гена FADS2, который даже называют геном интеллектуального развития. Известно, что именно этот ген помогает усваивать жирные кислоты, как раз те самые, которые содержатся в грудном молоке. Вывод: показатель IQ ребенка повышается при регулярном и длительном питании грудным молоком при условии, что в его генах содержится ген FADS2. Правда, существует и другое объяснение воздействия грудного вскармливания на интеллект малыша. По данным специалистов Эдинбургского центра медицинских исследований, женщины, предпочитающие грудное вскармливание, в целом оказываются более образованными, ответственными и заботливыми матерями по сравнению с теми, кто предпочитает молочные смеси, и создают в семье благоприятную обстановку для полноценного раскрытия способностей детей.

Так что в наших силах, используя влияние внешней среды, сделать все возможное для того, чтобы помочь ребенку реализовать дарованный природой потенциал.

Готовимся родить гения!

По статистике, интеллект у детей тем выше, чем старше их родители. В этой связи любопытен тот факт, что в старину мужчина считался созревшим для брака в 30–42 года. Современная наука объясняет это тем, что в отличие от юных мужчин, у которых и хорошие, и дефектные сперматозоиды имеют высокую подвижность, после 30 лет активность падает, и цели достигают только лучшие из лучших.

Изучение выдающихся личностей определенно свидетельствует в пользу того, что наиболее одаренные дети рождаются с января по март, что объясняется весенними колебаниями уровня тестостерона в организме женщины. Кроме того, полезно еще до зачатия ввести в рацион будущей мамы продукты, содержащие жирную кислоту Oмега-3 (морская рыба, рыбий жир). Американские ученые в ходе эксперимента с участием 16 000 женщин нашли прямую зависимость между пропорциями бедер и талии (чем выше, тем лучше) и умственными способностями их детей. Причиной тому содержащаяся в тканях бедер Oмега-3. Любопытно, что, по данным другого исследования, токсикоз у беременных – также свидетельство высоких умственных способностей будущего ребенка.

К шокирующим данным пришли ученые, исследовавшие влияние загрязнения в атмосфере на интеллект детей. Выяснилось, что загрязненная транспортом окружающая среда оказывает такой же негативный эффект на интеллект ребенка, как если бы их матери выкуривали во время беременности по десять сигарет ежедневно. Так что имеет смысл перебраться хотя бы на время в экологически благоприятную местность с нетронутыми зелеными ландшафтами.

Создание правильной среды

С рождением малыша в руках родителей появляются бесконечные нити воздействия на формирование его интеллекта. Наверное, неспроста новорожденный воспринимает только желтый цвет – цвет интеллекта. Малыш рождается исследователем, и ему непреодолимо хочется все увидеть, потрогать и понять. При этом ведущую роль играет тот человек, который наиболее близок ребенку в эмоциональном плане. Как правило, это мать, отсюда и название: «материнский эффект».

Подбирая правильное питание, помните, что умнее всего люди становятся от клюквы. Также в рационе не лишними будут черника, свекла, капуста и шпинат. Конечно, в списке еды для интеллектуалов никак не обойти жирную рыбу. Для активной работы мозга полезны богатые глюкозой десерты и зерновые продукты. Ускоряют мыслительные процессы и укрепляют нервную систему продукты, содержащие витамины группы В. Установлено, что у детей, которые регулярно едят на завтрак кашу, увеличивается уровень интеллекта, а вот злоупотреблять шоколадками малышам не стоит. Да, шоколад удивительно полезен для мозга, но только в таких количествах, которые можно получить, лишь употребляя черный горький шоколад. Молочный аналог слишком разбавлен для того, чтобы оставаться полезным, но содержит много сахара, что грозит множеством неприятностей.

Механизм развития интеллекта

Интеллект можно и нужно развивать

В природе законы едины, и мозг «качается» ровно так же, как мускулы у бодибилдеров. Залог успеха – регулярные тренировки. Представьте себе культуриста на пенсии. Груда… жира. Примерно так же выглядит и интеллектуал, переставший заниматься мыслительной деятельностью. Было обнаружено, что обучение умению читать и писать изменяет структуру мозга, увеличивая плотность серого и белого вещества в некоторых его отделах. Причем особое внимание стоит обратить не на время, отведенное занятиям, а на их качество. В мозге образуются сложные нейронные сети только и только тогда, когда человек затрачивает усилия, превозмогая себя для постижения чего-то нового.

