Вы здесь

Ненька моя Евреïна. Глава первая. (2 в. до н. э. – 1240 г.) (Владимир Гальперин, 2015)

Copyright © Vladimir Galperin 2014


Владимир Гальперин

ALL RIGHTS RESERVED.

No part of this publication may be reproduced, stored in a retrieval system, or transmitted in any form or by any means – electronic, mechanical, photocopying, recording or otherwise without written permission of the publisher or author.


Никакая текстовая часть этого издания не может быть воспроизведена в любой форме или любыми средствами, электронными или механическими, включая фотографирование, ксерокопирование или иные средства копирования или сохранения информации без письменного разрешения автора или издательства.


… адекватно воспринимая действительность и не строя иллюзий, я не претендую своим эссе, ни на сенсацию, ни на истину в последней инстанции. "Ненька" – это всего лишь неуклюжая попытка систематизировать и по возможности человеческим языком изложить давным-давно известные факты.

Приступая к этому рассказу, я очень рассчитываю на драгоценные поправки и дополнения моих терпеливых читателей. Приношу так же свои искренние извинение за неудовлетворительное качество некоторых старых фотографий, столь необходимых этой книжке для передачи исторической атмосферы соответствующих глав.

Глава первая

(2 в. до н. э. – 1240 г.)

"О еретиче! Уже псомъ выверечи!

Помнишь ли, жидовине,

вь которых порътехъ пришелъ бяшеть?

Ты ныне в оксамите стоиши, а князь нагъ лежить…"

(Повесть об Убиении Андрея Боголюбского. Киев.,1175–1776 гг.)

"Ненька моя Евреïна"?!… Не заголовок, а параноидальный бред председателя житомирской секции "Союза Архангела Михаила" – подумает читатель. Ну, или – боевой клич эскадрона жидо-бандеровских карателей, из телесериала на первом канале Луганской Народной Республики.

Отнюдь. Ни политического подвоха, ни запущенной "клиники" в трёх этих словах нет. "Евреïна" – еврейская Украина, "ненька" – мамочка, матушка, ну а "моя" – потому что, я как и бесчисленные поколения моих предков, неразрывно связан со своей родиной, с украинской землёй… с "хохляндией", с "Малороссией", с "бандеровщиной". Впрочем, не стану примазываться к чубатым потомкам скифов "с раскосыми и жадными очами", и "таки-да", признаюсь – что фамилия автора – "Гальперин", неумолимо свидетельствует об относительно недавнем переселении его ашкеназских пращуров, к берегам Днепра из германского города Хайльбронн. Произошло это роковое недоразумение (потому-что, как по мне, так лучше б пращуры жить отправились в Швейцарию) где-то между 15-м и 17-м веками, но сейчас не о моих пращурах. В данной главе, речь пойдёт о тех евреях, что обосновались на территории нынешней Украины ещё со времён докиевской Русей.

… Даже не знаю, с чего начать. Надо бы конечно с Крыма, однако слишком уж это конъюктурно, в контексте недавних политических событий, и от того – очень уж "на злобу дня". Хотя, именно там в Крыму, в эллинских колониях – полисах со второго века до н. э., начинают потихонечку появляться герои нашего повествования. И какие?! Не скрипачи с дантистами, а вы будете смеяться – воины-наёмники. "Зелёные", так-сказать, "человечки", помогавшие "греко-говорящим" крымчанам в их справедливой борьбе с "бандеро-скифами". Нет, это не только глупая шутка всё на ту-же "злобу дня", но ещё и совершенно неопровержимый факт. Так в Тамани подавляющее большинство иудейских захоронений восходящих к 1-му веку до Н.Э. – могилы служивых людей. Из века – в век, "нашего брата" в Крыму и в Приазовье прибывало. Сначала из Эллады, потом из Сирии, а после восстания Бар-Кохбы – потянулись политические беженцы аж из самой Эрец-Исраэль.


Плита с изображением иудейской символики. Пантикапей. (Керчь), 3–4 вв.


В раннем средневековье на Таманском полуострове, евреи жили в таком количестве, что византийский историк Феофан в 671-м году записал в путевых хрониках следующее: "В городе Фанагория, и в его окрестностях около живущих там евреев проживают и многие другие племена". Улавливаете подтекст? Это как если бы – "а в Суздали, около живущих там русских живут ещё и не русские". Справедливости ради, следует признаться, что обитавшие в греческих колониях северного Причерноморья иудеи не чурались обращения в иудаизм живущих по соседству представителей "многих других племён".

… Упаси боже, не кнутом (в полисах строго блюлась религиозная свобода), а исключительно пряником. Сохранился любопытный документ, датируемый 81-м годом прошлой эры. В нём сообщается, что еврейка Хреста из Пантикапея (нынешняя Керчь) отпускает на волю раба Ираклия, но при непременном условии, что будет он до конца дней своих регулярно посещать синагогу… Вот он – волчий лик объевреивания потенциальных православных.

