Вы здесь

Ненька моя Евреïна. Глава третья. (1540 г.– 1648 г.) (Владимир Гальперин, 2015)

Глава третья

(1540 г.– 1648 г.)

"Запродана жидам вiра,

В церкву не пускають…"

……………………………………..

"Чи то потопити? Чи то подушити?

Чи жидовi на кров продати "

Тарас Григорьевич Шевченко.

Начиная со второй четверти 16-го столетия довольно странные отношения стали складываться между украинскими евреями и польскими властями. Короли Речи Посполитой из года в год изобретали всё новые дискриминационные законы, те же, против кого были направлены все эти уложения, верой и правдой служили своим гонителям. Впрочем нелогичной (а на чей-то взгляд и унизительной) выглядит данная ситуация лишь в отрыве от исторического контекста. Дело в том, что издевательства польской Фемиды над ввереными ей "христопродавцами" – лишь детские шалости в сравнении с антисемитскими ужасами, творящимися в тогдашней Европе. Стоит-ли роптать на жёлтые шапки или на запрет заниматься оптовой торговлей, когда в соседней Московии в 1563-м году царь Иван повелел обратить в православие всех новгородских "жидовинов", а несогласных креститься – связать и бросить под лёд. В просвещённой Германии регулярно искали виновных в распространении чумы путём отравления колодцев, и регулярно находили. Немецкая, возглавляемая дворянами чернь – в "санитарно-профилактических целях" тысячами истребляла беззащитных евреев Баварии и Франконии.


Гравюра "Сожжение брошенных в ров евреев". Германия, 15 в.


… "Землёй сочащейся молоком и мёдом", "Раем на земле" – покажется вам после всего этого городок Бро делав, в котором всего-то и лишили вас, что всех гражданских прав. Впрочем, кроме одного: умереть, защищая город от врагов польской короны. (В 1551-ом году бродславские евреи, отбивали атаки татар уже и после того, как польский гарнизон покинул город). И не умаляет, на мой взгляд, мужества защитников Бродслава тот факт, что дрались они не по зову сердца (или не только по нему), но по приказу властей. Специальным указом короля, евреям Речи Посполитой вменялось в обязанности"… стоять на страже и выходить на войну с врагом короны на конях". Еврейское ополчение, по образцу казачьего, вооружённое за свой счёт, существовало в таких украинских городах, как Бар, Богуслав, Перияславль. И раз уж речь зашла о казачестве, то такой вот удивительный факт: в 1606-м году, во время похода поляков на Московию, в составе войска украинских казаков значились одиннадцать евреев. Не обозных брадобреев и сапожников, а конных ратников. Вот как описывает геройскую смерть одного из таких сорви-голов "рыцаря Берахи сына Аарона из города Тышовец" раввин Иоэль Сиркес – "… Сражаясь вместе с казаками, Бераха был исколот и изрублен вражескими секирами-бердышами. Казаки потом ещё долго сожалели о его гибели". Те одиннадцать ветеранов "московского" похода и упомянутый раввином Бераха не могли быть казаками в полной мере, скорее всего числились при войске кем-то наподобие "вольноопределяющихся".

Непременным условием принятия в Сечь и зачисления в казачий "кош", являлось православное вероисповедание. В польских архивах той поры читаем о неком еврее из города Берестья "крестившемся в православие и ушедшем на Запорожскую Сечь". Далее документ свидетельствует о том, что местная еврейская община в отместку отобрали всё имущество новоиспечённого казака и не позволила ему увезти с собою собственных детей. Лишь после вмешательства в конфликт канцелярии самого короля Сигизмунда III (наглядный пример юридической автономии иудейских общин-кагалов Речи Посполитой) казаку-выкресту позволено было забрать в Сечь детей и скарб.

Я тут только что использовал слово "выкрест", слово, для принявшего христианство иудея весьма обидное и порою тянущееся шлейфом за потомками неофита сквозь века. Например, такая довольно распространённая украинская фамилия как Перехрыст (Перекрест) – происходит именно от евреев-запорожцев, променявших отцовскую веру на казачью долю. И таких запорожских родов, ведущих начало от "перекрестов", не мало. Забавные фамилии многих известных хорунжиев и атаманов, красноречиво свидетельствуют о их семитских корнях: Израитель, Мойсей, Жидченко, Жидовкин. Но конечно-же, среди грамотных и поднаторевших в иноземных мовах писарей "перехрыстов" поболее было, чем в конных сотнях. В 30-е годы украинский историк С.Я. Боровой, разбирая церковные архивы, обнаружил, а затем перевёл на русский язык, удивительные документы Запорожской Сечи. Перевёл на русский с… И вот тут всё крайне запутано. Некий "кошевой" писарь (правительственная, между прочим, номенклатура, третий после атамана человек) вёл служебную переписку с подписарями (средний командный состав) на обычной для той поры смеси украинского и польского языков, но… буквами еврейского алфавита. Сомнений нет, что высокопоставленный казачий босс и подчинённые ему писари, владели кириллицей, да вот только получается, что на вбитом в подкорку тумаками местечкового меламеда "лошн-койдеш" писать им было куда-как сподручнее.

Поговаривали, что и отец Богдана Хмельницкого был крещёным евреем из местечка Хмельник. Это не так. Исчадие ада для еврейского народа появилось на свет в семье мелкого украинского дворянина, состоящего на королевской службе. Умри мальчик Богдан во младенчестве, не было б в еврейской истории страшного времени, именуемого "Гзерот тах" – "Кары господни". Но мальчик не умер. Возглавив антипольское восстание запорожских казаков, Хмельницкий истреблял евреев в таком количестве и с такой небывалой жестокостью, что, приняв учинённые им злодеяния за библейские "хэвлей Мошиах" (муки накануне явления Мошиаха), иудейский мир уверовал в лже-мессию. (Шабтай Цви из Смирны, не оставил после себя последователей, однако в тогдашней своей популярности практически сравнялся с Иешуа из Назарета).

… Учёные расходятся в оценках общего числа жертв хмельнитчины. Но в одном сходятся современные исследователи: лишь в течении весны и лета 1648-го года (без газовых камер и пулемётов, холодным оружием в умелых руках борцов за свободу) истреблена была по крайней мере пятая часть (по другим оценкам – треть) еврейского населения Ураины. И как истреблена…. Я долго думал, приводить ли в этой статье свидетельства современников 'Тзерот тах". Я всё спорил с самим собой – цитировать ли всуе предлагаемой брошюры описания садистских казней творимых казаками над еврейскими детьми, беременными женщинами, над мужчинами, не догадавшимся собственноручно избавить от мук обречённые семьи, а затем и самих себя. Решил – не буду. Но вы наберитесь мужества, почитайте про то, что вытворял нелюди во главе с "Хмелем-Злодеем" в июле 1648-го в Немирове и в Тульчине… В Баре, в Остроге. (Хроники очевидца "Пучина бездонная" Натан беи Моисей Ганновер)

Конец ознакомительного фрагмента.