Важно искренне заинтересовать ребенка и вовлечь его в задачу нахождения решения. Впрочем, это не должно стать непреодолимым препятствием, ведь дети любопытны сами по себе и все время стремятся к познанию нового, а любопытство свойственно гениям. Альберт Эйнштейн сам объяснял парадокс своего разума тем, что только в 16 лет по-детски наивно заинтересовался вопросами, которые задают все малыши в период «почемучек»: а что произойдет, если человек догонит лучик света? Можно ли подержать его в ладони?

Мозг – тонко настроенный механизм, с ним опасно переусердствовать

В погоне за достижениями порой совершенно не хочется делать паузу, особенно когда финиш уже виднеется на горизонте. Тут самое время вспомнить одно парадоксальное правило: информационный голод – новая ступень развития. Нельзя бесконечно впитывать, когда-то надо и переваривать. Ребенок тоже не может работать без выходных, а эффективность занятий становится очевидна именно после своеобразного «шага назад».

Более того, умным детишкам требуется большее время для восстановления. Как минимум, дневной сон обязателен. Считайте суммарную нагрузку: телевизор, компьютер, книги, занятия, игры. Для ребенка каждая форма деятельности развивающая, а значит, и изматывающая!

Помните, нервные волокна головного мозга покрываются защитными изолирующими оболочками только к 7 годам. нервы дошколят словно оголенные провода!

Избежать опасных перекосов в воспитании поможет и то знание, что физическая нагрузка – занятия спортом – как нельзя лучше сказывается на умственных достижениях. Мышечная активность снимает напряжение мозга и расслабляет его, тем самым сокращая время на восстановление, а глубокое дыхание насыщает мозг кислородом. Поэтому не будет ничего страшного в том, чтобы отложить серьезные занятия на дождливое и холодное время года. Тем более что как раз в это время мозг работает более продуктивно, совершая меньше ошибок.

Гений – не просто умный человек, это созидатель

В возможностях родителей не просто подарить мир малышу, но и дать в руки инструментарий, чтобы им пользоваться. Разумеется, первичен анализ. При каждом удобном случае демонстрируйте крошке причинно-следственные связи. В мире все не просто так, у каждого явления есть объяснение. Старайтесь любую дилемму «разложить по полочкам» и представить в максимально упрощенном, понятном виде. Многие, если не большинство, выдающиеся деятели человечества признавались, что раскрытием своего потенциала обязаны грамотному учителю, вовремя встретившемуся на их жизненном пути.

Немного освоив анализ, переходите к синтезу, а значит, созданию чего-то нового. Поговорите о двух случайно взятых и не связанных между собой объектах. Рисуйте, конструируйте и, главное, прислушивайтесь к робким попыткам ребенка поделиться своей идеей. Во-первых, ваше доверие придаст ему сил и смелости, а во-вторых, «устами младенца глаголет истина». Полезно упражнение в стиле Юлия Цезаря: выполнение двух задач одновременно. Удивительно, но дети подчас с этой задачей справляются лучше родителей.

Многие психологи поддерживают теорию Кеттелла о том, что интеллект можно разделить на гибкий и кристаллизированный. Русские ученые развили эту идею, заявив, что вся суть гибкого интеллекта, ответственного за нахождение новых решений, укладывается в наше слово «смекалка». Последним исследованием в этой области стало открытие того, что упражнения, развивающие кратковременную память, улучшают эту самую смекалку. При этом уже давно выяснено, что занятия музыкой детей с четырех лет стимулируют умственное развитие именно посредством улучшения памяти.