Ну да хватит о Крыме. И вовсе не потому, что с недавних пор он "не Украина". Как раз таки наоборот – благодаря Vladimir Putin, даже огайские фермеры знают теперь, кому по праву принадлежит эта земля. Просто богатейшая еврейская история полуострова стоит особняком, и не вмещается в тематические рамки данного произведения.

Следующая глава иудейско-славянских отношений – хазарская. Именно на страницах этой главы, впервые появляется столь милое нашему сердцу слово "жид". Не требуется объяснять, даже людям далёким от "еврейского вопроса", что именно во многих славянских языках (а так-же в румынском, венгерском и литовском) означает это слово, и какой именно смысловой привкус оно приобрело. Знакомый поляк, дабы не обидеть Вашего покорного слугу, неуклюже называл его – "евреец".

А ведь всё предельно просто, и в принципе, не обидно. Дело в том, что до прихода хазар в земли вышеназванных народов, тамошние обитатели ни о каких "еврейцах" не ведали и совершенно естественно, что названия для них не имели. Хазары же, с их труднообъяснимой тягой к иудаизму, радушно принимали в своём Каганате еврейских беженцев со всего, уже тогда "на всю голову" антисемитского света, и называли пришлых единоверцев – "джих", "джихит" – от персидского "джухут", что, в свою очередь, от ивритского "иехуди". Между тем, сообразительные русичи, разобравшись в этническо-религиозной путанице данного вопроса, евреев – семитов стали называть "жидовинами", а исповедующих иудаизм тюркоязычных кочевников "жидами хазарскими".

Именно к периоду активного присутствия хазар в восточно-славянских землях относится первое документальное свидетельство о киевских евреях. Так называемое "Киевское письмо" написано высоким стилем на утончённом иврите. Автор не известен, но судя по тексту документа, это официальный представитель городской иудейской общины, жалующийся в высшие инстанции. То ли к хазарскому начальству, то ли в администрацию киевского князя обращается челом бьющий иудей, непонятно. Дело в том, что в описываемую пору власть в Киеве то и дело переходила из рук в руки, а иногда случалось и так, что князья с ханами правили сообща. Печальным поводом для написания "Киевского письма" стало ограбление богатого еврейского купца Иакова Бар-Ханукка, и убийство его брата. Повторюсь, документ написан на иврите, хоть и адресован славяно (или тюрко) – язычным властям.


Киевское письмо. Киев, 10 в.


Удивляться тут нечему: славянским языком русов и тюркским языком хазар в Киеве пользовались лишь на уровне устной речи, в политике же, в бизнесе и в юриспруденции предпочитали греческий, латынь, иврит. Короче, без "жидов", владеющих всеми этими, плюс арабским и персидским, языками, обойтись было трудно. В отличии от эллинского Крыма, древняя Русь не нуждалась в еврейских "зелёных человечках", в киевском (возникшем в 10-ом веке) т. н. "Жидовском городе", за т. н. "Жидовскими воротами" компактно проживали толмачи, купцы, лекари, и прочие зажиточные грамотеи.

Нет, я вовсе не педалирую "политически некорректные" топонимы в предыдущем предложении, тем более, мы договорились выше, что ничего плохого в те времена "ж"– слово не означало. Однако и об особой любви горожан к обитателям еврейского квартала говорить не приходилось. Уж слишком дружно жили киевские "жидовины" с "погаными" хазарскими оккупантами. Впрочем, неинтегрированными в славянское общество буками тогдашние украинские евреи тоже не были. Любопытный (и, на мой взгляд, очень человеческий) документ, датируемый 800-м годом, обнаружен был в библиотеке каирской синагоги. Некий иудей, житель греческого города Салоники, повествует о прибывшем "по делам" и поселившемся у него в доме родственнике с берегов Днепра. Уж не знаю, что там у них произошло на почве коммунального проживания, но в письме отчаянно жалуется греческий "хлебосол" на своего загостившегося кузена. Описывая дикий нрав и грубые манеры "местечкового" родича, автор отмечает, что"… никаким другим языком кроме кнаанита (ошибочно считавшегося "ханаанским" славянского) украинский гость не владел, да к тому-же ещё и "называется он языческим именем". Не знаю… Личный опыт общения с московской роднёй подсказывает, что с пещерной необразованностью "провинциала" автор несколько пережимает. Прямо – таки "никакими другими кроме кнаанита". А по каковски тогда приезжий вёл свои "дела"? Что же касается имён, то здесь всё правда. Наряду с вполне себе библейскими и традиционными хазарскими, евреи обитавшие в "ханаанских" землях, часто нарекали детей такими исконно славянскими именами как – Гостято, Дубрало, Злата…

Тем временем, гнёт Каганата над княжествами Киевской Руси постепенно ослабевал, и в 956-м году, после военных побед князя Святослава, Хазария окончательно лишается киевских колоний. Обитателей "Жидовского города", не смотря на их тесные (а порой и кровные) связи с предыдущими правителями, обретший власть Святослав притеснять не стал. Напротив, современные ему антисемиты обвиняли князя в чрезмерной мягкости к "поганым". Безусловно, никаким юдофилом-альтруистом Святослав не был, просто умным был человеком, и оттого дорожил образованными, исправно платившими налоги, подданными. Да и последующие князья, включая Владимира "крайне" насильно крестившего язычников-киевлян, иудеям в их вере (как и магометанам с латинянами) препятствий не чинил. Но особой толерантностью к иноверцам отличался женатый на некрещёной (!!) дочери половецкого хана Святополк. Современники сообщают, что в годы его княжения у "Жидовских ворот" стояли ратники оберегающие покой киевских евреев от особо рьяных блюстителей Христовой Веры. Между прочим, вы будете смеяться, но отчество князя Святополка было – Изяславич.

