Вы здесь

Неклассическая и современная философия. История учений в конспективном изложении. ГЛАВА 6. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (И. С. Качай)

ГЛАВА 6. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

*Феноменология – учение о феноменах сознания.

Эдмунд Гуссерль

1859 – 1938


«Логические исследования», «К феноменологии внутреннего сознания времени», «Идеи чистой феноменологии»

Внешние вещи, находящиеся за пределами сознания, познаются путём их проявления в сознании, поэтому человек познаёт не сами вещи, а лишь их проявления в сознании, т.е. феномены, поэтому вещей-самих-по-себе не существует, а граница между субъектом и объектом стирается. Человек должен отказаться от естественной установки, согласно которой мир понимается как совокупность объективных вещей, т.к. единственной реальностью являются феномены сознания, путём метода эпохе и феноменологической редукции.

*Эпохе – воздержание от суждений, т.е. заключение в скобки всех предшествующих идей о мире.

*Феноменологическая редукция – переход от внешних вещей к сознанию как потоку феноменов.

*Редукция – сведение сложного к простому.

Три вида феноменологической редукции:

1. психологическая – переход от внешнего мира к внутреннему опыту;

2. эйдетическая – схватывание сущности внутреннего опыта как мира идей;

3. трансцендентальная – отказ от субъективно-идеалистического понимания сознания.

Сознание человека всегда направлено на объект, т.к. человек не может мыслить беспредметно.

*Интенциональность – направленность сознания на объект.

Два момента интенциональности:

1. ноэма – объект направленности, т.е. «что» сознания.

2. ноэзис – сама направленность, т.е. «как» сознания.

N.B. В предложениях «Человек существует», «Человек существует!» и «Человек существует?» ноэмой являются феномены «человек» и «существует», а ноэзисом – утверждение, восклицание и вопрос.

Философия как строгая наука суть феноменология, изучающая чистое сознание, свободное от объективного мира и субъективных характеристик. Но кроме индивидуального сознания существует общечеловеческое сознание, обладающее общей интенциональностью и понимающее мир как интерсубъективность.

*Интерсубъективность – общность субъектов как условие их коммуникации.

Законы математики и логики являются абсолютной истиной, независящей от сознания человека. Кризис европейской науки вызван отказом объективной науки от субъекта.

*Жизненный мир – очевидность обыденного сознания как предпосылка научного знания.

Философия есть наука, позволяющая найти путь к Богу и праведной жизни

N.B. Введение понятия жизненного мира суть возвращение к естественной установке сознания, т.е. признание существования внешнего мира.

N.B. Феноменология Э. Гуссерля – предпосылка возникновения искусственного интеллекта.

N.B. Громадное влияние Э. Гуссерля на философию суть феноменологический поворот.

Морис Мерло-Понти

1908 – 1961


«Структура поведения», «Феноменология восприятия»

Основой познания является восприятие («Мир есть то, что мы воспринимаем»). Субъектом восприятия является человеческое тело, укореняющее человека в мире. Тело есть источник первоначального дологического слоя живого опыта, определяющего способ понимания себя и мира. Культура есть внутреннее отношение между телом, сознанием и миром. Человек неотделим от мира, поэтому полная редукция невозможна. Интенциональность есть единый способ отношения к миру. Сознание есть совокупность смысловых фактов бытия.

Искусство исходит из первичного отношения к миру, порождающего целостное мироощущение. История есть достояние субъекта, который её пережил. Язык есть динамическая совокупность устоявшихся и нарождающихся значений, открытое предприятие говорящих субъектов, которые хотят понимать и быть понятыми.

Два вида языка:

1. слово сказанное – язык как система готовых значений;

2. слово говорящее – язык как живое говорение и создание новых смыслов.

Существование человека есть постоянное трансцендирование, т.е. преодоление напряжения между старыми значениями и новыми смыслами. Подлинное трансцендирование возможно в Перво-Бытии как источнике всех смыслов и переплетении субъективного и объективного, воспринимающего и воспринимаемого, видящего и видимого, смысла и бессмыслицы. Выживание человечества зависит от искусства плодотворного диалога человека с природой, культурой и людьми и миром в целом.

N.B. К представителям феноменологии также относится В. Дильтей.