Не останавливаться на достигнутом

Детям свойственно отвлекаться и с головой уходить в новые увлечения. В этом есть свои несомненные преимущества, но бросаться из стороны в сторону все же не стоит. Любой чемпион скажет, что своими победами обязан, прежде всего, не таланту, тренеру и родителям, а колоссальному труду. Александр Карелин (чемпион мира по классической борьбе) говорил, что первое место, куда он отправляется, когда приезжает в новый город на сборы или соревнования, – это борцовский зал. Это никак не совет к принудительным занятиям, но с самого раннего возраста в ребенке надо воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели. Вместе с ним продумывать конечную картинку и помогать ему не сбиться с пути и добиться победы. Победы над самим собой.

Чего делать не стоит

1. Не стоит растить из ребенка вундеркинда. Прежде всего, единицы из вундеркиндов вырастают гениями. Большинство становится заурядными, часть спивается, а часть и вовсе заканчивает свой век в психиатрической лечебнице. Потерянное детство, социальная дезадаптация, комплекс «аплодисментов» – вот лишь некоторые проблемы, с которыми зачастую сталкиваются такие дети.

2. Избегайте физических наказаний. Проведенные исследования убедительно показали, что дети, в отношении которых применялось физическое наказание, уступают интеллектом своим «небитым» сверстникам. Поразило и то, что даже незначительные или редко применяемые шлепки оказывают негативное влияние.

3. Не экономьте на игрушках. Порой в некачественных детских игрушках службы эпиднадзора обнаруживают свинец. Недавнее исследование показало, что средние показатели IQ детей, у которых уровень содержания свинца в крови составлял от 5 до 10 мкг/дл, были существенно ниже, чем у тех, у кого в крови содержалось менее 5 мкг/дл свинца. А результаты скольких исследований нам еще предстоит услышать? Так что все же спокойнее, когда есть четкое представление об уровне качества всего производственного цикла «лицензионных» игрушек.

Кривое зеркало

«Какая прелестная девушка!» – невольно крутится в голове при первом взгляде на обворожительную юную особу. Но впечатление быстро меняется, когда при разговоре вы обнаруживаете надменную холодность и бесконечное самолюбование своими сладкими речами, непослушными кудрями и аккуратными ногтями. Вскоре становится понятно, что этот человек не слышит, да и вовсе не слушает вас. Она видит только себя…

Как не хочется, чтобы собственное дитя выросло этаким нарциссом и за внешней красотой не растаяла внутренняя. Чтобы не возникла губительная для личности связь между всесторонним восхищением и потерей таких необходимых для жизни качеств, как любовь и внимание к ближнему, способность понимать и чувствовать других людей. Да и есть ли она вообще, эта связь?

Эффектная внешность

Строго говоря, искусство очаровывать своей внешностью не является прямым следствием действительно красивых биологических данных. Кажутся красивыми не те люди и дети в частности, которые являются действительно красивыми, а те, кто умеет себя преподносить. Вспомните самых эффектных девочек своего класса. Нос с горбинкой или же поросячья носопырка, коротенькие ножки, худенькие ручки, жиденькие волосы. Но она звезда! Ее обожают мальчики, завидуют девчонки, а все дело в очаровательных бантиках на витиевато закрученных хвостиках, беленьких колготках с рюшечками в стиле Мальвины, коротеньком платьице и других милых мелочах вроде яркого браслетика и слегка подкрашенных розовых ноготочков. Ко всему прочему добавим «гламурный» пенал с принцессами, ручку с запахом и – не как у всех – рюкзак, а блестящую сумочку через плечо. Успех обеспечен.

Дети, равно как и взрослые, складывают свое представление именно по этим не имеющим отношения к реальной красоте мелочам. Поэтому очень жаль, что некоторые родители не понимают, как важно уже с дошкольного возраста, когда все только начинается и малыш ищет свое место в коллективе и на всю последующую жизнь определяет свой алгоритм поведения с ровесниками, уделять пристальное внимание внешнему облику своего ребенка. Каковы бы ни были правильными черты лица и точеной фигурка крошечной девчушки, она будет обречена вечно смотреть со стороны на зажигающие игры и ослепительный успех другой, пусть не такой красивой, девочки, если мама подстригла «под мальчика» ее еще детские тоненькие волосики, забыла помыть глазки и выпустила в открытое плаванье в бесформенных леопардовых штанишках и с сопливыми рукавчиками. Дети все видят и все подмечают.