В 1113 году Святополк умер, ратников убрали, и в "Жидовском городе" случился первый в истории Украины (да пожалуй и всея Русси) еврейский погром. Во всяком случае, первый, который монахи-летописцы с гордостью отметили в "Повести Временых Лет".

Именно у православного духовенства ещё со времён первых киевских метрополитов-византийцев глаза горели праведным гневом на "христовых убийц". Естественно, что и о добре еретиков "слуги христовы" не забывали. Так в 1085-м году киевский метрополит Иоанн Второй запретил продажу рабов-христиан евреям. Имеющиеся же у иудеев, на момент принятия закона невольники-христиане поступали во владение монастырей. Другой большой погром, в полной мере "украинским" считать нельзя, потому как случился он в управляемом византийцами Херсоне. Однако, тоже при непосредственном участии православного духовенства.

Случилось так, что у тамошнего еврейского красильщика шелков умер невольник – захваченный половцами киевский монах Евстратий Постник. Впоследствии еврей-хозяин клялся, что раб тяжело болел. Тем не менее, церковное руководство, поспешило объявить Евстафия святым мучеником за веру, "умученным на пасху жидами". По личному приказу Императора красильщика и разрешившего сделку с половцами градоначальника (удобно оказавшегося выкрестом из иудеев) казнили, после чего херсонских евреев выгнали из города, не забыв при этом конфисковать имущество (… surprise, surprise) в пользу церковной казны.

И всё-же, несмотря на отсутствие княжеских "секьюрити" у ворот и разжигаемую киевскими попами нелюбовь, еврейская община Древней Руси процветала вплоть до татарского нашествия. Правда русский историк Татищев, радостно писал о якобы "изгнании" иудеев из Киевского Княжества в начале 12-го столетия. Документальных подтверждений этой гипотезы нет, и судя по многочисленным дошедшим до нас свидетельствам, Татищев выдавал кем-то желаемое за якобы действительное. Судите сами, о каком изгнании может идти речь, если:… в 1124 году в переводе на славянский (стало-быть для широкого пользования Гостят со Златами) создаются раввинские комментарии к Пятикнижью… В 1173 году, некий Беньямин из Туделы пишет о "Великом Киеве" и о учителе тамошних евреев "раввине Моше бен Яакове из Киева", известном и во Франции и в Богдаде. Другой очевидец – Птахия из Регенсбурга, проделав длинный путь из родной Баварии к берегам Днепра, "встречал в городах русов многих единоверцев", а ещё (тут по видимому о потомках хазар-прозелитов) – "видел в диких степях евреев-кочевников".

Так в каких-же городах нынешней Украины – тогдашней Киевской Руси, мог отдохнуть баварский непоседа за кошерным столом в субботний вечер?

Ну, на пример, и в по сей день существующем украинском городке с откровенным названием – Жидичин, упоминающимся в летописях 1227-го года. Или – во Владимире-Волынском. Знаменитое письмо 12-го века, отправленное тамошними купцами партнёрам-елиноверцам в германский город-порт Штральзунд, хранилось в городской ратуше без малого восемь столетий, и было утрачено в конце Второй Мировой войны. Зато пережил налёты немецкой авиации и по сей день свидетельствует о не последнем месте средневековой "Евреины" в Иудейском Мире манускрипт 13-го века от английского раввина Ицхака. Своё теологическое исследование сей учёный муж то и дело украшает ссылками на (по всей видимости, неоспоримого авторитета той поры) "Рава из Чернигова". В комментариях к Торе (13 в. Чехия), неизвестный автор тоже цитирует "Раввина Ицхака из Русии".

Имеются и другие, менее лестные (но от того – ещё более достоверные) доказательства еврейского присутствия в Киевской Руси. Так в письме парижскому респонденту Иехуде беи Ицхаку (1166 – 1224), раввин Элиейзер из Праги, жалуется на крайне низкий уровень образованности в общинах небольших русских городов, а так-же на практически поголовное незнание иврита тамошними обитателями. Стремясь, тем не менее, вести еврейскую жизнь, эти простаки, – сокрушается Рав Элиейзер, на должности раввинов и канторов нанимают иноземных неучей.

Что-ж, меломед-аферист – за хорошие деньги обучающий еврейских мальчиков плохому ивриту – это ещё не "цурес". Цурес, в узкоглазом лице Хана Батыя, ожидал украинских евреев в 1240 году. Приход монголов ознаменует собой конец Киевской Руси, но к счастью – не конец "Евреиыы". И следовательно – "шоб так мы были здоровы", как продолжение следует.