Выдающийся интеллект

Существуют довольно интересные данные ряда исследователей, провозглашающие, что люди с объективно красивыми показателями отличаются, ко всему прочему, и повышенным уровнем интеллекта. Красивый – значит умный. Помните? Талантливый человек талантлив во всем. Конечно, это уже евгеника. Да и в любом правиле, даже если такое есть, неизбежно встречаются исключения. Однако если предположить, что это правда, то, как ни удивительно, равно как с красотой, наличие высокоразвитого интеллекта не гарантирует ребенку уважения и признания в коллективе, часто даже не связано напрямую с хорошей успеваемостью в школе, и уж тем более не сулит взрослому человеку успеха в личной жизни и карьере. К сожалению.

И тут опять-таки на первый план выходят совсем другие качества. Чтобы хорошо учиться, прежде всего надо быть старательным и делать домашние задания. Именно это гораздо с большей вероятностью обеспечит хорошие отметки и, следовательно, явное со стороны отличников и скрытое от двоечников восхищение в классе. Как и с внешностью, так и с умом, очень важно не бояться проявлять себя. Родители, регулярно оскорбляющие своего ребенка, унижая его самолюбие и принижая самооценку, провоцируют страхи. Страх перед выступлением на публике, страх, что тебя, как обычно, посчитают неучем, страх быть осмеянным и не принятым. Плохие страхи, тяжело поддающиеся искоренению во взрослом возрасте и способные сколь угодно талантливого человека опустить на самое дно общественной жизни.

Другое дело, родители – слушатели своего ребенка. Способные подмечать его успехи, радоваться маленьким победам, грамотно презентовать сына или дочку вне дома. Их дети вырастают уверенными в себе и не боятся делать ошибок. Отчего им не кажется зазорным то и дело тянуть руку, выходить к доске и даже вступать в дискуссии с преподавателем, что в скорости поднимает их рейтинг не только среди детей, но и среди взрослых, что в обратную сторону еще более возвышает над ровесниками. Своего рода замкнутый круг, где каждый следующий виток укрепляет закрепившееся за человеком положение, программируя успешный путь на всю жизнь.

Главное, чтоб человек хороший был

Как видно, ни интеллект, ни истинная красота не являются определяющими факторами для того, чтобы человека считали умным и красивым, а значит, не приводят к таким патологическим изменениям личности, как чванство, безразличие, внутренняя пустота и т. д. Другое дело, маленькие звездочки с маленькими звездными болезнями. Они легко могут потерять содержание в погоне за яркой обложкой. И тут снова все дело за родителями. Разумеется, стремясь вырастить ребенка уверенным в себе и счастливым, помочь занять достойное место в социуме, стоит приложить усилия для поддержания внешнего лоска и раскрытия способностей в учебе. Но, окунаясь с головой в нескончаемые заботы о внешнем, нельзя ни на минуту забывать и о внутреннем стержне человека.

Мало воспитывать ребенка, нужно стать примером того, кем бы вы хотели видеть свое дитя. И тут чрезвычайно важно помнить, что характер закладывается до пяти лет. Да, какие-то коррективы жизнь вносит до самой старости, но именно в этом возрасте строится фундамент, переделать который будет с каждым годом все сложнее и сложнее. Маленький изъян в пять лет обернется неудобствами в школе и вырастет до настоящей проблемы ко взрослому возрасту. А что окружает малыша до пяти лет? По большому счету практически ничего, кроме семьи и родного дома. Весь его мир – это вы. И как подсказывает заложенный от природы инстинкт самосохранения, чтобы выжить, крошке приходится учиться копировать старших.

Дети-обезьянки удивительно легко перенимают все, начиная от таких простых вещей, как манера ходить, кушать и поддерживать чистоту в доме, до таких, казалось бы, недоступных пониманию дошкольника сложных элементов, как умение и желание заводить друзей, способность сглаживать конфликты и решать бытовые трудности, добиваться своих целей и делиться не только материальными ценностями, но любовью и вниманием. Понятно, что трудно научить ребенка тому, что не присуще ни одному члену семьи, а также уберечь от тех пороков, что с малых лет он видит возле себя. Сразу вспоминается удивительно тонко подмеченная В. О. Ключевским жизненная драма: «Привычки отцов – и дурные, и хорошие – превращаются в пороки детей».

Какова бы ни была плодотворна почва и культурны посеянные в нее семена, без должного ухода: полива, прополки, доступа к свету – уже через год вы будете лицезреть лишь заросли крапивы да репейника. Сорняк сильнее и живучее зыбкой красоты. Он возникает словно из ниоткуда и нагло отвоевывает все имеющееся жизненное пространство. Взять хотя бы столь популярное в прошлом движение бихевиористов, которыми в основе поведения человека рассматривалась связь «стимул – реакция». Укололи – больно, погладили – приятно, позвали – значит, любят. Если не включать в эту формулу собственного интеллектуального анализа, а свести рассматриваемый объект до уровня животного, то, в общем-то, так оно и есть. В этом секрет множества психологических манипуляций, начиная от «пудель-трюка» (какой у вас красивый шарфик, милая собачка, чистая гостиная), правил Карнеги до некоторых тонкостей современной магии НЛП. Если не включать разум. Но разве может маленький ребенок, ослепленный собственным успехом, его включить? Это задача родителей.

Близкие люди при желании и некоторой внимательности к жизни своего принца или принцессы могут и должны постоянно включать некий фильтр между стимулом и реакцией. Отслеживать изменения в характере маленького человека, чтобы вовремя купировать негативные проявления. Обращать внимание на достоинства других детей, уметь отделять пустые чувства от искреннего отношения. Возможно, многие без ума от вашего ребенка. Это замечательно. Но эти эмоции поверхностны и могут столь же просто пропасть, как когда-то появились. Однако стоит приглядеться внимательней – и вы сразу увидите того мальчика, который испытывает не просто восхищение, а более теплые и высокие чувства к красавице-умнице дочке. Ту подружку из многочисленного «клуба приятельниц», которая готова закрыть глаза на внешний лоск и по-детски с головой увлечь вашего ребенка в мир игр и фантазий.

Пожалуй, именно по-настоящему родные люди в среде ровесников – друзья и подруги, способные открытыми глазами смотреть на сверкающего в лучах собственной славы ребенка, – прививка от внутреннего самоиспепеления. Но, как правило, звездочки безумно одиноки. Поэтому задача родителей – с самого юного возраста поддерживать эти зыбкие связи, вовремя предотвращать и сглаживать конфликты юных друзей, пропагандировать ценность дружбы. Так как в дружбе растет и крепнет личность, появляются и зреют положительные свойства характера.

Эпоха вундеркиндов

– Да у вас вундеркинд! – восклицает старушка после общения с карапузом. – Что вы? Сейчас все дети такие, – смущенно пожимает плечами мать, – просто нужно заниматься с ребенком.

Случай из жизни

Мнения разделились. Приверженцы старых устоев запугивают молодых родителей нервными расстройствами, нарушениями сна и болезненной гиперактивностью, заиканием и даже дислексией – полным отсутствием речи, наступающим в ответ на чрезмерные интеллектуальные нагрузки. К сожалению, все это действительно может произойти. Как и почему? Врачи предпочитают не вдаваться в глубокие разъяснения, предостерегая уже на ранних этапах проявления сверх-способностей у ребенка. На приеме перед детским садиком логопед выговаривает маме: «Вашему малышу еще нет и трех лет. Какой оранжевый? Что вы? Он должен знать четыре цвета: синий, желтый, зеленый и красный. Больше ничего! Как Чуковский? Наизусть?! Вы хотите заработать заикание? Только Агния Барто. "Наша Таня громко плачет…" Не нагружайте ребенка. Считать не раньше четырех лет, а пока только "один" и "много"». И дальше в таком же духе. Мама выходит вся в напряжении: «Поставили на учет. Слишком нагружена головка. Велели посадить в "информационную колбу"».

Конец ознакомительного фрагмента.